Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.
материал по русскому языку (8 класс)
Цели:
познакомить учащихся со случаями употребления тире в письменной речи;
сформировать следующие навыки: ставить тире в простом предложении;
отличать постановку тире между подлежащим и сказуемым от других случаев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_8_klass_yazyk.docx | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку в 8 классе
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.
Цели:
- познакомить учащихся со случаями употребления тире в письменной речи;
- сформировать следующие навыки: ставить тире в простом предложении;
- отличать постановку тире между подлежащим и сказуемым от других случаев.
Планируемые результаты:
ЛИЧНОСТНЫЕ:
-сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, группировать, формулировать выводы);
-сформированность положительной мотивации к учению;
-сформированность культуры общения;
-воспитание бережного отношения к книге, привитие любви к русскому языку и чтению.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
- умение структуировать материал, работать с различными источниками информации;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями;
- умение владеть составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, давать определения понятиям.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
- знание, в каком случае ставится и в каком не ставится тире в простом предложении;
- умение ставить и объяснить постановку знака;
Оборудование: схемы для опорного конспекта, карточки с заданиями, компьютер, экран, проектор.
Межпредметные связи: литература
Приложение 1
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ О знаке препинания тире
Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без всем известных значков, которые называются знаками препинания. Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.
Родоначальницей русской пунктуации по праву можно считать точку. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.
Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. Названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин «знаки препинания» восходит к глаголу препинать – «остановить, задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков: дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer (тянуть)
Тире относится к более поздним знакам. Существует мнение, что его ввёл в употребление русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А.А. Барсова.
Тире многозначно. Его используют в простых предложениях, в предложениях с прямой речью, при оформлении реплик диалога, в неполных предложениях, в сложных предложениях. В энциклопедии «Русский язык» обозначено девять условий постановки тире в современной письменной речи. Может быть, именно из-за многозначности тире любят поэты и писатели, превращая его в главное средство авторской пунктуации.
Приложение 2
Авторские знаки связаны с осмыслением написанного, обычно они передают эмоциональный строй речи и входят в понятие «слога писателя». Пунктуация выдающихся мастеров художественного слова — свидетельство богатства ее стилистических возможностей.
Например, тире у М. Горького в случаях, где правилами предусмотрена запятая или отсутствие знака (тире после обращения; тире между подлежащим и сказуемым — личным глаголом, при выделении сравнительных оборотов и т.д.): А феи — всегда красивы?
Тире у А. Блока (после частиц, наречных слов с обобщенным обстоятельственным значением) также расширяет область своего применения: Вон — тощей вербы голый куст; Вот — сидим с тобой на мху; Я могуч и велик ворожбою, но тебя уследить — не могу.
Особой изощренности при употреблении тире достигает М. Цветаева: оно помогает ей «развести» слова при чрезмерной смысловой сжатости, спрессованности ее строки — как поэтической, так и прозаической: И стоит Степан — ровно грозный дуб, побелел Степан — аж до самых губ; Други его — не тревожьте его!; Крик разлук и встреч — ты, окно в ночи! Может — сотни свеч, может — три свечи...; Я поняла — что не люблю супруга.
Примеры авторского использования тире у А. Н. Толстого: Да — вот что — сам-то возвращайся, да рысью, слышь… ; А ты — смотри — за такие слова…; Дьяку — дай, подьячему — дай, младшему подьячему — дай.
То есть знаки «авторские» — это знаки «излюбленные», отражающие своеобразие ритмики и интонации текста, применение таких знаков препинания включается в авторскую систему литературно-художественных приемов.
Возможность авторского применения знаков — свидетельство гибкости русской пунктуации, высокой степени ее развитости.
Список литературы
1. Учебник: Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2015.
Ссылки на интернет-ресурсы
1. Интернет-портал «evartist». Авторский проект Екатерины Алеевой
2. Полный академический справочник под редакцией В. В. Лопатина
3. . Интернет-портал «skydrive.live.com»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе
Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о постановке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформления предложений с тире, совершенст...
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым
Изучение нового материала. Углубление знаний учащихся о главных членах предложения, о способах их выражения. Формирование навыков постановки тире между подлежащим и сказуемым...
Готовимся к ЕГЭ (Тире между подлежащим и сказуемым , Тире в неполном предложении)
Дидактический материал к урокам по темам : "Тире между подлежащим и сказуемым". " Тире в неполном предложении" в тестовой форме....
Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».
В связи с переходом образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации в 9 классе возникает необходимость и в новом подходе к планировани...
Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».
В связи с переходом образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации в 9 классе возникает необходимость и в новом подходе к планировани...
Двусоставные предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Конспект урока...
Проверочная работа по темам "Тире между подлежащим и сказуемым", "Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах".
Материал можно использовть в виде небольшой самостоятельной работы по темам "Тире между подлежащим и сказуемым", "Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородн...