УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА «ПРЯМАЯ РЕЧЬ» в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Тема урока: «Прямая речь»
Тип урока: урок – объяснение нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pryamaya_rech_-_5kl.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА «ПРЯМАЯ РЕЧЬ» в 5 классе РАЗРАБОТКА УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Поповой Г.Ю. Егорьевск, 2019г. |
Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: «Прямая речь»
Тип урока: урок – объяснение нового материала
Цели урока: -обучающая: дать учащимся понятия «прямая речь», «слова автора», научить постановке знаков препинания при прямой речи;
- развивающая: развивать устную и письменную речь через составление предложений с прямой речью, научить составлять схемы предложений с прямой речью;
- воспитывающая: воспитывать уважение и внимательное отношение к русскому языку, слову и русской литературе, воспитывать культуру слушания и говорения.
Оборудование: интерактивная доска с презентацией к уроку.
Картинки для объяснения нового материала (собака) на магнитной доске.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Открываем тетради, записываем число, тему урока.
Постановка целей и задач: - СЛАЙД №1- наша с вами задача – познакомиться с новым понятием «Прямая речь», узнать, какие знаки препинания используются для её оформления на письме, и закрепить полученные знания на практике.
II. Повторение пройденного.
Фронтальный опрос по пройденным темам.
- Что такое грамматическая основа предложения?
- Чем принципиально отличаются простые предложения от сложных?
_ какие знаки препинания используются в сложном предложении? Они обязательные?
- Сколько простых предложений может входить в состав сложного.
- Что значит сложносочинённое предложение? Пример!
- Что значит сложноподчинённое предложение? Пример!
б) словарная работа – переход к изучению новой темы: СЛАЙД №2
Запись, комментирование, обозначение орфограмм.
Проговорить, проворчишь, спросить, сказали, ответить, крикнешь, произнести, объявить, молвила, написал, (а давайте попробуем дополнить этот ряд более эмоциональными и выразительными) прошептать, крикнешь, пробурчал, подумал.
Скажите, пожалуйста, а где мы встречаемся с такими глаголами?
- в речи, в разговоре.
Вывод: Таким образом, мы можем использовать глаголы говорения, глаголы мысли, речи, чувства для передачи чужой и своей речи в устной и письменной формах.
III. Знакомство с новой темой. СЛАЙД №3
Ознакомление с теоретической частью новой темы.
А теперь послушайте, посмотрите и понаблюдайте. Я вам прочитаю отрывок из сказки.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, -
Молвил он царю, - на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой.
…………………………….
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
«За такое одолженье, -
Говорит он в восхищенье, -
Волю первую твою
Я исполню, как мою!»
- Вы узнали сказку?
- Кто автор сказки?
- Как называется сказка?
- А что вы сейчас услышали? Что делали герои сказки в этой сцене?
-разговор.
2. Работа с записями на интерактивной доске. СЛАЙДЫ №4,№5
И.С.Тургенев говорил Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык говорил И.С.Тургенев.
- Давайте понаблюдаем, где же здесь сама речь, то есть то, что произносил писатель? (Каким цветом написаны эти слова?)
- А где указание на то, лицо, которое произносило эти слова? Где же автор этих слов? (Каким цветом написаны слова автора?)
Сейчас я произнесла, а вы должны запомнить два термина: «прямая речь», «слова автора». СЛАЙД №6
- Как вы понимаете, почему так назвали – «прямая речь»?
- потому что это слова, которые передаются, т.е. вводятся в разговор или письмо напрямую, «прямо», без изменений..
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
3. Изучение пунктуационного правила.
Посмотрите на интерактивную доску - СЛАЙД №7: К.П.Паустовский писал: « Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
Константин Георгиевич Паустовский, как и И.С.Тургенев, говорит о бережном отношении к языку.
Обратите внимание на то, как оформлена письменная речь, как оформлено его высказывание. Понаблюдайте, чего не хватает в оформлении прямой речи на СЛАЙДЕ?
-знаков препинания.
Сегодня нам с вами нужно разобраться, как оформляется прямая речь на письме, как строятся схемы таких предложений (ведь мы будем делать синтаксический разбор предложений с прямой речью), нам нужно запомнить это!
Открываем тетрадь для правил, записываем тему: «Знаки препинания при прямой речи».
Итак, схематично прямую речь мы будем изображать в виде перевёрнутого флажка, который придётся заштриховать. Обратить внимание на плакате на заглавную букву, с которой всегда пишется прямая речь, и кавычки. СЛАЙД № 8
Показать на элементарном примере, что слова автора могут стоять перед прямой речью и после неё.
**Учитель объявил: «Завтра будет субботник».
«Завтра будет субботник», - объявил учитель.
Вот именно от того, где располагаются слова автора по отношению к прямой речи, зависит постановка разных знаков препинания.
Чтобы хорошо это запомнить, призовём на помощь нашу старую знакомую – «собачку - шпаргалку». Собака (шпаргалка) – друг человека.
На магнитной доске с помощью элементов схемы и «собачки» выкладываются схемы предложений с прямой речью. На интерактивной доске показываются схемы - СЛАЙД №9 - и в тетради для правил записываются все варианты.
4. Работа по закреплению изученного + работа с учебником.
1.Хвасталась ворона перед лесными птицами: «У меня самая лучшая квартира в лесу!»
2. «Мне сверху всё видно лучше всех», - каркалала она.
3. «А у нас норки да дупла удобные и безопасные», - сказали ей лесные жители.
А теперь давайте откроем учебник стр. 98 .и прочитаем правило, которое вы должны будете выучить.
Вывод: Что такое прямая речь?
Как она оформляется?
V. Выводы по изученному материалу.
Мы сегодня с вами познакомились с новой темой «Прямая речь».
- Что такое пряма речь?
- Как оформляется прямая речь на письме?
- Где могут стоять слова автора по отношению к прямой речи? Какие знаки препинания используются, если слова автора стоят перед прямой речью?
- После прямой речи?
VI. Подведение итогов.
Сегодня все молодцы, хорошо поработали. Отличились ……………. – «5»
Были недочёты в ответах у…………………… - «4»
VII. Задание на дом.
Открываем дневники, записываем домашнее задание: §48 стр. 98, упр.№236.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Культура речи" 10 класс.
Урок русского языка в 10 классе. Цель: совершенствование культуры речи. Путем исследования текстов, речевых ситуаций ученики создают перечень признаков хорошей речи. Разные виды работ. В течение всего...
Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре
В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений....
Технологическая карта урока русского языка «Прямая речь» 5 класс
Разработка урока по русскому языку в 5 классе с учётом требований ФГОС по теме "Прямая речь" (1-й урок по теме). Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под ре...
Технологическая карта урока в 8 классе по русскому языку "Прямая речь"
Урок в 8 классе по русскому языку "Прямая речь". раскрывает правила написания прямой речи, содержит различные дифференцированные задания.Урок сопровождается наглядной презентацией. Цели урока:•уточнит...
Методическая разработка урока русского языка "Стили речи", 5 класс
Данный конспект предназначен для проведения урока русского языка в 5 классе, ФГОС....
Урок русского языка "Прямое и переносное значение слова"
Урок русского языка в 5 классе по программе Л.М. Рыбченковой...
План - конспект урока русского языка (развитие речи) 5 классе. Тема: Рассуждение как тип речи.
В период обучения русскому языку в ООШ следует осозновать, что необходимо вести системную работу по развитию речи. Данный урок включает разные виды деятельности, обогащает словарный запас,...