Статья на тему "Формирование навыков грамотного письма у обучающихся с умственной отсталостью"
статья на тему

Сизова Наталья Александровна

Целью уроков письма и развития речи  у обучающихся с умственной отсталостью является формирование интеллектуальной сферы устной и письменной речи как средства общения. Это одно из условий нравст­венного воспитания, направленное на социальную адаптацию и реабилитацию школьников.             Первостепенное внимание на уроках письма и развития речи   уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающие реали­зацию коммуникативной функции речи и возможности развёр­нуто выражать свои мысли и понимать высказывания других людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков грамотного письма у обучающихся с умственной отсталостью

Целью уроков письма и развития речи  у обучающихся с умственной отсталостью является формирование интеллектуальной сферы устной и письменной речи как средства общения. Это одно из условий нравственного воспитания, направленное на социальную адаптацию и реабилитацию школьников.

             Первостепенное внимание на уроках письма и развития речи   уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающие реализацию коммуникативной функции речи и возможности развёрнуто выражать свои мысли и понимать высказывания других людей.

            Для достижения этой цели в процессе обучения перед учителем стоят следующие задачи:

1.  Учить детей правильно читать и понимать содержание прочитанного, воспитывать интерес к художественной и познавательной литературе.

2.        Учить детей писать грамотно, разборчиво, аккуратно, в  соответствии с ранее усвоенными знаниями по грамматике и правописанию.

3.        Учить детей правильно и последовательно излагать свои  мысли в устной и письменной речи.

4.        Решать коррекционно-развивающие задачи: корректировать недостатки мыслительных процессов, развивать внимание, восприятие,  память, воображение, формировать нравственно-волевые качества.

              На уроках уроках письма и развития речи   обучающиеся испытывают большие затруднения при овладении навыками письма и связной речи. Причиной, прежде всего, является аномалия психического развития школьников с ОВЗ, включающая недоразвитие познавательных процессов, бессистемное мышление, нарушение памяти, дефекты всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической), недостатки внимания, нарушения эмоционально-волевой сферы, а также несформированность навыков учебной деятельности.

         Учителю, прежде всего,  необходимо пробудить у учащихся интерес к урокам русского языка, сформировать положительный мотив к обучению, путём перехода от простого к более сложному материалу.

          Основой грамотного письма является письмо в соответствии с фонетическими,

морфологическими, синтаксическими и семантическими правилами языка.

    Письмом на основе фонетического принципа дети овладевают в основном в

начальной школе.

    Морфологический принцип является ведущим в русском языке (по количеству

правил). Самыми сложными для учащихся коррекционной школыVIIIвида являются морфологические написания, косвенно проверяемые произношением (правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных и т.д.).

    Изучение и применение этих правил необходимо строить по следующим этапам:

а) подобрать родственные слова;

б) выбрать из цепочки родственных слов проверочные;

в) произнести проверочные слова, выделив искомый звук;

г) правильно обозначить его буквой в проверяемом слове.
        Для поддержания внимания и работоспособности учащихся  необходимо:

1. Включать дополнительный материал, направленный на обогащение словаря и расширение общего кругозора, развитие познавательной и мыслительной деятельности школьников с отклонениями в развитии.

2. Применять методику телесно-моторной свободы, что способствует более успешному развитию психического потенциала учащихся, их психофизическому развитию, снижает общую и зрительную утомляемость, физическое и психомоторное напряжение.

       Знакомство с орфографическим правилом желательно начинать с создания проблемной ситуации; видимость поиска поддерживается в игровой ситуации — это активизирует мыслительную деятельность школьников и пробуждает интерес к орфографическому материалу.

       Необходимо знать индивидуальные особенности каждого учащегося и строить уроки так, чтобы каждый школьник работал активно и выполнял задания на оптимальном для него уровне сложности. Это даёт возможность для каждого типа (слабого, среднего и сильного) ученика выполнять задания на посильном для него уровне развития.

        Такое содружество как «учитель-ученик» активизирует процесс развития школьника от того, что он умеет делать сегодня  при поддержке и помощи учителя (зона ближайшего развития) к тому, что он сможет завтра сделать самостоятельно (зона актуального развития). При таком подходе любая учебная рабом становится одновременно и обучающей и диагностической.

        Умение не только выполнять задания, но и объяснять свои действия    повышает   коммуникативно-познавательную   обобщающую функцию речи, т.е. проговаривание ребёнком вслух того, что рождается в уме, даёт возможность на начальном  этапе контролировать мыслительные процессы.

        На этом этапе, когда у учащихся формируется умение объяснять написание слов в соответствии с правилом, можно использовать задания, включающие в работу зрительный, речедвигательный, моторный анализаторы, помогающие лучше запомнить написание слова. Для этого можно проводить в тетрадях с учащимися следующие виды работ:

        обведение в тетради орфограммы цветным карандашом;

        использование таблиц родственных слов с выделением  орфограмм;

        орфографическое проговаривание слов;

        зрительный диктант;

        письмо по памяти;

        многократное повторение и воспроизведение слов с данной орфограммой при работе в тетради;

        работа с перфокартами;

        работа с таблицами.

       На следующем этапе необходимо научить детей видеть в тексте слова на изученное правило. Зная психические особенности детей с нарушениями интеллекта, необходимо учить их выделять орфограммы в тексте. Задания постепенно усложняются: сначала учим видеть и предупреждать ошибки на пройденное правило, а затем проводим работу по дифференциации орфограмм, подчиняющимся различным правилам.

        Например, при изучении темы «Безударные гласные» для выработки умения находить в тексте слова с безударными гласными проводится работа в следующем порядке:

а) дифференциация слов с ударной и безударной гласной, итогом учащиеся должны чётко уяснить, что проверяются именно безударные гласные;

б) дифференциация слов с проверяемой и непроверяемой , ударной гласной (словарные слова, написание которых нужно запомнить).

               На следующем этапе формирования грамотного письма необходимо развивать у учащихся навыки самоконтроля, то есть умение контролировать свое письмо правилами. Есть специальные дополнительные приёмы, способствующие развитию и укреплению навыка самоконтроля, которые при постоянной работе должны приучать учащихся постоянно вглядываться в текст, искать в нём орфограммы, правописание которых подкрепляется правилом. Это могут быть такие приёмы:

1.  Сигнализация. Например, написать на доске проверочное  слово или начальную форму имён существительных, глагола и предложить учащимся при написании диктанта контролировать себя с помощью этих слов.

2.    Сообщение о том, какое количество орфограмм на определенное правило есть в тексте. Детям даётся задание найти слова и выделить соответствующие орфограммы, доказать данное написание правилом.

3.    Определение орфограмм , встретившихся в тексте, на указанное  правило. Учащиеся сначала сами подсчитывают количество отмеченных орфограмм, затем сверяют с данными
учителя.

4.     Выделение орфограмм в тексте тренировочного задания или диктанта. Учитель наблюдает и предлагает объяснить, почему выделена данная орфограмма.

5.     Приём «Правильно ли я написал?» Ученик выделяет орфограмму и спрашивает учителя, правильно ли он выполнил.

          Такие задания даются детям для самостоятельной работы. В случае затруднения оказывается помощь с учётом индивидуальных особенностей учащихся (от минимальной до максимальной формы помощи):

-  стимулирующая,
- направляющая;

-  обучающая.                  

               Стимулирующая   помощь   оказывается,   когда   ученик   не включился в работу после получения задания, или когда работа закончена, но выполнено неверно. Ученика надо нацелить на выполнение задания, указать на наличие ошибок в работе и предложить способы проверки предложенного решения.

         Направляющая помощь оказывается в том случае, если у ученика возникли затруднения в определении способа действия, в выборе средств, в определении начального действия и последующих. В этих случаях детям помогают таблицы-опоры, схемы, наглядность.

          Обучающая помощь предлагается при изучении правил, когда тема ещё недостаточно хорошо усвоена. При этом применяются различные методы и приёмы в целях развития мыслительной деятельности школьников с отклонениями в развитии: словесные методы (рассказ, беседа), наглядные методы (работа с учебными пособиями, тексты и упражнения, опорные схемы, таблицы, сигналы).

            При проверке усвоения знаний учащимися на уроках обобщающего повторения и закрепления применяется фронтальный индивидуальный опрос, самостоятельные работы, а также нестандартные формы: тесты, опросные листы, билеты, включающие в себя краткую теоретическую часть и небольшую практическую работу. В помощь даются опорные схемы, таблицы, условные обозначения.

          Для закрепления умения применять полученные знания в речевой практике учащимся коррекционной школы VIII вида требуется большое разнообразие тестов и упражнений, которые предполагают чередование устной и письменной форм работ, смену видов задания, последовательную активизацию различных анализаторов. Учитывается это при подготовке к урокам и подборе материала.

          Материал к урокам подбирается так, чтобы грамматические и орфографические упражнения способствовали речевому развитию школьников, формированию у них языковых обобщений и орфографических навыков.

          Основные виды работ:

1. Списывание с различными заданиями (определить грамматическую категорию, изменить форму слова, вставить по смыслу нужное слово или словосочетание и т.д.),

2.    Работа со словосочетаниями, умение составлять предложения с ними.

3.    Самостоятельный подбор примеров (слов, словосочетаний, предложений по заданию учителя). Это способствует развитию речи и мыслительных процессов школьников с ОВЗ.

4.     Составление предложений по схемам.

5.    Работа с деформированными предложениями и деформированным текстом.

6.   Ответы  на вопросы с предварительно поставленными грамматическими заданиями (использовать в ответе нужную часть речи в определённом падеже, числе, времени; ответить нераспространёнными или распространёнными предложениями; ответить на вопрос с использованием словосочетаний и др.).

7.  Творческий и выборочный диктанты. Творческий диктант предполагает составление предложений с определённой грамматической категорией, с различными членами предложения, с постановкой слов в заданном падеже, числе, времени и т.д.

     При работе с выборочным диктантом школьники записывают только отдельные слова или словосочетания на изучаемое или заданное учителем грамматическое правило.

8.   Изложение   и   сочинение   с   грамматическим   заданием(употребить в тексте данные прилагательные, поставить глаголы настоящего времени в прошедшее, изменить лицо место
имений и т.д.).

9. Грамматический разбор -  синтаксический, морфологический, фонетический.

          Материалом для грамматического разбора могут служить сначала отдельные слова или словосочетания, предложения, кием небольшие связные тексты. Грамматический разбор сопутствует другим заданиям и не занимает много времени, но дает возможность повторять изучаемый материал, учит ориентироваться в теме, отбирать нужное. Одновременно способствует развитию памяти, внимания, мышления, речи.

               Учитывая особенности обучающихся с умственной отсталостью  (недостаточно быстрый темп работы, замедленность переключения с одного вида работы на другой), количество видов работ на уроке ограничивается в пределах 5 - 7 видов. Кроме  того, учитываются индивидуальные особенности учащихся одного класса, поэтому материал на уроке подбирается по группам различной сложности. Широко применяются, особенно на начальной   стадии   обучения,   наглядные   средства   обучении предметные картинки, таблицы, схемы, цветные мелки, карандаши, а также дидактические игры.

         Учащимся   с отклонениями в развитии важно развивать орфографическую зоркость, так необходимую для достижения грамотного письма.

         Прежде всего, необходимо научить детей слышать звуки, определять их количество в слогах, словах; различать гласные и согласные, ударные и безударные звуки и буквы; научить видеть и узнавать орфограммы в словах, приучать детей к  самоконтролю. Для этого подбираются такие виды работ: зрительные, слуховые диктанты и письмо по памяти.

          Для зрительного диктанта достаточны небольшие тексты из двух-трех предложений. Детям предлагается внимательно прочитать и проанализировать текст, написанный на доске, затем текст закрывается. После этого они пишут под диктовку, а потом проверяют написанное.

          Письмо по памяти даётся школьникам с отклонениями в умственном развитии труднее. Поэтому подбираются небольшие стихотворения, понятные по содержанию и нетрудные для запоминания. Учащиеся несколько раз читают его, стараются запомнить, затем записывают и сверяют с доской или учебником.

           Дети любят эти виды работ и выполняют их охотно, т.к. здесь сразу можно проверить результат своей работы.

1.      На каждом уроке желательно использовать методику орфографического проговаривания: ученик диктует предложение, произнося каждое слово.

2.      Комментированное письмо, помогает детям избежать возможных ошибок и способствует наиболее прочному усвоению материала: ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы.

3.      Изучение и применение правил идёт с опорой на ключевые слова.

              Чтобы ребёнок применил правило, ему необходимо овладеть целым рядом умений: умением различать части речи, грамматические признаки слов, части слова и звуки в речи, умением видеть «трудные» места, требующие применения правил. Это дается школьникам с трудом, поэтому этот вид работы подкрепляется опорными схемами, таблицами, памятками, дидактическим материалом.

            Игровые моменты, которые привлекают внимание детей к данной орфограмме

и создают  положительные условия для мотивации в учении:

        игра «Третий лишний» (вычеркнуть лишнее слово);

        игра «Назови ошибку» (выдели слово, обозначающее предмет);

        игра «Опасное место» — проводится с сигнальными карточками для развития слухового внимания: учитель произносит  слово, учащиеся, услышав звук, которому нельзя доверять, поднимают сигнал;

        корректирование текста: текст на доске написан с ошибками, надо «исправить» ошибки и объяснить написание слов.

                 Обучающиеся с умственной отсталостью  медлительны, пассивны, малоинициативны, недостаточно внимательны, поэтому для  активизации речи и обогащения словаря применяются следующие виды работ:

1.  Лексические упражнения на обогащение словаря обобщающими понятиями, подбор антонимов, синонимов, многозначных слов.

2. Картинный диктант.

3. Образование уменьшительно-ласкательных существительных, прилагательных.

4. Образование сложных слов по образцу.

           Постепенно задания усложняются (в зависимости от состояния обучения учащихся):

1. Руководствуясь смыслом и рифмой, закончить предложение словом с нужной орфограммой.

2. Вставить вместо точек подходящую по смыслу приставку.
3. Выбрать слова с приставками и обозначить их.

4.    При помощи суффикса и приставки образовать новые слова, составить словосочетание и т.д.

5.   Работа с синонимами и антонимами.

6.   Работа с фразеологизмами.

                  Для поддержания интереса к учению, активизации мыслительной и познавательной деятельности практикуются, кроме традиционных видов работ, ответы по билетам, тесты, опросные листы. Такая работа в виде проверки знаний, умений и навыков направлена на подготовку учащихся и к экзаменам по трудовому обучению, а сами уроки являются нестандартными, вызывают интерес, заставляют учащихся тщательно готовиться к ним. Такие уроки благоприятны для выявления и развития способностей каждого ученика.

Пример 1. Опросный лист на дифференциацию приставки и предлогов (для закрепления орфографического навыка правописания приставки и предлогов):

1. Что такое приставка?

2.   Что такое предлог?

3.   Как отличить приставку от предлога? Почему их можно спутать?

4.   Как пишется приставка со словом?

5.   Как пишется предлог со словом?

6.   Как найти и обозначить в слове приставку?

7.   Для чего служат приставки?

8.   Для чего служат предлоги?

9.   В какой части речи бывают только приставки и никогда  не бывает предлогов?

10.  Как пишутся местоимения с предлогами?

11.  Почему предложный падеж так называется?

12.  Когда употребляется приставка при-, а когда пре-?

Пример 2. Тест.

1.  Что обозначает имя прилагательное (правильный ответ  обвести кружком):

а) предмет

б) признак предмета

в) действие предмета

 

2. Определить род прилагательного слова «синее»:

а)  мужской род

б) женский род

в) средний род

 

3Определить число и падеж прилагательного:  В синем небе

а) В.п.

б) Т.п.

в) П.п.

 

4. Какой член предложения бывает ...

а) главным

б) второстепенным

        Учитывая индивидуальные особенности обучающихся с отклонениями в умственном развитии (малый объём внимания, быструю утомляемость, рассеянность, пассивность, недостатки воспитания), необходимо активизировать работу учащихся на уроке. При правильной организации урока смена видов работ не утомляет школьников, а наоборот, повышает работоспособность и внимание. Таким образом, создаются условия для обучения школьников приёмам умственной деятельности, к которым относится работа с книгой, текстом и наглядным материалом. Эта работа проводится по этапам:

1. Перечитать текст, определить главную мысль прочитанного.

2.   Разбить текст на смысловые группы и выделить главные слова или предложения, которые выражают основную мысль.

3.   Учить составлять план по опорным словам или предложениям.

4.   Уметь передать содержание текста (полное или краткое) по плану. При кратком пересказе дети учатся выстраивать логическую схему.

5.    Уметь выделить в тексте главное, сделать вывод.

         При такой ежедневной работе дети постепенно приучаются работать с текстом самостоятельно.

         При формировании навыков орфографического грамотного письма особая роль уделяется анализу работ учащихся и работе над ошибками.

        Эффективность работы над ошибками зависит от систематического её проведения, от разнообразия видов упражнений, нацеленных на закрепление слабо  усвоенных орфограмм, от максимальной активности детей в процессе их самостоятельной деятельности по осознанию ошибочных написаний, от наличия индивидуального подхода к каждому ребёнку.

    Система работы над ошибками имеет следующие традиционные этапы:

1.   Исправление ошибок с учётом способности учащихся к самостоятельной деятельности и уровня овладения орфографическим правилом.

2.       Анализ ошибочных написаний, выделение групп типичных ошибок класса и каждого ученика.

3.       Проведение специального урока анализа работ и работы над ошибками.

При анализе допущенных ошибок в словах определяется усвоение   навыка   орфографической   грамотности.   Быстрота   и прочность усвоения навыков орфографически грамотного письма, успех всей работы зависит от ряда условий, главными из  которых являются:

  ч   чёткое планирование всей работы;

 тр  тренировочные упражнения, опирающиеся на зрительное, речедвигательное, моторное

и слуховое восприятия;

-  систематический и разносторонний характер работы по орфографии;

- постоянный контроль  усвоения изученных орфограмм и применением их в устной и письменной речи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка у обучающихся 2 ступени через рациональные приемы умственной деятельности"

Актуальность данного опыта определяется необходимостью создания условий для формирования навыков грамотного письма у обучающихся через рациональные приемы умственной деятельностиЕжегодно повышаются тр...

Доклад на тему "Приемы формирования навыка устного счета у обучающихся с умственной отсталостью на уроках математики"

Материал разработан для учителей-дефектологов, работающих с детьми с умственной отсталостью. Описываются особенности усвоения математических знаний данной группой детей и трудности, с которыми сталкив...

Статья "Создание условий для успешного усвоения практических навыков на уроках трудового обучения у обучающихся с умственной отсталостью"

Для наиболее эффективного развития личности м соцмальной адаптации умственно отсталых школьников трудовое обучение является одной из основных задач коррекционной школы 8 вида. Основные задачи эффектив...

Формирование навыков самообслуживания, бытовых навыков и социальных навыков на индивидуальных логопедических занятиях у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Самообслуживание - это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и ...

Формирование навыков грамотного письма у обучающихся с ОВЗ

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретенные знаний для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений....

Статья «Введение федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в практику школы»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29028661","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Введение федерального государственного образовательного стандарта образования ...