Обстоятельство. Виды обстоятельств.
план-конспект урока (11 класс)

Краснопёрова Марина Васильевна

Данный урок рассчитан на учащихся 8 класса. К началу изучения заявленной темы, у учащихся сложились определённые знания по данной теме.  Для данного урока были разработаны раздаточный материал, слайдовая презентация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obstoyatelstvo._vidy_obstoyatelstv.docx26.18 КБ
Microsoft Office document icon paronimy.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Обстоятельство. Виды обстоятельств.

Цель:

  • познакомить с основными видами обстоятельств и способами их выражения;

Задачи: 

  • расширить представления учащихся об обстоятельстве,
  • развивать наблюдательность, логичность, последовательность, связность речи учащихся;
  • обогащать эстетический опыт, развивать чувство прекрасного.

Ход урока

  1. Синтаксическая разминка.

Когда я открыл окно, моя комната, выходившая окнами в сад,  наполнилась ароматов цветов.

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

1.Деревя(1)ая решётка с колышками, сдела(2)ыми в виде четырёхгра(3)ых пик, когда-то была выкраше(4)а зелёной масля(5)ой краской.

Ответ_____

2.После кури(1)ого бульона было пода(2)о второе: рис с вяле(3)ой рыбой, пореза(4)ой полосками.

Ответ_____

3.Дверь в кафе была отворе(1)а, и оттуда явстве(2)о слышались звуки стари(3)ого марша.

Ответ_____

4.Вчера за шкафом была найде(1)а бабушкина серебря(2)ая статуэтка, потеря(3)ая много лет назад.

Ответ_____

5.Его сестра, с карими смышлё(1)ыми глазами, писа(2)ая красавица, встретила нас у каме(3)ых ворот замка.

Ответ_____

6.Мощё(1)ая мрамором вилла украше(2)а золочё(3)ой мебелью, созда(4)ой лучшими мастерами Италии.

Ответ_____

7.В стари(1)ом доме ароматно пахло сушё(2)ыми грибами и печё(3)ым хлебом. Ответ_____

  1. Орфографическая работа

Газирова…ая вода, смеша…ый лес, глаза затумане…ы слезами, серебря…ая ложка, провере…ые сведения, мороже…ая рыба, замасле…ые края, нехоже…ые тропы, испуга…ая лошадь, тума…ый день, решё…ая задача, ране…ый в голову, кури…ый бульон, девушка ветре…а, свежезаваре…ый чай, сырокопчё…ая колбаса, равнобедре…ый треугольник, торфя…ое болото, говорил пута…о, нежда…ое препятствие, непуга…ые птицы, заслуги призна…ы, краше…ые волосы, печё…ый в золе, выглядел взволнова…о.

Проверочная работа

Глазирова…ый сырок, она увере…а в себе, рва…ая одежда, пристанцио…ый дом, баше…ый кран, незасея…ое поле, варё…ая в молоке лапша, ряже…ые скоморохи, бракова…ые товары, искусстве…о состаре…ый, вое…ое положение, беше…ые деньги, невида…ый зверь, погруже…а в раздумья, рождё…ый в неволе, ране…ый боец, купле…ые тетради, привяза…ый к матери, нечёса…ые волосы, раскалё…ый металл, змеи…ый укус, испачка…ое пальто, выглядел взволнова…о, свежемороже…ые овощи, незва…ый гость.

3. Новый материал.

– Запись темы урока.

– Цель урока:

1) обобщить сведения об обстоятельствах, знакомые по курсу 5-7-х классов;

2) научиться различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства для придания речи точности, выразительности, ясности.

  • – Что такое обстоятельство? Чем оно может быть выражено?

– Запишите предложения. Найдите обстоятельства, подчеркните, определите, чем они выражены.

Примеры

Способы выражения  обстоятельств:

1.Звонко кукушка вдали куковала.         

наречие

2. Она изменилась до неузнаваемости.

сущ. с пред.

3.Он работал не покладая рук.

фразеол. оборот

4. Бегут, играя на солнце, шумные ручьи.

дееприч. оборот

5. Я приехал повидать тебя.

инфинитив

6. Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце.

сравнительный об.

7. И звуки полетят, красуясь и играя.

деепричастие

  • – Что нового вы узнали о том, чем может быть выражено обстоятельство?
  • – Какие орфограммы встретились в этих предложениях?
  • – По своим значениям обстоятельства делятся на разряды. Назовите разряды обстоятельств. (Вопросы, примеры)

4. Закрепление

  • Найдите предложение с обстоятельством времени.

А) Мы очень устали.

Б) Кругом кричали коростели.

В) Вчера я приехал в Тамбов.

Г) Он изменился до неузнаваемости.

  • В этом предложении есть обстоятельство цели.

А) Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.

Б) Слон-живописец написал пейзаж,

     Но раньше, чем послать его на вернисаж,

     Он пригласил друзей взглянуть на полотно.

В) Сенокос запоздал из-за дождей.

Г) От мороза побелели деревья, лошади, бороды.

  • В этом предложении фразеологизм употреблён в роли обстоятельства.

А) Приказчик остался с глазу на глаз с покупательницей.

Б) Казалось, что какие-то узы крови связывают этого босяка со Стенькой.

В) Рассказы эти были данью моему детству.

Г) Олег в тот день проснулся ни свет ни заря.

  • Укажите предложения, в которых обстоятельство выражено сравнительным оборотом.

А) Чайка, как парус, белеет где-то в высоте.

Б) Прилетев на место, гуси шумно опускаются на воду.

В) Опытный шахматист, сделав неудачный ход, сдался.

Г) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.

– Какое задание оказалось наиболее трудным?

5. Заключительным этапом нашего урока станет работа с художественными текстами.

Вы запишете текст в тетради, найдёте и подчеркнёте обстоятельства, определите их вид и способ выражения.

I группа

К довершению несчастья, собиралась гроза. По небу ползли со всех сторон тяжёлые грозовые тучи; солнце исчезло; как-то сразу потемнело; в воздухе запахло дождём. Ослепительной змейкой блеснула молния, над самой головой оглушительными раскатами прокатился гром. На минуту всё стихло, точно притаилось, выжидая. Что-то зашумело – ближе, ближе, и первые тяжёлые, большие капли дождя упали на землю. Через несколько мгновений всё превратилось в сплошную серую массу. Целые реки полились сверху. Была настоящая южная гроза. (Н. Гарин-Михайловский)

II группа

Я присел к огню и долго смотрел кругом. Никогда ещё пламя не казалось мне таким красивым, как именно сейчас, когда оно боролось с этой влажной, тяжёлой тьмой. В такие ночи можно понять и всё то неизмеримое значение огня, о котором как-то совсем забываешь, сидя в тёплой комнате. Какая страшная ночь покрывала бы человечество, если бы не было огня! Недаром до сих пор считается грехом плюнуть на костёр. Вот и теперь старик устроился на штыках, наверное, только потому, чтобы быть поближе к огоньку.

(Д.Мамин-Сибиряк)

III группа

В следующий раз я попал на Светлое озеро уже поздней осенью, когда выпал первый снег. Лес и теперь был хорош. Кое-где на берёзах ещё оставался жёлтый лист. Ели и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега жёлтой щёткой. Мёртвая тишина царила кругом, точно природа, утомлённая летней кипучей работой, теперь отдыхала. Светлое озеро казалось больше, потому что не стало прибрежной зелени. Прозрачная вода потемнела, и в берег с шумом била тяжёлая осенняя волна.

(Д.Мамин-Сибиряк)

 – Можно ли назвать данные предложения текстом?

  • – Определите стиль и тип речи данного текста.
  • – Какова роль обстоятельств в данном тексте? Тропы!
  • – Что такое обстоятельство?
  • – Чем оно может быть выражено?
  • – Какова роль обстоятельств в тексте?
  • – Какое задание показалось интересным на уроке?
  • – Какое задание показалось достаточно простым?

6. Оценки.

7. Д/з.( Заполнить таблицу «Основные виды обстоятельств», дополнив её своими примерами.)



Предварительный просмотр:

Русский язык 11 класс

Паронимы

Цели урока.

Образовательные.

Дальнейшее формирование умений в определении паронимов

Формирование умений различать пары паронимов.

Формирование умений опознавания паронимов в предложении.

Развивающие.

Обогащение словарного запаса за счёт использования паронимов в речи.

Определение роли паронимов в художественном тексте.

Развитие навыков анализа художественного текста.

Подготовить к выполнению тестовых заданий ЕГЭ, связанных с темой урока.

Воспитательные.

Воспитание коммуникативных навыков учащихся.

Воспитание чувства прекрасного.

Задачи урока.

Повысить теоретические компетенции учащихся по русскому языку.

Содействовать формированию познавательной активности и самореализации учащихся.

Оборудование урока.

Карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Орфоэпический словарь (10 слов)

Работа с текстом. Выход на понятие “паронимы”.

- Спишите текст, выберите из скобок слово или словосочетание, наиболее подходящее для данного контекста.

Объясните свой выбор.

Безымя(н,нн)ый мастер.

Под старыми фресками вы не найдете подписи мастера. Считалось, что (сохранить, сберечь) в сердце люди должны его (произведения, творения), а не имя. Чтобы роспись храма стала близка и дорога созерцающему её человеку, мастеру необходимо было (вжиться в сюжет, понять сюжет) будущей фрески, искусно подобрать краски.

- Объясните орфограммы и пунктограммы.

- Как называются слова, заключённые в скобках?

- Найдите однокоренные слова в тексте. (Подпись, роспись) Как они называются с точки зрения лексики? (Дети, пользуясь моделями синонимов, омонимов, омографов, приходят к выводу, что данные слова не соответствуют ни одной модели, значит, они не синонимы, не омонимы, не омографы.)

- Как же называются эти слова с точки зрения лексики? Паронимы.

Итак, тема нашего урока: паронимы

2. Вы сейчас узнали тему урока. Сформулируйте сами цель нашего урока. (Должны узнать, что такое паронимы и научиться их использовать в речи.)

“Что такое паронимы”?

Прочитать текст Кто прав?

Время обеда. На кухне Витя ставит на стол два блюда с горячим супом. Прибегает Павлик, садится за стол и бормочет:

- Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть.

- Не рыбий, а рыбный. Рыбьими только хвосты бывают, - возразил Витя.

- Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было.

- Кто, по-вашему, прав? (Обсуждение)

Вывод.

Действительно, это разные слова, потому что у них разные лексические значения.

- А почему Павлик перепутал эти слова? (Они похожи по звучанию)

- Разберём по составу слова “рыбный”, “рыбий” и “роспись”, “подпись”. (Работа у доски)

Сформулируйте, что такое паронимы, каково происхождение этого слова?

Паронимы (гр. para – возле+onyma – имя) – это однокоренные слова, которые похожи друг на друга по звучанию, но различные по значению.

Записать определение в тетрадь

III. Закрепление темы

#1042;ыполни задание устно:

Современный ЗВУЧНЫЙ фильм не может заменить нам всего очарования старого немого кино. В случае же атаки на центр мы выставляем на этом возвышении ЦЕНТРАЛЬНУЮ батарею и под ее прикрытием стягиваем левый фланг.

В землянках и окопах РАЗМЕСТИЛСЯ командный пункт армии. Семена кипрея, полученные от ИСКУССТВЕННОГО опыления, дали первые всходы Трудно было признаться, что ещё раз ошибся в своём ВЫБОРЕ.

;Составьте словосочетания»: подберите к данным словам подходящие по смыслу слова из скобок. Объясните различия в значении паронимов.

Человек, занятия (практический, практичный); вид, метод (эффективный, эффектный); отношение, хозяйка (бережливый, бережный); искусный, искусственный (мастер, мех); разговор, музыка (духовный, душевный), зал, вид (демонстративный, демонстрационный).

;Исправьте ошибки»: найдите и исправьте ошибки в употреблении паронимов.

1) Обед был очень сытым. (сытным). 2) Жильцы дома обратились с жалобой на плохую работу электриков в РЭС, но получили описку.(отписку)3)Шуба была сшита из искусного меха (искусственного). 4) В заглавной роли снялся известный актёр. (в главной).

4. Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках (вычеркни ненужное слово).

1. У билетной кассы предъявляли свои ... (командировочные - командированные) удостоверения. 2. Мне кажется, что я припоминаю ... (лицо - личность) этого человека. 3. На мебель были ... (одеты - надеты) чехлы. 4. Молодая актриса играет ... (главную - заглавную) роль в спектакле "Анна Каренина". 5. Напрягая последние (силы - усилия), мы достигли вершины горы.

5. Составьте словосочетания с паронимами:

артистичный – артистический:

артистическая жизнь, судьба; артистические способности, наклонности

артистичный ребёнок, артистичная поза, артистичное поведение

вечный - вековой:

вечные человеческие ценности, вечные проблемы, вечная шаль на плечах, вечная мерзлота, вечный покой, вечный огонь

вековые дубы, вековая роща, вековой лес; вековые традиции, обычаи

военный - воинский:

военный человек, военная промышленность, военный парад, военный завод, военное производство, военное дело

воинское звание; воинская доблесть, честь; воинская часть; воинский долг

деловой - деловитый:

деловой стиль одежды, разговор; деловая встреча, деловое письмо, деловые связи, деловые круги

деловитая походка, деловитый вид, деловитые манеры

одеть – надеть:

одеть ребёнка, больного, малыша

надеть платье, костюм, очки, украшения

6. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их, правильно выбирая слова.

1. Изменения, прошедшие в стране за последние 5-6 лет, необратимы. #1051;ечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных. 3. Дети близко к сердцу воспринимают огорчения родителей. 4. Он был настоящим сподвижником книги, плоды его просветительной деятельности заметны и поныне. 5. Больше ста человек заселилось в общежитие, которое только что отстроили сами студенты. 6. Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок

Подведение итогов урока.

В форме фронтальной беседы:

1. Какие слова называются паронимами?

2. Как образуются паронимы?

3. Какова роль паронимов в речи?

Ребята выходят к доске и указывают стрелкой, какое существительное подходит к данным паронимам.

Бывший Былой

Артист

Слава

Годы

Друг

Величие

Военный

Домашнее задание. Подобрать из художественных произведений 6 предложений с паронимами

Карточка 10 класс тема «Паронимы»

#1042;ыполни задание устно:

Современный ЗВУЧНЫЙ фильм не может заменить нам всего очарования старого немого кино. В случае же атаки на центр мы выставляем на этом возвышении ЦЕНТРАЛЬНУЮ батарею и под ее прикрытием стягиваем левый фланг.

В землянках и окопах РАЗМЕСТИЛСЯ командный пункт армии. Семена кипрея, полученные от ИСКУССТВЕННОГО опыления, дали первые всходы Трудно было признаться, что ещё раз ошибся в своём ВЫБОРЕ.

;Составьте словосочетания»: подберите к данным словам подходящие по смыслу слова из скобок. Объясните различия в значении паронимов.

Человек, занятия (практический, практичный); вид, метод (эффективный, эффектный); отношение, хозяйка (бережливый, бережный); искусный, искусственный (мастер, мех); разговор, музыка (духовный, душевный), зал, вид (демонстративный, демонстрационный).

;Исправьте ошибки»: найдите и исправьте ошибки в употреблении паронимов.

1) Обед был очень сытым. 2) Жильцы дома обратились с жалобой на плохую работу электриков в РЭС, но получили описку 3)Шуба была сшита из искусного меха. 4) В заглавной роли снялся известный актёр.

4. Вместо точек употребите один из паронимов, данных в скобках (вычеркни ненужное слово).

1. У билетной кассы предъявляли свои ... (командировочные - командированные) удостоверения. 2. Мне кажется, что я припоминаю ... (лицо - личность) этого человека. 3. На мебель были ... (одеты - надеты) чехлы. 4. Молодая актриса играет ... (главную - заглавную) роль в спектакле "Анна Каренина". 5. Напрягая последние (силы - усилия), мы достигли вершины горы.

5. Составьте словосочетания с паронимами:

артистичный – артистический:

вечный - вековой:

военный - воинский:

деловой - деловитый:

одеть – надеть:

6. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их, правильно выбирая слова.

1. Изменения, прошедшие в стране за последние 5-6 лет, необратимы. #1051;ечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных. 3. Дети близко к сердцу воспринимают огорчения родителей. 4. Он был настоящим сподвижником книги, плоды его просветительной деятельности заметны и поныне. 5. Больше ста человек заселилось в общежитие, которое только что отстроили сами студенты. 6. Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обстоятельство. Виды обстоятельств

Урок русского языка с исользованием ИКТ для 8 класса...

Методическая разработка урока по теме: "Обстоятельство. Виды обстоятельств"

Методическая разработка содержит материалы, позволяющие провести бинарный интегрированный урок по темам: "Виды обстоятельств" по русскому языку в 8 классе и "Файловая система" по информатике....

Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Виды обстоятельств" 5 класс

Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстотельство. Виды обстоятельств". УМК "Школа 2100". Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. 5 класс...

Урок на тему "Обстоятельство.Виды обстоятельств."

Технологическая карта урока предназначена для учащихся 8 класса. Тип урока. Урок «открытия» нового знания. Цель урока. Научить учащихся находить второстепенный член предложения – обс...

Обстоятельство. Виды обстоятельств.

Материал урока способствует расширению представления учащихся об обстоятельстве; познакомит с основными видами обстоятельств и способами их выражения....

Второстепенные члены предложений. Обстоятельство. Виды обстоятельств.

Находить  второстепенный член предложения - обстоятельство в предложении и тексте, различать виды обстоятельств  по вопросам и значениям, графически его обозначать, отличать обстоятел...

Обстоятельство. Виды обстоятельств.

Технологическая карта урока русского языка. Класс: 8.Тема:Обстоятельство. Виды обстоятельств.Тип урока. Урок «открытия» нового знания.Цель урока. Научить учащихся находить второстепенный ч...