Изучение окказионализмов в рамках школьного лингвистического образования
статья по русскому языку
Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГБОУ школа №428 Приморского района г. Санкт-Петербург Мордвиной Екатерины Дмитриевны.
Русский язык отличается исключительным богатством словообразовательных ресурсов, обладающих яркой стилистической окраской. Это обусловлено развитой системой русского словообразования, потенциальными возможностями создания новых слов по высокопродуктивным моделям, в том числе и для выражения речевой экспрессии. Именно явление окказионализма становится естественным решением во время создания произведений.
При более подробном изучении окказионализмов как лингвистического феномена в рамках школьной программы по русскому языку, литературе и в рамках программы внеурочной деятельности возможно сформировать языковые представления учащихся об уместном использовании данных единиц языка, расширить словарный запас школьников, усовершенствовать умения лингвистического и литературоведческого анализа художественного текста, а также уровень коммуникативной культуры школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_okkazionalizmov_v_ramkah_shkolnogo_lingvisticheskogo_obrazovaniya.docx | 18.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение окказионализмов в рамках школьного лингвистического образования
Русский язык отличается исключительным богатством словообразовательных ресурсов, обладающих яркой стилистической окраской. Это обусловлено развитой системой русского словообразования, потенциальными возможностями создания новых слов по высокопродуктивным моделям, в том числе и для выражения речевой экспрессии.
С развитием языка и расширением его возможностей и функций для писателей становится наиболее актуальным процесс лингвистических экспериментов над словами и способами их образования. Это связано с поиском более точных словесных форм выражения авторской мысли, подчёркивающих мотивы произведений и индивидуально-авторское начало писателя.
Задача описывать не только реализованное, но и возможное давно ставилась применительно к словообразованию Я. Гриммом, Ф. де Соссюром, Л.В. Щербой и др. Современные лингвисты также неоднократно обращаются к данной теме: в данном случае можно назвать работы М.А. Бакиной, О.А. Гагинской, Е.А. Земской, Э. Ханпиры и др.
Словотворчество принимает особенное значение для литературных деятелей России периода середины XIX – начала XX в. в связи с историческими изменениями, коснувшимися всех сфер жизни человека. Именно явление окказионализма (от лат. jccasionalis –«случайный») – сочетания общих закономерностей русского словообразования, его типов и способов с индивидуальным авторским словотворчеством – становится естественным решением во время создания произведений.
В рамках школьного лингвистического образования учащиеся старших классов сталкиваются с явлением окказионализмов в большей степени в стихотворениях поэтов ХХ века, в частности в лирике Владимира Маяковского, Николая Гумилёва, Валерия Брюсова и др. Однако из-за недостаточного изучения данной темы на уроках русского языка многие ученики не замечают окказионализмов в русской литературе, а также используют окказиональные слова в своей речи, что нарушает речевые нормы.
Школьный курс ограничивается лишь общими положениями об индивидуально-авторских образованиях в современном русском языке, так что учащиеся имеют лишь поверхностное представление об этом понятии.
Новые модели словообразования отражают развитие языка в обществе и повышают интерес к изучению окказионализмов. На сегодняшний день огромное количество исследовательских работ (см. работы Н.Г. Бабенко, Е.А. Земской, В.В. Лопатина, Л.С. Филлиповой) обращены к изучению общих вопросов окказиональности, которые определяют актуальность данной темы.
В связи с количественным ростом окказиональных слов в публицистике, художественной литературе, а также в живой речи возникает необходимость изучения этих слов в средней и старшей школе на уроках русского языка. Освоение окказионализмов развивает у учащихся умения понять и обнаружить закономерности системы языка, что позволит формировать «этимологическое словообразовательное мышление» учеников.
В КИМах (контрольно-измерительных материалах) ЕГЭ по русскому языку в задание №24 в список терминов, пропущенных в рецензии, включено «индивидуально-авторское слово».
Для того чтобы выявить степень изучения данного явления в школьной системе лингвистического образования, мы проанализировали несколько популярных учебно-методических комплексов по русскому языку для основной школы:
- Линия учебно-методических комплексов по русскому языку для 5–9 классов под редакцией В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е.И. Никитиной и др.
- Линия УМК «Русский язык. 5–9 классы» под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.
- Русский язык, 5-9 классы, под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова.
- Линия учебно-методических комплексов по русскому языку для 5-9 классов под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой.
Анализ учебников показал, что понятия «окказиональность» и «окказиональные слова» в них не рассматриваются. В разделе «Лексикология и фразеология» есть упоминание о неологизмах. Все определения очень похожи, например: «неологизмы – недавно появившиеся слова, которые только начинают использовать в речи».
М.А. Дрога в своей статье «Изучение неологизмов в школе» изложила результаты анализа содержания школьных учебников по русскому языку в старших классах. Исследователь отмечает, что учебники, адресованные учащимся 10-11 классов, дают более полное представление не только о неологизмах, но и об окказионализмах (авторских образованиях или индивидуально-стилистических неологизмах). Однако существует целый ряд авторских программ элективных и факультативных курсов, где предусмотрено изучение окказионализмов.
Так в содержании элективного курса «Стилистика и культура речи», авторами которого являются Соколова Л.Л., Яковлева Ю.Г., окказионализмы рассматриваются как средства выражения авторской оценки. Помимо теоретических сведений авторы курса предлагают различные задания:
- Найдите в предложениях окказионализмы, определите способ их образования. Обозначьте в них морфемы.
- Обозначьте морфемы в авторских новообразованиях, приведенных из литературы для детей. Понятны ли эти слова детям?
- Подберите «детские» окказионализмы из книги К. Чуковского «От двух до пяти».
В элективном курсе Львова С.И. «Уроки словесности», опубликованном в сборнике «Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы», окказионализмы рассматриваются в разделе «Изобразительные ресурсы русского словообразования». Индивидуально-авторские образования рассматриваются с точки зрения их стилистической роли в художественном тексте.
Большая часть окказиональных единиц, рассматриваемых на уроках в 10-ом классе, относится, как уже было сказано ранее, к лексическим и грамматическим типам окказионализмов, так как они построены с помощью вполне узнаваемых и доступных для понимания словообразовательных моделей.
Ещё меньшее внимание окказионализмам уделяется в школьном курсе литературы, где учащиеся непосредственно сталкиваются с данными языковыми единицами в их «естественной среде обитания» - в художественных текстах. По сути, ни одна из существующих на сегодняшний день школьных программ не предусматривает систематической работы над использованием окказионализмов в поэзии, в том числе при изучении лирики «серебряного века».
В существующих на сегодняшний день школьных программах поэзия «серебряного века» оказывается представленной только в курсе 11 класса в соответствии с хронологическим принципом изучения литературы. Сведения о поэзии рубежа веков, получаемые учащимися 5-10 классов, носят случайный и фрагментарный характер и не способствуют оптимальному усвоению данного материала в курсе на историко-литературной основе. Однако в лингвистическом аспекте анализ произведений «серебряного века» либо не проводится, либо представлен фрагментарно из-за малого количества часов.
Подробно методика изучения окказионализмов на уроке литературы рассмотрена в работе Е. М. Болдырева и В. И. Жельвис, однако рассчитана преимущественно на учеников 5-ого класса и в её основе лежит языковая игра. Такая игра рассматривается как особая форма лингвокреативного мышления, ее основной принцип Т. А. Гридина связывает с «ассоциативным характером мышления», благодаря которому развивается творческий механизм познания будущей жизни.
К сожалению, даже современные тенденции в школьном лингвистическом образовании не позволяют сформировать у учащихся достаточное полного представления об окказионализмах, хотя некоторые учебные пособия и исследовательские работы в этой области стараются включить в систему уроков русского языка более детальное изучение окказиональных слов.
Включение в учебный процесс изучения окказиональных выражений поможет не только расширить знания в данной области, но и будет способствовать развитию воображения, лингвистического интуитивного понимания словообразовательных тенденций, воображения и других познавательных универсальных учебных действий школьников.
Эффективным способом повышения мотивации в изучении индивидуально-авторских неологизмов может быть обучение старшеклассников знакомству с некоторыми из них, анализ соответствующих языковых единиц. Для достижения этой цели учителю необходимо владеть теоретической базой знаний о классификации окказионализмов и приёмах работы с данными выражениями, а также умением определять функции окказионализмов в художественном тексте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре \'\'Элективные курсы по иностранному языку как важное условие определения индивидуальной траектории развития личности в рамках школьного образования\'\'
Элективные курсы по иностранным языкам являются важным условием определения индивидуальной траектории развития личности в...
Выступление на Городском семинаре "Лингвистическое развитие участников школьного образовательного процесса" в рамках ГЭП "Лингвистический компонент в обучении и его роль в формировании ключевых компетентностей школьников".
Размещаемый материал является выступлением на Городском семинаре, проходившем в нашей школе в ноябре 2011 года....
«Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).
В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководител...
Программа "Риторика в системе школьного лингвистического образования" 5-8 класс
Программа по курсу Риторики для 5-8 классов...
Доклад на тему «Изучение окказионализмов в поэзии В. В. Маяковского».
Доклад на тему «Изучение окказионализмов в поэзии В. В. Маяковского»....
Презентация для доклада на тему «Изучение окказионализмов в поэзии В. В. Маяковского»
Презентация для доклада на тему «Изучение окказионализмов в поэзии В. В. Маяковского»...