Формирование навыков грамотного письма у обучающихся с ОВЗ
статья по русскому языку (9 класс)
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретенные знаний для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Филькова Н.Ю.,учитель
русского языка и литературы
Статья
«Формирование навыков грамотного письма у обучающихся с ОВЗ»
Функциональная грамотность по предмету заключается в способности обучающихся использовать умение читать и писать в повседневной жизни.
Особую роль в системе коррекционного образования занимает опорный предмет - русский язык (письмо и развитие речи, чтение и развитие речи). Он носит практическую направленность и тесно связан с другими учебными предметами, является одним из средств социальной адаптации обучающихся с ОВЗ. В дальнейшем знания и умения, приобретенные при изучении русского языка станут необходимыми для подготовки учащихся с ОВЗ к жизни, овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Целью уроков письма и развития речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями является формирование устной и письменной речи как средства общения. Это одно из условий нравственного воспитания, направленное на социальную адаптацию и реабилитацию школьников.
Первостепенное внимание на уроках письма и развития речи уделяю таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающие реализацию коммуникативной функции речи и возможности развёрнуто выражать свои мысли и понимать высказывания других людей.
Для достижения этой цели в процессе обучения ставлю следующие задачи:
1.Учить детей правильно читать и понимать содержание прочитанного, воспитывать интерес к художественной и познавательной литературе.
2.Учить детей писать грамотно, разборчиво, аккуратно, в соответствии с ранее усвоенными знаниями по грамматике и правописанию.
3.Учить детей правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
4.Решать коррекционно-развивающие задачи: корректировать недостатки мыслительных процессов, развивать внимание, восприятие, память, воображение, формировать нравственно-волевые качества.
На уроках письма и развития речи обучающиеся испытывают большие затруднения при овладении навыками письма и связной речи. Причиной, прежде всего, является аномалия психического развития школьников с ОВЗ, включающая недоразвитие познавательных процессов, мышления, нарушение памяти, дефекты всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической), недостатки внимания, нарушения эмоционально-волевой сферы, а также несформированность навыков учебной деятельности.
Основой грамотного письма является письмо в соответствии с фонетическими, морфологическими, синтаксическими и семантическими правилами языка. Самыми сложными для учащихся коррекционной школы VIII вида являются морфологические написания слов, проверяемых произношением (правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных и т.д.).
Для этого с учащимися можно проводить следующие виды работ:
- орфографическое проговаривание слов;
- обведение в тетради орфограммы цветным карандашом;
- использование таблиц родственных слов с выделением орфограмм;
- зрительный диктант;
- письмо по памяти;
- многократное повторение и воспроизведение слов с данной орфограммой при работе в тетради;
- работа с перфокартами;
- работа с таблицами.
На следующем этапе необходимо научить детей видеть в тексте слова на изученное правило. Зная психические особенности детей с нарушениями интеллекта, необходимо учить их выделять орфограммы в тексте. Задания постепенно усложняются: сначала учим видеть и предупреждать ошибки на пройденное правило, а затем проводим работу по дифференциации орфограмм.
На следующем этапе формирования грамотного письма необходимо развивать у учащихся навыки самоконтроля, то есть умение контролировать свое письмо правилами.
Это такие приёмы:
1. Сигнализация. Например, написать на доске проверочное слово или начальную форму имён существительных, глагола и предложить учащимся при написании диктанта контролировать себя с помощью этих слов.
2. Сообщение о том, какое количество орфограмм на определенное правило есть в тексте. Детям даётся задание найти слова и выделить соответствующие орфограммы, доказать данное написание правилом.
3. Определение орфограмм, встретившихся в тексте, на указанное правило. Учащиеся сначала сами подсчитывают количество отмеченных орфограмм, затем сверяют с данными учителя.
4. Выделение орфограмм в тексте тренировочного задания или диктанта. Учитель наблюдает и предлагает объяснить, почему выделена данная орфограмма.
5. Приём «Правильно ли я написал?» Ученик выделяет орфограмму и спрашивает учителя, правильно ли он выполнил.
При проверке усвоения знаний учащимися на уроках обобщающего повторения и закрепления применяю фронтальный, индивидуальный опрос, самостоятельные работы, а также нестандартные формы: тесты, опросные листы включающие в себя краткую теоретическую часть и небольшую практическую работу. В помощь даются опорные схемы, таблицы, условные обозначения.
Основные виды работ:
1. Списывание с различными заданиями (определить грамматическую категорию, изменить форму слова, вставить по смыслу нужное слово или словосочетание и т.д.),
2. Работа со словосочетаниями, умение составлять предложения с ними.
3. Самостоятельный подбор примеров (слов, словосочетаний, предложений по заданию учителя). Это способствует развитию речи и мыслительных процессов школьников с ОВЗ.
4. Составление предложений по схемам.
5. Работа с деформированными предложениями и деформированным текстом.
6. Грамматический разбор -синтаксический, морфологический, фонетический.
Грамматический разбор сопутствует другим заданиям и не занимает много времени, но дает возможность повторять изучаемый материал, учит ориентироваться в теме, отбирать нужное. Одновременно способствует развитию памяти, внимания, мышления, речи.
Учитывая особенности обучающихся с умственной отсталостью (недостаточно быстрый темп работы, замедленность переключения с одного вида работы на другой), количество видов работ на уроке ограничивается в пределах 5 - 7 видов. Кроме того, учитываются индивидуальные особенности учащихся одного класса, поэтому материал на уроке подбирается по группам различной сложности. Применяю наглядные средства обучения: предметные картинки, таблицы, схемы, цветные мелки, карандаши, а также дидактические игры.
Учащимся с отклонениями в развитии важно развивать орфографическую зоркость, так необходимую для достижения грамотного письма. Прежде всего, необходимо научить детей слышать звуки, определять их количество в слогах, словах; различать гласные и согласные, ударные и безударные звуки и буквы; научить видеть и узнавать орфограммы в словах. Для этого подбираются такие виды работ: зрительные, слуховые диктанты и письмо по памяти. Для диктантов достаточны небольшие тексты из двух-трех предложений. Дети любят эти виды работ и выполняют их охотно, т.к. здесь сразу можно проверить результат своей работы.
1. Использую методику орфографического проговаривания: ученик диктует предложение, произнося каждое слово.
2. Комментированное письмо, помогает детям избежать возможных ошибок и способствует наиболее прочному усвоению материала: ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы
3. Изучение и применение правил идёт с опорой на ключевые слова
Чтобы ребёнок применил правило, ему необходимо овладеть целым рядом умений: умением различать части речи, грамматические признаки слов, части слова и звуки в речи, умением видеть «трудные» места, требующие применения правил. Это дается школьникам с трудом, поэтому этот вид работы также подкрепляется опорными схемами, таблицами, памятками, дидактическим материалом.
Игровые моменты, которые привлекают внимание детей к данной орфограмме и создают положительные условия для мотивации в учении:
игра «Четвертый лишний» (вычеркнуть лишнее слово);
игра «Назови ошибку» (выдели слово, обозначающее предмет);
корректирование текста: текст на доске написан с ошибками, надо «исправить» ошибки и объяснить написание слов.
Обучающиеся с умственной отсталостью медлительны, пассивны, малоинициативны, недостаточно внимательны, поэтому для активизации речи и обогащения словаря применяю следующие виды работ:
1. Лексические упражнения на обогащение словаря обобщающими понятиями, подбор антонимов, синонимов, многозначных слов.
2. Картинный диктант.
3.Образование уменьшительно-ласкательных существительных, прилагательных.
4. Образование сложных слов по образцу.
5. Работа с фразеологизмами.
Для поддержания внимания и работоспособности учащихся включаю дополнительный материал, направленный на обогащение словаря и расширение общего кругозора, развитие познавательной и мыслительной деятельности школьников с отклонениями в развитии.
Для поддержания интереса к учению, активизации мыслительной и познавательной деятельности практикую, кроме традиционных видов работ, тесты, опросные листы. Такая работа в виде проверки знаний, умений и навыков направлена на подготовку учащихся и к экзаменам по трудовому обучению, а сами уроки являются нестандартными, вызывают интерес.
Создаю условия для обучения школьников приёмам умственной деятельности, к которым относится работа с книгой, текстом и наглядным материалом. Эта работа проводится по этапам:
1. Перечитать текст, определить главную мысль прочитанного.
2. Разбить текст на смысловые группы и выделить главные слова или предложения, которые выражают основную мысль.
3. Учить составлять план по опорным словам или предложениям.
4. Уметь передать содержание текста (полно или кратко) по плану.
5. Уметь выделить в тексте главное, сделать вывод.
При такой ежедневной работе дети постепенно приучаются работать с текстом самостоятельно.
При формировании навыков орфографического грамотного письма особая роль уделяю анализу работ учащихся и работе над ошибками.
Эффективность работы над ошибками зависит от систематического её проведения, от разнообразия видов упражнений, от наличия индивидуального подхода к каждому ребёнку.
Формирование познавательных интересов у детей с нарушением интеллекта осуществляется в процессе обучения и воспитания и включает внеклассную работу по учебным предметам. Организация внеклассной работы способствует более прочному и сознательному усвоению изученного на уроках русского языка материала, содействует развитию речи обучающихся, повышает уровень языкового развития школьников, воспитывает интерес к предмету. Внеклассная работа позволяет обучающимся применить свои знания и умения в новых, нестандартных ситуациях, полученных детьми на уроках. В этом случае правильная и целенаправленная организация внеклассной деятельности учеников с нарушениями интеллекта помогает воспитать у детей привычки правильного поведения в обществе и трудовой деятельности, в учёбе самостоятельность и инициативность, способствуют дальнейшей успешной социализации в обществе. Знания, умения и навыки, приобретённые обучающимися на уроках русского языка и развития речи, играют важную роль в подготовке детей к практической деятельности в жизни и вместе с этим способствуют более успешному усвоению других предметов школьного курса. Практическая направленность в обучении выражается в том, что основным принципом занятий по указанному предмету является работа над развитием речи обучающихся. Таким образом, внеклассная работа по русскому языку предоставляет большие возможности для практического использования речи обучающихся. Неотъемлемой частью внеклассных занятий является то, что в каждом из них обучающиеся получают возможность решать посильные задания, выполнять элементарные стилистические упражнения. Обучающиеся, опираясь на полученные уже ранее знания по русскому языку на уроках, выполняют на внеклассных занятиях упражнения, основанные на занимательности. Это способствует пробуждению у школьников непосредственного интереса к предмету и стремления к получению знаний.
Мною проведены следующие внеклассные занятия «Путешествие по стране Имя существительное», «Грамматический бой», «Путешествие в страну Знаний русского языка» (5-6 классы) по русскому языку и «Путешествие в страну лукоморья», Игра «Счастливый случай», КВН сказочников, литературно-музыкальный вечер, посвященный творчеству С. Есенина по чтению.
Ежегодно обучающиеся 5-9 классов нашей школы принимают участие в предметной неделе по русскому языку. Участвуют в конкурсах «Лучшая тетрадь», «Лучший чтец» на различные темы «Поэзия А. Пушкина», «Зимушка-зима», «Поэзия С. Есенина».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка у обучающихся 2 ступени через рациональные приемы умственной деятельности"
Актуальность данного опыта определяется необходимостью создания условий для формирования навыков грамотного письма у обучающихся через рациональные приемы умственной деятельностиЕжегодно повышаются тр...
Формирование навыков грамотного письма у детей с нарушением интеллекта.
Доклад на педагогическом совете....
Формирование навыков грамотного письма у учащихся средних классов коррекционной школы VIII вида
Материал для учителя русского языка коррекционных школ 8 вида...
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ГРАМОТНОГО ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.
Данная статья включает в себя систему работы по формированию навыка грамотного письма на уроках русского языка в младших классах корекционной школы для умственно отсталых детей....
Статья на тему "Формирование навыков грамотного письма у обучающихся с умственной отсталостью"
Целью уроков письма и развития речи у обучающихся с умственной отсталостью является формирование интеллектуальной сферы устной и письменной речи как средства общения. Это одно из условий нравст...
«Работа над формированием навыков грамотного письма у детей в начальной школе».
Исследовательская работа на тему: "Работа над формированием навыков грамотного письма у детей в начальной школе"...
Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка, как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма.
Данная презентация может быть использована учителями и учителями-логопедами. Здесь вы найдете не только теоретические знания, но практический материал....