Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку
материал по русскому языку (9 класс)
Учить писать сжатое изложение, используя различные приёмы компрессии текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_9_klass_yazyk.docx | 25.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Предмет | Русский язык |
Класс | 9 |
Тема | «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку» |
Цель | учить писать сжатое изложение, используя различные приёмы компрессии текста. |
Задачи | Образовательные: обучать различным приёмам сжатия исходного текста, закрепить умение определять тему, идею текста, микротемы; |
Развивающие: содействовать развитию внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся; развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; развивать умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить нужную информацию; | |
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом. | |
Тип урока | урок развития речи |
Дидактическое обеспечение урока | компьютерная презентация, тексты изложения, план работы с текстом на каждого ученика. |
Необходимое оборудование и материал | Компьютер, телевизор. |
Организационная структура урока | |||
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Методы обучения, формы организации деятельности учащихся |
Организационный момент Актуализация ранее полученных знаний о сжатом изложении и приёмах сжатия Практическая работа. Отработка приёмов сжатия текста. Физминутка Анализ текста Сжатие текста. Домашнее задание Рефлексия | Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей. Создание положительного настроя учащихся на урок. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настроение у нас отличное, улыбки – дело привычное. Пожелаем друг другу добра, Ведь урок нам начинать пора. Запишем в тетрадях число 14 декабря классная работа. Тема урока: Подготовка к сжатому изложению. (слайд № 1,2) Вступительное слово учителя, сообщение темы и задач урока Сегодняшний урок мы начнем с эпиграфа Грызя гранит науки неустанно, Давая пищу здравую уму, Опять очередное испытанье Нам выдержать бы вопреки всему. (слайд № 4) Вы знаете, что одной из частей экзаменационной работы по русскому языку является изложение. Такой вид работы с текстом требует умения понять текст, запомнить его и грамотно изложить. Сегодня на уроке мы вновь обратимся к анализу текста. Итак, какова цель нашего урока? (слайд № 3) Давайте вспомним, что такое сжатое изложение? Сжатое изложение текста – это краткий пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности. Необходимо сохранить только самое главное: основную мысль, художественные детали и языковые особенности, без которых нельзя понять идейной направленности текста и достигнуть целей. Умение пересказывать содержание кратко – это необходимый навык для работы над текстом. (слайд №5) Давайте вспомним, какие приемы сжатия текста мы знаем? (слайд № 6) Повторим, что характерно для каждого приема? (презентация) ПРИЁМ ПЕРВЫЙ - ИСКЛЮЧЕНИЕ - слов, - словосочетаний, - повторов, - цитат, - одного или нескольких синонимов, - уточняющих и поясняющих конструкций, - фрагментов предложений, целых предложений. (слайд № 7) ПРИЁМ ВТОРОЙ – ОБОБЩЕНИЕ. - замена однородных членов обобщающим наименованием; - замена слов с менее широким значением словом с более широким значением; - замена простых предложений сложными. (слайд № 8) ПРИЁМ ТРЕТИЙ – УПРОЩЕНИЕ: - слияние нескольких предложений в одно; - замена предложения или его части указательным местоимением, - замена СПП простым, - замена прямой речи косвенной -замена фрагмента предложения синонимичным выражением Ознакомление с критериями оценивания сжатого изложения На экзамене сжатое изложение оценивается по трём критериям. (слайд № 9) Критерии оценивания изложения ОГЭ ИК1 – точная передача основного содержания прослушанного текста, отражение всех важных микротем исходного текста; ИК2 – использование приемов сжатия текста; ИК3 – смысловая цельность, речевая связность, логичность и последовательность изложения, наличие абзацного членения. (слайд №10) Сегодня я хочу обратить ваше внимание на второй критерий: сжатие исходного текста ИК2. Какое максимальное количество баллов можно получить за этот критерий? (слайд № 11) Поупражняемся использовать различные приёмы сжатия на отдельных предложениях. Прочитайте задание №1 практической работы, подумайте какой приём сжатия здесь можно использовать. Запишите полученное предложение в тетради. Исключение повторов. Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства – это неотъемлемая часть нашей личности. (слайд № 12) Исключение синонимов. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. (слайд № 13) Исключение уточняющих, вводных конструкций. Такие люди, разумеется, ничему не удивляются, а, следовательно, и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. (слайд № 14) Замена однородных членов предложения обобщающим словом. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (слайд № 15) Замена простых предложений сложным. Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник (слайд № 16) Поработали мы дружно, Отдохнуть немного нужно. Дружно встанем, тихо сядем И закроем все глаза (шёпотом.) Наступает, наступает, Наступает тишина. Теперь непосредственно перейдем к анализу текста. У каждого из вас на парте есть текст изложения, который мы сегодня будем сжимать (у детей текст не разделён на микротемы). (слайд № 17, 18) План работы с текстом. 1. Внимательно прочитайте текст. 2. К какому типу речи относится текст? 3. Определите тему текста. 4. Сформулируйте основную мысль текста 5. Выделите микротемы 6. Озаглавьте каждый абзац. 7. Составьте план. (слайд №19) Перечитайте первый абзац ещё раз. Подумайте, какие приёмы компрессии можно использовать, запишите полученную микротему. Наш урок подходит к концу. Запишите домашнее задание: допишите сжатое изложение до конца, используя все приёмы сжатия. Не забывайте, что объём изложения должен быть не менее 70 слов. (слайд №20) И в заключение урока я предлагаю вам выбрать одну из понравившихся фраз и закончить её.
(слайд № 21) | Проверяют готовность к уроку, положительно настраиваются на урок. Слушают Работают в тетрадях Мы будем учиться писать сжатое изложение, используя приёмы сжатия текста. Краткое изложение исходного текста,где передается только основная информация, подробности исключаются. 1. Исключение подробностей и деталей. 2. Обобщение конкретных, единичных явлений. 3. Упрощение синтаксическх структур. Повторяют с помощью презентации приёмы сжатия текста Три балла. Для этого мы должны использовать один или несколько приёмов сжатия текста, применяя их на протяжении всего текста. Выполняют практическую работу Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая часть нашей личности. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами Такие люди ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает. Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками Выполняют физминутку Ученик читает текст вслух рассуждение Материнская любовь Формулируют основную мысль Выделяют микротемы Придумывают название абзацам Составляют план 1. «Мама» - особое слово. 2.Материнская любовь нужна в сложных жизненных ситуациях. 3. Благодарные дети – лучший подарок. Перечитывают первый абзац и сжимают его. Записывают полученную микротему. Записывают домашнее задание в дневники Выбирают понравившуюся фразу | Слово учителя фронтальная фронтальная фронтальная фронтальная групповая фронтальн |
Список использованных источников
1. Методические рекомендации, составленные заведующей методической лабораторией русского языка и литературы МИОО, Заслуженным учителем РФ Н.А. Нефедовой
2. Русский язык: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Речь. Текст» / А.В. Шуваева. – М.: АСТ: Астрель, 2009
3. Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: метод и практика. /Лекции 1-4/. Москва. Педагогический университет “Первое сентября”, 2013.
4. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов. С.В. Драбкина, Д.И. Субботин, Москва, «Интеллект-центр», 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА» разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса ...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме"Подготовка к написанию сжатого изложения"
Урок ставит целью подготовить учащихся к написанию сжатого изложения в рамках ГИА.Повторение алгоритма работы с текстом,способы сжатия текста....
Конспект урока русского языка в 9-м классе при подготовке к написанию сжатого изложения.
Урок строится с применением педтехнологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" в 9 классе при подготовке учащихся к выпускному экзамену, часть С....
Элективный курс по русскому языку "ГИА: курс подготовки к написанию сжатого изложения и "
Итоговая аттестация в IX классе является важнейшим этапом в подготовке обучающихся к единому государственному экзамену в XI классе. Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и р...
Урок «Подготовка к написанию сжатого изложения «Географические названия» по УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс
Урок подготовки учащихся к написанию сжатого изложения текста....
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....