Двусоставные предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Ямпилец Елена Александровна

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Двусоставные предложения. Тире между подлежащим и сказуемым».

        Цели урока: Познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, отрабатывать умение правильно ставить тире в предложении.                                                             
Предметные 
(объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило постановки тире в предложении типа «Москва – столица России»; различать по смыслу подлежащее и сказуемое, выраженные существительным. 

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Тип урока -  урок рефлексии

Оборудование:

- перечень вопросов, предназначенных для тестирования учащихся (тест "Виды сказуемого");

- алгоритм синтаксического анализа (индивидуальный для каждого ребенка);

- оформленные эпиграф и тема урока;

- учебник «Русский язык» для 8 класса в двух частях является частью     УМК по русскому языку для 8 класса общеобразовательной школы (под редакцией С.И.Львовой, В.В.Львова, 2012 г., «Мнемозина»).

        


План урока

I. "Разминка" (ознакомление с эпиграфом урока, его первичное обоснование)          5

II. "Погружение"          5

III. Контрольно-подготовительный этап урока: уплотнение знаний посредством тестирования          6

IV. Постановка учебной цели, создание ситуации "вызова" (Ознакомление с новым материалом)          6

1) наблюдение за языковым материалом – анализ проблемной ситуации, разрешение проблемы, формулирование правила          7

2) работа с учебником          7

3) знакомство с "антиправилом"          7

V. "Сотворчество": учитель-ученик          8

1) составление кластера (опорного сигнала)          8

2) работа с кластером          9

а) анализ упражнения          9

б) объяснительный диктант          9

в) распределительный диктант          9

VI. Рефлексия (эссе "знаю" / "не знаю", возвращение к эпиграфу урока          11

VII. Выставление мотивированных оценок          11

VIII. Дифференцированное домашнее задание          11


ХОД  УРОКА

I. "Разминка" (Оргмомент)

На доске представлены тема урока "Двусоставные предложения. Тире между подлежащим и сказуемым", эпиграф урока:

"Отец твой – чулок, мать – тряпица, а ты что за птица?"

                                                (В.И. Даль)

Используя прием "отсроченной отгадки", учитель обращается к классу:

Учитель: - Прочтите эпиграф нашего урока – пословицу В.И. Даля (Один из учащихся выразительно читает вслух).

Учитель: - Подумайте, каким образом эпиграф соотносится с темой нашего урока?

Ученик: - Сегодня мы научимся ставить тире между подлежащим и сказуемым. Эпиграф является примером для будущего правила.

Учитель: - Верно! Но прежде чем знакомиться с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым, давайте вспомним виды сказуемых, их структуру.

II. "Погружение"

(Проверка домашнего задания, фронтальная и индивидуальная)

Индивидуальный опрос.

1) К доске выходят 2 ученика и рисуют схемы составного глагольного и составного именного сказуемого, записывают свои примеры.

2) Фронтальная беседа по "учебной цепочке". Старт для учебной беседы задает учитель:

- Что такое сказуемое?

(Далее учащиеся подхватывают эстафету и задают вопросы классу по курсу изученной темы):

- Какие виды сказуемого вы знаете?

- Какова структура составного глагольного сказуемого?

- Почему оно так называется?

- Какова структура составного именного сказуемого?

- Почему оно имеет такое название?

- Чем может быть представлена именная часть?

- В чем сходство и отличие составного именного и составного глагольного сказуемого? и т.д.

3) Коллективный анализ схем, представленных учениками на доске:

Учитель: - Проверим схемы, составленные вашими товарищами. Поднимите руку, кто согласен?..  Кто не согласен?

(Мотивация правильности – неправильности выполнения работы, оценивание учащихся).

III. Контрольно-подготовительный этап урока:

"уплотнение" знаний посредством тестирования.

Учитель: - Любая теория проверяется практикой, поэтому следующим этапом нашего урока будет тест на определение видов сказуемого.

(Учитель знакомит учащихся с условиями работы, производит письменный опрос учащихся).

IV. Постановка учебной цели, создание ситуации "вызова"

(Ознакомление с новым материалом).

Учитель: - Итак, тема нашего урока "Тире между подлежащим и сказуемым". Основная же цель – усвоить правило постановки тире между подлежащим и сказуемым и познакомиться с антиправилом, т.е. со случаями, когда тире не ставится.

1) наблюдение за языковым материалом – анализ проблемной ситуации, разрешение проблемы – формирование правила.

Учитель: - Посмотрите на левую часть доски, здесь я записала предложения, в которых ставится знак "тире" между подлежащим и сказуемым. Правило же постановки тире вы сформулируете сами, после того как выделите грамматическую основу в предложениях и определите, чем выражен каждый главный член:

         сущ.И.п.                             сущ.И.п.

1) Рассказово – моя малая родина.

   гл.неопр.ф.             гл.неопр.ф.

2) Жить – Родине служить.

               сущ.И.п.  гл.неопр.ф.

3) Мое хобби – собирать марки.

4) А.С. Пушкин –   это   солнце  русской поэзии.

(Один из учащихся выполняет работу на доске, после чего восьмиклассники формулируют правило постановки тире между подлежащим и сказуемым).

2) работа с учебником.

Учитель: - Откройте учебник на стр. 64. Прочтите правило и назовите случаи постановки тире, которые не представлены на доске.

( 1) Если подлежащее и сказуемое выражены числительным в И.п.:

  2) если перед сказуемым стоит указательная частица <вот>).

3) знакомство с антиправилом.

Учитель: - Однако в русском языке есть случаи, когда предложение не подчиняется общему правилу, т.е. действует по законам антиправила.

- Обратите внимание на правую часть доски, где записаны предложения без тире. Давайте рассмотрим их грамматическую основу и сформулируем антиправила:

                                              сравнит.союз

1) Наш школьный двор       как   сад.

личное мест.      лич.мест.         лич.мест.

2) Он      порча, он      чума,  он      язва здешних мест.

                       отриц.частица

3) Бедность        не    порок.

(Учащиеся анализируют предложения и формулируют антиправила).

Учитель: - А теперь прочтите примечание к § 15 и расскажите, когда (несмотря на антиправила) можно поставить тире.

V. Сотворчество как этап урока

(Закрепление изученного материала).

1) Составление итогового кластера (схемы).

Учитель: - Сегодня на уроке мы научимся составлять кластеры. Кластер – новое для вас слово – означает "видеоряд", т.е. схема, на которой идеи группируются в определенные блоки и располагаются вокруг ключевого слова.

- Какое в нашем случае слово будет ключевым?         (тире)

- Рисуем тире в центре нашего видеоряда.

(Учитель выполняет схему на доске, учащиеся – в своих тетрадях).

- Вспомним первый случай постановки тире между подлежащим и сказуемым и отразим это на схеме.

1)             сущ. И.п.                           сущ. И.п.        

           числ. И.п.                         числ. И.п.

 тире

(После того, как дети поймут алгоритм составления кластера, можно попросить учащихся продолжить схему, соблюдая нумерацию блоков).

P.S. блоки антиправила (случаи, когда тире не ставится) рекомендуются как домашнее задание.

2) Работа с кластером.

личное мест.      лич.мест.         лич.мест.

2) Он      порча, он      чума,  он      язва здешних мест.

                       отриц.частица

3) Бедность        не    порок.

(Учащиеся анализируют предложения и формулируют антиправила).

Учитель: - А теперь прочтите примечание к § 15 и расскажите, когда (несмотря на антиправила) можно поставить тире.

V. Сотворчество как этап урока

(Закрепление изученного материала).

1) Составление итогового кластера (схемы).

Учитель: - Сегодня на уроке мы научимся составлять кластеры. Кластер – новое для вас слово – означает "видеоряд", т.е. схема, на которой идеи группируются в определенные блоки и располагаются вокруг ключевого слова.

- Какое в нашем случае слово будет ключевым?         (тире)

- Рисуем тире в центре нашего видеоряда.

(Учитель выполняет схему на доске, учащиеся – в своих тетрадях).

- Вспомним первый случай постановки тире между подлежащим и сказуемым и отразим это на схеме.

1)             сущ. И.п.                           сущ. И.п.        

           числ. И.п.                         числ. И.п.

 тире

(После того, как дети поймут алгоритм составления кластера, можно попросить учащихся продолжить схему, соблюдая нумерацию блоков).

P.S. блоки антиправила (случаи, когда тире не ставится) рекомендуются как домашнее задание.

2) Работа с кластером.

а) Устный анализ предложений из упр. 138.

б) Объяснительный диктант.

Учитель: - А теперь мы напишем диктант. Ваша задача – поставить необходимые знаки препинания и пронумеровать предложения, согласно блокам кластера: если схема предложения соответствует блоку правила 1), то над предложением вы поставите цифру "1"; если блоку 2), то цифру "2" и т.д.

[ Добрая работа – всему начало. Хорошо трудиться – это вопрос чести каждого гражданина. Алексей Леонов – человек, который первым вышел из космического корабля в открытый космос. Выход человека в космос – это важнейший эксперимент для будущего исследования мирового пространства. Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь. ]

Анализ диктанта.

Учитель: - Какой блок кластера не нашел применения в нашем диктанте?

                                                                (блок антиправила)

- Прочтите предложения, соответствующие блоку 1), объясните постановку знака. (аналогично другие предложения).

в) Распределительный диктант (интегрированный с работой по развитию речи).

Учитель: - Итак, мы проанализировали предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым.

- А сейчас подобные предложения мы будем сравнивать с "антиправильными", то есть с теми, в которых тире не ставится.

Для этого мы напишем распределительный диктант. Поделите мысленно страничку вашей тетради пополам и поставьте в левой части знак "––", а в правой  -  "––". Это означает, что в одну колонку вы выпишите только предложения с тире, в другую – без тире. Приготовьтесь писать диктант.

[ Сноп без перевясла – солома. Слово – серебро, а молчание – золото. Сердце не камень. Говорить правду – терять дружбу. Сердце не лукошко, не прошибешь окошко. Свой ум – царь в голове. Щи да каша – пища наша. Эта ворона нам не оборона. Долгие проводы – лишние слезы. ]

Анализ диктанта.

Учитель: - Скажите, какой фольклорный жанр объединяет данные предложения? (Жанр пословиц).

- Прочтите высказывания с тире, назовите их грамматическую основу, мотивируйте постановку знака.

- Как вы думаете, почему именно в пословицах часто встречается нулевая связка при сказуемом?

- Прочтите оставшиеся предложения без тире, назовите в них грамматическую основу; объясните, почему не поставили изученный знак.

<Одновременно с грамматической работой учитель ведет работу по развитию речи, то есть осведомляется у детей, что означает то или иное пословичное выражение, например:

 Сноп без перевяслам – солома. (ср.: Без твердой руки, руководства ничто не может быть организованным, собранным и т.д.)>

Синтаксический анализ предложения.

Сообразно алгоритму синтаксического анализа простого предложения учащиеся характеризуют последнее высказывание.

VI. "Рефлексия"

(Подведение итогов урока).

а) "Эссе".

- В заключение урока запишите в тетради все ваши "знаю" / "не знаю": что нового вы узнали и что хотели бы узнать в дальнейшем.

 б) Обсуждение (взвешивание) эссе учащихся.

в) Возвращение к эпиграфу, финальное его обоснование.

VII. Выставление мотивированных оценок

VIII. Дифференцированное домашнее задание

(по степени трудности)

1) подготовить § 15 учебника, продолжить выполнение блока антиправила кластера в тетради.

2) I вариант – упр. 139 (I) (по заданию учебника).

   II вариант – упр. 139 (I), 142 (по заданию учебника).

   III вариант – упр. 142, придумать "синквейн" – пятистишие по проблеме урока.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Бенцианова Э.Ш. Сборник диктантов по пунктуации. М., Просвещение, 1974.
  2. Даль В.И. Пословицы русского народа.
  3. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. М., Сов. энциклопедия, 1967.
  4. Обучение русскому языку в 7-8 классах. Методические указания к учебнику / Под. ред. В.В. Бабайцевой. М., Просвещение, 1987.
  5. Е.В. Коротаева. Технология встречных усилий на уроках русского языка// // РЯШ. М., 2001. № 4. С.8-15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

Изучение нового материала. Углубление знаний учащихся о главных членах предложения, о способах их выражения. Формирование навыков постановки тире между подлежащим и сказуемым...

Готовимся к ЕГЭ (Тире между подлежащим и сказуемым , Тире в неполном предложении)

Дидактический материал к урокам по темам : "Тире между подлежащим и сказуемым". " Тире в неполном предложении" в тестовой форме....

Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».

В связи с переходом  образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации  в 9 классе возникает необходимость  и в  новом подходе к  планировани...

Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».

В связи с переходом  образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации  в 9 классе возникает необходимость  и в  новом подходе к  планировани...

Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.

Цели:познакомить учащихся со случаями употребления тире в письменной речи;сформировать следующие навыки: ставить тире в простом предложении;отличать постановку тире между подлежащим и сказуемым от дру...

Проверочная работа по темам "Тире между подлежащим и сказуемым", "Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах".

Материал можно использовть в виде небольшой самостоятельной работы по темам "Тире между подлежащим и сказуемым", "Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородн...