Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 8 а,б,в,г,д классов
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс)
Данная рабочая программа разработана и реализуется на основе УМК под редакцией В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, и др. по литературе для 8-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_literatura_8_klass_2022-2023.doc | 279 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №1» для классов,
реализующих федеральный компонент государственного образовательного стандарта
Рабочая программа учебного предмета
«Литература»
для 8 а,б,в,г,д классов
2022-2023 учебный год
Составитель: Верцинская И.В.,
учитель русского языка и литературы
г.Мегион
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе на 2022-2023 учебный год для обучающихся 8 классов МАОУ « СОШ № 1» разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
Приказа Минпроса от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28;
концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства от 09.04.2016 № 637-р;/ разные у предметов
образовательной программой МАОУ «СОШ №1» основного общего образования на 2020-2024 г.г.
Данная рабочая программа разработана и реализуется на основе УМК под редакцией В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, и др. по литературе для 8-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.
УМК, обеспечивающий реализацию рабочей программы
1) Программа литературного образования. 5 - 11 классы / авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина; под редакцией В. Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2010.
2) Коровина В.Я. Литература. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2ч. Ч.1 / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. -2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 358с.: ил.
3) Коровина В.Я. Литература. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2ч. Ч.2 / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. -2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 358с.: ил.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- сформированность мотивации к учению и познанию;
- ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
- сформированность основ российской, гражданской идентичности;
Реализация целей образовательного процесса осуществляется через проблемно-диалогическую технологию с фрагментарным применением информационно-коммуникационных технологий и деятельностную технологию, технологии личностно-ориентированного обучения; здоровьесберегающей технологии; технологии уровневой дифференциации.
Формы подведения итогов реализации программы: итоговая контрольная работа.
Метапредметные результаты:
- умение организовать свою деятельность: определять цель деятельности на уроке; высказывать свою версию, сравнивать ее с другими; определять последовательность действий для решения предметной задачи (проблемы); давать оценку и самооценку своей работы и работы всех;
- умение пользоваться информацией: искать и находить нужную информацию в разных источниках; записывать информацию в виде текста, таблицы, схемы и т.д.; пользоваться словарями, справочником, компьютером;
- умение мыслить: наблюдать и делать выводы самостоятельно; сравнивать, группировать предметы, явления; определять причины явлений, событий; обобщать знания и делать выводы;
- умение общаться: соблюдать правила этикета в общении; высказывать и доказывать свою точку зрения; слушать других; умело говорить и писать с учётом речевой ситуации;
- умение работать в коллективе: работать в группе (сотрудничать в совместном решении проблемы, прогнозировать последствия коллективных решений;
- умение оценивать то, что происходит вокруг: оценивать то, что происходит с тобой и вокруг тебя; уважительно относиться к позиции другого, объяснять своё несогласие и пытаться договориться.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Учащиеся должны уметь:
- воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
- отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
- видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
- выявлять основную нравственную проблематику произведения;
- определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
- прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
- воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
- различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)
- пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
- ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
- выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
- подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
- словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
- аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
- написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
- сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
- создавать сочинения-миниатюры по картине.
Сроки реализации Рабочей программы 2022-2023 учебный год.
Содержание учебного предмета.
ВВЕДЕНИЕ.
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).
«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной песне.
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы.
«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».
Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Развитие речи (далее — P.P.). Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Из «Жития Александра Невского». Зашита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII в.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
P.P. Выразительное чтение фрагментов древнерусской житийной литературы в современном переводе и сатирических произведений XVII в. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. Характеристика героев литературы XVII в. и их нравственная оценка.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Контрольная работа (далее — К.Р.). Контрольная работа N° 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
P.P. Выразительное чтение фрагментов комедии. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный анализ эпизода комедии.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Иван Андреевич Крылов
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец.
«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлении).
P.P. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Составление плана басни (в том числе цитатного).
Кондратий Федорович Рылеев
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
P.P. Выразительное чтение отрывков думы. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на вопросы.
Александр Сергеевич Пушкин
Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
«К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.
Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
К.Р. Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина.
P.P. Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода. Характеристик сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.
Михаил Юрьевич Лермонтов
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
К. Р. Контрольная работа № 3 по произведениям М.Ю. Лермонтова.
P.P. Составление плана анализа фрагмента лиро-эпического произведения. Письменный анализ эпизода по плану. Написание сочинения на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста. Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.
Николай Васильевич Гоголь
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмач- киным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные представления). Фантастическое (развитие представлений).
К. Р. Контрольная работа № 4 по произведению
Н.В. Гоголя «Ревизор».
P.P. Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Составление плана анализа фрагмента драматического произведения. Устный и письменный анализ эпизодов комедии по плану. Устное рецензирование выразительного чтения. Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста сочинения.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель, редактор, издатель.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
P.P. Выразительное чтение фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов. Составление плана письменного высказывания.
Николай Семенович Лесков
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Зашита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
P.P. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Составление плана анализа эпизода. Анализ фрагмента рассказа.
Лев Николаевич Толстой
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
P.P. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов.
Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор)
А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализ стихотворений по плану.
Антон Павлович Чехов
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).
P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный или письменный ответ на вопрос, в том числе с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений).
Р. Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Письменный ответ на вопрос с использованием цитирования.
Александр Иванович Куприн
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное или письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос с использованием цитирования.
Александр Александрович Блок
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о ритме и рифме.
P.P. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения.
Сергей Александрович Есенин
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
К. Р. Контрольная работа № 5 по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока.
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ отрывков драматической поэмы.
Иван Сергеевич Шмелев
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути).
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Теория литературы. Мемуарная литература (развитие представлений).
P.P. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика героев.
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. .Аверченко, «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. Проект.
Теория литературы. Сатира, сатирические приемы (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рассказы писательницы (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.
Теория литературы. Историко-литературный комментарий (развитие представлений).
P.P. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания.
Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие представлений).
P.P. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания
Михаил Андреевич Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.
Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений). Фантастика и реальность (развитие представлений)
P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Александр Трифонович Твардовский
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (развитие понятий).
К.Р. Контрольная работа № 6 по творчеству А.Т. Твардовского.
P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (обзор)
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляюший характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.
Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представления).
P.P. Выразительное чтение. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Виктор Петрович Астафьев
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
К.Р. Контрольная работа № 7 по произведениям о Великой Отечественной войне.
P.P. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Русские поэты о Родине, родной природе (обзор)
И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства языка (развитие представлений).
P.P. выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Административная контрольная работа (в рамках промежуточной аттестации).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Уильям Шекспир
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
P.P. Выразительное чтение и устное рецензирование выразительного чтения отрывков драматического произведения и сонетов. Устный и письменный ответы на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.
Жан Батист Мольер
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII в. — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Ж.-Б. Мольера. Народные истоки смеха Ж.-Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятии).
Р. Р. Устный анализ фрагментов комедии. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев по плану.
Вальтер Скотт
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге.
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне в объёме 68 часов (2 часа в неделю).
Учебно-тематическое планирование
Раздел, тема | Количество часов | |||
всего | теорети-ческих | практи-ческих | контроль-ных | |
Введение | 1 | 1 | ||
Устное народное творчество | 2 | 2 | ||
Древнерусская литература | 2 | 2 | ||
Произведения русских писателей 18 века | 3 | 2 | 1 | |
Произведения русских писателей 19 века | 29 | 26 | 3 | |
Поэзия родной природы в русской литературе 19 века | 1 | 1 | ||
Произведения русских писателей 20 века | 21 | 14 | 4 | 3 |
Зарубежная литература | 9 | 8 | 1 | |
Итого: | 68 | 56 | 4 | 8 |
Тематическое планирование
Тематическое планирование по литературе для 8-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
1. Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
2. Развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.
3. Развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье
4. Развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение
5. Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.
«Школьный урок»
Целевой приоритет воспитания на уровне ООО | Учебные предметы с необходимым воспитательным ресурсом |
Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений: | Русский язык |
| Литература |
| Русский язык Литература |
| Литература, русский язык, родной язык, родная литература |
| Литература, русский язык, родной язык, родная литература |
| Литература, русский язык, родной язык, родная литература |
| Литература, русский язык, родной язык, родная литература |
| Литература, русский язык, родной язык, родная литература |
| Литература, русский язык, родной язык, родная литература |
| Литература, русский язык, родной язык, родная литература |
| Литература, русский язык, родной язык, родная литература |
Способы достижения ценностных ориентиров:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через живой диалог,
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов,
- организация предметных образовательных событий (проведение предметных недель)
- проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки, урок – путешествие, и учебно-развлекательных мероприятий (викторины, литературная композиция, конкурс газет и рисунков)
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через живой диалог,
привлечение их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизацию их познавательной деятельности через использование информационно-коммуникационных технологий (например, занимательных элементов, историй из жизни современников и др.);
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил внутреннего распорядка обучающихся», взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений через создание специальных тематических проектов, рассчитанных на сотрудничество между учителями-предметниками, психологами, родителями и всей образовательной среды школы. Организация работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения, развитие умения совершать правильный выбор;
- организация предметных образовательных событий (проведение предметных недель) для обучающихся с целью развития познавательной и творческой активности, инициативности в различных сферах предметной деятельности, раскрытия творческих способностей обучающихся с разными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;
- проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки, урок - деловая игра, урок – путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование и др.) и учебно-развлекательных мероприятий (конкурс-игра «Предметный кроссворд», турнир «Своя игра», викторины, литературная композиция, конкурс газет и рисунков, экскурсия и др.
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков людей, историй судеб, комментарии к происходящим в мире событиям, историческая справка «Лента времени», проведение Уроков мужества;
- использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.)
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников («Что? Где Когда?», брейн-ринга, геймификация: квесты, игра-провокация, игра-эксперимент, игра-демонстрация, игра-состязание);
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся; групповой работы или работы в парах, с целью обучения командной работе и взаимодействию с другими детьми, постановки общей цели, для достижения которой каждый должен внести индивидуальный вклад, распределению ролей, рефлексией вклада каждого в общий результат;
- использование визуальных образов (предметно-эстетической среды, наглядная агитация школьных стендов, предметной направленности, совместно производимые видеоролики по темам урока);
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний (социо-игровая режиссура урока, лекция с запланированными ошибками, наличие двигательной активности на уроках), налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока (сотрудничество, поощрение, доверие, поручение важного дела, эмпатия, создание ситуации успеха);
- организация кураторства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи, участие представителей школьного актива в Совете профилактике по вопросам неуспевающих обучающихся с целью совместного составления плана ликвидации академической задолженности по предметам;
- использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности, рефлексии и самооценки, планирования деятельности, видения правильного вектора для дальнейшего развития способностей.
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, научно-практических конференциях, форумах, авторские публикации в изданиях выше школьного уровня, авторские проекты, изобретения, получившие общественное одобрение, успешное прохождение социальной и профессиональной практики).
Формы и виды контроля:
- пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развёрнутый устный ответ на вопрос, краткий письменный ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, тестирование, сочинения.
Виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Календарно-тематическое планирование в 8 классе
№ | Тема уроков | Виды учебной деятельности | Дата проведения | |||
По плану | По факту | |||||
1. Введение (1ч) | ||||||
1. | Русская литература и история. | Лекция, беседа, работа с текстом, работа с учебником | 6.09 | |||
2. Устное народное творчество (2ч) | ||||||
2. | В мире русской народной песни. | Лекция, беседа, работа с текстом, работа с учебником, сообщение учеников, анализ эпизодов, пересказ эпизодов, аналитический пересказ текста, конспектирование, составление плана, подбор цитат, выдержек из текста, письменная работа | 8.09 | |||
3. | Исторические песни «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». | 13.09 | ||||
3. Из древнерусской литературы (2 ч) | ||||||
4. | Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от нашествия врагов. | 15.09 | ||||
5. | Изображение действительных и вымышленных событий в повести «Шемякин суд». | 20.09 | ||||
4.Из русской литературы XVIII века (3 ч) | ||||||
6 | Сатирическая направленность комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». | 22.09 | ||||
7 | Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. | 27.09 | ||||
8 | Контрольная работа № 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». | Проверочная работа | 29.09 | |||
5. Из русской литературы XIX века (29ч) | ||||||
9. | Басня И. А. Крылова «Обоз» и ее историческая основа. | Лекция, беседа, работа с текстом, работа с учебником, сообщение учеников, анализ эпизодов, пересказ эпизодов, аналитический пересказ текста, конспектирование, составление плана, подбор цитат, выдержек из текста, письменная работа, составление плана, написание сочинения. | 4.10 | |||
10 | Историческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф. Рылеева. | 6.10 | ||||
11 | А.С. Пушкин – историк. «История Пугачевского бунта». | Лекция, беседа, рассказ о писателе, словарная работа с терминами и понятиями, работа с текстом, анализ эпизодов, аналитический пересказ текста, работа с учебником. | 11.10 | |||
12 | Роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. | 13.10 | ||||
13 | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин. Анализ 3-5 глав. | комментированное чтение отдельных эпизодов | 18.10 | |||
14 | Маша Миронова - нравственная красота героини повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». | Лекция, беседа, работа с текстом, сообщение учеников, анализ эпизодов, пересказ эпизодов, аналитический пересказ текста, характеристика героев, осмысление проблемных вопросов, подбор цитат, выдержек из текста, работа с учебником, конспектирование, составление плана, письменная работа, составление плана, написание сочинения. | 20.10 | |||
15 | Швабрин — антигерой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». | 25.10 | ||||
16 | Пугачев и народ в романе. | 27.10 | ||||
17 | Четыре встречи Гринева и Пугачева. Изображение народной войны и ее вождя. Анализ 8-12 глав. | 8.11 | ||||
18 | Контрольная работа № 2 по произведению “Капитанская дочка”. | 10.11 | ||||
19 | Темы любви и дружбы в стихотворениях А.С. Пушкина «К***» и «19 октября». Разноплановость содержания стихотворения А.С. Пушкина «Туча». | 15.11 | ||||
20 | Повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама». | Беседа по содержанию произведения тест по произведению Работа над текстом. Комментированное чтение | 17.11 | |||
21 | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и судьба. Воплощение исторической темы в творчестве Лермонтова. «Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма | Аналитическая беседа. Чтение ключевых сцен. | 22.11 | |||
22 | Трагическое противопоставление человека и обстоятельств в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». | Аналитическая беседа. Чтение ключевых сцен. | 24.11 | |||
23 | Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. | комментированное чтение отдельных эпизодов | 29.11 | |||
24 | Контрольная работа № 3 по произведению” Мцыри”. | Проверочная работа | 01.12 | |||
25 | «Ревизор» - комедия Н.В. Гоголя «со злостью и солью». История создания комедии. | Лекция. Составление тезисов по плану. | 6.12 | |||
26 | Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор». | Работа с текстом, подборка цитат | 8.12 | |||
27 | Хлестаков и Хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова. | Аналитическая беседа. Чтение ключевых сцен. | 13.12 | |||
28 | Чиновники на приеме у «ревизора». Анализ 4-го действия комедии. Мастерство автора в создании речевых характеристик. | Характеристика отдельных образов | 15.12 | |||
29 | Образ «маленького» человека в литературе. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». | комментированное чтение отдельных эпизодов | 20.12 | |||
30 | Шинель как последняя надежда согреться в холодном. Петербург как символ вечного адского холода в повести Н.В. Гоголя «Шинель». | Работа с текстом, подборка цитат | 22.12 | |||
31 | Контрольная работа № 4 по произведениям Н.В. Гоголя. | Проверочная работа | 27.12 | |||
32 | Художественная сатира на современные писателю порядки в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». | Беседа, ответы на вопросы. Чтение с комментарием | 10.01 | |||
33 | Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» как пародия на официальные исторические сочинения. | Лекция. Рассмотрение проблемных вопросов и заданий. | 12.01 | |||
34 | Сатира на чиновничество в рассказе Н.С. Лескова «Старый гений». | Беседа. Выборочное чтение, сообщения уч-ся. | 17.01 | |||
35 | Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». | Урок-дискуссия. Анализ эпизодов, рассмотрение проблемных вопросов | 19.01 | |||
36 | Идеал взаимной любви и согласия в обществе. Рассказ «После бала» Л.Н. Толстого. Психологизм рассказа Л.H. Толстого «После база». | Беседа. Проблемная характеристика образа. Анализ эпизодов. | 24.01 | |||
37 | Нравственность в основе поступков героя рассказа J1.H. Толстого «После бала». | Обсуждение критических откликов и заполнение таблицы | 26.01 | |||
6. Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (1ч) | ||||||
38 | Вн. чт. А.С. Пушкин «Цветы последние милеи...», М.Ю. Лермонтов «Осень», Ф.И. Тютчев «Осенний вечер». | Беседа, ответы на вопросы. Чтение с комментарием и анализ стихотворений | 31.01 | |||
7. Произведения писателей 20 века (21ч). | ||||||
39 | А. П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. | Подготовить доклад на тему «Особенности изображения «маленького человека»в рассказах А.П.Чехова Прочитать рассказ И.А.Бунина «Кавказ» | 2.02 | |||
40 | История о любви и упущенном счастье в рассказе А.П. Чехова «О любви». | Беседа. Анализ эпизодов | 7.02 | |||
41 | Психологизм рассказа А.П. Чехова «О любви». | комментированное чтение отдельных эпизодов | 9.02 | |||
42 | Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях в рассказе И.А. Бунина «Кавказ». | Лекция, беседа, работа с текстом, сообщение учеников, анализ эпизодов, пересказ эпизодов, аналитический пересказ текста, характеристика героев, осмысление проблемных вопросов, подбор цитат, выдержек из текста, работа с учебником, конспектирование, составление плана, письменная работа, составление плана, написание сочинения. | 14.02 | |||
43 | А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Блока . Цикл стихотворений «На поле Куликовом». | 16.02 | ||||
44 | Историческая тема в стихотворении А.А. Блока «Россия», ее современное звучание и смысл. | 21.02 | ||||
45 | Поэма «Пугачев» С.А. Есенина на историческую тему. | 23.02 | ||||
46 | Контрольная работа № 5 по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока. | 28.02 | ||||
47 | И.С. Шмелев. Рассказ о пути к творчеству. «Как я стал писателем». | Беседа. Пересказ. | 2.03 | |||
48 | М.А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне». | Беседа. Пересказ. | 7.03 | |||
49 | Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). | Лекция, эвристическая беседа. Составление хронологической таблицы | 9.03 | |||
50 | Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе «Жизнь и воротник». | Рассмотрение проблемных вопросов. | 14.03 | |||
51 | М.М. Зощенко. Сатира и юмор в рассказе «История болезни». | Беседа Характеристика героев. Рассмотрение проблемных вопросов | 16.03 | |||
52 | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». | Беседа. Составление опорной схемы по образам помещиков Практикум: анализ глав | 21.03 | |||
53 | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». | Проверочная работа | 23.03 | |||
54 | Контрольная работа № 6 по творчеству А. Т. Твардовского. | Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений. | 4.04 | |||
55 | А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги». Лирические и героические песни о Великой Отечественной войне. | Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений. | 6.04 | |||
56 | Автобиографический характер рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». | Ответы на вопросы. Составление плана. | 11.04 | |||
57 | Мечты и реальность военного детства в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». | комментированное чтение отдельных эпизодов | 13.04 | |||
58 | Контрольная работа № 7 по произведениям о Великой Отечественной войне. | Проверочная работа | 18.04 | |||
59 | В.П.Астафьев. Страницы жизни и творчества. Рассказ из книги «Последний поклон» - «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. | Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений. | 20.04 | |||
Родные поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе (1ч.) | ||||||
60 | Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...»;З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...» Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов о Родине. | Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений. | 25.04 | |||
8. Из зарубежной литературы (7ч.) | ||||||
61 | Семейная вражда и любовь героев в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Сонеты. | Лекция. Чтение и обсуждение фрагментов | 27.04 | |||
62 | Ромео и Джульетта — символ любви и верности. Тема жертвенности. | Лекция, беседа, работа с текстом, работа с учебником, анализ лирич. произведения, подбор цитат, выдержек из текста | 2.05 | |||
63 | Административная контрольная работа (в рамках промежуточной аттестации). | 4.05 | ||||
64 | Особенности классицизма в комедии «Мещанин во дворянстве» Ж.- Б. Мольера. | Лекция, беседа, работа с текстом, работа с учебником, сообщение учеников, анализ эпизодов, пересказ эпизодов, аналитический пересказ текста, подбор цитат, выдержек из текста | ||||
65 | Вальтер Скотт. Исторический роман «Айвенго». | |||||
66 | Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. | |||||
67 | Итоговый урок. | |||||
68 | Литература на лето. |
Перечень контрольных работ с планируемыми результатами
и критериями оценивания
Контрольная работа по теме | Цель контрольной работы (планируемые результаты) | Технология проведения | Критерии (нормы) оценивания |
Контрольная работа № 1 по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | Отследить сформированность уровня знаний по изученным произведениям | тестовые задания | см. выше в пояснительной записке |
Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина | Отследить сформированность уровня знаний по изученным | см. выше | |
Контрольная работа № 3 по произведениям М.Ю. Лермонтова | Отследить сформированность уровня знаний по изученным во произведениям | тестирование | см. выше |
Контрольная работа № 4 по произведениям Н.В. Гоголя | Отследить сформированность уровня знаний по изученным во произведениям | ||
Контрольная работа № 5 по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока | Отследить сформированность уровня знаний по изученным во произведениям | ||
Контрольная работа № 6 по творчеству А. Т. Твардовского | Отследить сформированность уровня знаний по изученным во произведениям | ||
Контрольная работа № 7 по произведениям о Великой Отечественной войне | Отследить сформированность уровня знаний по изученным во произведениям | ||
Административная контрольная работа | Итоговая работа в рамках промежуточной аттестации | тестирование | см. выше |
Приложение 1
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следящими критериями:
· полнота и правильность ответа;
· степень осознанности, понимания изученного;
· речевое оформление ответа.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила к конкретным случаям.
Оценка «5» ставится, если ученик:
· обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные определения языковых понятий;
· обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
· излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний учителя, и единичные погрешности в последовательности и языке изложения.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
· излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
· не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры,
· излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения.
Оценка «2» ставится, если ученик: обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Положительная оценка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока.
Критерии и нормативы оценки языкового оформления сочинений
Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за сочинение.
Оценка «5»
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.
Допускаются: I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки
Оценка «4»
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки
Оценка «3»
1.В работе допущены существенные отклонения
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
Оценка «2»
1.Имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др.
2. Нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями.
3. Крайне однообразен словарь.
В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк.,или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки
Критерии оценки устного ответа: 1.полнота освещения темы; 2.содержание; 3.построение высказывания; 4. выразительность и корректность языковых средств.
Оценка тестовых работ. При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие: «5» - 90 – 100 %; «4» - 78 – 89 %; «3» - 60 – 77 %; «2»- менее 59 %.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмет «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год составлена в соответствии с ФГОС 2 поколения...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса Составитель: методист МО словесников, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Быкарева Лариса Николаевна
Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе- Федерального государственного стандарта общего образования- Примерной учебной программы основного общего образо...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 8 класса к учебнику- хрестоматии «Литература 8 класс» (Автор: Коровина В.Я,Журавлёв В.П.)
Личностные универсальные учебные действияУченик научится: - понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа. - уважительно относиться к родной литературе, испытывать г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» для 9 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2084577) учебного предмета «Литература» для 9 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год...
Рабочая программа учебного предмета "Литература" для 5 класса (136 ч ) основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по литературе для 5 класса, составленная в соответствии с обновленными ФГОС....