Фразеологизмы
план-конспект урока по русскому языку

Екатерина Александровна Соловьева

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Фразеологизмы25.56 КБ
PDF icon Презентация Фразеологизмы1.52 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

Учитель: Соловьева Екатерина Александровна

Предмет: русский язык

Класс: 3класс

Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тема урока: Фразеологизмы.Первоначальное представление об устойчивых сочетаниях слов

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представлений об устойчивых сочетаниях слов; дать понятие "фразеологизмы"; узнать о фразеологизмах - устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи; уметь употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения.

Задачи:

  • Познакомить с признаками фразеологизмов.
  • Развивать речь, внимание, мышление.
  • Показать использование фразеологизмов в речи.
  • Расширять словарный запас учащихся.
  • Добиться запоминания фразеологизмов.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Умение распознавать фразеологизмы.
  • Умение распознавать фразеологизмы среди других слов, выражений.

Личностные:

  • Воспитание аккуратности в процессе выполнения письменных занятий.
  • Воспитание внимания, наблюдательности и памяти.
  • Осознание роли фразеологизмов в речи человека.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока.
  • Умение контролировать и проверять выполненное задание самостоятельно и в парах.
  • Умение понимать и сохранять учебную задачу в течение урока.

Познавательные:

  • Умение правильно употреблять фразеологизмы.
  • Умение делать выводы в результате поиска ответа на проблемный вопрос и фиксировать выводы.

Коммуникативные:

  • Умение правильно оформлять мысли в процессе исследования языкового материала.
  • Умение объяснять и доказывать правильность выполнения  задания.
  • Умение формулировать вывод в процессе самостоятельной работы.

Оборудование и технические средства обучения:

ноутбук, проектор, презентация к уроку,  словарь фразеологизмов, текст тестовой работы

Сценарий урока

Этапы урока

Содержание этапа, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1

Организационный момент

Приветствие.

- Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем.

- У вас на столах лежат фишки. Я предлагаю вам показать при помощи фишек своё настроение.

Красная - настроение отличное

Жёлтая - хорошее

Синяя - так себе

- Я тоже покажу своё настроение.

- Вижу, что не у всех настроение отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы к концу урока у всех ребят нашего класса настроение было отличное!

Приветствуют учителя и гостей.

Садятся за парты.

Показывают своё настроение с помощью фишек

2

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

- Начинаем наш урок. Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падать духом, а взять себя  в руки и заново приниматься за дело. И в конечном счёте, вас ждёт успех!

- Ребята, а вам не кажется, что я употребила какие - то необычные выражения? Вам все слова показались понятными и обычными?

- Сейчас вам предстоит отгадать  слова по их лексическому значению. Выделить в них первую букву. Сложив все буквы в слово мы узнаем тему сегодняшнего урока.

СЛАЙД 1 (по щелчку появляются буквы на слайде)

- Слива, яблоко, груша - фрукты

- Семицветное коромысло - рабуга

- Буквы русского языка в определённом порядке - алфавит

- Самое холодное время года - зима

Главный герой сказки "По щучьему велению"- Емеля

- Какое время года наступает после лета? - осень

- Царь зверей - лев

- Что плывёт по небу - облака

- В нём 12 месяцев - год

- Первый летний месяц -июнь

- Полосатая лошадь - зебра

- Его даёт корова - молоко

- Вторая буква в слове СЫР - ы

- Какая же тема нашего урока?

- Как вы думаете, что мы узнаем на уроке, посвящённому фразеологизмам?

- Попробуйте сформулировать цель урока, восстанавливая предложения СЛАЙД 2

- Было ли вам понятно моё пожелание  в начале урока?

- Как будем работать на уроке? СЛАЙД 3

Внимательно слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя. Называют слова, которые по их мнению им не понятны.

Называют первые буквы слов

Называют тему урока

Формулируют цель урока  восстанавливая предложения

Ставят задачи для работы на уроке

3

Работа по теме урока.

1.Информация для учащихся о происхождении слова "Фразеологизм"

2.Работа по учебнику (стр. 50, упр. 85)

3.Знакомство с фразеологическими словарями

4.Игра "Покажи у себя"

5.Физкультминутка

6.Продолжение работы по теме урока. История возникновения фразеологизмов

7.Физкультминутка

- Ещё не зная, что такое фразеологизмы, вы используете их в своей речи.

- Откуда же взялось слово "Фразеологизм"?

СЛАЙД 4

 - Слово "Фразеологизм" произошло от слова "Фразеология" (от греческого "фразис"- выражение, "логос"- наука, учение, слово. В фразеологизмах нельзя заменить или пропустить какое - то слово, иначе изменится смысл.

Фразеологизм  - устойчивое сочетание слов.

- Откройте учебники на странице 50, найдите упражнение 85.

- Прочитайте фразеологизмы. Выполните работу по упражнению в тетради.

- Соедините фразеологизм из первого столбика с его значением во втором столбике.

- Проверим вашу  работу СЛАЙД 5

- Как вы думаете, где можно найти информацию о значении фразеологизма?

- Конечно в словаре. Давайте рассмотрим фразеологические словари на слайде.  СЛАЙД 6

- В нашем учебнике тоже есть фразеологический словарь на странице 157-158. Откройте словарь, давайте поработаем со словарём.

- Найдите значения фразеологизмов:

"Брать на буксир", "Навострить уши", "Хватать с неба звёзды".

- Какой сделаем вывод?

Значение фразеологизма можно найти в толковом словаре, фразеологическом словаре, в словаре учебника.

- Давайте поиграем. Я загадываю вам загадки, вы не называете слова, а показываете у себя.

- Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.(нос)

- Не цветы, а вянут. Не бельё, а их развешивают. (уши)

- Он хорошо подвешен у человека, который умеет бойко и метко говорить. Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (язык)

- В них пускают пыль, если хотят обмануть. Их можно сделать большими от удивления. (глаза)

- Вы устали? Давайте отдохнём!

- Настало время познакомиться с историей происхождения фразеологизмов.

- Происхождение фразеологизмов различно. Одни возникли на основе наблюдений человека. Например мы говорим "Много снега - много хлеба". Другие связаны с мифологией или реальными историческими событиями. "Словно Мамай прошёл", "Бить баклуши", "Работать спустя рукава" СЛАЙДЫ 7, 8, 9

- Многие фразеологизмы вышли из литературных произведений, загадок, из быта человека. СЛАЙД 10, 11, 12

- Сейчас мы с вами отправимся в фразеологический зверинец. Вы должны угадать о ком говорится в фразеологизме. СЛАЙД 13

- Отгадываем слова и записываем слова в тетрадь через запятую.

- Я буду называть фразеологизмы, а вы будете выполнять команду по фразеологизму.

Встанем, как аршин проглотили,

Проголосуем обеими руками,

Попрыгаем, как заяц,

Посмотрим друг другу в глаза,

Согнёмся в три погибели,

Подержим нос по ветру,

Разведём руками,

В ногах правды нет,

Занимаем свои места за партой.

Внимательно слушают сообщение

Выполняют работу в паре упр. 85

Самопроверка

Рассматривают фразеологические словари

Работают со словарём фразеологизмов.

- Называют слова, соответственно фразеологизму.

Выполняют физкультминутку

Рассматривают слайды, слушая сообщение учителя

Определяют слово по фразеологизму, записывают слова.

Выполняют команды

4

Закрепление изученного материала

СЛАЙД 14

- Ребята, давайте проверим как вы поняли тему сегодняшнего урока. На слайде будет запись стихотворения, вам нужно будет его закончить фразеологизмом.

- Молодцы! Вы настоящие поэты!

СЛАЙД 15

- Выберите правильный вариант значения каждого фразеологизма

- Кто может ответить так зачем же нам нужны фразеологизмы?

- На столах у вас лежит тестовая работа. Выполните её самостоятельно.

- Проверим, верно ли вы ответили на вопросы теста. СЛАЙД 16, 17

Называют фразеологизмы

Отвечают на вопрос, рассуждают

Выполняют тестовую работу

Самопроверка и самооценка

5

Домашнее задание

СЛАЙД 18

6

Итог урока

- Что такое фразеологизмы? Приведите примеры.

- Зачем в речи используем фразеологизмы?

Наш русский язык богат фразеологизмами. И чем больше вы будете их знать, использовать в речи, тем богаче станет ваша речь. Ведь фразеологизмы украшают нашу речь, делают её более яркой и образной.

СЛАЙД 19

Но прежде, чем  использовать фразеологизм в своей речи и "не попасть в просак" необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизм.

- Мы сегодня «не переливали из пустого порожнее», а «работали засучив рукава». И хотя к концу урока мы немного устали, но не «вышли из себя», а «взяли себя в руки» и продолжили урок.

Слушают учителя, дают ответы на вопросы

6

Рефлексия

- Кто доволен своей работой на уроке?
- Кому было трудно?
- Оцените свою деятельность на уроке, используя фразеологизмы:
- Покажите, своё настроение с помощью фишек.

Спасибо за урок! СЛАЙД 20

Оценивают свою работу на уроке.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.

Материал по теме "Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи" с конспектом урока и презентацией к нему....

Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"

Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"  составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...

Конспект урока русского языка по тем "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари"

  Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.Обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы.   Источники фразеологизмов.Фразеологичес...

Презентация для 6 класса по теме:Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологические словари

Презентация для 6 класса    по теме: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари....

Конспект урока "Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологические словари"

Русский язык — один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество преображений, изменений и напитался различными словарными оборотами, к...

Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка ( Источники фразеологизмов).

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка". Урок посвящен знакомству с источниками фразеологизмо...