Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I.Мотивация к уроку.Определение темы,целеполангание
| Приветствие. Проверка готовности к уроку. 1.Синтаксическая разминка. Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми. (М. Ю. Лермонтов). Как вы понимаете это высказывание?(от пребывания наедине с природой все мы испытываем особую радость) -Какие члены предложения вам встретились? -О каких второстепенных членах предложения пойдет речь на сегодняшнем уроке? -Какая будет тема урока? Запись темы урока: Обстоятельство -Какую цель поставим на сегодняшний урок? Чему должны будем научиться? Цель сегодняшнего урока – узнать, что называют обстоятельством; научиться видеть обстоятельства в тексте и к чему относится, чем может быть выражено |
|
|
II. Актуализация знаний 5 минут
| Предлагаю проверить каждому из вас известные сведения об обстоятельстве с помощью таблицы «Верите ли вы, что…» Поставьте значок +, в той колонке, где, по вашему мнению, находится правильный ответ.
| Верите ли вы, что… | да | нет
| 1 | Обстоятельство - второстепенный член предложения | + |
| 2 | Обстоятельство присоединяется к сказуемому | +
|
| 3 | Обстоятельство относится к подлежащему
|
| + | 4 | Обстоятельство может отвечать на вопрос: какой? |
| + | 5 | Обстоятельство отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? | +
|
| 6 | Обстоятельства подчеркивается волнистой линией ? |
| + | 8 | Обстоятельство может быть выражено причастным оборотом |
| + | 9 | Деепричастный оборот может быть обстоятельством | +
|
| 10 | Обстоятельство может быть выражено наречием и именем существительным | + |
|
Учитель: -Какие неверные утверждения вы обнаружили? (Учащиеся называют неверные утверждения, затем учитель называет верные варианты ответов). самооценка. | Записывают ответы на маршрутных листах.
Взаимопроверка
| Регулятивные УУД формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
|
III. «Откры-тие» нового знания.
| Что такое обстоятельство? Чем оно может быть выражено? Чтение правила -Просто знать обстоятельство недостаточно. Необходимо знать, чем оно выражено. Памятник подлецу. Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. (4)Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дёрном. (5)Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг землю. Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась, и, вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты. И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно отрубил ему голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, смотрели с болью, содроганием, гневом… На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчетливыми буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку». Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор. Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном. (По Т.Тэсс)
| Записывают предложение в тетради, на доске. Проводят наблюдение, отвечают на вопросы учителя,выполняют синтаксический разбор предложения,объясняя изученные орфограммы.
| Регулятивные УУД 1.Высказывать предположения на основе наблюдений. 2.Формулировать тему (проблему) урока и его цель. 3.Планировать деятельность. Познавательные УУД Производить анализ, синтез, обобщения.
|
IV. «Откры-тие» нового знания. 5 минут
|
Дёрн – верхний слой почвы, заросший травой Укор – упрек, обвинение Содрогание – дрожь от сильного чувства (дрожь сердца, души) -Так почему же текст назван «Памятник подлецу»? Текст так называется, потому что в нем идет речь о срубленной ели, которая впоследствии стала памятником подлецу – тому человеку, который ее срубил. -Какова тема этого текста? (О чем?) Тема текста – ель, которая являлась гордостью всего дома. Ромашка Блума. 1.- Какое дерево посадили жильцы во дворе дома? 2.- Как чувствовала себя ёлка во дворе одного московского дома? 3.- С каким чувством смотрели люди на изуродованное дерево ранним утром? 4.Как ты думаешь, почему жильцы дома так старались, сажая елку? Жильцы дома так старались для того, чтобы ель выросла красивой и стала украшением их двора.
5.-С кем сравнивает автор человека, срубившего ель? 6.-Как вы относитесь к человеку, погубившему ёлочку? 7. Зачем жильцы прикрепили к дереву табличку, ведь ель всё равно умерла? А какая идея? (Ради чего написано) Идея текста – бережное отношение к природе, ко всему живому. Этот текст о том, как жильцы посадили во дворе ель, вырастили ее, а потом под Новый год ее срубили, и жильцы дома, переживая это событие решили поставить во дворе «памятник» подлецу – тому человеку, который погубил так любимое всеми дерево. Автор в этом тексте затрагивает проблему бережного отношения к природе, ко всему живому на земле.
Задание 1 Определите чем выражены выделенные слова, подчеркните. Запишите предложения. Задание 2. Запишите и объясните орфограммы в следующих словах: : обложили, касался, разрослась. Оцени Запишите и объясните орфограммы в следующих словах: Беспомощно, сделана, прикрепили. Оценивание | Учащиеся составляют кластер
Наблюдают над предложениями, находят обстоятельства, определяют, чем они выражены. .
Отвечают на вопросы учителя. Добавляют новые сведения об обстоятельстве в кластер
| Регулятивные УУД Искать пути решения проблемы. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД Выделять главное. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу).
|
VI. Физкультминутка
|
| Учащиеся выполняют упр.,называя предложения с обстоятельствами. |
|
V. Примене-ние нового знания (Развитие учебноязыковых, правописных и речевых умений).
| Запишите предложения. Найдите обстоятельства, подчеркните, определите, чем они выражены. каким способом подчинительной связи связан. 1.Звонко кукушка вдали куковала.(наречие) 2. Ребята поспешили на речку . (сущ. с пред.) 3.Он работал не покладая рук.(фразеол. оборот) 4. Бегут, играя на солнце, шумные ручьи.(дееприч. оборот) 5. Я приехал повидать тебя.(инфинитив) 6. И звуки полетят, красуясь и играя.(деепричастие) - Сделайте вывод, чем может быть выражено обстоятельство? От какого члена предложения зависти обстоятельство?
| Учащиеся работают устно,составляют и применяют алгоритм нахождения обстоятельства в предложении а) найду в предложении глаголсказуемое; б) поставлю от него вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?;
Учащиеся работают с текстом. Взаимопроверка Комментирование ответов
. | Познавательные УУД Владеть приёмами отбора и систематизации материала. Коммуникативные УУД Владеть монологической речью. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Регулятивные УУД определять и формулировать цели деятельности; понимать и сохранять учебную задачу, |
VII. Примене-ние нового знания (Развитие учебноязыковых, правописных и речевых умений). 5 минут
| Творческое задание. Конструирование текста. Добавить в данные предложения обстоятельства (на рабочих листах) - группа:
Добежал медведь … (место), едва дышит. 2.Выскочил медведь …(место), девушки завизжали и стали бить медведя палками по бидону, что медведь упал. 3.Он на месяц освобожден от занятий физкультурой …( причина)
1.Добежал медведь до леса (место), едва (образ действия) дышит. 2..Выскочил медведь на поляну (место), девушки завизжали и стали бить медведя палками по бидону, что медведь упал
2. группа: Добавить в данные предложения обстоятельства - Ребята поспешили на речку… (обст. цели).
- (Обст. места)…поднималось солнце.
- (время)… я приехал в Тамбов.
Оценивание
VI. Контроль. Тест 1. Каким членом предложения является обстоятельство? Главным Второстепенным Может быть и второстепенным, и главным 2. Как в предложении подчёркивается обстоятельство? Одной чертой Пунктиром Пунктиром и точкой 3. На какие вопросы отвечает обстоятельство? Кто? Что? Где? Куда? Откуда? О чём? О ком? 4.Какое слово в предложении «Я обещаю хорошо учиться» является обстоятельством? обещаю хорошо я Оценивание Ключ:
| Записывают ответы на маршрутных листах.
Взаимопроверка
| Регулятивные УУД формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
VIII. Рефлек-сия (Итог урока).
| - Что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Уровни оценивания своих знаний и умений: 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 6. Материал урока мне был
| активно / пассивно доволен / не доволен понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
| Отвечают на вопросы учителя.
Записывают ответы на маршрутных листах.
| Регулятивные УУД 6. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 7. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
|
IX. Домашнее задание. 1 минута
|
- Параграф 27, правило,
- упражнение 144;
- творческое задание: составить связный текст на тему «По дороге в школу», используя обстоятельства.( по желанию).
| Записывают домашнее задание. |
|