"Я преклоняю колени перед людскою добротой"
методическая разработка по русскому языку (10 класс)
Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 8-10 классов. Цель мероприятия:показать, можно ли научиться доброте, читая произведения русской литературы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
« Применение кейс-технологии на уроках русского языка и литературы».
Григорьева Надежда Альбертовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Шоруньжинская средняя общеобразовательная школа»
Введение. Обоснование актуальности разработки.
Система российского образования сегодня находится на этапе важных масштабных преобразований. Интерактивный подход к обучению сейчас является самым продуктивным для решения задач поставленных в образовании. Кейс-технологии считаются одной из разновидностей интерактивных технологий. Это и определило тему самообразования: «Применение кейс-технологий на уроках русского языка и литературы». Применение данной технологии на уроках русского языка и литературы объясняется необходимостью поиска путей активизации познавательного интереса учащихся, развития комплекса ключевых компетенций каждого из них.
Цели и задачи разработки.
Цель: моделирование системы работы учителя-словесника при использовании кейс–технологий для формирования ключевых образовательных компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы.
Предполагаемые результаты применения кейс-технологии.
В условиях модернизации образования меняется позиция учителя.
Главной задачей учителя становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности, а в обществе востребованы люди, обладающие хорошо развитыми умениями и навыками работы с информацией, способные решать на своём рабочем месте различные проблемные задачи, а также умеющие самостоятельно учиться и повышать свою квалификацию.
Многообразие кейсов позволяет использовать этот метод в различных областях и на разных этапах работы, найти разные способы решения проблемы.
Основная часть.
Из истории кейс-метода.
Как метод, анализ ситуаций приобрел повсеместное распространение в мире в 70-80 годы, в тот же период он получил известность и в СССР. Использовался данный метод, по началу, при обучении управленцев в основном экономических вузов для формирования у студентов умения принимать решения.
Термин «кейс-метод», «кейс-технология» (англ. «case») – это 1) активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуациoнного oбучения «case – study»; 2) набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся для самостоятельной работы.
Образовательные возможности кейс-технологии: использование кейс–метода позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые качества и формирует познавательную мотивацию
Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Главным условием использования кейс–метода является наличие противоречий, на основе которых формируются и формулируются проблемные ситуации, задачи, практические задания для обсуждения и нахождения оптимального решения учащимися.
Цели кейс–метода:
• активизация познавательной деятельности обучающихся;
• повышение мотивации к учебному процессу;
• отработка умений работы с информацией, в том числе умения затребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения ситуации;
• умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;
• приобретение навыков изложения собственной точки зрения, отстаивать свою точку зрения;
• выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществления самоанализа, самоконтроля и самооценки
Структура и содержание кейса:
-предъявление темы урока, проблемы, вопросы, задания;
-подробное описание спорных ситуаций;
-сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;
-учебно-методическое обеспечение: наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал; литература основная и дополнительная;
-режим работы с кейсом;
-критерии оценки работы по этапам.
Применение кейс-технологий на уроках литературы.
Произведения русской литературы полностью подходят для изучения их с помощью кейс технологий, так как их идейным содержанием является не внешняя составляющая, а глубокий внутренний мир героев, их искания, морально-этическая подоплека поступков, в основе которых лежит главная отличительная черта русского литературного творчества – гуманизм.
Для организации чтения романа «Война и мир» Л.Н.Толстого огромным подспорьем являются кейс-карточки, организующие интерактивное обучение. Секрет этих карточек в том, что они разноуровневые и воплощают дифференцированный подход в обучении. Карточки категории В рассчитаны на ребят, воспроизводящих знания. Такой ученик самостоятельно может прочитать текст, пересказать, подготовить выразительное чтение эпизода, но ему трудно сопоставлять, делать выводы, особенно, отвечать на проблемные вопросы. Карточки категории Б рассчитаны на учащихся, которые могут делать небольшие выводы, находить в тексте говорящие детали и ключевые слова. Карточки категории А для ребят, которые могут отвечать на проблемные вопросы, создавать свой текст, анализировать эпизод, сравнивать явления, героев. Таких карточек для работы 104. Материал по этим карточкам обучающиеся оформляют в тетради.
Ситуативные кейсы на уроках литературы могут быть связаны с проблемами и перспективами взаимоотношений между главными героями произведения; с составлением хронологических таблиц событий .
. Кейс-задания – отличный способ привлечь к работе по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Приведем примеры использования кейс-заданий при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
При изучении жизни и творчества писателя можно составить «концептуальную таблицу». Прием «концептуальная таблица» направлен на создание обобщающей (сравнительной) таблицы, формирует умения анализировать и обобщать информацию.
При работе с текстом произведения обучающимся можно предложить также кейс-задание в виде концептуальной таблицы «Что подталкивает Раскольникова к преступлению?»
Кто из героев романа совершает преступление, нарушая дозволенное? При решении этого кейса можно также обратиться к заполнению концептуальной таблицы и дальнейшему обсуждению результатов.
При рассмотрении темы «Двойники Раскольникова» выдается кейс-задание на 2 подгруппы с заполнением концептуальных таблиц. Обучающимся необходимо заполнить таблицу, а также ответить на вопрос: чем философия героя и его поступки схожи с философией и поступками Родиона Раскольникова?
Работать с кейсом целесообразно учить намного раньше выпускного класса, начиная с самых примитивных примеров: сжатых кейсов. Я использую такой метод частично при организации словарной работы. Кейс учащиеся получают в начале учебного года и продолжают с ним работать в течение года: это работа с Толковым словарем, подготовка материала для уголка «К уроку», на уроке работа с карточками по формированию речевых навыков учащихся.
Главное предназначение кейс-технологии – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика! Только в этом случае сопутствует удача и результаты не заставят долго ждать!
Использованная литература:
- О кейс-методе как об одной из активных форм обучения русскому языку в современной школе
Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Телкова В.А.
Составитель: Розонова Ю.А., доцент кафедры методики преподавания предметов гуманитарного цикла ГАУ ДПО СОИРО, к.ф.н. Ольга Горбич: Педагогические технологии в преподавании русского языка Издательство: ВК, 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/09/picture-31574.jpg)
Лекция по философии образования «Учитель! Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени…»
Лекция по философии образования:«Учитель! Перед именем твоимПозволь смиренно преклонить колени…»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/14/picture-185177-1360865627.jpg)
Музыкально – литературная композиция «Преклоняюсь перед языком русским».
Цели:1. Развитие у школьников интереса к русскому языку, его истории, перспективам развития.2. Воспитание уважения, бережного отношения к русскому...
Учитель перед именем твоим, позволь смиренно преклонить колени...
Сценарий ко Дню учителя в школе...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/08/picture-530355-1702023192.jpg)
Сценарий мероприятия "Пред мудростью преклоним мы колени"
Сценарий мероприятия ко Дню пожилого человека...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/05/picture-1275146-1601910924.jpg)
«Хлеб – соль» – символ людской доброты!
Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/13/picture-172012-1689259569.jpg)
"Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!" Классный час
Наш классный час мы назвали известными строками стихотворения Н.А.Некрасова "Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!" Эти слова полны почтения и признательности. Може...