Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Приветствие учащихся. Создание ситуации для психологического настроя. Задание: распределите слова на две группы: сочинительные и подчинительные союзы. -Почему некоторые слова встречаются два раза? -Как вы считаете, если наречия, местоимения являются средством связи частей сложного предложения, можно ли их назвать подчинительными союзами? - А как их называют? - Какова тема нашего урока? | Учащиеся выполняют задание. Два человека у доски, остальные в тетради. - Может быть, эти слова могут быть не только подчинительным союзом, но и другой частью речи. Например, слово «что» является местоимением. - Нет, нельзя -Союзные слова. -Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. Записывают тему в тетрадь. | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное её нахождение |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия | 1.Постановка цели урока и планирование деятельности в соответствии с учебной задачей. 2.Выполнение работы в группах - Перед тем, как выполнять работу в группах, вспомним структуру сложноподчинённого предложения. - Дано определение. Прочитайте его и определите, верно ли оно? СПП предложение - это сложное союзное предложение, части которого равноправны и соединены подчинительной связью или сочинительной, то есть в структуре предложения есть главное и придаточное (- Нет, есть неточности) - Определите неточности в определении. (1) в СПП части соединяются только подчинительной связью; 2) части СПП не могут быть равноправными.) Ответьте на вопросы. -Из каких частей состоит сложноподчинённое предложение? -Какое предложение называется главным, а какое придаточным? -Какое место по отношению к главному может занимать придаточное предложение? Давайте вспомним, какими терминами мы владеем, когда говорим «СПП» (учащиеся перечисляют термины, в конце идёт обобщение) Сложноподчиненное предложение Главное и придаточное предложение подчинительная связь подчинительные союзы - Итак, тема нашего сегодняшнего урока связана с СПП. -Пред вами части сложноподчинённых предложений. Ваша задача - «собрать» предложения, подчеркнуть в них грамматические основы, определить место придаточного по отношению к главному | -Учащиеся строят речевые высказывания (дают развёрнутые ответы на вопросы). -Учащиеся формулируют цель урока. -Из главного и придаточного предложений. -Главное то, от которого задаём вопрос, придаточное - на вопрос отвечает. -Придаточное может стоять перед главным, после главного и в середине главного. Учащиеся работают в группах Проверка | Целеполагание. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие. Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений. |
3.Построение проекта выхода из затруднения. Цель: выявление обучающимися новых знаний, освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации. Мини-исследование. - Сравните предложения. Постройте схемы 1 и 2 предложений. 1) Учёные установили, что индоевропейские языки обладают сходным грамматическим значением. 2) Мы свернули на дорогу, которая вела нас к знаменитой крепости. 3) Мы шли по аллее, по которой когда-то гулял лицеист Пушкин. Проверка построенных схем. 1) [ 1сущ глагол], (2 что сущ глаг). Поясняется слово «установили» 2) [1мест глагол ], (2 которая глаг). Поясняется слово «на дорогу». |
-С помощью какого средства связи придаточное предложение присоединяется к главному? -Выделите грамматические основы. -Являются ли слова «которая» и «которой» членами предложения? А слово «что»? -Сделайте вывод: какое из этих слов будет союзом, а какое союзным словом. - Прочитайте информацию в учебнике (параграф 9, стр. 54, таблица) Сегодня мы будем оценивать себя сами и результаты своей оценки вносить в таблицу. Сначала оценим владением терминологии по начальному изучению темы «СПП». Ответ «-» или «+» Знаю, что такое СПП |
| Понимаю смысл терминов в СПП |
| Умею находить границы частей СПП |
| Умею строить схемы СПП |
|
3. Целеполагание - Давайте вернёмся ко второму пред-ложению. Скажите, что необычного вы в его структуре обнаружили? - Что мы знаем о союзах? (союзы не являются членами предложения, а во втором предложении слово «которая» является не только средством связи, но и членом предложения) Значит, в терминах СПП есть не только союзы, но и слова - союзы. - Давайте сформулируем до конца тему нашего урока. «Союзы и союзные слова в СПП» | -В первом предложении с помощью слова «что». -Слово «что» не является членом предложения. Это союз - Во втором и третьем - с помощью слов «которая» и «которой». -Слова «которая» и «которой» являются членами предложения. Это союзные слова. Читают материал учебника (таблица на стр. 54). | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: коррекция, контроль, саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация |
4.Закрепление материала. Цель: самопроверка умения применять знания в типовых условиях. | 1.Организация учащихся по составлению алгоритма определения союзного слова 2.Организация учащихся по выполнению упражнения. Первый вариант выписывает предложения с подчинительным союзом, второй - с союзным словом. Подчёркивают грамматические основы, выделяют смысловые части, средство связи заключают в овал. 3.Минутка релаксации 4.Подготовка к ГИА 5.Работа по развитию речи. -Перед вами иллюстрации к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Посмотрите на неё и составьте сложноподчинённое предложение, средством связи в котором могут быть как подчинительные союзы, так и союзные слова. | 1.Учащиеся называют последовательность действий, чтобы определить средство связи придаточного и главного предложений (союз или союзное слово) 2.Учащиеся выполняют упражнение по вариантам. (Два человека у доски) Учащиеся выполняют задание с последующей самопроверкой. Примерные варианты предложений. На картине я вижу Онегина, который объясняется в любви Татьяне. Мне интересно, какие чувства испытывала Татьяна, находясь в лапах медведя. На картине я вижу Татьяну в тот момент, когда она написала письмо Евгению. | Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую. Регулятивные: коррекция, контроль. Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов. |
5.Первичный контроль усвоения материала. Цель: проверка усвоения темы урока. | Организация учащихся по выполнению теста. -Перед каждым из вас карточка с предложениями. Укажите предложения, части которых связаны союзным словами. Запишите номера ответов. | Учащиеся выполняют тестовые задания с последующей взаимопроверкой (работа в парах). Вариант карточки. 1.Укажите предложения, части которых связаны союзными словами. 1)Когда Василий и Кузьмич пришли, тётка Наталья спала и не услышала их. (В.Распутин) 2) Там, где когда-то были густые вишнёвые сады, теперь торчал обгорелый чёрный кустарник. (М.Алексеев) 3)Деньги, что не успел положить на книжку, Егор хранит в чемодане. (В.Тендряков) 4)По голосу бойца Шахаев понял, что Мальцев чем-то сильно взволнован. (И.Алексеев) 5)Лютров вспоминает попутчиков, которых нередко сажает к себе в машину по дороге в аэродром. (А.Бахвалов) | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: контроль и адекватное оценивание своих достижения и достижений одноклассника, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения |
6.Рефлексия. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке. | -Перед вами три карточки с изображениями чемодана, корзины для мусора и лупы. Выберите ту, которая, на ваш взгляд, отражает степень полезности полученных знаний. Если вы считаете, что получили полезные знания и они пригодятся вам в жизни, выбираете чемодан. Если знания получены в недостаточной степени, материал ещё нужно рассмотреть, изучить, доработать, выбираете лупу. Если считаете, что полученная информация не представляет ценности и не пригодится вам, выбираете корзину |
|
|
7.Домашнее задание | Упр. 102, 103. Параграф 9 (средства связи частей СПП. Таблица на стр. 54) |
|
|