Правописание суффиксов –чик-(-щик-).
план-конспект урока по русскому языку
Разработка урока русского языка в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_suffiksov.docx | 27.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: Правописание суффиксов –чик-(-щик-)
(урок с применением личностно-ориентированных технологий)
Разработка урока русского языка в 5 классе
Тема: правописание суффиксов чик (-щик)
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: освоение способа действия при выборе согласных в суффиксов- чик- (-щик-).
Задачи урока: -
- формировать навык написания суффиксов –чик(-щик-).
-формировать умение различать данные суффиксы на письме
- развивать личностные, регулятивные, общеучебные, коммуникативные универсальные учебные действия.
- воспитывать самостоятельность ,познавательный интерес
Ход урока
I этап. Организационный момент.
Цели и задачи для учителя | Цели и задачи для уч-ся | Методы и приёмы | Формирование УУД |
Создание психологического настроя обучающихся на урок, ,подготовка к совместной плодотворной работе по усвоению новой учебной темы | Подготовиться к уроку, к восприятию новой темы | Стихотворная речевка к уроку ,вопросы учителя | Личностные УУД: формировать интерес (мотивацию) к учению, уважение к одноклассникам ,учителю Регулятивные УУД: Организация рабочего места ( самоконтроль). |
Учитель: Придумано кем-то
просто и мудро.
При встрече здороваться :
. «Доброе добро»
И каждый становиться
добрым ,доверчивым,
И доброе утро длиться до вечера!
_И я вам хочу пожелать
Чтобы доброе настроение длилось весь урок!
- Настраиваемся на урок. Давайте улыбнемся друг другу ,пожелаем хорошего дня. Всем удачи на уроке и новых интересных открытий!
-
Дети: готовят рабочий стол к уроку, настраиваются на урок
2 этап. Проверка выполнения домашнего задания
Определение целей и задач для учителя | Определение целей и задач для уч-ся | Методы и приёмы | Формирование УУД | Критерии достижения целей и задач | Определение возможных действий учи- теля в случае, если не удается достичь поставлен- ных целей | Методы организации совместной деятельности уч-ся | Методы стимулирования учебной активности уч-ся в ходе опроса | Оценивание ответов уч-ся в ходе опроса |
Проверить качество усвоения теоретического материала ,пройденного на предыдущем уроке .Проверка умения применять на практике правило: «правописание не с существительными». Устранение обнаруженных ошибок | Усвоение теоретический материал (Правописание не с существительными), научиться применять его на практике. Умение устранять собственные ошибки и ошибки одноклассников | Вопросы, взаимоконтроль Дети: взаимо- -опрос | Познаватель ные Участие в обсуждении проблемных вопросов. Аргументация собственного мнения и выводов. Коммуникативные: Уметь стоить грамотный связный ответ . Регулятивные: Осуществляют контроль | 1.Аргументированные собственные примеры. 2.Грамотное письмо. 3.Аккуратность 4.Грамотные ответы по изученной теме | Работа над дополнительным упражне -нием | Взаимопроверка ,ответсвен-ность за выставленную однокласснику оценку | Стимулирование при проверке д/з через баллы, словесное поощрение, | Оценка в конце урока по рейтингу. |
Учитель предлагает взаимопроверку, как форму проверки домашнего задания.
Анализ выполнения письменного домашнего задания; опрос правила по вопросам.При многочисленных ошибках предлагается дополнительное задание
3 этап. Изучение нового учебного материала
Определение целей и задач для учителя | Определе- ние целей и задач для уч-ся | Формирование УУД | Формы и методы изложения нового уч. материала | Формы и методы организации инд. и груп- повой дея- тельности | Критерии, по-зволяющие определить степень усвое- ния уч-ся но- вого уч. мат. | Критерии определения уровня внимания уч-ся к уч. материалу | Методы стимулиро- вания уч. активности уч-ся | Реагирование на ситуации, когда часть уч-ся не освоила новый уч. мат. |
Предметные цели: дать представление об условия выбора согласных в суффиксах –чик-щик ; научить находить опознавательный признак, уметь выделять суффикс. Метапредметные: развивать анализ, синтез, логическое мышление. Обеспе-чить восприятие, ос-мысление и первич-ное запоминание изучаемого матер. Личностные: обеспечить мотива-цию, актуализацию субъектного опыта Коммуникативные: учить вести диалог, слушать и слышать собеседника Регулятивные: Учить контролиро-вать свое поведение | Освоение способа действия при выборе согласных в суффиксах чик-щик
| Познавательные: сравнивать слова, группировать их на основе существен-ных признаков, ори- ентироваться в учеб-нике, определять тему. Коммуникативные: отвечать на вопро-сы учителя, одноклассников, на-ходить нужную ин-формацию в учеб-нике,подробно пересказывать про-читанное. Регулятивные: осуществлять самоконтроль Личностные: работать с соседом по парте, распреде-лять работу, видеть разницу двух заяв-ленных точек зрения и присоединяться к одной из них. | Постановка проблемы, исследова-ние, кластер; коллектив-ное обучение, построение структурно-логической схемы | Состав группы: сильные, слабые. Участие каждого оценивается группой Дети работают, учитель наблюдает | Правильность выполнения заданий, умение объяснить способ действия, ответы на вопросы | Учащиеся отвечают на вопросы и задают вопросы сами | Словесное поощрение, одобрение, рейтинговая система оценивания | Еще раз проработать правило, способ действия, спросить детей, кто посильнее, потом слабых |
Учащимся предлагается рассмотреть рисунки ,на которых изображены стол, ухо, флажок ,фуражка ,изба, ковер ,собака. Учитель предлагает записать первые буквы в словах. У детей получится запись: суффикс .Им предлагагается вспомнить ,что такое суффикс(здесь используется метод фронтального опроса учащихся. затем идет переключение на новую тему .записаны слова на новое правило. Учитель предагает вставить согласные щ и ч.
Перевод…ик извоз….к
лет…ик разнос…ик
перебеж…ик камен…ик
набор…ик барабанщ…к
танцов…ик сбор…ик .Для активизации мыслительной деятельности учащихся создается ситуация затруднения. Для этого ставится вопрос: что обозначает в этих словах значимая часть слова- суффикс -чик – щик)
Проверка работы.Обсуждение ответов учащихся ,нахождения нужного принципа работы.В ходе обсуждения учащихся приходят к выводу ,что при выполения данного задания необходимо знать правило.При этом данные суффиксы обозначают принадлежность человека к роду занятий или профессии
Формулируем проблему: есть суффиксы,, правила написания которых пока неизвестны.
Поэтому какова наша задача на сегодняшнем уроке?
- выяснить: как же пишутся слова с суффиксами –Чик- –щик.-
Запись темы урока.
Исследовательский этап.
Учащимся предлагается на время превратиться в ученых –лингвистов ,работающих со словами .Предложена группа слов:
кровельщик
стекольщик
каменщик
водопроводчик
сборщик
бетонщик
пильщик
укладчик
затем учащиеся составляют алгоритм:
д-т,з-с,ж-чик-; В остальных случаях –щик-.
Учащиеся представляют свою работу Затем проверяют свои выводы по параграфу учебника.
. Работа с правилом учебника.
Физминутка.
Первичная проверка понимания изученного
Цель: Осознание изученного материала, выявление проблем, коррекция пробелов в осмыслении материала
Возможные методы и приёмы выполнения: подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу
Возвращение к 1 заданию, исправление ошибок
4.Этап закрепления учебного материала
Цель: Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.
Описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом инд. особенностей учащихся
На этапе закрепления используются разные методы и приемы, активизирующие деятельность учащихся: творческий позволяет закрепить теоретические знания на практике; работа со схожими суффиксами воспитывает внимание, развивает речь ; работа в группах позволяет осуществить личностный подход:
Творческий диктант
подбери к данным выражениям подходящее по смыслу слово с суффиксом –чик-(-щик-)
1.Инициатор драки( зачин…ик)
2.Смазывающий колеса трактора (смаз…ик)
3.Папа Карло по профессии( краснодерев…ик)
4.Играющий на ударных инструментах( барабан…ик)
Человек ,занимающийся переводами (перевод…ик)
Составить 2 простых распространенных предложения со словами по выбору.
2.Работа по различению схожих суффиксов ( с уменьшительно -ласкательными суффиксом –чик-)
Разобрать гуппы слов
карманчик- грузчик
стульчик –летчик,
магазинчик-переплетчик
сарафанчик-объездчик
грузчик-флонтанчик
мойщик-магнитофончик
Работа по группам: сильная группа распределяет слова по з колонкам ,причем названия колонок они составляют сами: доклад…ик ,забой…ик, колоколь…ик ,прессов…щик, донос…ик,учет…ик.стуль..к,переплетч…к,разнос…ик,
,Шамиль…ик,мой…ик,телефон….ик,брарабан,,,ик (малыша).
2 группа средняя.Составляет предложения со словами : прицепщик,съемщик,обойщик,резчик.
3 группа работает по карточкам.Списать ,вставляя пропущенные буквы,объясняя выбор суффикса.:
Проход..ик,портфель…икпулемет…ик,газет…ик,огурч…ик,помидор…ик,сплав…ик,гардероб…ик,перевод…ик,мусор…ик
3 (слабая) работает по карточкам с помощью учителя при необходимости.
Обобщение и систематизация
Цель: Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся.
Контроль и самоконтроль знаний и способов действий
Цель: Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий
Возможные методы и приёмы выполнения: разноуровневые тесты, , задачи с противоречивыми данными (способность к оценочным действиям).
Коррекция знаний и способов действий
Цель: Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия
оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. ,
Запись текста по памяти.
(Б.Окуджава)
Будет вечер- заговорщик и обманщик,
Темнота на мостовые упадет
Но вглядись –и ты увидишь,как веселый барабанщик
С барабаном
вдоль по улице пройду.
Оцените свои знания и умения по теме «Правописание суффиксов –-чик-щик-)» после изучением:
- Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.
- Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
- Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
- Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
Возможные методы и приёмы выполнения Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений ,разноуровневых тестов;
5 этап. Задание на дом.
Цели для учителя | Цели для уч-ся | Критерии успешного выполнения д/з | Методы и приёмы выполнения |
Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Д/ з позволяет уч-ся самим выбрать уровень сложности. Это даст возможность ребятам самим оценить свои силы в изучении нового материала, а также развить свои творческие способности. | - правильно рассказывать правило, приводить примеры, писать изучаемую орфограмму без ошибок | Три уровня домашнего задания: стандартный минимум, повышенный творческий |
- Задание творческого уровня предлагаются тем, кто считает возможной для себя самостоятельную творческую работу анализ текста ,где встречаются слова на новое правила.. «.Составить текст о профессиях.. 3.задание из учебника
Подведение итогов занятия
Цель: Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Возможные методы и приёмы выполнения Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися
Что нового узнали на уроке? Что вам понравилось ,что не понравилось на уроке? какое правило мы с вами выучили на уроке? Что дает изучение правила для вас?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Правописание суффиксов имен существительных" (10 класс)
Презентация к уроку в 10 классе "Правописание суффиксов имен существительных" по учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А....
Презентация " Правописание суффиксов -н- и -нн- в прилагательных"
Урок - введение нового материала и самостоятельной деятельности учащихся...
Интерактивный тест по русскому языку: «Правописание суффиксов –к- и –ск- в прилагательных»
Цель использования презентации на занятии: проверить и закрепить знания по теме "Правописание суффиксов –к- и –ск- в прилагательных ". Прежде чем начать тест, можно повторить правило,...
Правописание суффиксов прилагательных и причастий
Презентация для подготовки к ГИА (задание А7)...
УРОК НА ТЕМУ «ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛА. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ -ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-)»
....
Правописание: орфография и пунктуация. Правописание суффиксов.
Цель урока: повторить правила правописания суффиксов, выявить уровень использования правил, связанных с правописанием суффиксов; закрепить навыки с помощью упражнений тренировочного характера....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание суффиксов имён прилагательных (Н и НН в суффиксах прилагательных)"
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС по учебнику Е.А.Быстровой....