Программа по русскому языку 6-9 классы
рабочая программа по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Целью реализации основной образовательной программы для 6-9 класса основного общего образования по учебному предмету «Русский язык» является усвоение содержания учебного предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и основной образовательной программой основного общего образования образовательной организации.
Программа рассчитана на пять лет (646 часов), со следующим распределением часов по годам обучения / классам: 1-й год обучения/5 класс – 170 часов; 2-ой год обучения / 6 класс – 170 часов; 3-год обучения/ 7 класс-136 часов; 4-й год обучения-8 класс-102 часа; 5-й год обучения/ 9 класс- 68 часов.
Главными задачами реализации учебного предмета «Русский язык» являются:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важными универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
- формирование представлений об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка;
- формировать умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Реализация на уроке целей, которые сформулировали в программе воспитания, обеспечение воспитывающего наполнения урока предполагает следующее:
-установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих привлечению внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
-побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
-привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, инициирование обсуждения социально значимой информации, высказывания учащимися своего мнения, выработки своего к ней отношения;
-использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
-применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, дидактического театра, дискуссий;
-включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе;
-инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
- разработка специальных уроков экскурсий, уроков в виртуальном музее;
-привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений через проекты, предметные декады, олимпиады, турниры, викторины, квесты, игры-эксперименты, дискуссии и др.;
- демонстрация примеров гражданского поведения, проявления добросердечности через подбор текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения, анализ поступков людей и др.;
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины, самоорганизации, взаимоконтроль и самоконтроль.
Технологии, используемые в обучении:
ИКТ – технологии.
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности;
1.Работа в Word: тексты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал;
2.Работа в Power Point: мультимедийные презентации преподавателя и учащегося;
3.Использование Интернета и медиаресурсов: дополнительный материал (аудио, видео, иллюстрации и т.д.)
Игровая технология - развивает интерес к предмету, повышает мотивацию и , как результат, повышает успеваемость
Тестовые технологии позволяют получить объективные оценки уровня знаний.
Здоровьесберегающие технологии - способствуют сбережению физического и психического здоровья обучающихся.
Личностно - ориентированные технологии обеспечивают вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс.
Методы и формы контроля:
объяснительно-иллюстративный (лекция, вводная беседа, разъяснительная беседа);
репродуктивный (работа по типовому плану);
проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, деловые игры, «Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссия, метод эвристических вопросов, метод исследовательского изучения, игровое проектирование
проблемное обучение (проблемные задания, создание проблемных ситуаций, решение учебных проблем);
частично-поисковый и исследовательский (эвристическая беседа, творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации);
игровые.
Формы промежуточной аттестации: запланированы промежуточные и итоговые контрольные работы в форме тестов, проверочные, зачеты, задания графического характера по составлению схем и таблиц; словарные диктанты, контрольная работа, подготовка творческих работ, подготовка компьютерных презентаций.
Учебник:
Перечень изданий учебно-методических комплектов Издательского центра «Вентана-Граф» по русскому языку для основной школы.
Русский язык. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: «Вентана-граф», 2020г. под редакцией А. Д. Шмелева
Русский язык. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: «Вентана-граф», 2019г. под редакцией Е.Я. Шмелевой
Русский язык. 8 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: «Вентана-граф», 2016г. под редакцией Е.Я. Шмелевой
Русский язык. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: «Вентана-граф», 2016г. под редакцией А. Д. Шмелева
Пособие для обучающегося:
Приложение к учебнику Русский язык. 5-9 класс. Учебные словари и инструкции. Правила орфографии и пунктуации. Проектные задания. - М.: «Вентана-граф», автор-составитель Л.О. Савчук
Интернет-ресурсы.
ИКТ:
- Диск. Русский язык. 5 класс. Аудиоприложение к учебнику. - М.: «Вентана-граф», 2013г., автор-составитель Л.О. Савчук
- Диск. Русский язык. 6 класс. Аудиоприложение к учебнику. - М.: «Вентана-граф», 2013г., автор-составитель Л.О. Савчук
- Диск. Русский язык. 7 класс. Аудиоприложение к учебнику. - М.: «Вентана-граф», автор-составитель Л.О. Савчук
- Диск. Русский язык. 8 класс. Аудиоприложение к учебнику. - М.: «Вентана-граф», автор-составитель Л.О. Савчук
- Диск. Русский язык. 9 класс. Аудиоприложение к учебнику. - М.: «Вентана-граф», автор-составитель Л.О. Савчук
Пособие для педагога:
1) Русский язык: 5-9 классы для общеобразовательных организаций: программа/ Л. О Савчук; под ред. Е. Я Шмелевой. - М.: «Вентана-граф», 2014г.
2) Словарные слова без ошибок. Русский язык. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Русский язык 5 класс под. редакцией Е.Я. Шмелевой, автор-составитель Еремина О.А.
3) Словарные слова без ошибок. Русский язык. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык. 6 класс» под редакцией А.Д. Шмелёва, автор-составитель Еремина О.А.
4) Русский язык. Проектирование учебного курса. Органайзер для учителя. 5 класс. Методическое пособие. Савчук Л.О., Донскова О.В.
5) Русский язык. Проектирование учебного курса. Органайзер для учителя. 6 класс. Методическое пособие. Савчук Л.О., Донскова О.В.
Электронные образовательные ресурсы:
- http://1september.ru 1 сентября
- https://oge.sdamgia.ru сдам ОГЭ
- http://4ege.ru/ 4ЕГЭ
- https://rus5-vpr.sdamgia.ru/ ВПР
- https://nsportal.ru соц. сеть работников образования
- http://gramota.ru/ грамота ру
- http://gramma.ru/ культура письменной речи
- http://gostei.ru/shkolnaya-programma-po-literature/ детская онлайн-библиотека
Контрольно-измерительные материалы (даны в приложении)
Виды контроля: вводный, текущий, тематический, итоговый, комплексный
Планируемые результаты освоения учебного предмета
ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета:
– личностным;
– метапредметным;
– предметным.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
4)следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения, технология критического мышления.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Содержание предмета | Универсальные учебные действия | ||
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться | ||
Речевая деятельность | Аудирование | •различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме; •понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме; •передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого) | •понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме. |
Чтение | •понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме); •использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; •передавать схематически представленную информацию в виде связного текста; •использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; •отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. | •понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; •извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы. | |
Говорение | •создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре); •обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; •извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения; •соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета. | •создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; •выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; •участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая норы учебно-научного общения; •анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата. | |
Письмо | •создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление); •излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; •соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. | •писать рецензии, рефераты; •составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты; •писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. | |
Речь и речевое общение | •использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения; •использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения; •соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения; •оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; •предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. | •выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; •участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; •понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их | |
Текст | •анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению; •осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.; •создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста | •создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств. | |
Функциональные разновидности языка | •владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); •различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи); •создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи); •оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; •исправлять речевые недостатки, редактировать текст; •выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему. | •различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; •создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; •анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; •выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью. | |
Общие сведения о языке | •характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка; •определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия; •оценивать использование основных изобразительных средств языка. | • характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики. | |
Фонетика и орфоэпия. Графика | •проводить фонетический анализ слова; •соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка; •извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. | •опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись); •выразительно читать прозаические и поэтические тексты; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности | |
Морфемика и словообразование | •делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; •различать изученные способы словообразования; •анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; •применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. | •характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; •опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; •извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; •использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова. | |
Лексикология и фразеология | •проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова; •группировать слова по тематическим группам; •подбирать к словам синонимы, антонимы; •опознавать фразеологические обороты; •соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; •использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; •опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение); •пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности. | •объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка; •аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; •опознавать омонимы разных видов; •оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; •опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; •извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. | |
Морфология | •опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи; •анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; •употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; •применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; •распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач. | •анализировать синонимические средства морфологии; •различать грамматические омонимы; •опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; •извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. | |
Синтаксис | •опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды; •анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности; •употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике; •применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа. | • анализировать синонимические средства синтаксиса; • опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи; • анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи. | |
Правописание: орфография и пунктуация | • соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса); • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма. | • демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма. | |
Язык и культура | •выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; •приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. | • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; • анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира. |
Содержание программы
2 год обучения 6 класс 170 часов
Тема «Текст»
Основные признаки текста
Тема «Фонетика, орфоэпия, графика»
Изменение звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Оглушение и озвончение согласных звуков. Сильная и слабая фонетическая позиция. Чередования звуков. Слогораздел. Трудные случаи ударения в формах слов (глаголы прошедшего времени). Правила переноса
Тема «Морфемика и словообразование»
Словообразование и изменение форм слов, формообразующие и словообразующие морфемы. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Основные способы образования слов. Образование слов с помощью морфем (приставочно-суффиксальный способ, нулевая суффиксация).
Сложение как способ словообразования. Сложные слова. Соединительные гласные о, е. Род сложносокращённых слов, их согласование с глаголами прошедшего времени
Тема «Лексика и фразеология»
Лексикология. Слово как единица языка. Отличие слова от других языковых единиц. Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления: общеупотребительные слова и диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы; особенности их употребления.
Стилистическая окраска слова. Стилистически нейтральная, высокая и сниженная лексика. Стилистические пометы в толковых словарях русского языка. Фразеологизмы, их признаки и значение. Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, сферы их употребления в речи. Слово как часть речи. Морфология как основной раздел грамматики.
Тема «Морфология»
Морфология как раздел грамматики (повторение).
Причастие
Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Причастия настоящего и прошедшего времени. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы страдательных причастий. Синтаксическая функция причастия.
Деепричастие
Деепричастие, его грамматические признаки. Наречные и глагольные признаки деепричастия. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Синтаксическая функция деепричастия.
Местоимение
Местоимение как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам. Склонение местоимений.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды числительных по значению и строению. Грамматические признаки количественных и порядковых числительных. Склонение числительных
Тема «Правописание»
Орфография как система правил правописания слов и их форм. Правописание морфем. Правописание гласных и согласных в корнях изучаемых слов. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание гласных в суффиксах причастий, наречий. Правописание н и нн в суффиксах полных и кратких причастий, наречий. Орфографические правила, связанные со слитным, дефисным и раздельным написанием слов. Слитное и раздельное написание не с причастиями, деепричастиями. Употребление строчной и прописной букв. Правила переноса. Пунктуация. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения. Выделение на письме причастных и деепричастных оборотов.
Тема «Язык и культура»
Взаимосвязь языка и культуры. Русский речевой этикет
3 год обучения 7 класс 136 часов
Тема «Фонетика»
Сильные и слабые позиции звуков.
Тема «Морфемика и словообразование»
Виды морфем. Чередование звуков в морфемах. Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов.
Сращение сочетания слов в слово. Типичные способы образования слов разных частей речи. Словообразовательные и морфемные словари русского языка.
Тема «Лексикология и фразеология»
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Этимологические словари. Фразеология. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Фразеологические словари. Основные выразительные средства лексики и фразеологии
Тема «Морфология»
Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. Система частей речи в русском языке. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи.
Наречие
Наречие как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические признаки, синтаксические функции. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование.
Слова категории состояния
Вопрос о словах категории состояния в системе частей речи. Слова категории состояния; их значение, морфологические особенности и синтаксическая роль в предложении.
Служебные части речи
Служебные части речи. Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.
Предлог
Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.
Союз
Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные.
Частица
Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.
Междометие
Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Семантические разряды междометий.
Звукоподражательные слова
Звукоподражательные слова. Переход одной части речи в другую (прилагательных в существительные, числительных в прилагательные)
Тема «Синтаксис»
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание
Номинативная функция словосочетания и коммуникативная функция предложения. Виды и средства синтаксической связи.
Основные признаки словосочетания. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи.
Предложение
Предложение как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. Интонация, её функции. Основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика, темп. Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Их интонационные и смысловые особенности. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Их интонационные и смысловые особенности.
Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные, их структурные и смысловые различия. Простое двусоставное предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Морфологические способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство (времени, места, образа действия, цели, причины, меры, условия). Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом. Предложения распространённые и нераспространённые, полные и неполные
Тема «Правописание»
Орфографические правила, связанные со слитным, дефисным и раздельным написанием слов. Слитное и раздельное написание частиц не и ни со словами разных частей речи. Правописание предлогов, союзов, частиц. Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении. Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в простом предложении: знаки законченности/незаконченности высказывания. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении
4 год обучения 8 класс 102 часа
Тема «Текст»
Композиционно-жанровое разнообразие текстов. Структура текста: средства связи предложений и частей текста. Уместность, целесообразность использования лексических и грамматических средств связи. Переработка текста в таблицы, схемы. Электронная форма представления проекта. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи, его особенности; сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи
Тема «Морфемика»
Морфемный разбор слова и способы словообразования
Тема «Лексикология и фразеология»
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Паронимы. Словари иностранных слов. Афоризмы, крылатые слова
Тема «Морфология»
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи. Омонимия слов разных частей речи. Переход слова из одной части речи в другую (прилагательных в существительные, числительных в прилагательные и т. п.)
Тема «Синтаксис»
Односоставные предложения
Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, обобщённо-личные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.
Осложнённое простое предложение
Стилистические возможности односоставных предложений.
Однородные члены
Предложения с однородными членами. Условия однородности членов предложения. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений. Стилистические возможности предложений с однородными членами.
Обособленные члены предложения
Сущность и условия обособления. Смысловые, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными членами.
Обособленное определение и приложение. Причастный оборот как разновидность распространённого согласованного определения.
Обособленные обстоятельства. Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств, особенности их употребления. Уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены, их смысловые и интонационные особенности. Обращение (однословное и неоднословное), его функции и способы выражения.
Вводные конструкции
Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения) как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста
Тема «Правописание»
Орфография (повторение). Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Вариативность постановки знаков препинания. Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения. Знаки препинания в предложениях со словами, грамматически не связанными с членами предложения
Тема «Культура речи»
Культура речи. Правильность, точность, богатство, выразительность, уместность речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения. Нормативные словари современного русского языка: словарь грамматических трудностей, обратный грамматический словарь А.А. Зализняка. Справочники по пунктуации
5 год обучения 9 класс 68 часов
Тема «Общие сведения о языке»
Развитие русистики. Выдающиеся отечественные лингвисты
Синтаксис и пунктуация
Сложное предложение
Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, самостоятельные части речи (союзные слова). Бессоюзные и союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) предложения.
Сложносочиненное предложение
Сложносочинённое предложение, его строение. Средства связи частей сложносочинённого предложения. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Виды сложносочинённых предложений. Интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями.
Сложноподчиненное предложение
Сложноподчинённое предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчинённого предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. Различия подчинительных союзов и союзных слов.
Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия, меры и степени, сравнительной, условия, уступки, следствия, цели). Различные формы выражения значения сравнения в русском языке. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Однородное и последовательное подчинение придаточных частей.
Бессоюзное сложное предложение
Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений.
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи
Типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением; сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием.
Синтаксические конструкции с чужой речью
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Цитирование. Способы включения цитат в высказывание.
Тема «Правописание»
Правила орфографии (повторение). Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью при цитировании. Оформление диалога на письме
Тема «Культура речи»
Культура речи: нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения. Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения. Языковая норма, её функции и типы. Тенденции развития норм. Нормативные словари современного русского языка разных типов; их роль в овладении нормами современного русского литературного языка
Тематическое планирование
Название блока / раздела / модуля | Название темы | Количество часов | |
6 класс | |||
Текст | 1 | Духовно-нравственное воспитание | |
Фонетика | 4 | Ценности научного познания | |
Морфемика. Словообразование | 13 | Ценности научного познания | |
Лексикология и фразеология | 10 | Духовно-нравственное воспитание | |
Морфология | Причастие - 20 Деепричастие - 9 Местоимение - 21 Имя числительное - 22 | 72 | Духовно-нравственное воспитание |
Правописание | 42 | Ценности научного познания | |
Язык и культура. Культура речи | 1 | Духовно-нравственное воспитание | |
Повторение | 14 | Духовно-нравственное воспитание | |
Изложение | 3 | Ценности научного познания | |
Контрольные работы | 13 | Ценности научного познания | |
Итого | 170 | ||
7 класс | |||
Фонетика | 2 | Ценности научного познания | |
Морфемика. Словообразование | 7 | Ценности научного познания | |
Лексикология и фразеология | 6 | Духовно-нравственное воспитание | |
Морфология - 7 | Наречие - 8 Слова категории состояния - 1 Служебные части речи Предлог - 3 Союз - 5 Частица - 2 Междометие - 1 Звукоподражательные слова -1 | 28 | Духовно-нравственное воспитание |
Синтаксис | Словосочетание – 8 Предложение – 12 Второстепенный член предложения - 8 | 28 | Духовно-нравственное воспитание |
Правописание | 53 | Ценности научного познания | |
Повторение | 5 | Духовно-нравственное воспитание | |
Изложение | 2 | Духовно-нравственное воспитание | |
Контрольные работы | 9 | Ценности научного познания | |
Итого | 136 | ||
8 класс | |||
Повторение | Морфемика - 2 Лексикология - 3 Морфология- 6 | 11 | Духовно-нравственное воспитание |
Синтаксис | Односоставные предложения- 11 Осложнённое простое предложение - 15 | 39 | Духовно-нравственное воспитание |
Правописание | 30 | Ценности научного познания | |
Текст | 2 | Духовно-нравственное воспитание | |
Культура речи | 8 | Духовно-нравственное воспитание | |
Контрольные работы | 12 | Ценности научного познания | |
Итого | 102 | ||
9 класс | |||
Повторение | 6 | Духовно-нравственное воспитание | |
Синтаксис | Сложное предложение Сложносочиненное предложение Сложноподчиненное предложение Бессоюзное сложное предложение Предложение с разными видами связи Способы передачи прямой речи | 45 | Духовно-нравственное воспитание |
Правописание | 9 | Ценности научного познания | |
Культура речи | 3 | Духовно-нравственное воспитание | |
Контрольные работы | 5 | Ценности научного познания | |
Итого | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (к учебнику "Русский язык" Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская)
Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений Граник Г. Г. и др. Русский язык. 5-9 классы / Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская. – М.: ОЛМА М...
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
КТП по русскому языку 5 класс. Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (ФГОС ООО)
КТП по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 а класс (основное общее образование) Количество часов: 175 русскому языку 5 а класс (основное общее образование) Количество часов: 175
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо русскому языку5 а класс(основное общее образование)Количество часов: 175...