Открытый урок русского языка в 5 классе со здоровьесберегающими технологиями. Тема «Полные и краткие имена прилагательные».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок русского языка в 5 классе по теме «Полные и краткие имена прилагательные» является наглядным примером использования учителем здорововьесберегающих технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_zdorovesberezheniyu_kazachenkoi.p.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Тема «Полные и краткие имена прилагательные».
Учитель: Казаченко Игорь Павлович
1.Организационный момент.
Добрый день, ребята! Я очень рад вас видеть. Несмотря на то, что сегодня пасмурный день, я уверен, что вы хорошо поработаете на уроке и получите отличные оценки.
Перед вами на столе лежат бумажные круги разного цвета: красный, синий, зелёный. Посмотрите на них внимательнее и выберете тот, который отражает ваше настроение именно в данный момент. Круг красного цвета- вы полны энергии, готовы активно работать. Круг зелёного цвета - вы спокойны и уравновешены. Круг синего цвета - вы испытываете чувство тревоги, неуверенности.
11.Проверка Д/ З. Ребята, проверим домашнее задание. Задания были посвящены спорту, здоровью и здоровому образу жизни. Вы должны были составить загадки, синквейны, тексты по предложенным темам.
Ученики читают домашнюю работу: загадки о спорте, синквейны о здоровье, тексты о здоровом образе жизни.
111. Актуализация опорных знаний.
-При выполнении домашнего задания вы использовали разные части речи.
-Какая часть речи помогла вам более красочно, ярко изобразить заданную тему? (прилагательное)
- Над какой частью речи мы с вами работаем несколько уроков? (прилагательное).
- Что известно об имени прилагательном? (ответы).
- Назовите начальную форму имени прилагательного. (м. р, ед.ч, им. п).
- С какой частью речи связано имя прилагательное? (с именем существительным).
Мы сейчас покажем эту связь на одном примере. М.Ю. Лермонтов «Парус»
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Сравните:
Белеет парус
В тумане моря!..
Что ищет он в стране?
Что кинул он в краю?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
Под ним струя лазури,
Над ним луч солнца ...
А он, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
-Что изменилось в тексте? (Исчезли прилагательные) Чем они отличаются? Как выглядят существительные без эпитетов-прилагательных? (Речь становится бедной и однообразной).
Продолжая разговор об именах прилагательных, обратимся к работе по перфокартам, с помощью которых можно понять, как вы усвоили предыдущую тему.
Слайд № 1.
Работа по перфокартам.
Заполнение перфокарт.
Заполнение перфокарты 1 вариант.
– Что вы помните о написании о и е после шипящих и ц в окончаниях имён прилагательных?
С лучш..й, к ближа.йш…му, в колюч..м, хорош..го, в чуж..й , похож..му, о могуч..м, к больш..му. .
О |
|
|
|
|
|
|
| |
Е |
|
|
|
|
|
|
Самопроверка. Нет ошибок – "5", одна ошибка – "4", две ошибки – "3", три и больше – "2".
Заполнение перфокарты 2 вариант.
– Что вы помните о написании о и е после шипящих и ц в окончаниях имён прилагательных?
Больш..го, о могучеч..м, дремуч..го, чуж..го, свеж..го, колюч..м, прыгуч..го, горяч..го.
О |
|
|
|
|
|
|
| |
Е |
|
|
|
|
|
|
Самопроверка. Нет ошибок – "5", одна ошибка – "4", две ошибки – "3", три и больше – "2"
V1. Объяснение нового материала. Мы много говорили с вами уже об имени прилагательном. Однако не говорили еще о том, что встречаются особые прилагательные, не похожие на своих собратьев. Посмотрим на доску.
На доске:
кислый
добрый
быстрый
догадлив
кухонный
- Что заметили? Какое слово лишнее? (Краткое прилагательное - догадлив).
Как вы думаете, какая тема урока?
Запишите число, классная работа, тему урока. Слайд № 2
предположите, чему вы должны научиться в ходе урока ….., итак цель урока
Сформулируйте цель урока:
- Различать полные и краткие прилагательные
Уметь:
-правильно употреблять прилагательные в речи;
-указывать морфологические признаки прилагательных;
-правильно писать прилагательные, графически объяснять орфограммы.
-определять роль кратких прилагательных в предложении.
-Назовите морфологические признаки краткого прилагательного догадлив (изменяется по числам, в единственном числе по родам).
- Склоняются ли краткие имена прилагательные? Послушайте стихотворение.
Я - учитель всей страны.
Дети все мои умны.
Всем ученикам умнам
Я урок прекрасный дам.
Эта девочка умна.
Всё запомнила она.
Я люблю её одну.
Эту девочку умну.
Этот мальчик так умён.
Всё на свете знает он.
И услышит вся страна
Про мальчонку, про умна.
Что вы заметили, все ли было грамотно?
Вывод: краткие прилагательные не склоняются, ОН ДОГАДЛИВ, А ОНА ?.., а они? сделайте выводы.
Выясним синтаксическую роль кратких прилагательных.
Давайте вспомним прямой порядок слов в предложении?
(определение, подлежащее, сказуемое, дополнение)
-Составьте предложение с кратким прилагательным, используя слова из столбика.
Выполните синтаксический разбор предложения.
Моя мама добра и догадлив. ( Повествов., невоскл, прост., нераспр..).
Вывод: в предложении краткое прилагательное является сказуемым.
Сравните наш вывод с правилом в учебнике.
Выясним, какую роль играют в речи краткие прилагательные. Слайд № 5
Полные прилагательные обозначают постоянный признак, а краткие сиюминутный
Будьте добры!
Будьте разумны!
Будьте счастливы!
Физминутка.
Чтоб глаза твои зоркие были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотри и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся, что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно,
Ну, а дальше будь здоров!
v. Закрепление материала.
1.Выполняют упражнение 589 письменно, с комментированием.
Вывод: от полных прилагательных можно образовать краткую форму.
2. Задание: образовать, где это можно, от полных прилагательных одну из кратких форм.
Белый
Деревянный
Слепой
Счастливый
Спелый
Железный
Вывод: не все прилагательные могут иметь две формы - полную и краткую.
Учитель. Деревянный, железный - это относительные прилагательные, с разрядами прилагательных вы познакомитесь в 6 классе.
3. Цифровой диктант.1- полные прилагательные, 2- краткие.
Благодарен, узкий, интересен, болтлив, чистый, быстр, умен, могуч, ядовитый, молодой, бесполезный, вкусен.
Проверка.
4. Тест Слайд № 6 (проверка слайд № 7).
V1. Подведём итог урока. Творческая работа. Синквейн по теме: «Прилагательные полные и краткие». Например:
Прилагательные
Краткие и полные
Дополняют, украшают, уточняют
Без них трудно!
Эпитеты.
А сейчас назовите 6 любых прилагательных (дети называют).
Сегодня урок был……….
Мы выполняли………….задания.
Некоторые ребята………..и…………….
Сейчас все сидят в ожидании…………….оценки.
Я надеюсь, что и другие уроки у нас будут………….
(смешно).
-Выберите из цветных кругов тот, которому соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.
Д/З: 1) упр .590.
2) Пословицы и поговорки с краткими прилагательными.
3) сочинение - миниатюра “Весна в моем дворе”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Полные и краткие имена прилагательные"
Урок русского языка в 5 классе по программе С.И.Львовой, В.В.Львова...
Урок "Полные и краткие имена прилагательные". Урок с элементами здоровьесбережения
цели урока. Слайд - Различать полные и краткие прилагательные; определять роль кратких прилагательных в предложении. Уметь: -Правильно употреблять прилагательные в речи; -указывать морфологические...
Использование ЭОР при изучении темы «Полные и краткие имена прилагательные»
Итоговая работа по курсам повышения квалификации содержит теоретический материал и технологическую карту урока...
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Полные и краткие имена прилагательные"
Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС....
Урок в 5 классе "Полные и краткие имена прилагательные ".
План-технологическая карта. ФГОС...
Конспект урока по русскому языку "Полные и краткие имена прилагательные"
Конспект урока разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Урок предполагает формирование лингвистической и коммуникативной компете...