Презентация для доклада на тему «Изучение окказионализмов в поэзии В. В. Маяковского»
проект по литературе (11 класс)
Презентация для доклада на тему «Изучение окказионализмов в поэзии В. В. Маяковского»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okkazionalizmy.pptx | 105.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Объект изучения: поэзия В. Маяковского. Предмет изучения: авторские неологизмы (окказионализмы) как часто встречающиеся в поэтическом творчестве В.В. Маяковского. Актуальность: Окказионализмы представляют часть слов в поэзии В.В. Маяковского. Этим и объясняется актуальность проблемы исследования.
Цель данной работы заключается в изучении наиболее характерных особенностей окказионального словообразования на основе языкового материала и в поэзии В.В. Маяковского. Задачи работы : выявить значение понятия «окказионализм» и их лексическое значение. определить их отличие от неологизмов в процессе изучения поэзии Маяковского; рассмотреть причины возникновения окказионализмов, изучить и проанализировать сферу их создания, способы образования и типы окказионализмов; найти окказионализмы в творчестве других писателей .
Окказиональными словами (или окказионализмами ) принято называть слова, существующие, как правило, лишь в определенном, породившем их контексте, не вошедшие в язык. Окказиональный - (лат. occasionalis 'случайный') – слова, образуемые «по случаю», в конкретных условиях речевой коммуникации и, как правило, противоречащие языковой норме, отклоняющиеся от привычных способов образования слов в данном языке. Неологизм - (от греч. 'новый' и 'слово') – это новое слово или словосочетание, недавно появившиеся в языке.
Признаки окказионализмов: 1.Принадлежность к речи; 2.Невоспроизводимость ( творимость ); 3.Ненормативность; 4.Функциональная одноразовость; 5.Экспрессивность; 6.Индивидуальная принадлежность.
Сфера создания окказиональных слов: 1. Речь писателя. Например, собирательные имена существительные с суффиксом -ё-. Дамьё от меня ракетой шарахалось... ...но с детства людьё трудами муштровано. («Люблю», 1922) 2. Детская речь. Например , “К нам придет доктриха”, - сказал мальчик 4 лет. Температурник, тараканчиха
3. Разговорная речь. Наример, шиз – из шизофреник, бук – из букинистического магазина. 4. Язык газет. Наиболее распространен такой способ образования окказионализмов, как суффиксация: накрутить - накрут-к-а.
Окказионализмы в творчестве других писателей В творчестве В. Хлебникова преобладают словоформы, построенные по схеме основа+фрагмент : существительное + существительное , например, сутемки ( сумерки+потемки ), лютарня ( люди+псарня ), звездыхание ( звезда+колыхание или дыхание); существительное + глагол , например, трударствуй ( труд+царствуй ), силарствуй (сила + царствуй), хохотарствуй (хохот + царствуй); глагол + глагол , например, идарствуй (иди +царствуй).
Особо следует отметить окказионализмы, при образовании которых происходит наложение последней фонемы основы и первой фонемы фрагмента, при этом могут совпадать не только фонемы, но и усеченные части морфемы: существительное + существительное , например, глаздане ( глаз+граждане ), мервонцы ( мера+червонцы ), бойско ( бой+войско ) глагол + существительное, например, хорон ( хоронить+ворон ) прилагательное + существительное, например, младуга ( младой+радуга ), сладуга (сладкий + радуга), существительное + прилагательное, например, будрый ( будущее+мудрый ).
Причины возникновения окказионализмов: необходимость точно выразить мысль; стремление автора кратко выразить мысль; потребность подчеркнуть свое отношение к предмету речи, дать ему свою характеристику, оценку; стремление своеобразным обликом слова обратить внимание на его семантику; потребность избежать тавтологии; необходимость сохранить ритм стиха, обеспечить рифму, добиться нужной инструментовки.
Типы окказионализмов: 1. Фонетические окказионализмы; Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры… (В. Хлебников) 2. Лексические окказионализмы ;
3. Грамматические (морфологические) окказионализмы; К великой цели двигались народы. Век философии расцвел, отцвел; Он разум обострил, вскрыл глуби зол И людям вспыхнул маяком свободы. («Революция», 1918) 4. Семантические окказионализмы. Мучают бездарные люди, опозорив Облик императора общим сходством с ним. Чужды люди кесарю: Клавдий так лазорев, Люди ж озабочены пошлым и земным.
Имена существительные лбёнки = лб + ёнк + и чаишко = ча + ишк + о любёночек = люб + ён + очек громоверзила = гром + |о| + верзил + а адище = ад + ищ + е адки= ад + к + и миноносица = мин|о|нос + иц + а В своих произведениях автор подчеркивал отрицательную окраску слов, в которых содержался суффикс -ё-. бабьё, старьё, ребятьё, лошадьё, бродьё.
Имена прилагательные молоткастый = молот + к + аст + ый разбольшущий = раз + больш + ущ + ий, нью-йоркистый = нью-йорк + ист + ый опожаренный = о + пожар + енн + ый звонконогий = звонк + |о| + ног + ий тысячемиллионокрыший = тысяч + |е| + миллион + |о| + крыш + ий шептоголосый = шепт + |о| + голос + ый верблюдокорабледраконьи, америколиций, непроходимолесый
Глаголы изласкало = из + лас к ать выцеловать = вы+целовать испешеходили = ис+пешеход испавлинятся = ис+павлин тинится = тина+и+тся расперессорить = рас+пере+ссорить выкипячивают = вы+ кипятить выдивить = вы+дива выреветь = вы+реветь
Заключение Маяковский в своем словосозидании исходил из действительных законов исторической грамматики русского языка. Он искал в реальных существующих корнях, суффиксах и флексиях новых словообразований для достижения большей выразительности поэтической речи. Осуществлялось это новаторство самыми разнообразными способами.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация и доклад на тему "Как повысить внутреннюю мотивацию школьника"
лекция о том как повысить мотивацию к учебе сопровождается презентацией...
Презентация к докладу по теме "Творчество - методологическая позиция педагога"
Презентация к докладу по теме " Творчество - методологическая позиция педагога " учителя Логиновой О.Р. на РМО...
Доклад по теме "Изучение раздела "Лексика"
Доклад по теме «Изучение раздела «Лексика» (по учебнику М.М. Разумовской.)...
Доклад на тему: Изучение диалектного бурятского языка"
Доклад республиканского семинара учителей бурятского языка и литературы на тему: Изучение диалектного бурятского языка"...
Урок на тему "Изучение классической японской поэзии"
Урок посвящен выявлению особенностей классической японской поэзии, а также истории создания национальных стихотворных форм: танка, хокку и принципы их построений....
Доклад на тему «Изучение окказионализмов в поэзии В. В. Маяковского».
Доклад на тему «Изучение окказионализмов в поэзии В. В. Маяковского»....
Доклад по теме " Изучение осетинского языка и литературы в условиях ФГОС".
Формы работы, направленные на формирование коммуникативных учебных действий ....