Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме
В связи с переходом образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации в 9 классе возникает необходимость и в новом подходе к планированию уроков русского языка в 9-ом классе, обеспечивающем целевую подготовку школьников к ГИА 9, ЕГЭ 11 классы.
Планирование практических работ обучающего характера обеспечивает коммуникативно-деятельностную и практико-ориентированную направленность образовательной деятельности школьников на уроке: девятиклассники выполняют все виды языкового и содержательного анализа теста, наблюдают за стилем речи и выразительными средствами языка в текстах, решают тестовые задания типологии А и В на основе прочитанного текста, совершенствуют умения продуктивной речевой деятельности в процессе создания и редактирования самостоятельных речевых высказываний.
Данное планирование представляют систему обучения русскому языку на основе современных требований к преподаванию по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_ege_gia.doc | 227 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тарко-Салинская средняя общеобразовательная школа № 2»
Согласовано на МС. утверждено
Протокол № 3 от 08.01.2011г. директор школы _________Дюшко Л.В.
руководитель ______Лазарева Л.Д.
согласовано на МО учителей русского языка
и литературе протокол № 3 от 08.01.2011г
руководитель ______ Кузнецова Е.В.
Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».
Составила учитель русского языка и литературы
Кузнецова Е.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В связи с переходом образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации в 9 классе возникает необходимость и в новом подходе к планированию уроков русского языка в 9-ом классе, обеспечивающем целевую подготовку школьников к ГИА 9, ЕГЭ 11 классы.
Планирование практических работ обучающего характера обеспечивает коммуникативно-деятельностную и практико-ориентированную направленность образовательной деятельности школьников на уроке: девятиклассники выполняют все виды языкового и содержательного анализа теста, наблюдают за стилем речи и выразительными средствами языка в текстах, решают тестовые задания типологии А и В на основе прочитанного текста, совершенствуют умения продуктивной речевой деятельности в процессе создания и редактирования самостоятельных речевых высказываний.
Данное планирование представляют систему обучения русскому языку на основе современных требований к преподаванию по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».
Сказуемое и его основные типы.
Сказуемое — это главный член двусоставного предложения, который обозначает действие или признак предмета речи. Самым общим вопросом к сказуемому является вопрос: что говорится о предмете речи? Также возможны вопросы: что делает (делал, будет делать) предмет? что с ним происходит (происходило)? каков он? что он такое? кто он такой? и др.
По значению сказуемое делится на глагольное и именное. В зависимости от строения и способа выражения глагольное сказуемое бывает простым и составным; именное сказуемое всегда будет составным. Таким образом, основными типами сказуемого являются простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое и составное именное сказуемое.
Простое глагольное сказуемое — это сказуемое, выраженное глаголом в форме одного из наклонений.
Способы выражения простого глагольного сказуемого
1. Глагол в форме одного из наклонений (в состав сказуемого могут входить частицы) | Месяц скрылся уже за близким горизонтом черных гор. |
2. Междометный (усеченный) глагол | Сапоги мои — скрип да скрип под березою, сапоги мои — скрип да скрип под осиною... |
3. Инфинитив в значении изъявительного наклонения | Так ты кусаться, окаянная! |
Примечание. Простое глагольное сказуемое может быть выражено аналитической формой глагола, т. е. глаголом в будущем времени. Например: Еще я долго буду петь (Есенин).
Простое глагольное сказуемое считается осложненным, если оно выражено двумя глаголами, один из которых лексически неполноценен, или двумя повторяющимися глаголами: Вот я его обрадую так обрадую. Помнить-то я помню, да только смутно. Он возьми да и пригласи меня к себе на вечер (Гоголь), а также в тех случаях, когда сказуемое выражено фразеологическим оборотом или устойчивым сочетанием слов. Например: Между прочим, бабушка в нем души не чаяла (Барто); Фрунзе отдал приказ Чапаеву выступить со своей дивизией на юг (Фурманов); Студенты принимали активное участие в акции протеста.
Составное глагольное сказуемое имеет две части: вспомогательную и основную. Основная часть всегда состоит из инфинитива, выражающего основное лексическое значение сказуемого, вспомогательная же часть выражает модально-временное значение сказуемого и дополняет его основное содержание.
Способы выражения составного глагольного сказуемого
Вспомогательная часть | Основная часть | Примеры |
1. Фазовые глаголы (начать, продолжать, кончить, прекратить и др.) | Инфинитив | Владимир начинал сильно беспокоиться. |
2. Модальные глаголы (мочь, желать, хотеть, решать, предполагать, стремиться, намереваться и др.) | Инфинитив | Хочу я с небом примириться. |
3. Глаголы, выражающие эмоциональную оценку действия (любить, ненавидеть, бояться) | Инфинитив | Я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве против пустынного ветра. |
4. Краткие прилагательные с модальным значением (должен, намерен, готов, обязан, рад, способен) или в самостоятельном употреблении, или с глаголом быть как показателем прошедшего или будущего времени | Инфинитив | Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели. |
5. Устойчивые сочетания | Инфинитив | Ты не имеешь права настаивать на этом. |
Составное глагольное сказуемое может быть осложненным, если в его состав входят два инфинитива. Например: Посередине дороги он еще раз заставил себя перестать думать о невозможном (Симонов); Он не мог решиться уехать.
Примечание. Следует иметь в виду, что сочетание инфинитива с личным глаголом не всегда является составным глагольным сказуемым. В составном глагольном сказуемом инфинитив всегда обозначает действие того лица, которое названо подлежащим: Стал он кликать золотую рыбку (Пушкин).
Если же инфинитив обозначает действие другого лица, он представляет собой дополнение при простом глагольном сказуемом: Матушка в слезах наказывала мне свое здоровье (Пушкин). При глаголах движения (или прекращения движения) инфинитив со значением цели является обстоятельством: Я опять пришел сюда прибой (Пришвин).
Составное именное сказуемое также имеет две части: вспомогательную и основную.
Вспомогательная часть составного именного сказуемого может быть выражена различными видами глагольных связок.
1. Отвлеченная, или незнаменательная, связка (глагол быть). Отвлеченная связка может быть нулевой (для передачи значения настоящего времени) | Озеро было таинственное. |
2. Полузнаменательные связки (делаться, стать, становиться, являться, считаться, казаться, называться и т. д.) | Дни становятся короче. |
3. Знаменательные связки (приехать, прийти, вернуться, наступить, стоять, сидеть, лежать и др.) | Он пришел угрюмый. |
Способы выражения именной части составного именного сказуемого
1. Существительное в форме им. или творит. п. | Его (Есенина) поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души. |
2. Прилагательное: |
|
3. Причастие в полной или краткой форме | Охвачено сердце тревогой смутной. |
4. Местоимение | Вишневый сад теперь мой. |
5. Числительное | Дважды два — четыре. Возраст дуба — две тысячи лет. |
6. Наречие | Дуня уже замужем. |
7. Инфинитив | Курить — здоровью вредить. |
8. Предложно-падежные формы существительных | Небо было в тучах. |
9. Неделимое (или фразеологическое) сочетание | Варя была с заплаканными глазами. |
Составное именное сказуемое может быть осложненным. В этом случае его вспомогательная часть состоит из двух компонентов и имеет форму составного глагольного сказуемого, но выражает только грамматическое значение, а основное лексическое значение передается третьим компонентом — именной частью. Например: В человеке все должно быть прекрасно... (Чехов); Человек должен быть человечен не только в своей радости, но и в страдании (Паустовский); Шаги его перестали быть слышны (Л. Толстой).
Чаще всего осложненное составное именное сказуемое имеет следующий состав: краткое прилагательное с модальным значением /модальный или фазовый глагол/ + глагол-связка в форме инфинитива + именная часть.
Упр. 7. Перепишите предложения, соблюдая правила правописания. Укажите, чем выражены главные члены в простых и сложных предложениях. Особо отметьте главные члены, выраженные различными устойчивыми словосочетаниями. Определите типы сказуемых.
1. По приказу командира солдат выш..л из строя. Станок выш..л из строя. 2. Наше озеро (не)глубоко. Ладожское озеро (не)глубоко. 3. Все нас просили спеть еще. Мы запели. Мы начали петь. 4. Наш учитель — человек добрый. Наш учитель — хороший спортсмен. 5. Через пять минут на опустевшей площадке остались только отец с сыном. Я остался с маленькой сестрой дома.
Упр. 8. Спишите, выделите грамматические основы в предложениях. Определите способы выражения подлежащего и сказуемого. Укажите типы сказуемых.
1. И произошло с Иваном Ивановичем нечто совершенно нежданное, негаданное (Гоголь). 2. Солнце начинало прятаться за снеговой хребет (Лермонтов). 3. Это «если бы», отнесенное им к прошедшему, к невозможному, сбылось (Тургенев). 4. Равнина казалась бесконечной. 5. Неаполитанские художники пришли в величайшее волнение (Паустовский). 6. Нелегкое дело в моем положении оставаться спокойным (Казакевич). 7. Каштанка бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился (Чехов). 8. Морской воздух в любое время года чист и приятен. 9. Русский язык богат, образен и точен (Паустовский). 10. Мысли мои, мое имя, мои труды будут принадлежать России (Гоголь).
1. В каком предложении подлежащее выражено инфинитивом?
а) Наша задача — дойти до города во что бы то ни стало.
б) Играть с вами на одной сцене — радость, честь и блаженство.
в) В лесу всегда нужно запоминать приметы.
г) Он начал быстро считать в уме.
2. В каком предложении подлежащее выражено субстантивированным прилагательным?
а) Все знали о твердом решении командира.
б) Плавит осень тихие березы.
в) Счастливые часов не наблюдают.
г) Трое сели в первый ряд.
3. В каком предложении подлежащее выделено неправильно?
а) Все разбитое, брошенное было запорошено снегом.
б) Млечный Путь — наша Галактика.
в) Три друга склонились над другом своим.
г) Каждый из нас должен бороться за правду.
4. В каком предложении подлежащее выделено неправильно?
а) Тысячи москвичей шли к дому на Тверском бульваре, чтобы проститься с великой актрисой.
б) Служить народу — дело не простое.
в) Нелюбопытные жар-птицу не ловят.
г) В каждом положении отыщется что-нибудь утешительное.
5. В каком предложении подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием?
а) «Завтра» придумано для людей нерешительных и детей.
б) Жизнь прожить — не поле перейти.
в) У кухни под окном на солнышке Полкан с Барбосом грелись.
г) Стоящие рядом люди как-то странно поглядывали на меня.
6. В каком предложении отсутствует подлежащее?
а) Я часто думаю о будущем.
б) Наши уходили все дальше и дальше.
в) Мне часто приходится оставаться одному.
г) Мы с тобой должны что-нибудь придумать.
7. В каком предложении сказуемое выделено неправильно?
а) Пусть сильнее грянет буря!
б) Он дал обещание брату.
в) Отчего вы перестали говорить со мной серьезно?
г) Осень в этом году пришла холодная, ветреная.
8. В каком предложении сказуемое выделено неправильно?
а) Он тебя будет учить всему ремесленному искусству.
б) Завтра вечером у вас будет репетиция.
в) Работа должна быть выполнена к указанному сроку.
г) Рассеянный человек может быть талантлив.
9. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?
а) Я буду сильно беспокоиться.
б) Дни становились все длиннее и длиннее.
в) Вскоре я бросил писать стихи.
г) Садовник был человек суетливый и разговорчивый.
10. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?
а) Дружеский шепот реки оказал мне настоящую услугу.
б) Речь, стих — та же музыка, то же пение.
в) Карл Петрович в конце концов согласился вернуться.
г) Самым потерянным и негодным человеком в городе считался младший Маклаков.
11. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?
а) Окно вымыто до блеска.
б) Небо было в тучах.
в) Папенька, прикажи ему отдать кольцо.
г) Они способны мыслить и рассуждать.
12. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?
а) Зимы ждала, ждала природа.
б) Но был ли счастлив мой Евгений?
в) Ее загаданный час, по-видимому, должен был наступить позже.
г) Первые недели плавания принесли разочарование.
13. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?
а) Сама судьба велит тебе спасать меня.
б) Она будет всю жизнь благоговеть перед ним.
в) Изменники точно в воду канули.
г) Осенью я начал серьезно заниматься плаванием.
14. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?
а) Первыми подходят к воде овцы.
б) Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой.
в) У каждого есть или будет немало заветных дорог.
г) Он уже целый город воздвигнуть готов.
15. Какова синтаксическая функция инфинитива в предложении?
Она заставила Ивана Ильича выпить несколько чашек кофе.
а) инфинитив входит в состав простого глагольного сказуемого
б) инфинитив входит в составное глагольное сказуемое
в) инфинитив является дополнением
г) инфинитив является обстоятельством
16. Какова синтаксическая функция инфинитива в предложении?
Сюда он зашел навестить своего друга.
а) инфинитив входит в состав простого глагольного сказуемого
б) инфинитив входит в составное глагольное сказуемое
в) инфинитив является дополнением
г) инфинитив является обстоятельством
17. Какова синтаксическая функция инфинитива в предложении?
Утром она должна была подниматься раньше всех.
а) инфинитив входит в состав простого глагольного сказуемого
б) инфинитив входит в составное глагольное сказуемое
в) инфинитив является дополнением
г) инфинитив является обстоятельством
18. В каком предложении есть составное именное сказуемое?
а) Один и тот же сон мне повторяться стал.
б) Все сходило ему с рук.
в) А все же давайте разберемся сперва.
г) Теперь рассеяны сомненья.
19. В каком предложении есть составное именное сказуемое?
а) О, я как брат обняться с бурей был бы рад!
б) Я часто не в силах был скрывать свое отношение к вам.
в) Как будто перестало биться сердце.
г) Эта грусть была неопределенная, смутная, как сон.
20. В каком предложении есть составное именное сказуемое?
а) От волнения она долго не могла начать говорить.
б) Последним уехал командир 332-го, майор Барабанов.
в) Я пойду посмотрю новый кинофильм.
г) Я отдаю предпочтение зрелищному кино.
21. В каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения?
Ты должен быть нашим первым драматургом.
а) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное
б) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное
в) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — составное именное
г) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное
22. В каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения?
После чаю мы с братом предложили гостям пройтись по саду.
а) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное
б) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное
в) подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, сказуемое — простое глагольное
г) подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, сказуемое — составное глагольное
23. В каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения?
После окончания института Федор должен был вернуться в родной город.
а) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное
б) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное
в) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — составное именное
г) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное.
Односоставное предложение.
Односоставное предложение имеет только один из главных членов. Главный член в нем независим, поэтому некорректным было бы характеризовать главный член любого односоставного предложения в терминах двусоставного — как сказуемое или подлежащее. Однако в школьной практике сохраняется традиционная классификация односоставных предложений: с главным членом — сказуемым и с главным членом — подлежащим:
односоставное предложение с главным членом | |||
сказуемым | подлежащим | ||
определенно-личное | неопределенно-личное | безличное | назывное |
обобщенно-личное |
Односоставность сама по себе не свидетельствует о неполноте предложения, так как наличие только одного из главных членов достаточно для понимания смысла этого предложения.
Определенно-личные, неопределенно-личные предложения, обобщенно-личные предложения
В определённо-личных предложениях главный член выражен глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени), и в повелительном наклонении; производитель действия определен и может быть назван личными местоимениями 1 и 2 лица я, ты, мы, вы:
Иди сюда.
Иду.
Пойдемте в кино.
В неопределённо-личных предложениях главный член выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения и аналогичной формой условного наклонения глагола. Производитель действия в этих предложениях неизвестен или неважен:
В дверь стучат /. постучали.
Пусть стучат.
Если бы стучали громче, я бы услышал.
В обобщенно-личных предложениях говорится о действии, которое приписывается всем и каждому в отдельности. В этих предложениях главный член выражен так же, как в определенно- или неопределенно-личном предложении: глаголом в форме 2 лица единственного числа изъявительного и повелительного наклонений или в форме 3 лица множественного числа изъявительного наклонения:
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Цыплят по осени считают.
Такие предложения представлены в пословицах, поговорках, крылатых фразах, афоризмах.
К обобщенно-личным относятся и предложения типа. Выходишь иногда на улицу и удивляешься прозрачности воздуха. Говорящий для придания обобщенного смысла вместо формы 1 лица употребляет форму 2 лица.
Безличные предложения
Главный член безличного предложения стоит в форме 3-го лица единственного числа (в настоящем или будущем времени изъявительного наклонения) или среднего рода единственного числа (в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении) — это так называемая безличная форма.
Главный член безличного предложения может быть сходен по структуре с Простого Глагольного Сказуемого и выражается:
1) безличным глаголом, единственная синтаксическая функция которого — быть главным членом безличных односоставных предложений:
Холодает / холодало / будет холодать.
2) личным глаголом в безличной форме:
Темнеет.
3) глаголом быть и словом нет в отрицательных предложениях:
Ветра не было / нет.
Главный член, сходный по структуре с Составного Глагольного Сказуемого, может иметь следующее выражение:
1) модальный или фазисный глагол в безличной форме + инфинитив:
За окном стало темнеть.
2) глагол-связка быть в безличной форме (в наст. вр. в нулевой форме) + наречие + инфинитив:
Жаль / было жаль расставаться с друзьями.
Пора собираться в дорогу.
Главный член, сходный по структуре с Составного Именного Сказуемого, выражается:
1) глагол-связка в безличной форме + наречие:
Было жаль старика.
На улице становилось свежо.
2) глагол-связка в безличной форме + краткое страдательное причастие:
В комнате было накурено.
Особую группу среди безличных предложений образуют инфинитивные предложения:
Ему завтра дежурить.
Всем встать!
Безличные предложения обозначают:
1) бессубъектные состояния:
На улице темнеет.
2) действия, происходящие помимо воли субъекта:
Меня знобит.
3) действия, при описании которых само действие важнее, чем его производитель:
Назывные предложения
Назывное предложение — это односоставное предложение с главным членом-подлежащим. В назывных предложениях сообщается о существовании и наличии предмета. Главный член назывного предложения выражается формой И. п. существительного:
Бессонница. Гомер. Тугие паруса (О. Э. Мандельштам).
В состав назывных предложений могут входить указательные частицы вон, вот, а для введения эмоциональной оценки — восклицательные частицы ну и, какой, вот так:
Какая погода! Ну и дождь! Вот так гроза!
Распространителями назывного предложения могут быть согласованные и несогласованные определения:
Поздняя осень.
Если распространителем является обстоятельство места, времени, то такие предложения можно трактовать как двусоставные неполные:
Скоро осень. Ср.: Скоро наступит осень.
На улице дождь. Ср.: На улице идет дождь.
Найти в предложениях подлежащие, определить, чем они выражены.
1) Где совесть с правдой обитают?
2) До полюса дошло на лыжах пять человек.
3) Слабенькое гав-гав собачонки никого не пугало.
4) Двое уже обогнали меня.
5) Здравый человек учится на чужих ошибках – глупца ничто не научит.
6) Невидящий лишь то берёт, что видящий ему даёт.
Синтаксический разбор предложения. Объясните вставленные буквы.
З…ря разг…ралась всё больше, краски на камышах и в…де бе…пр…станно менялись, туман завитками плыл вместе с рекой, ивовые листья бл…стели, как лакирова…ые.
В каком наклонении стоят глаголы в предложениях? Подчеркните сказуемые, определите, чем они выражены.
1) Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле.
2) Дайте мне руку, любезный читатель, и поедемте вместе со мной.
3) Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
4) Ещё я долго буду петь.
5) Твоих друзей не канут в лету бесчисленные имена.
Подчеркните грамматические основы предложений, определите, чем выражены сказуемые. Объясните вставленные буквы.
Наступила ненас…ная осень. Листья (с)начал… почернели, а (за)тем и (со)всем опали. Зар…дили бе…пр…станные дожди. Всё небо зат…нули свинцовые тучи. Лес пр…тих, наст….рожился. Но вот нал…тел ре…кий ветер, д…ревья заскр…пели, в их в…ршинах раздался треск.
Найдите предложения с составным глагольным сказуемым.
1) Ящериц кругом было много.
2) Я хочу поговорить с ним об этом.
3) Он собирался написать письмо отцу.
4) Мы будем вместе решать эту проблему.
5) Удочки будто подбрасывала резвая волна.
Найдите предложения с составным именным сказуемым.
1) Летние ночи Петербурга – это непрерывная вечерняя заря.
2) Я не мог оторвать глаз от убегающих лесов.
3) В лицо мне дышит свежая трава.
4) В комнате было тихо, темно и очень душно.
5) День будет долог, светел и горяч.
В каких предложениях подлежащее выражено словосочетанием?
1) Средняя скорость ветра – двадцать километров в час.
2) По пескам у горизонта плыли три белых паруса.
3) Чинить яхты – работа не очень приятная.
4) В нашей семье все читают «Аргументы и факты».
5) В оде Державина нарисован условный портрет монарха.
6) Четверо ребят отправились на рыбалку.
В каких предложениях нужно поставить тире?
1) Иметь хороший почерк одно из правил вежливости.
2) Утро ясное, солнечное.
3) Читать вечером книги моё любимое занятие.
4) Снег у крыльца как песок зыбучий.
5) Двадцать делится на два.
6) Летние ночи Петербурга это непрерывная вечерняя заря.
7) Средняя скорость ветра двадцать километров в час.
Переделайте предложения так, чтобы простое глагольное сказуемое стало составным именным.
Образец: Улица опустела. Улица стала пустой.
1. Он часто является ко мне.
2. Мальчик быстро взрослеет.
3. Брат руководит группой.
4. Небо темнеет.
Разберите предложения. Установите, в каких из них подлежащее выражено словосочетанием, а в каких – одним словом.
1) Николай с Денисовым ходили по залам.
2) Комендантша с дочерью удалились.
3) Через пять минут на опустевшей площади остались только Давыдов с Макаром.
4) Отец с сыном шёл в город.
5) Вошла Фенечка с Митей на руках.
6) Розанов с Райнером встретились горячо, по-приятельски.
7) На дороге показался всадник с конём.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Подчеркните главные члены предложения, определите, чем они выражены. Укажите вид сказуемого.
1) Летний вечер тих и ясен.
2) З…л…той метелью мчит…ся ж…лтый лист.
3) Мес…ность р….внин….а, и река (с,з)десь широка и длин…а.
4) Мы медле….о стали пр…бл…жаться к вершине горы.
5) По Северному морскому пути в это лето сновал… великое множество судов.
6) Девочка была огорче…а прои…шедшим.
7) В этом году осень тёплая.
Спишите, поставьте, где необходимо, тире.
1) Простота есть необходимое условие прекрасного.
2) Дело художника рождать искусство.
3) Хороший вкус это прежде всего чувство меры.
4) Сегодня море как небо.
5) Озеро словно зеркало.
6) Очень важное проявление вежливости поздороваться первым.
7) Жизнь нескончаемый экзамен.
8) Для меня жить значит работать.
Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните сказуемые и укажите, чем они выражены.
Датчанин Иоганн Даль пр…успел в изучени… языков. (В)начале он начал изучать немец…ий францу…кий (за)тем английский рус…кий и блестяще овл…дел ими. Всего он знал семь языков.
Слава о т…лантл…вом лингвисте дошла до Санкт-Петербурга и Екатерина II решила пр…гласить его на должность б…бл…отекаря. М…л…дой уч…ный пр…был в рус…кую ст…лицу и решил остат…ся в Рос…ии. Он г…тов был верно и преда…о служить ей. Даль стремился всю жизнь зан…мат…ся не только интересным для него но и полезным для общества делом. Эту черту (в)последств… будет старат…ся унаследовать от отца и старший сын Владимир.
Расставьте знаки препинания.
1. Наш дар бессмертный речь (И. Бунин).
2. Лес ценнейшее сырье.
3. Врага уничтожить большая заслуга, но друга спасти это высшая честь (А. Твардовский).
4. Пруд как блестящая сталь (А. Фет).
5. Бедность не порок.
6. Её уста как свежая роза рдеют.
7. Слово одежда всех фактов, всех мыслей (А. М. Горький).
Спишите, укажите, чем выражено подлежащее и как с ним согласуется сказуемое.
1) Вошла Фенечка с Митей на руках.
2) Два бойца сидят в дозоре над холодною водой.
3) Вдруг под ногами вспыхнуло множество огней и ослепило Лизу.
4) Большинство пассажиров дремали.
5) За столом сидело восемь человек.
6) Некоторые раненые стонали, но большинство молчало.
Перепишите, согласуя сказуемое с подлежащим.
1) В ауле множество собак встретил… нас громким лаем.
2) Базаров с Аркадием уехал…на другой день.
3) В беседке сидел…Фенечка с Дуняшей и Митей на руках.
4) Несколько лодок валял…сь на берегу.
5) Большинство людей хотел… что-нибудь делать.
Переделайте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым вместо связки было тире.
1. С детских лет путешествия были моей заветной мечтой.
2. Грузинские деревни издали кажутся сплошными садами.
3. Старый охотник стал моим лучшим другом.
4. Конец сентября в Москве был порой осеннего листопада.
5. Человек труда стал основной темой творчества скульптора Мухиной.
Найдите ошибки в употреблении предлогов и исправьте их.
1. Она начала сторониться от своих сверстниц, искать общества среди старших.
2. Команда была уверена в свою победу.
3. Николай очень переживал о болезни брата.
4. Этот человек привлекал к себе симпатии в окружающих.
5. Серьезностью, любовью к книге Наташа резко отличалась среди девочек.
Перепишите, ставя глаголы в прошедшем времени.
1) Перила неожиданно (сломаться).
2) Рельс ( прогнуться).
3) РТС (закончить) подготовку к весеннему севу.
4) Чернил… (засохнуть).
5) Повидло (засахариться).
Переделать предложения так, чтобы простое глагольное сказуемое стало составным именным.
Образец: Улица опустела. Улица стала пустой.
1. Он часто является ко мне.
2. Мальчик быстро взрослеет.
3. Брат руководит группой.
4. Небо темнеет.
Определить вид сказуемого в предложениях.
1. Мы слушаем радио. Сегодня будем слушать интересную передачу. Мы начнем слушать эту передачу после ужина. Он будет слушателем школьного лектория.
2. Будь ты в этом доме хозяйкой. Ты будь дома сегодня. Улицы были украшены флагами и ярко освещены.
3. Я гордился бы тобой. Я был бы горд тобой. Я горжусь тобой.
Замените полные формы причастий и прилагательных краткими формами. С некоторыми из них составьте предложения. Каким членом предложения является краткая форма? Какие правила правописания причастий и прилагательных вы применили?
Затерянные ключи, пустынная местность, отремонтированная комната, засеянное поле, свежий хлеб, выкрашенные стены, исправленная и переписанная рукопись, юные артисты, трескучий мороз, горячий песок, неуклюжий медведь, безжизненная пустыня, колючий шиповник, упакованные и отправленные грузы.
Подчеркни только составные именные сказуемые. Подпиши, чем они выражены.
1. Пироги из дрожжевого теста выглядели очень аппетитно.
2. В скромном палисаднике пахло нарциссами и травой.
3. Отец всё время оставался спокойным: он был уверен в искусстве лодочника.
4. Алюминиевые миски ровными шеренгами выстроились на клеёнке.
5. Между мисками строго симметрично расставлены горки чёрного хлеба.
6. Шёлк не рвётся, булат не гнётся.
Запиши номера предложений, в которых:
простые глагольные сказуемые №_________________________
составные глагольные сказуемые №_________________________
составные именные сказуемые №_________________________
1. Отец мой был крестьянин (В. Шукшин).
2. Он был не в состоянии думать о своих делах (А. С. Пушкин).
3. Это было в детстве (А. Битов).
4. Я буду у вас (А. М. Горький).
5. Он был в летах и очень тучен (М. Шагинян).
6. Где ты был трое суток? (В. Быков).
Поставить тире, где это необходимо, объяснить.
1. Писательство не ремесло и не занятие.
2. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун большой праздник для крестьянских мальчиков (И. Тургенев).
3. Тринадцать цифра загадочная и волнующая воображение.
4. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом.
5. Счастье умов благородных видеть довольство вокруг (Н. Некрасов).
6. Курить здоровью вредить (Пословица).
7. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти (Л. Толстой).
Переделать предложения, чтобы между подлежащим и сказуемым вместо связки было тире.
1. С детских лет путешествия были моей заветной мечтой.
2. Грузинские деревни издали кажутся сплошными садами.
3. Старый охотник стал моим лучшим другом.
4. Конец сентября в Москве был порой осеннего листопада.
5. Человек труда стал основной темой творчества скульптора Мухиной.
Укажите номера предложений, в которых:
а) сказуемое простое глагольное;
б) сказуемое составное глагольное;
в) сказуемое составное именное.
1. Ребята успешно начали новый учебный год.
2. Бумага делается из древесины.
3. В комнате делается душно.
4. Лекция обещает быть интересной.
5. Он обещает быть у нас завтра.
6. Каждый человек должен трудиться для общества. (А. Чехов).
7. Я начал разыскивать свою сестру.
8. Российские ученые будут совершенствовать методы исследования космоса.
Расставьте знаки препинания.
1. Наш дар бессмертный речь (И. Бунин).
2. Лес ценнейшее сырье.
3. Врага уничтожить большая заслуга, но друга спасти это высшая честь (А. Твардовский).
4. Пруд как блестящая сталь (А. Фет).
5. Бедность не порок.
6. Её уста как свежая роза рдеют.
7. Слово одежда всех фактов, всех мыслей (А. М. Горький).
Запишите номера предложений, в которых:
а) тире между подлежащим и сказуемым не ставятся
б) сравнительный оборот с союзом как выделяется запятыми
Найдите и выпишите соответствия (к цифре предложения запишите соответствующую букву).
1. Слово не воробей. 2. Без нее грош цена всем этим патронам (В. Некрасов). 3. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов. 4. Я ужасно рада, что ты мой брат. 5. Я – сын сторожа. 6. Наша задача – служение Отчизне. | А – подлежащее выражено личным местоимением. Б – подлежащее вместе со сказуемым образует неразложимый фразеологический оборот. В – перед сказуемым стоит отрицательная частица не. Г – один член основы выражен именем существительным, другой неопределенной формой глагола. Д – авторский знак препинания. |
Разобрать по членам предложения.
1. На снегу виднелись следы лапок зайца.
2. Рыжий хвост лисы мелькнул в кустах.
3. Ребята сооружали постройки из мокрого песка.
4. Добыча пищи была его основной заботой.
5. Дни рождения ребят отмечали в классе.
Закончите начатые предложения так, чтобы в их состав вошли именные и глагольные составные сказуемые.
Произведите синтаксический разбор двух-трех предложений с составным именным и составным глагольным сказуемыми.
1. Александр Сергеевич Пушкин является (величайшим русским писателем).
2. Повесть “Капитанская дочка” была (одним из замечательных произведений А. С. Пушкина).
3. Основу повести составляют (картины народной войны под руководством Пугачева).
4. Настоящим героем описанных в повести событий по праву считается (предводитель крестьянского восстания Емельян Пугачев).
5. Маша Миронова – (есть) (любимый женский образ в повести А. С. Пушкина).
Закончите начатые предложения так, чтобы в их состав вошли именные и глагольные составные сказуемые.
Произведите синтаксический разбор двух-трех предложений с составным именным и составным глагольным сказуемыми.
1. Жизнь в Белогорской крепости сделалась для Гринева (не только сносною, но даже и приятною).
2. Муж и жена Мироновы были (люди самые почтенные).
3. Иван Кузьмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был (человек необразованный и простой, но самый честный и добрый).
4. Мария Ивановна скоро перестала (дичиться).
5. В крепости П. А. Гринев был (произведен в офицеры) и принял (участие в защите крепости от войск Пугачева).
Как можно сформулировать тему, которую раскрывают высказывания поэтов и писателей?
Подчеркнуть подлежащее и сказуемое. Какой частью речи они выражены? Объяснить постановку тире при пропуске связки в составном именном сказуемом и запятых при однородных членах предложения.
1. Жить на земле, душой стремиться в небо – вот человека редкостный удел (Сол.). 2. Рожденный ползать летать не может (М. Г.). 3. Красная гвоздика – спутница тревог. Красная гвоздика – наш цветок. Любовь, и смерть, и кровь, и пламя переплелись в цветке отцов. И вместе с нами, вместе с нами он в добрый, в трудный путь готов (Ош.). 4. Мы помним о том, что любое Сегодня – всего лишь завтрашнее Вчера (Рожд.). 5. Поэзия есть жизнь, действие, борьба, страсть... (Черн.) 6. Стихи – совершеннейший из способов пользоваться человеческим словом (Брюс).
Какой одной общей мыслью объединены данные предложения?
Найти в предложениях подлежащие и сказуемые. Объяснить постановку тире при пропуске связки в составном именном сказуемом.
Подобрать синонимы к словам родина (отечество, отчизна); героизм (геройство, доблесть); страна (сторона, край, местность; государство, держава, земля)
Разобрать по составу слова: патриотизм, отечество, Родины, наследником, господин, ответственность, принадлежит. Произвести фонетический разбор слов: жизнь, лежит, любить, вперед.
1. Долг перед отечеством – святыня человека (Сух.). 2. Патриот тот, кто в самые трудные минуты для Родины берется за самые трудные ее дела (Павл.). 3. Энергия – это сила любви к намеченной цели (Павл.). 4. Зажигает только тот, кто сам горит. Большая душа, как большой костер, издалека видна (Павл.). 10. Жизнь – не те дни, что прошли, а те, что запомнились (Павл.).
Какой одной общей мыслью объединены данные предложения?
Найти в предложениях подлежащие и сказуемые. Объяснить постановку тире при пропуске связки в составном именном сказуемом.
1. В любви к отечеству мы не уступим ни одному народу и доказали это не раз перед целым светом (К. Ушинский). 2. Наша цель – внушить молодежи любовь и веру в жизнь. Мы хотим научить людей героизму. Нужно, чтобы человек понял, что он творец и господин мира, что на нем лежит ответственность за все несчастья на земле и ему же принадлежит слава за все доброе, что есть в жизни (М. Г.). 3. Это святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать (Шол.). 4. Мы любим свое отечество, этот воздух, которым мы дышим (Ф.).
1. Спишите текст, подчеркните главные члены предложения. 2. Выпишите в столбик подлежащие, в скобках укажите, чем они выражены, подчеркните неоднословные подлежащие, объясните, чем вызвано их употребление; установите, много ли отвлеченных существительных в роли подлежащего в этом научном тексте. 3. Выпишите в столбик сказуемые, в скобках укажите их тип и способ выражения, подчеркните глагольные сказуемые, выраженные фразеологизмами. Почему в тексте много глаголов-сказуемых в настоящем времени, обозначают ли эти формы какое-то конкретное время?
Развитие красноречия обычно сопровождается общим подъемом национальной речевой культуры.
Ораторская речь – это своеобразный синтез средств и приемов выражения, характерных как для разговорной, так и для книжной речи. Широкое употребление этих разнообразных по своему характеру речевых средств приводит к расширению и обогащению литературного языка, появлению новых соотношений между элементами книжными и разговорными. Развитие ораторской речи способствует открытию новых и пересмотру имеющихся возможностей речевого общения, расширяет самые функции и сферы применения литературного языка. Ораторская речь – это речь публичная, яркая, выразительная. Эти качества отличают красноречие от обычной разговорно-бытовой речи.
Выпишите в столбик сказуемые, в скобках укажите их тип и способ выражения, подчеркните глагольные сказуемые, выраженные фразеологизмами. Почему в тексте много глаголов-сказуемых в настоящем времени, обозначают ли эти формы какое-то конкретное время?
Чтобы сделать выступление ярким и сильным, ораторы прибегают ко многим художественно-изобразительным средствам, типичным в первую очередь для произведений художественной литературы. Вместе с развитием красноречия и усилением в нем художественно-эстетических элементов улучшается и качество разговорно-бытовой речи. Ораторское слово, отличающееся интонационной выразительностью, также благотворно влияет на развитие и совершенствование изобразительных возможностей общенародной разговорной речи.
Известно, что красноречивые профессора и адвокаты XIX века производили сильное впечатление на своих слушателей, пробуждали в них желание говорить красиво и выразительно.
Выпишите в столбик сказуемые, в скобках определите, чем они выражены; назовите возможные случаи синонимии сказуемых, установите, какими смысловыми и стилистическими оттенками отличаются параллельные формы.
Лицо Ноздрева, верно, уже сколько-нибудь знакомо читателю. Таких людей приходилось всякому встречать не мало. Они называются разбитными малыми, слывут еще в детстве и в школе за хороших товарищей и при всем том бывают весьма больно поколачиваемы. В их лицах всегда видно что-то открытое, удалое. Они скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, как уже говорят тебе: ты. Дружбу заведут, кажется, навек; но всегда так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке. Они всегда говоруны, кутилы, ловкачи, народ видный. Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и в двадцать: охотник погулять.
1. Спишите текст, подчеркните главные члены предложения. 2. Над основой двусоставных предложений надпишите д., над основой односоставных – о. 3. Найдите предложения, неполные из-за отсутствия в них подлежащего, надпишите над сказуемыми н. и в скобках восстановите подлежащее. 4. *Объясните, в каком значении употребляется глагольное сказуемое в настоящем времени, как последовательность такого употребления характеризует текст.
Вот я вижу себя снова в деревне, глубокой осенью. Дни стоят синеватые, пасмурные. Утром я сажусь в седло и с одной собакой, с ружьем и с рогом уезжаю в поле. Ветер звонит и гудит в дуло ружья, ветер крепко дует навстречу, иногда с сухим снегом. Целый день я скитаюсь по пустым равнинам... Голодный и прозябший, возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу, и на душе становится так тепло и отрадно, когда замелькают огоньки Выселок и потянет из усадьбы запахом дыма, жилья. Помню, у нас в доме любили в эту пору "сумерничать", не зажигать огня и вести в полутемноте беседы. Войдя в дом, я нахожу зимние рамы уже вставленными, и это еще более настраивает меня на мирный зимний лад. В лакейской работник топит печку, и я, как в детстве, сажусь на корточки около вороха соломы, резко пахнущей уже зимней свежестью, и гляжу то в пылающую печку, то на окна, за которыми, синея, грустно умирают сумерки. Потом иду в людскую. Там светло и людно: девки рубят капусту, мелькают сечки, я слушаю их дробный, дружный стук и дружные, печально-веселые деревенские песни...
1. Спишите текст, подчеркните грамматические основы предложений. 2. Выпишите сказуемые и в скобках укажите их тип, у глагольных сказуемых определите вид и время.
3. Выпишите слова, помогающие изобразить затянутость сцены прощания, объясните, какой эффект создают составные глагольные сказуемые, глагол понаведался. 4. Объясните, как автор избегает стилистически нежелательного повтора в назывании действующих лиц (нужно рассмотреть подлежащие, в том числе и пропущенные).
Манилов был совершенно растроган. Оба приятеля долго жали друг другу руку и долго смотрели молча один другому в глаза, в которых видны были навернувшиеся слезы. Манилов никак не хотел выпустить руки нашего героя и продолжал жать ее так горячо, что тот уже не знал, как ее выручить. Наконец, выдернувши ее потихоньку, он сказал, что не худо бы купчую совершить поскорее и хорошо бы, если бы он сам понаведался в город. Потом взял шляпу и стал откланиваться.
Тире между подлежащим и сказуемым
Между подлежащим и сказуемым может стоять лишь один знак препинания — тире.
Тире ставится | Тире не ставится |
Если подлежащее и сказуемое выражены: | Если подлежащим является личное местоимение: |
ЗАПОМНИТЕ: тире ставится перед словами это, это есть, вот, значит, присоединяющими сказуемое к подлежащему: Речевая культура человека — это зеркало его духовной жизни (Сухомлинский); Любить — значит жить жизнью того, кого любишь (Паустовский).
Следует иметь в виду, что тире может стоять и в неполном предложении вместо отсутствующего глагольного сказуемого: Озера привлекают нас своей гладью, моря — простором, реки — движеньем (Залыгин).
Упр. 13. Спишите. Объясните наличие или отсутствие тире в следующих предложениях. Подчеркните подлежащее и сказуемое.
I. 1. Общение с книгой — высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека (Твардовский). 2. Выработать литературный язык — это дело долгое, но я никак не сказал бы, что это неприятное дело (Кольцов). 3. Среднее расстояние от Земли до Луны — триста восемьдесят четыре тысячи четыреста километров. 4. С молодым посидеть — самому помолодеть. 5. «Иметь разборчивый почерк — первое правило вежливости», — любил повторять историк В. О. Ключевский. 6. Читать — это не только узнавать факты. Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное (Федин). 7. Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости (Пушкин).
II. 1. Море чудесное, синее и нежное (Чехов). 2. Конный пешему не товарищ. 3. Свежа в апреле ранняя заря (Бунин). 4. Друзья прямые что братья родные. 5. Попытка не пытка, а спрос не беда. 6. Без дела жить только небо коптить. 7. Учиться всегда пригодится. 8. «Я сын своего несчастного отечества», — сказал офицер (Паустовский).
Упр. 14. Перепишите предложения, ставя, где нужно, тире. Объясните наличие или отсутствие данного знака препинания в каждом случае.
1. Природа есть родина всех талантов, начиная от... солнца и кончая талантами, переходящими в историю культуры (Пришвин). 2. Русский язык один из богатейших языков в мире. 3. Горы как пышные складки на богатой одежде земли (Горький). 4. Сказка, воплощенная в поэтической форме, мечта человека о прекрасном (Паустовский). 5. Острый язык дарование, длинный язык наказание. 6. Петр Петрович, по крайней мере по моим признакам, человек весьма почтенный (Достоевский). 7. Кремль сокровище русского зодчества, творение великих мастеров, живая летопись многовековой истории.
1. В каком предложении не ставится тире?
а) Грузинские деревни__это сплошные сады.
б) Прилет журавлей__есть признак весны.
в) Агата Кристи__самый популярный автор детективного жанра.
г) Приезд в Москву этого эстрадного артиста__важное событие в культурной жизни столицы.
2. В каком предложении не ставится тире?
а) Расточать восторги__признак ограниченности понимания и вкуса.
б) Наш долг__совершенствовать знания.
в) Эти равнины__словно море бескрайнее.
г) Безумство храбрых__вот мудрость жизни.
3. В каком предложении ставится тире?
а) Твои радость и горе__это радость и горе для меня.
б) Этот яркий свет__словно ливень золотой.
в) Наш край__богат и прекрасен.
г) Снег__словно шелк.
4. В каком предложении ставится тире?
а) Одна беда еще__не беда.
б) Принятый сотрудник, кажется,__хороший специалист.
в) Сегодня небо__как море.
г) Превосходная должность__быть на земле человеком.
5. В каком предложении тире стоит между подлежащим и сказуемым?
а) Из животных в тундре обитают северный олень и песец, а у моря — белый медведь.
б) Иметь разборчивый почерк — первое правило вежливости.
в) Элен красива внешне, а княжна Марья — внутренне.
г) Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
6. В каком предложении тире стоит между подлежащим и сказуемым?
а) Лето припасает — зима поедает.
б) Легкие судороги — признак глубокого чувства — пробежали по его широким губам.
в) Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах — везде.
г) Жизнь — подарок, которого мы не просили.
Рекомендуемая литература:
1. Грамматика русского языка. М., 1954, 1960 - Т. 2, ч. 1 и 2.
2. Русская грамматика. М., 1980, т. 2
3. Современный русский язык / Под. ред.В.А. Белошапковой. М., 1981.
4. Современный русский язык в трех частях / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. М., 1987.
5. Современный русский язык / Под ред. Н.М.Шанского. М., 1981.
6.Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке. М., 1980.
7. Распопов И.П. Строение простого предложения в современном русском языке.М., 1970.
8. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1978.
9.Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 1974.
10. Современный русский язык / Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Маловицкий, А.К. Федоров. М., 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым
Изучение нового материала. Углубление знаний учащихся о главных членах предложения, о способах их выражения. Формирование навыков постановки тире между подлежащим и сказуемым...
Готовимся к ЕГЭ (Тире между подлежащим и сказуемым , Тире в неполном предложении)
Дидактический материал к урокам по темам : "Тире между подлежащим и сказуемым". " Тире в неполном предложении" в тестовой форме....
Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».
В связи с переходом образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации в 9 классе возникает необходимость и в новом подходе к планировани...
Двусоставные предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Конспект урока...
Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.
Цели:познакомить учащихся со случаями употребления тире в письменной речи;сформировать следующие навыки: ставить тире в простом предложении;отличать постановку тире между подлежащим и сказуемым от дру...
Проверочная работа по темам "Тире между подлежащим и сказуемым", "Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах".
Материал можно использовть в виде небольшой самостоятельной работы по темам "Тире между подлежащим и сказуемым", "Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородн...