Рабочая программа элективного курса 9 класс
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Элективный курс по русскому языку для обучающихся 9 класса
«Занимательная риторика»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_ritorika_9_g.docx | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс по русскому языку для обучающихся 9кл
«Занимательная риторика»
Рабочая программа для 9 класса разработана на основе:
- основной образовательной программой основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»,
- Авторская программа дополнительного образования «Риторика. Культура речи»: программа, программно-методические материалы «Школьная риторика» под редакцией Ладыженской Т.А. – М., 2012г,
-локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов».
Предлагаемый курс риторики рассчитан на 34 учебных часа, 1 час в неделю.
1.Требования к уровню подготовки
В результате изучения программы по риторике учащиеся должны знать и уметь:
-знать пути развития риторики в Древней Греции, Риме, России;
-определять замысел речи-абзаца;
-выделять тезис в небольших текстах;
-анализировать, экспертировать;
-изобретать собственные тексты в жанре сообщения, послания, размышления;
-находить в тексте украшения речи, тропы (метафору, гиперболу, эпитеты, сравнения, символы) и риторические фигуры (риторический вопрос, риторическое восклицание и др.);
-выступать с короткими сообщениями по собственному плану; составлять план и конспект лекции;
-задавать вопросы различных типов;
-участвовать в дискуссиях, диспутах, спорах с соблюдением логических и этико-психологических законов и правил, последовательно и доказательно отстаивать собственные убеждения;
-высказывать своё независимое мнение относительно того или иного события, поступка, происшествия, факта и т.д.;
-имитировать научные споры, разрешать конфликтные ситуации;
-участвовать в проектной деятельности.
Темы данной программы носят проблемный характер и предполагают использование различных приёмов обучения:
-игровых, проектных,
-информационно-коммуникативных технологий;
-технологии критического мышления.
2. Содержание тем учебного курса
1. Предмет риторики. Введение (5 часов).
Риторика как наука об убеждении. Формы и методы речевого воздействия на аудиторию. Природа ораторского искусства, его разновидности. Риторика – наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
2. Исторические традиции риторики (6 часов).
Риторика как искусство красноречия, ее зарождение в Древней Греции, Риме. Риторика» Аристотеля – первая классическая работа в данной области знания.
3. Построение ораторской речи (6 часов).
Докоммуникативная фаза ораторской речи (подготовительный этап). Коммуникативная фаза (этап произнесения речи).
4. Композиция речи (8часов).
План устного выступления: вступление, основная часть, заключение. Способы развития общих положений речи: объявление, сравнение, противопоставление. Иллюстрация (развернутый вопрос), статистика, ссылка, повторение.
5. Виды ораторской речи (9часов).
Спонтанная и подготовленная речь. Информирующие и убеждающие речи. Публичный монолог и диалог Импровизация. Деловые переговоры. Интеллектуальная терпимость
3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата 9А | |
план | факт | ||
1 | Риторика как наука об убеждении. Формы и методы речевого воздействия на аудиторию | ||
2 | Природа ораторского искусства, его разновидности | ||
3 | Образ оратора и предмет речи | ||
4 | Психологический контакт с аудиторией, реакция на ее поведение | ||
5 | Психологический контакт с аудиторией, реакция на ее поведение | ||
6 | Риторика как искусство красноречия, ее зарождение в Древней Греции, Риме | ||
7 | «Риторика» Аристотеля – первая классическая работа в данной области знания | ||
8 | Римская риторика цицероновского времени | ||
9 | Развитие риторики в средние века в Европе и на Руси | ||
10 | Образцы русского ораторского искусства 18 – начала 19 вв. | ||
11 | Сопоставительный анализ ораторской речи разных эпох | ||
12 | Докоммуникативная фаза ораторской речи (подготовительный этап) | ||
13 | Докоммуникативная фаза ораторской речи (подготовительный этап) | ||
14 | Коммуникативная фаза (этап произнесения речи). Практика. | ||
15 | Коммуникативная фаза(этап произнесения речи). Практика. | ||
16 | Посткоммуникативная фаза. Практика (этап рефлексии). | ||
17 | Посткоммуникативная фаза. Практика (этап рефлексии). | ||
18 | План устного выступления: вступление, основная часть, заключение | ||
19 | Способы развития общих положений речи: объявление, сравнение, противопоставление. | ||
20 | Иллюстрация (развернутый вопрос), статистика, ссылка, повторение. | ||
21 | Проблемный вопрос. | ||
22 | Альтернативные варианты в решении проблемного вопроса | ||
23 | Альтернативные варианты в решении проблемного вопроса | ||
24 | Альтернативные варианты в решении проблемного вопроса | ||
25 | Произнесение речи по приготовленному плану-конспекту. Практика. | ||
26 | Спонтанная и подготовленная речь. Информирующие и убеждающие речи. | ||
27 | Публичный монолог и диалог | ||
28 | Доклад, инструкция, лекция | ||
29 | Доклад, инструкция, лекция | ||
30 | Полемический диалог, дискуссия | ||
31 | Спор, дискуссия, беседа | ||
32 | Доклад, инструкция, лекция | ||
33 | Основные принципы ведения полемики. Логические опровержения взглядов оппонентов | ||
34 | Импровизация. Деловые переговоры. Интеллектуальная терпимость |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс
Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...
Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"
Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....
Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс
Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...
Рабочая программа элективного курса «Системное повторение курса химии» 10 класс
Элективный курс «Решение задач по органической химии» составлен в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, предназначен для учащихся 10 класса, ...
Рабочая программа элективного курса «Системное повторение курса химии» 11 класс
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по химии» предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Основной акцент при разработке программы курса делается на решении зад...