Открытый урок русского языка в 5 классе со здоровьесберегающими технологиями. Тема «Полные и краткие имена прилагательные».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Казаченко Игорь Павлович

Урок русского языка в 5 классе  по теме «Полные и краткие имена прилагательные» является наглядным примером использования учителем здорововьесберегающих технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_zdorovesberezheniyu_kazachenkoi.p.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема «Полные и краткие имена прилагательные».

Учитель: Казаченко Игорь Павлович

1.Организационный момент.

Добрый день, ребята! Я очень рад вас видеть. Несмотря на то, что сегодня пасмурный день, я уверен, что вы хорошо поработаете на уроке и получите отличные оценки.

Перед вами на столе лежат бумажные круги разного цвета: красный, синий, зелёный. Посмотрите на них внимательнее и выберете тот, который отражает ваше настроение именно в данный момент. Круг красного цвета- вы полны энергии, готовы активно работать. Круг зелёного цвета - вы спокойны и уравновешены. Круг синего цвета - вы испытываете чувство тревоги, неуверенности.

11.Проверка Д/ З. Ребята, проверим домашнее задание. Задания были посвящены спорту, здоровью и здоровому образу жизни. Вы должны были составить загадки, синквейны, тексты по предложенным темам.

Ученики читают домашнюю работу: загадки о спорте, синквейны о здоровье, тексты о здоровом образе жизни.

111. Актуализация опорных знаний.

-При выполнении домашнего задания вы использовали разные части речи.

-Какая часть речи помогла вам более красочно, ярко изобразить заданную тему? (прилагательное)

- Над какой частью речи мы с вами работаем несколько уроков? (прилагательное).

- Что известно об имени прилагательном? (ответы).

- Назовите начальную форму имени прилагательного. (м. р, ед.ч, им. п).

- С какой частью речи связано имя прилагательное? (с именем существительным).

Мы сейчас покажем эту связь на одном примере. М.Ю. Лермонтов «Парус»

                                                     

Белеет парус одинокой        
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Сравните:

Белеет парус
В тумане моря!..
Что ищет он в стране?
Что кинул он в краю?..

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!

Под ним струя лазури,
Над ним луч солнца ...
А он, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!


-Что изменилось в тексте? (Исчезли прилагательные) Чем они отличаются? Как выглядят существительные без эпитетов-прилагательных? (Речь становится бедной и однообразной).

Продолжая разговор об именах прилагательных, обратимся к работе по перфокартам, с помощью которых можно понять, как вы усвоили предыдущую тему.

  Слайд № 1.

Работа по перфокартам.

Заполнение перфокарт.

Заполнение перфокарты 1 вариант.

– Что вы помните о написании о и е после шипящих и ц в окончаниях имён прилагательных?

С лучш..й, к ближа.йш…му, в колюч..м, хорош..го, в чуж..й , похож..му, о могуч..м, к больш..му. .

О

 

 

 

 

 

 

 

Е

 

 

 

 

 

 

Самопроверка. Нет ошибок – "5", одна ошибка – "4", две ошибки – "3", три и больше – "2".

Заполнение перфокарты 2 вариант.

– Что вы помните о написании о и е после шипящих и ц в окончаниях имён прилагательных?

Больш..го, о могучеч..м, дремуч..го,  чуж..го, свеж..го,  колюч..м, прыгуч..го, горяч..го.

О

 

 

 

 

 

 

 

Е

 

 

 

 

 

 

Самопроверка. Нет ошибок – "5", одна ошибка – "4", две ошибки – "3", три и больше – "2"

V1. Объяснение нового материала. Мы много говорили с вами уже об имени прилагательном. Однако не говорили еще о том, что встречаются особые прилагательные, не похожие на своих собратьев. Посмотрим на доску.

На доске:

кислый

добрый

быстрый

догадлив

кухонный

- Что заметили? Какое слово лишнее? (Краткое прилагательное - догадлив).

Как вы думаете, какая тема урока?

Запишите число, классная работа, тему урока. Слайд № 2

предположите, чему вы должны научиться в ходе урока ….., итак цель урока

Сформулируйте цель урока:

- Различать полные и краткие прилагательные

Уметь:

-правильно употреблять прилагательные в речи;

-указывать морфологические признаки прилагательных;

-правильно писать прилагательные, графически объяснять орфограммы.

-определять роль кратких прилагательных в предложении.

-Назовите морфологические признаки краткого прилагательного догадлив (изменяется по числам, в единственном числе по родам).

- Склоняются ли краткие имена прилагательные? Послушайте стихотворение.

Я - учитель всей страны.

Дети все мои умны.

Всем ученикам умнам

Я урок прекрасный дам.

Эта девочка умна.

Всё запомнила она.

Я люблю её одну.

Эту девочку умну.

Этот мальчик так умён.

Всё на свете знает он.

И услышит вся страна

Про мальчонку, про умна.

Что вы заметили, все ли было грамотно?

Вывод: краткие прилагательные не склоняются, ОН ДОГАДЛИВ, А ОНА ?.., а они? сделайте выводы.

Выясним синтаксическую роль кратких прилагательных.

Давайте вспомним прямой порядок слов в предложении?

(определение, подлежащее, сказуемое, дополнение)

-Составьте предложение с кратким прилагательным, используя слова из столбика.

Выполните синтаксический разбор предложения.

Моя мама добра и догадлив. ( Повествов., невоскл, прост., нераспр..).

Вывод: в предложении краткое прилагательное является сказуемым.

Сравните наш вывод с правилом в учебнике.

Выясним, какую роль играют в речи краткие прилагательные. Слайд № 5

Полные прилагательные обозначают постоянный признак, а краткие сиюминутный

Будьте добры!
Будьте разумны!
Будьте счастливы!

Физминутка.

Чтоб глаза твои зоркие были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотри и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся, что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно,

Ну, а дальше будь здоров!

v. Закрепление материала.

1.Выполняют упражнение 589 письменно, с комментированием.

Вывод: от полных прилагательных можно образовать краткую форму.

2. Задание: образовать, где это можно, от полных прилагательных одну из кратких форм.

Белый

Деревянный

Слепой

Счастливый

Спелый

Железный

Вывод: не все прилагательные могут иметь две формы - полную и краткую.

Учитель. Деревянный, железный - это относительные прилагательные, с разрядами прилагательных вы познакомитесь в 6 классе.

3. Цифровой диктант.1- полные прилагательные, 2- краткие.

Благодарен, узкий, интересен, болтлив, чистый, быстр, умен, могуч, ядовитый, молодой, бесполезный, вкусен.

Проверка.

4. Тест Слайд № 6 (проверка слайд № 7).

V1.  Подведём итог урока. Творческая работа. Синквейн по теме: «Прилагательные полные и краткие». Например:

Прилагательные
Краткие и полные
Дополняют, украшают, уточняют
Без них трудно!
Эпитеты.

А сейчас назовите 6 любых прилагательных (дети называют).

Сегодня урок был……….

Мы выполняли………….задания.

Некоторые ребята………..и…………….

Сейчас все сидят в ожидании…………….оценки.

Я надеюсь, что и другие уроки у нас будут………….

(смешно).

-Выберите из цветных кругов  тот, которому соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.

Д/З: 1) упр .590.

        2)  Пословицы и поговорки с краткими прилагательными.

        3) сочинение - миниатюра “Весна в моем дворе”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Полные и краткие имена прилагательные"

Урок русского языка в 5 классе по программе С.И.Львовой, В.В.Львова...

Урок "Полные и краткие имена прилагательные". Урок с элементами здоровьесбережения

цели урока. Слайд - Различать полные и краткие прилагательные; определять роль кратких прилагательных в предложении. Уметь: -Правильно употреблять прилагательные в речи; -указывать морфологические...

Использование ЭОР при изучении темы «Полные и краткие имена прилагательные»

Итоговая работа по курсам повышения квалификации содержит теоретический материал и технологическую карту урока...

Конспект урока по русскому языку "Полные и краткие имена прилагательные"

Конспект урока разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Урок предполагает формирование лингвистической и коммуникативной компете...