УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА «ПРЯМАЯ РЕЧЬ» в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Тема урока: «Прямая речь»

Тип урока: урок – объяснение нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pryamaya_rech_-_5kl.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА  

 «ПРЯМАЯ РЕЧЬ»

в 5 классе

РАЗРАБОТКА УЧИТЕЛЯ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Поповой Г.Ю.

Егорьевск, 2019г.

Урок русского языка в 5 классе

Тема урока: «Прямая речь»

Тип урока: урок – объяснение нового материала

Цели урока: -обучающая: дать учащимся понятия «прямая речь», «слова автора», научить постановке знаков препинания при прямой речи;

- развивающая: развивать устную и письменную речь через составление  предложений с прямой речью,  научить составлять схемы предложений с прямой речью;

- воспитывающая: воспитывать уважение и внимательное отношение  к русскому языку, слову и русской литературе, воспитывать культуру слушания и говорения.

Оборудование: интерактивная доска с презентацией к уроку.

                          Картинки для объяснения нового материала (собака) на магнитной доске.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Открываем тетради, записываем число, тему урока.

Постановка целей и задач:  - СЛАЙД №1-  наша с вами задача – познакомиться с новым понятием «Прямая речь», узнать, какие знаки препинания используются для её оформления на письме,  и закрепить полученные знания на практике.

II. Повторение пройденного.

Фронтальный опрос по пройденным темам.

-  Что такое грамматическая основа предложения?

- Чем принципиально отличаются простые предложения от сложных?

_ какие знаки препинания используются  в сложном предложении? Они обязательные?

- Сколько простых предложений может входить в состав сложного.

- Что значит сложносочинённое предложение? Пример!

-  Что значит сложноподчинённое предложение? Пример!

б) словарная работа – переход к изучению новой темы:  СЛАЙД №2

Запись, комментирование, обозначение орфограмм.

Проговорить, проворчишь, спросить, сказали, ответить, крикнешь, произнести, объявить, молвила, написал, (а давайте попробуем дополнить этот ряд более эмоциональными и выразительными) прошептать, крикнешь, пробурчал, подумал.

          Скажите, пожалуйста,  а где мы встречаемся с такими глаголами?

 - в речи, в разговоре.

Вывод:   Таким образом, мы можем использовать  глаголы говорения, глаголы мысли, речи, чувства для передачи чужой  и своей речи в устной и письменной формах.

III. Знакомство с новой темой. СЛАЙД №3

Ознакомление с теоретической частью  новой темы.

А теперь послушайте,  посмотрите и понаблюдайте. Я вам прочитаю  отрывок из сказки.

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

«Посади ты эту птицу, -

Молвил он царю, - на спицу;

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой.

…………………………….

Царь скопца благодарит,

Горы золота сулит.

«За такое одолженье, -

Говорит он в восхищенье, -

Волю первую твою

Я исполню, как мою!»

- Вы узнали сказку?

- Кто автор сказки?

- Как называется сказка?

- А что вы сейчас услышали? Что делали герои сказки в этой сцене?

        -разговор.

2. Работа с записями на интерактивной доске. СЛАЙДЫ №4,№5

И.С.Тургенев говорил  Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык  говорил И.С.Тургенев.

 - Давайте понаблюдаем, где же здесь сама речь, то есть то, что произносил писатель?  (Каким цветом написаны эти слова?)

 - А где указание на то, лицо, которое произносило эти слова? Где же автор этих слов? (Каким цветом написаны слова автора?)

Сейчас я произнесла, а вы должны запомнить два термина: «прямая речь», «слова автора». СЛАЙД №6

- Как вы понимаете, почему так назвали – «прямая речь»?

          - потому что это слова, которые  передаются, т.е. вводятся в разговор или письмо напрямую,  «прямо», без изменений..

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

3. Изучение пунктуационного правила.

Посмотрите на интерактивную доску -  СЛАЙД №7: К.П.Паустовский писал: « Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

 Константин Георгиевич Паустовский, как и И.С.Тургенев, говорит о бережном отношении к языку.

Обратите внимание на то, как оформлена письменная речь, как оформлено его высказывание. Понаблюдайте, чего не хватает в оформлении прямой речи на СЛАЙДЕ?

     -знаков препинания.

  Сегодня нам с вами нужно разобраться, как оформляется прямая речь на письме, как строятся схемы таких предложений (ведь мы будем делать синтаксический разбор предложений с прямой речью), нам нужно запомнить это!

Открываем тетрадь для правил, записываем тему: «Знаки препинания при прямой речи».

Итак, схематично прямую речь мы будем изображать в виде перевёрнутого флажка, который придётся заштриховать. Обратить внимание на плакате на заглавную букву, с которой всегда пишется прямая речь, и кавычки. СЛАЙД № 8

Показать на элементарном примере, что слова автора могут стоять перед прямой речью и после неё.

**Учитель объявил: «Завтра будет субботник».

                                   «Завтра будет субботник», - объявил учитель.

Вот именно от того, где располагаются слова автора по отношению к  прямой речи, зависит постановка разных знаков препинания.

Чтобы хорошо это запомнить,  призовём на помощь нашу старую знакомую – «собачку - шпаргалку». Собака (шпаргалка)  – друг человека.

На магнитной доске с помощью элементов схемы и «собачки» выкладываются схемы предложений с прямой речью.  На интерактивной  доске показываются схемы -  СЛАЙД №9 -  и в тетради для правил   записываются все   варианты.

4. Работа по закреплению изученного + работа с учебником.

1.Хвасталась ворона перед лесными птицами: «У меня самая лучшая квартира в лесу!»

2. «Мне сверху всё видно лучше всех», - каркалала она.

3. «А у нас норки да дупла удобные и безопасные», - сказали ей лесные жители.

А теперь давайте откроем учебник  стр. 98 .и прочитаем правило, которое вы должны будете выучить.

Вывод: Что такое прямая речь?

Как она оформляется?

V. Выводы по изученному материалу.

 Мы сегодня с вами познакомились с новой темой «Прямая речь».

- Что такое пряма речь?

- Как оформляется прямая речь на письме?

-  Где могут стоять слова автора по отношению к прямой речи? Какие знаки препинания используются, если слова автора стоят перед прямой речью?

         - После прямой речи? 

VI. Подведение итогов.

 Сегодня все молодцы, хорошо поработали. Отличились …………….  – «5»

 Были недочёты в ответах у…………………… - «4»

VII. Задание на дом.

Открываем дневники, записываем домашнее задание: §48 стр. 98, упр.№236.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Культура речи" 10 класс.

Урок русского языка в 10 классе. Цель: совершенствование культуры речи. Путем исследования текстов, речевых ситуаций ученики создают перечень признаков хорошей речи. Разные виды работ. В течение всего...

Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре

В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений....

Технологическая карта урока русского языка «Прямая речь» 5 класс

Разработка урока по русскому языку в 5 классе с учётом требований ФГОС по теме "Прямая речь" (1-й урок по теме).  Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под ре...

Технологическая карта урока в 8 классе по русскому языку "Прямая речь"

Урок в 8 классе по русскому языку "Прямая речь". раскрывает правила написания прямой речи, содержит различные дифференцированные задания.Урок сопровождается наглядной презентацией. Цели урока:•уточнит...

Методическая разработка урока русского языка "Стили речи", 5 класс

Данный конспект  предназначен для проведения урока русского языка в 5 классе, ФГОС....

Урок русского языка "Прямое и переносное значение слова"

Урок русского языка в 5 классе по программе Л.М. Рыбченковой...

План - конспект урока русского языка (развитие речи) 5 классе. Тема: Рассуждение как тип речи.

В период обучения русскому языку в  ООШ  следует осозновать, что необходимо вести системную работу по развитию речи. Данный урок включает разные виды деятельности, обогащает словарный запас,...