Технологическая карта урока "Полные и краткие имена прилагательные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Тема урока: «Полные и краткие имена прилагательные»
Цели урока:
1. Деятельностная. – формирование УУД.
2. Предметно-дидактическая – знакомство обучающихся с полными и краткими именами прилагательными.
Задачи урока:
Обучающая: сформировать представление у учащихся о полных и кратких именах прилагательных.
Развивающая: продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное, анализировать факты, делать самостоятельные выводы, готовить сообщения и уметь выступать перед одноклассниками.
Воспитательная: воспитывать чуткое отношение к родному языку и родной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
toropova_e_a_tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
5 класс
УМК: С. И. Львовой, В. В. Львова
Тема урока: «Полные и краткие имена прилагательные»
Цели урока:
1. Деятельностная. – формирование УУД.
2. Предметно-дидактическая – знакомство обучающихся с полными и краткими именами прилагательными.
Задачи урока:
Обучающая: сформировать представление у учащихся о полных и кратких именах прилагательных.
Развивающая: продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное, анализировать факты, делать самостоятельные выводы, готовить сообщения и уметь выступать перед одноклассниками.
Воспитательная: воспитывать чуткое отношение к родному языку и родной культуре.
Формирование УУД
Предметные: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи; закрепить умение отграничивать прилагательное от других частей речи, определять морфологические признаки имени прилагательного, умение логически рассуждать на грамматическую тему.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:умение планировать свои действия в соответствии с конкретной учебной задачей, а также оценивать свои результаты; определять цель, проблемув учебной деятельности.
Познавательные УУД:осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы, устанавливать причинно – следственные связи.
Коммуникативные УУД:развивать речевые способности учащихся и потребность в эстетическом совершенствовании своей речи, участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общее решение, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.
Личностные:формировать положительный настрой в обучении, воспитывать чуткое отношение к родному языку и родной культуре, формировать адекватную позитивную самооценку, самоуважение и самовосприятие, развивать умение сотрудничать при выполнении упражнений, воспитывать активную жизненную позицию, проявлять эмоциональную отзывчивость, воспитание уважительного отношения к мнению собеседника, развивать критическое мышление.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Тип урока:
1.По ведущей дидактической цели – изучение и первичное закрепление знаний.
2.По способу организации – комбинированный.
3.По ведущему методу обучения – проблемный, частично поисковый.
Методы обучения:
1.Основной – проблемный/ частично-поисковый.
2. Дополнительные –словесный, возвращения к пройденному, обобщение, наглядный, игровой, парктический, проект и т.д
Межпредметные связи: литература (стихотворение Ф.Тютчева), музыка («Весна» А. Вивальди, фольклор (рассказ о народных праздниках), физкультура ).
Средства обучения: учебник , 5 класс, тетрадь, компьютер, презентация, медиафайлы, карта, дидактический материал (карточки).
Этап урока | Методы обучения | Содержание деятельности | Формируемые УУД | Методы оценки/самооценки | |
учителя | ученика | ||||
1.Организационный. Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Словесный, наглядный, повторение. | Приветствие учащихся. Перед учащимися картины времена года и символы солнце,листик,звезда. Учащиеся выбирают время года и прикрепляют символ( уверенность,тревожности, готовности…) - Сегодня мне хочется необычно начать урок. За окном еще кое-где лежит снег и холодно, но приближается весна. Можно ли услышать весну?Послушайте музыку венецианского(итальянского) композитора Антонио Вивальди «Весна». Оценивать свою работу будем с помощью листочков и деревца. | - Приветствуют учителя, приветствуют друг друга. - Читают пословицу. Высказывают своё мнение. - Ответы детей - Слушают | Личностные: - проявлять эмоциональную отзывчивость коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | - Приветствуют учителя, приветствуют друг друга - Самопроверка. |
2.Актуализация знаний Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | Словесный, повторение. | - Ребята, послушайте строчки из известного вам стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» (слайд) - Исправьте орфографические ошибки в тексте. - Как вы думаете, какие ключевые слова нам помогают понять смысл пословицы? Какой частью речи они являются? На какие вопросы отвечают? - Как вы думаете, в чём её особенность употребления прилагательных в тексте?(слайд) | - Читают стихотворение - Находят и исправляют слова с ошибками. - Ответы детей. - Делают свои предположения. | Познавательные: - выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; - анализировать, строить логическое размышление - умение логически рассуждать на грамматическую тему. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества. | - Фронтальный |
3. Введение в тему урока. Цель: мотивировать учащихся к деятельности; координировать деятельность учащихся; контролировать выполнения заданий | Словесный, наглядный,проект, проблемный. | Составьте небольшой текст, используя прилагательные, отражающие состояние природы. Прошли …..дни. Наступила …………весна. ……лучи солнца ласкают землю. По небу плывут …….облака. По дорожкам и тропинкам побежали … ручейки. Из земли показалась …….травка. Потянулись с юга …… птицы. Все рады весне! Прилагательные: холодные, зимние, долгожданная, дружная, ранняя, яркие, тёплые, лёгкие, волшебные, белые, пушистые, белоснежные ,шумные, быстрые, резвые, весёлые, молодая, зелёная, первая, перелётные Представление проекта «Я рисую Прилагательное» | - Дети составляют в группах тексты, выбирают имена прилагательные. - Рассказывают о работе. Картина «Мир Прилагательного» | Познавательные: закрепить умение отграничивать прилагательное от других частей речи. Личностные: - развивают умение сотрудничать при выполнении упражнений Регулятивные: - умение планировать свои действия в соответствии с конкретной учебной задачей. Коммуникативные: - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами | Фронтальный, групповой. |
4. Целеполагание. Цель: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем) | Наглядный, проблемный | - Послушайте загадку (слайд): Я - часть речи интересная, Широко в миру известная: Опишу любой предмет - В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить! - Почему слова выделены курсивом? Что нового вы ещё узнали о кратких формах из учебника? - Сформулируйте тему урока. - «Полные и краткие имена прилагательные». - Попробуем определить цель и задачи нашего урока. | - Выполняют упражнение устно, сравнивая полные и краткие имена прилагательные. - Делают вывод. . - Отвечают на вопрос - Знакомятся с теоретическим материалом, сверяют свои предположения с учебником. Ответы учеников. - определяют цель и задачи урока | Познавательные: - анализировать, строить логическое размышление; - делать выводы Личностные: - воспитание уважительного отношения к мнению собеседника - развивать критическое мышление. Регулятивные: - определять цель, проблемув учебной деятельности;умение планировать свои действия в соответствии с конкретной учебной задачей, а также оценивать свои результаты | Индивидуальный, фронтальный, самопроверка. |
5. Изучение нового материала. Цель: применение нового знания в типовых заданиях | Практический; Наглядный. | - Сравним прилагательные, результаты занесем в таблицу. Произносит фразу: «Я рада, что вы хорошо справились с этим заданием. Теперь вы и дальше должны справляться с заданиями в упражнениях.» Обращает внимание на слова «рада», «должны», которые употребляются, как правило, только в краткой форме. В сказках, песнях встречаются изменяемая форма краткого прилагательного сыра земля-сыру землю Орфоэпические нормы: как правильно-зелена, зелёна, зелена? 21 марта по старинному русскому обычаю выпускают на волю певчих птиц и с этого дня начинается месяц птиц. Ребята развешивают на деревьях домики-скворечники, дуплянки, связывают кусты для гнездования птиц. Из теплых стран прилетают 40 разных птиц и первым- жаворонок. А ещё в этот день пекут жаворонки»- булочки с носиком и изюминками вместо глаз. Дети закликали весну : Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите. Теплу весну принесите зима нам надоела. весь хлеб у нас поела. - Скажите, у нас урок хорош? Ответьте на вопрос письменно. - Как вы записали слово «хорош»? Найдите, есть ли правило в учебнике. Если есть, то о чём оно нам говорит? | - Ученики заполняют таблицу. - Высказывают свои предположения. Отвечают. Анализируют, корректируют. Обращают внимание на словастудену зиму Теплу весну - Дети записывают свой ответ в тетрадь. - Отвечают. Анализируют, корректируют. | Познавательные: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводыЛичностные: - проявлять эмоциональную отзывчивость, воспитание уважительного отношения к мнению собеседника. Регулятивные: - умение планировать свои действия в соответствии с конкретной учебной задачей. Коммуникативные: - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами. | Фронтальный, взаимопроверка, индивидуальный. |
6. Физминутка. Цель: сменить вид деятельности. | Игровой | - Выполняем зарядку. В лес весенний мы вошли много там чудес нашли! Посмотрели вправо, влево. Наклонились и присели. Заниматься тихо сели. | Учащиеся в занимательной форме при помощи инструктора проводят физминутку. | Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке | |
7. Закрепление изученного материала. Цель: повторение и закрепление ранее изученного | Наглядный, словесный, проблемный. | - Любите ли вы бывать в весеннем лесу? - Маркером разного цвета выделите прилагательные краткой формы и прилагательные полной формы. - Хорошо в весеннем лесу Прекрасна и ослепительно хороша весна в лесу. Это теплый отблеск первого весеннего солнышка на стволах высоких деревьев. Это светлые и озорные блики в густых кронах, внезапно пробивающиеся к земле смелые лучи. Черен лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят, А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат. Бутонов круглые бубенчики Еще закрыты и полны, Но солнце раскрывает венчики У колокольчиков весны. Природой бережно спеленутый, Завернутый в зеленый лист, Растет цветок в глуши нетронутой Прохладен, хрупок и душист. Отгадайте. Даже ночью муравьишка Не пропустит свой домишко, Путь дорожку до зари Освещают фонари; На больших столбах подряд Лампы белые висят(……………………..) - Ландыш – цветок с сильным «характером». Он не жалует многих соседей по вазе и только голубоглазой красавице-незабудке делает исключение. Ландыш – любимый цветок многих народов. Во Франции даже праздник ландышей есть. На Руси много прекрасных легенд сложено об этом цветке. - Славянская легенда о ландыше.(слайд) Удалого Садко полюбила водяная царевна Волхова. Однажды, гуляя поздно по лесу, увидела она Садко, обнимавшего свою невесту Любаву. Гордая царевна отвернулась и пошла прочь. И только луна была свидетельницей, как из ее глаз катились чистые девичьи слезы, и, упав на землю, превращались в нежные ландыши. - Предлагаю подобрать краткие прилагательные к слову ландыш , письменно с последующей взаимопроверкой. - Образуйте краткую форму прилагательных. Бор дремуч, пар горяч, ветер свеж, перец жгуч,,день пригож, борщ хорош, дуб могуч, шиповник колюч. - Найдите предложения с грамматической ошибкой. Коридор в школе светлый и широк. Спортсмены нашей школы быстрые и ловки. Класс был неуютный и пуст. Лицом он был пригожий и румян. Река быстра и широка. Река быстрая и широкая. Река быстра и широкая. | - Ответы детей. - Образуют краткие формы имён прилагательных, записывая при этом их вместе с существительными, обозначая грамматическую основу. - Ответы детей. - Слушают легенду. - Подбирают краткие прилагательные к слову ландыш , письменно с последующей взаимопроверкой. Образуют краткую форму прилагательных. | Познавательные: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы, устанавливать причинно – следственные связи. Личностные: - формировать положительный настрой в обучении, воспитывать чуткое отношение к родному языку и родной культуре, формировать адекватную позитивную самооценку, самоуважение и самовосприятие Регулятивные: - выдвигать версии, умение планировать свои действия в соответствии с конкретной учебной задачей. | Взаимопроверка, самопроверка, индивидуальная работа. |
8. Итог урока. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке | Обобщение | - Что нового вы узнали на уроке? Прилагательные Краткие и полные Дополняют, украшают, уточняют Без них скучно! Эпитеты Из материалов . используемых на уроке, составьте колонку в газету. Первой колонкой станет ваше «зелено» деревцо знаний и стих Тютчева» Еще в полях белеет снег» - Какова была цель урока? - Удалось ли ее достигнуть? - Какой этап показался наиболее интересным? Предлагает заполнить картинкой с изображением Солнца, зонтика, дороги. Распустилось ли ваше дерево? - Выставляем оценки. | - Ответы детей. - Выполняют задание. - Ответы детей | Познавательные: - делать обобщающие выводы, устанавливать причинно – следственные связи Личностные: проявлять эмоциональную отзывчивость, Регулятивные: - выдвигать версии; планировать деятельность в учебной ситуации Коммуникативные: - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами | Самопроверка, самопроверка, взаимопроверка, выставление оценок |
9. Рефлексия. Цель: Определить, как учащиеся усвоили материал урока. | Ребята, а теперь продолжите предложение: НИКТО НЕ ЗНАЕТ, А Я ЗНАЮ… - Первая начну я ! Никто не знает, а я знаю, что такое имя прилагательное! - Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать выводы. | - Ответы детей по очереди. | Личностные: - формировать положительный настрой в обучении, воспитывать чуткое отношение к родному языку и родной культуре, формировать адекватную позитивную самооценку, самоуважение и самовосприятие | Индивидуальный | |
10. Домашнее задание. | Запишите домашнее задание, которое видите на слайде на выбор: написать текст «Весенняя примета» или упр 619. пасибо за урок! | - Записывают домашнее задание по выбору. | Личностные: проявлять эмоциональную отзывчивость, Коммуникативные: - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Полные и краткие имена прилагательные"
Урок русского языка в 5 классе по программе С.И.Львовой, В.В.Львова...
Урок "Полные и краткие имена прилагательные". Урок с элементами здоровьесбережения
цели урока. Слайд - Различать полные и краткие прилагательные; определять роль кратких прилагательных в предложении. Уметь: -Правильно употреблять прилагательные в речи; -указывать морфологические...
"Краткие имена прилагательные"
конспект урока для 5 класса...
Использование ЭОР при изучении темы «Полные и краткие имена прилагательные»
Итоговая работа по курсам повышения квалификации содержит теоретический материал и технологическую карту урока...
Открытый урок русского языка в 5 классе со здоровьесберегающими технологиями. Тема «Полные и краткие имена прилагательные».
Урок русского языка в 5 классе по теме «Полные и краткие имена прилагательные» является наглядным примером использования учителем здорововьесберегающих технологии....
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Полные и краткие имена прилагательные"
Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС....
Технологическая карта по русскому языку.Имена прилагательные и эпитеты
Урок-исследование. Учащимся предлагаются виды работ, при выполнении которых они учатся отличать прилагательные от эпитетов....