Урок на тему «Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении». 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Цель: познакомить учащихся с понятием «союзные слова», научить отличать союзы от союзных слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 9 классе | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок на тему «Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении».
9 класс
Цель: познакомить учащихся с понятием «союзные слова», научить отличать союзы от союзных слов.
Задачи:
1.Предметные: 1) выработать умение отличать союзы от союзных слов;
2) развивать пунктуационную грамотность.
2. Метапредметные:
- Познавательные УУД:
- Владеть приёмами отбора и систематизации материала;
- Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать;
- Преобразовывать информацию (текст правила) в схему, таблицу, алгоритм, действовать по алгоритму.
- Регулятивные УУД:
- Искать пути решения учебной задачи;
- Самостоятельно решать предложенные учебные задачи;
- Соотносить цели и результаты своей деятельности;
- Адекватно оценивать результаты своей деятельности.
- Коммуникативные УУД:
- Оказывать взаимопомощь;
- Строить связное монологическое высказывание;
- Представлять результат своей деятельности и деятельности группы.
3. Личностные:
1. Формировать адекватную самооценку;
2. Осозновать практическую значимость материала по теме «Союзы и союзные слова» и ценности совместной деятельности;
3. Прививать интерес к познавательной деятельности.
Ход урока
- Орг. Момент.
- Мотивация к учебной деятельности
Цель: выработка у учащихся внутренней готовности к выполнению учебной деятельности.
- Графический диктант. (Я читаю предложение, вы воспроизводите его схему)
А) Языком мелет, что кружева плетёт.
Б) Что в лицо сказано, со злом не связано.
В) Верхушки башен, если бы языком можно было бы строить, касались бы неба.
Г) Кто мало говорит, больше делает.
- Проверьте по образцу, за каждую правильно построенную схему поставьте на полях балл.
- Зададим вопрос от главного к придаточному. Кто хочет попробовать?
Поставьте, кто отвечал ещё по одному баллу.
- Актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии. Выявление места и причины затруднения.
Цель: подготовка мышления учащихся и организация ими потребности к построению учебных действий, организация учащимися возникшей ситуации и выявление места и причины затруднений, осознание того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
- Как вы чертили схемы? На что обращали внимание? (Где стоит придаточное)
- Докажите, что эти предложения СПП. Что такое СПП?
Учитель: Итак, вы сказали, что части СПП связаны союзами и союзными словами, а сможете определить, в каком предложении средством связи является союз, в каком- союзное слово. (Нет. )
- Почему? ( Не знаем, что такое союзные слова)
- Формулирование целей и задач.
Цель: уметь формулировать цели и задачи урока.
- Сформулируйте цели и задачи урока, используя слова:
1. Я смогу( должен, попробую) узнать…
2. Я буду уметь…
3. Я научусь (должен, смогу научиться)…
- Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта.
Цель: построение проекта выхода из затруднения, выбор способа и средств реализации, построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении задач.
- Где мы можем узнать всё, что нужно для достижения цели? ( в учебнике)
1. Исследование. ( Работа по группам) ( Распределитесь на 2 группы)
- Откройте учебник на стр. 58, 60, 61. Прочитайте и составьте : 1группа) таблицу; 2 группа) алгоритм под названием «Отличие союзов и союзных слов»
2. Представление результата группы.
- Оцените работу группы по пятибалльной системе (взаимооценивание), поставьте балл на полях.
- Первичное закрепление и проговаривание в речи.
Цель:
- Вернёмся к нашим предложениям, пословицам, давайте устно определим, чем является средство связи в предложении, пользуйтесь алгоритмом или схемой.
1. Языком мелет, что кружева плетёт. (союз)
2. Что в лицо сказано, со злом не связано. (союзное слово)
3.Верхушки башен, если бы языком можно было бы строить, касались бы неба. (Союз)
4. Кто мало говорит, больше делает.(Союзное слово)
Вывод учителя: итак, если союз не отвечает на вопрос, не является членом предложения, его можно убрать , то идёт речь о служебной части речи, не имеющей лексическое значение, союзное слово-это самостоятельная часть речи – местоименное наречие и относительные местоимения.
Работа со схемой (у каждого на парте)
_Посмотрите, какие слова могут быть и союзом и союзным словом?
КАК
ЧТО
КОГДА
- Закрепление материала. Работа в группах.
- Выпишите предложения, где средством связи является союз
- Выпишите предложения, где средством связи является союзное слово.
- Не всё годится, что говорится.
- Кстати промолчать, что большое слово сказать.
- Язык без костей, когда работает на хозяйку и на гостей.
- Когда говоришь, хорошенько думай.
- Речь без пословицы, как суп без соли.
- Так говори, как делаешь.
Ответ: 1) 2,3,5
2)1, 4,6
-Поставьте балл за каждое правильное предложение на полях тетради.
VIII. Самостоятельная работа с интерактивным тестом.
Цель: самостоятельное закрепление нового способа действия в работе с интерактивным тестом, рефлексия достижения цели учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
- Поставьте свой балл, полученный за тест на полях.
IX. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: повторение и закрепление, выявление границы применимости нового знания в системе знаний.
- Выполним синтаксический разбор. (на доске и в тетрадях)
Язык отдыхает, когда голова думает.
X. Рефлексия.
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
- Что мы сегодня делали на уроке?
- Какие практические навыки приобрели?
- Что получилось, а что требует коррекции?
- Где знания урока могут помочь, пригодиться в жизни?
Подсчитаем баллы.
15-17(5) 13-14(5)
11-14 (4) 10-12(4)
7- 10 (3) 7-9(3)
XI. Домашнее задание.
- С каким материалом мы на уроке работали (с пословицами)
Возьмите любую пословицу в качестве тезиса и напишите небольшое сочинение-рассуждение.
Урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Фонетика. Гласные и согласные звуки"
Цели:
- Ввести в лексикон учащегося термин “фонетика”;
- Дать понятие об образовании гласных и согласных звуков;
- Учить сопоставлять орфографическую и звуковую запись слов.
Оборудование:
- Магнитофон.
- Аудиокассета с записью звуков природы.
- Мультимедийный проектор.
- Презентация.
- Конверты.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Постановка целей и задач урока.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Я приглашаю вас в загадочную страну Фонетика и обещаю вам удивительные открытия.
III. Изучение нового материала.
- Когда я пришла к вам на урок, на столе обнаружила два конверта. Один адресован мне. Посмотрим, что там. Кассета. Давайте ее послушаем. Какие звуки вы сейчас услышали? (Звуки природы).
- Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? (Нет).
- А какие звуки нам помогают в общении? (Звуки речи).
- Правильно, а звуки речи изучает раздел науки о языке – фонетика. Запишем тему нашего урока.
IV. Словарно-орфографическая работа.
- Фонетика. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите.
Слово это пришло к нам из греческого языка, “фоне” – звук.
- Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”. Объясним значение этих слов и выделим общую часть.
- Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);
- Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);
- Мегафон (рупор для усиления звука, голоса);
- Микрофон (прибор для усиления голоса);
- Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);
- Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты);
- Фонотека (собрание звукозаписей);
- Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью);
- Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку);
- Патефон (граммофон с рупором).
- Но в русском языке, ребята, есть слово “фон”, например, светлый фон, на фоне вечернего неба. Являются ли все названные нами слова с корнем “фон” однокоренными? Почему? (Слово “фон” обозначает – 1) цвет; 2) задний план картины; 3) обстановка).
V. Движение темы.
- Давайте поиграем с вами.
1. Измените первый звук.
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
сом – ком | чайка – гайка | моль – роль |
том | зайка | соль |
дом | байка | боль |
лом | шайка | голь |
ром | лайка | ноль |
2. Выньте один звук.
Краска-каска (склон-слон, полк-пол, тепло-тело, беда-еда, экран-кран).
3. Добавьте один звук.
Стол-столб (клад-склад, лапа-лампа, шар-шарф, усы-бусы, укус-уксус).
- Молодцы! Поиграв в такие игры, вы сами убедились, как много может сделать только один звук.
Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый “завод” по производству звуков. Только вместо станков на “заводе” – органы речи.
Чтобы появился звук на свет, трудятся легкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Давайте проследим, как на человеческом “заводе” рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где “живут” голосовые связки. Если воздуху удастся вырваться наружу, не встретив на своем пути никаких преград, то получается гласный звук, а если воздух встречает преграды, которые ему устраивают губы, зубы, нос, то получается согласный звук. Все органы речи работают под руководством мозга.
- Проведём опыт. Произнесем вместе с этим человечком гласные звуки (рисунок в презентации). Их в русском языке шесть. Преграду ощущаете? (Нет)
- А теперь произнесем согласные звуки вместе с этим человечком (рисунок в презентации). Их 36 в русском языке.
“Б”, “п”. Какое препятствие встречает этот звук? (Сомкнутые губы).
“Д”, “т”? (Прижатый к зубам язык).
“З”, “с”? (Сомкнутые зубы).
VI. Работа с учебником. Ознакомление учащихся с выборочной транскрипцией.
В лс рдлсь лчк, | В лесу родилась елочка, |
Ио и ео оая | Зимой и летом стройная |
1. - А сейчас поработаем с учебником. Откройте упр. 262. Чем буквы отличаются от звуков? (Буквы пишем и читаем, звуки слышим и произносим).
2. упр. 272
3. упр.265
- В каком случае отгадать легче: там, где гласные или согласные? Почему? (Согласные звуки выражают лексическое значение слова).
- А какова роль гласных? Сможем мы без них спеть эту песенку? (Мелодичность, благозвучие возникают благодаря гласным).
VII. Итог урока.
- Ну вот и подошло наше путешествие к концу. И нам осталось только вспомнить, что мы сегодня узнали.
- Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи?
- На какие две группы делятся звуки речи?
- Какие органы речи участвуют в образовании звуков?
- В чем отличие в образовании гласных и согласных звуков?
- Каких звуков больше: гласных или согласных?
VIII. Д/з: упр.267, п. 51, 52
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Союзы и союзные слова как средство связи в СПП"
Цель урока: выработка алгоритма, позволяющего обучить 9-классников различать союзы и союзные слова как средство связи в СПП....
конспект урока русского языка в 9 классе по теме "«Союзы и союзные слова, как средства связи придаточного предложения с главным»
Урок изучения новых знаний.В ходе урока использована презентация,которая позволила привлечь внимание учащихся к изучению нового материала,способствовала решению задач урока....
Урок русского языка в 9 классе по теме «ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»
Урок русского языка в 9 классе по теме "ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ" Разработка была представлена на конкурс "Мой лучший урок"...
Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях".
Презентация к уроку содержит теоретический материал и задания для закрепления по данной теме....
Презентация к уроку русского языка по теме "Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении", 9 класс
Данная презентация содержит комплекс заданий, позволяющих отработать особености союзных слов, их отличия от подчинительных союзов и роль в предложении....
Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении
Цель : дать понятие о союзах и союзных словах; выявить функциональные омонимы; научиться различать союзы и союзные слова, являющиеся функциональными омонимами....
Средства связи частей СПП. Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении
сложноподчиненное предложение, союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении...