«Работа над формированием навыков грамотного письма у детей в начальной школе».
методическая разработка
Исследовательская работа на тему: "Работа над формированием навыков грамотного письма у детей в начальной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа на тему:
«Работа над формированием навыков грамотного письма у детей в начальной школе».
Учитель начальных классов
Путкова Елена Александровна
Инжавино
2018-2019 учебный год
Тема формирования навыков грамотного письма волнует всех учителей, т. к. мы призваны обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. И чтобы добиться существенных результатов в этом вопросе, необходимо осуществлять постоянную, систематическую работу в этом направлении. С чего следует начать?
Прежде всего необходимо научить детей слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Эту работу можно начинать проводить уже на подготовительных курсах, а затем необходимо уделять особое внимание в 1 классе, с самого начала; не спешить побыстрее пройти добуквенный период обучения, т. к. в этот период закладывается основа формирования для развития фонематического слуха, что сейчас особенно актуально, потому что в последние годы всё большее количество детей приходит в школу с логопедическими проблемами, к которым относится и несформированность фонематического слуха. Если пренебрегать этой работой, то впоследствии учащиеся будут писать, пропуская буквы или заменяя их другими. Для осуществления этой работы помогают различные схемы: обозначения звуков, слов, предложений. Зрительное восприятие помогает детям в определённой степени прийти к решению поставленной звуковой задачи, ведь человек на 85% получает информацию, благодаря зрительному анализатору.
Второй этап – это выработка орфографической зоркости. Нужно научить ученика видеть и узнавать орфограммы. Для начала – на других работах, а затем – в своих. (Приём проверки и самопроверки).
Третье, что необходимо для достижения грамотного письма – научит детей самоконтролю, то есть ученик должен научиться не только сам проверять свою работу , но и контролировать написание слов во время работы, по ходу её.
Итак, звуковой анализ (соотнесение звука и буквы), орфографическая зоркость и самоконтроль – необходимые основы для выработки грамотного письма. Но трудность заключается в том, что эту работу нужно вести не поэтапно, а одновременно.
Ещё в период обучения грамоте появляются первые орфограммы, а значит и необходимость формирования орфографической зоркости и самоконтроля. Поговорим о некоторых методических приёмах, позволяющих или не допускать ошибки, или быстро их находить и исправлять.
- первом классе хорошо использовать следующий приём . Каждому ученику сделать В карточку для звукового анализа. Она представляет собой картонную полоску 15 см в длину и 4 см в ширину, на которой находятся 6-7 полосок (поперечных) различных цветов. С помощью этой карточки учащиеся должны показывать количество звуков в словах, закрывая часть полосок (ненужных) рукой. Также для таких заданий можно использовать математический набор, в котором находятся карточки с цифрами от1 до 9. В этом случае ученик поднимает карточку с нужной цифрой, заодно закрепляя понятие числа и как оно пишется.
- Следует сделать индивидуальные наборы звуковых схем в соответствии с программой, по которой дети обучаются. Также может выручить математический набор, в котором имеются квадраты, круги, прямоугольники синего, зелёного и красного цветов, соответствующих цветам, обозначающим звуки. По заданию учителя дети самостоятельно выкладывают схемы слов, читают по этим схемам, проверяют соседа и себя. При таких заданиях в случае неправильного выкладывания схемы детям трудно прочитать слово, они часто сами замечают ошибку, сами её исправляют, проверяют себя ещё раз. Особенно это помогает детям с логопедическими проблемами.
- При обучении написания слов, предложений хорошо помогает приём использования «волшебного квадрата». (квадрат со стороной 5 см, украшенный аппликацией). Этот квадрат лежит у ученика в тетради. Учитель поясняет, что квадрат будет обладать волшебной силой, если дети научатся правильно пользоваться им. Для этого квадрат накладывается на первое слово в предложении. Постепенно, двигая его вправо, ученик открывает первый слог слова, потом второй и т. д. Таким образом, ученик легко обнаружит пропуск буквы при проверке. Квадрат как бы притормаживает движение глаза, не даёт ему скользить по строке, заставляет ребёнка быть внимательным. При этом приёме дети учатся контролировать себя и, как правило, допускают гораздо меньше ошибок на пропуск букв.
- По мере изучения новых тем и , соответственно, новых правил, добавляются новые приёмы проверки написания слов. Например, при изучении сочетаний ЖИ, ШИ учащимся на доске предлагается задание списать упражнение и найти по 5 слов с сочетанием ЖИ, ШИ. По мере изучения новых орфограмм на доске могут быть следующие задания:
- Найти 3 слова с проверяемой безударной гласной;
- Найти 3 слова с разделительным мягким знаком;
- Найти слова с сочетаниями ЧА, ША,ЧУ,ЩУ и т. д.
- Когда в упражнении даётся задание вставить пропущенную букву или слово, учитель на доске записывает все необходимые слова и закрывает их. По окончании выполнения задания детьми учитель открывает по одному слову и просит детей прочитать их вслух по слогам. Далее дети находят это слово у себя и проверяют его написание.
- При изучении какой-либо темы, например, «Звонкие и глухие согласные», учитель ежедневно даёт задание выделить эту орфограмму в середине или в конце слова, объяснить, почему это слово пишется именно с этой буквой (проверочное слово). Таким образом, заостряется внимание ученика на изучаемых орфограммах.
- Для формирования орфографической зоркости необходимо также предлагать следующее упражнение
- На доске записаны по 2-3 слова на разные правила. Учитель предлагает детям выписать только те слова, которые относятся к определённому правилу. Например. Выписать слова с непроизносимой согласной.
- При изучении темы «Непроизносимые согласные» предложить детям написать по памяти 5 слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит эту согласную, ему нечего будет подчёркивать. Это упражнение можно продолжить. После того, как учащиеся записали по памяти 5 слов, учитель открывает доску, на которой написаны 10 слов по этой теме. Дети списывают те слова, которых у них нет; а также перечень слов можно дополнить, опросив учеников, у которых будут написаны те слова, которых нет и у учителя. Это упражнение можно использовать при изучении любой темы.
- Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записано предложение . Ученики «зажигают» огоньки под изученными орфограммами, прикрепляя красные кружки, а затем списывают предложение в тетрадь.
- С 1 класса необходимо вести такую работу, как письмо с проговариванием. Ученик при написании предложения диктует каждое слово орфографически. В 1 классе он диктует слово по слогам, называя слог и гласную в нём, во 2-4 – чётко проговаривая каждое слово, т. к. артикуляция является составной частью в процессе письма.
- Письмо с комментированием. Ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы. Эта работа должна проводиться с 1 класса.
- Перед диктантом, изложением, сочинением следует проводить такую работу. Выписать все трудные слова и включить их в работу на уроке. Это может быть словарная работа, творческая работа. Дети читают эти слова хором или индивидуально, запоминают, объясняют их написание, составляют с ними предложения. Это даёт возможность предупредить ошибки в диктантах, изложениях, сочинениях.
- После проверочной работы обязательно проводится работа над ошибками., допущенными детьми. Слова выписываются на доску, дети устно объясняют их написание, подбирая проверочные слова. Проговаривают хором или индивидуально. Также можно выписать на доску слова так, как написали дети, с ошибками. И предложить детям прочитать слова, спросить, всё ли верно, как надо писать слова, почему. При исправлении лучше ошибку стирать и писать нужную букву, чтобы зрительно ребёнок лучше запоминал слово в правильном написании. Затем учитель дает небольшой диктант , составленный из этих слов. Или предлагает детям творческую работу, где необходимо употребить эти слова.
- Позволяют развивать орфографическую зоркость некоторые виды диктантов. Например, диктант «Проверь себя». Ученики пишут предложения под диктовку, а те орфограммы, в написании которых они сомневаются, пропускают. Во время коллективной проверки диктанта ученики вместе с учителем выясняют, какая орфограмма и вставляют нужную букву. В этом случае важно поддержать ученика, не унижать его достоинства, чтобы он не боялся признаться, что не знает правильного написания, иначе из-за страха будет стараться писать без пропусков, может сделать много ошибок и запомнит неправильное написание слов.
- Диктант «С обоснованием». Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, то есть обосновать орфограмму.
- Диктант «Найди слова». Учитель диктует несколько предложений и даёт задание – подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова на разные орфограммы. Все эти диктанты должны быть небольшими по объёму (3-4 предложения).
- В процессе обучения учитель переходит к изучению всё новых и новых тем. И здесь нельзя забывать о том, что учащиеся должны повторять также и ранее изученные темы. Для этого нужно ежедневно отводить для повторения несколько минут для ранее изученных тем. Такую работу можно проводить в различных вариантах. А можно повторять ранее изученный материал параллельно с изучением главной темы. Например, изучается написание слов с непроизносимой согласной. Ребята написали предложение с этими словами. Выделили орфограммы, объяснили написание именно этих букв в словах, подбирая проверочные. А затем можно предложить детям подчеркнуть главные члены предложения или сделать полный разбор по членам предложения, указав при этом, какими частями речи они являются. Незнакомые детям части речи выделяет учитель. Таким образом, повторяются сразу две темы. Ещё можно предложить детям найти в этом предложении словарные слова и т. д.
Эта система работы допускает различные варианты, которые каждый учитель может использовать по своему усмотрению.
Все эти методические приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звуко-буквенного анализа, самоконтроль. Система работы над исправлением ошибок и повторения изученного материала позволяет сократить количество этих ошибок. Всё это называется формированием навыка грамотного письма. При использовании этих методических приёмов можно ожидать неплохие результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка у обучающихся 2 ступени через рациональные приемы умственной деятельности"
Актуальность данного опыта определяется необходимостью создания условий для формирования навыков грамотного письма у обучающихся через рациональные приемы умственной деятельностиЕжегодно повышаются тр...
Формирование навыков грамотного письма у детей с нарушением интеллекта.
Доклад на педагогическом совете....
Формирование навыков грамотного письма у учащихся средних классов коррекционной школы VIII вида
Материал для учителя русского языка коррекционных школ 8 вида...
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ГРАМОТНОГО ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.
Данная статья включает в себя систему работы по формированию навыка грамотного письма на уроках русского языка в младших классах корекционной школы для умственно отсталых детей....
Статья на тему "Формирование навыков грамотного письма у обучающихся с умственной отсталостью"
Целью уроков письма и развития речи у обучающихся с умственной отсталостью является формирование интеллектуальной сферы устной и письменной речи как средства общения. Это одно из условий нравст...
Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка, как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма.
Данная презентация может быть использована учителями и учителями-логопедами. Здесь вы найдете не только теоретические знания, но практический материал....
Формирование навыков грамотного письма у обучающихся с ОВЗ
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретенные знаний для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений....