Актуальные вопросы подготовки школьников к ОГЭ по русскому языку(доклад+ презентация)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Материал состоит из презентации и доклада на тему "Актуальные вопросы подготовки школьников к ОГЭ по русскому языку". Он был подготовлен для выступления на августовской конференции учителям русского языка и литературы на основе опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ. Материал интересен своей практической направленностью. Большое место в работе отводится использованию материалов личных сайтов учителей русского языка Захарьиной, Перовой, видеоматериалов и презентаций сайта "ИНФОУРОК". Материал будет полезен при подготовке к занятиям по русскому языку к ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 22.11 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Доклад «Актуальные вопросы подготовки школьников к ОГЭ по русскому языку»
С момента введения новой формы экзамена по русскому языку тема подготовки учащихся к ОГЭ стала одной из самых актуальных. Я убеждена, что подготовка к итоговой аттестации – процесс длительный. Начинать работу нужно не с 9 класса, а с 5-го, методически правильно её построив. Чтобы результаты были успешными, необходимо использовать следующие принципы:
а) системности;
б) мотивирования;
в) системного повторения;
г) проектирования уроков;
д) контроля и самоконтроля.
Хочется выделить следующие направления в работе при подготовке к ОГЭ:
• развитие мотивации и целеполагания;
• формирование умения решать задания разного уровня;
• развитие самоконтроля;
• формирование уверенности и положительной самооценки.
Из большого количества образовательных технологий при подготовке к итоговой аттестации я бы выделила следующие:
а) критического мышления;
б) тестовая;
в) игровая;
г) информационно-коммуникационная;
д) здоровьесберегающие.
Немало важную роль при подготовке к ОГЭ играет организационно-методическая работа. Что она из себя представляет?
1. Критерии оценивания ОГЭ по русскому языку
2. Аудио тексты для сжатого изложения
3. Способы сжатия текста
4. Теория к тестовым заданиям
5. Сочинение 9.1, 9.2, 9.3
6. КИМы
7. Комплексный анализ текста
Педагог должен организовать системную продуманную работу по предмету с 5 по 9 классы.
Что из себя представляет данная система работы?
Система работы по подготовке к ОГЭ
1. Способы организации учебной деятельности
- уроки русского языка;
- включение в урок заданий из КИМов ОГЭ ;
- самостоятельные и контрольные работы в форме ОГЭ;
-систематизация теории, практические навыки базового курса русского языка;
-дополнение школьного курса русского языка;
-реализация индивидуальных траекторий подготовки;
-коррекция пробелов в знаниях и умениях;
-анализ тренировочных работ;
-контроль знаний теоретической базы;
-компьютерные тесты;
-онлайн тесты.
2. Создание методической базы. Уч-ся приобретают учебно-методические пособия с вариантами типовых экзаменационных работ разных авторов (Г.Т.Егораева, И.П.Васильевых, Н.А.Сенина, И.А.Суязова, И.П.Цыбулько и др.), которые позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход. Я регулярно просматриваю вебинары издательства «Легион» и использую видеоматериалы конференций по ОГЭ.
3. Создание банка тестовых заданий. Использование тестовых технологий на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применение различных видов тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста. Хорошим подспорьем является сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны. Можно проверить свои знания на сайте и увидеть допущенные ошибки. И еще я использую на уроках полезные материалы «Учительской мастерской» в Дзене, на которую я подписана. В данный момент они выкладываются в VK.
4. Сбор папки-копилки «Подготовка к ОГЭ» (для ученика), в которую собирается различный материал: схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки и т.д. Информация в одном месте даёт возможность быстро находить нужный раздел, систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы. Сбор материала по орфографии начинается с 5 класса, продолжается в 6-7 классах. В 8 классе занимаемся пунктуационным разбором простого осложненного предложения, а уже в 9 классе-различного вида сложных предложений. В эту же папку вклеиваем обобщающие таблицы по орфографии и пунктуации.
5. Активное использование цифровых информационно-коммуникационных технологий (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в подготовке к урокам, к экзамену ). Надежными помощниками учащимся в подготовке к ОГЭ являются следующие сайты: « Сдам ГИА: Решу ОГЭ»,«ФИПИ», «По уши в ГИА».
6. Работа с текстом.. Работа с текстом ведётся в 5-7 классах не только на уроках развития речи, но и на обычных, занимая лишь часть урока. В конце учебника русского языка под редакцией В.В.Бабайцевой имеются приложения. Одно из них- памятка «Как готовиться к сжатому изложению», которую дети используют при написании. Дополнительно занимаются в рабочих тетрадях «Комплексный анализ текста».
В 8 классе на занятиях учебного курса идет активная подготовка к написанию сжатого изложения. Сначала знакомлю учащихся с критериями оценивания сжатого изложения, потом со способами сжатия текста (теорию по этому вопросу вклеиваем в наши тетради для подготовки к ОГЭ). Потом в течение года несколько раз пишем изложение. В кабинете имеется набор аудиозаписей для прослушивания. Постепенно привыкаем к голосу, который озвучивает текст. Пока учимся писать, работаем вместе, выделяем микротемы, разбираем, зачитываем полученное. Я работаю вместе со своими учениками, точно так же с черновиком, записываю ключевые слова, а потом зачитываю свой вариант. Так мы работаем первое полугодие, а начиная с января, учащиеся уже самостоятельно работают с изложением. Таким образом, к концу восьмого класса мои учащиеся могут писать сжатое изложение.
А с начала 9 класса начинаю готовить учеников к написанию сочинения- рассуждения на лингвистическую тему. На первых занятиях знакомлю уч-ся с 3-мя видами сочинения(9.1, 9.2, 9.3), с критериями оценивания. Большинство детей выбирает задание 9.1. (высказывание о русском языке). Именно над данным видом сочинения мы работаем в течение года, используя алгоритм написания.
На уроках включаю задания, которые способствуют расширению лингвистических знаний учащихся. Большую роль отвожу упражнениям по лексике: определение лексического значения слова, различение контекстных значений многозначных слов, расширение словарного запаса учеников, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены. Уч-ся работают с различными словарями. Так изучая тему «Словосочетание» в 5 классе даю задание на замену подчинительной связи управление согласованием и наоборот. А в 8 классе расширяем знания, создаем обобщающую таблицу «Способы подчинительной связи» и отрабатываем каждый вид связи до автоматизма. Трудные случаи записываем в «Папку для ОГЭ» и стараемся запомнить.
При работе с текстом на уроках русского языка обязательно находим средства выразительности русской речи. У каждого ребенка имеется специальная таблица с теорией и примерами, которая помогает определить то или иное средство выразительности. Аналогичная работа проводится и на уроках литературы при анализе стихотворения. Навык распознавания ИВС пригодится и при выполнении з.26 на ЕГЭ. Для наглядности использую тренажеры по определению того или иного средства выразительности речи.
Параллельно с этим на каждом занятии проводится работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Для закрепления орфографических навыков эффективна графическая работа – выделение орфограмм. Эту работу провожу на материале различных упражнений, индивидуальных карточек. Ученики запоминают условия выбора орфограммы, а потом и правописание этих слов. Ученикам в помощь создала специальную карточку «Изученные орфограммы» с графическим изображением каждой орфограммы, с которой они работают с 5 класса. Провожу объяснительные диктанты, чтобы научить находить и объяснять орфограммы в тексте, где нет пропущенных букв.
Так идет работа по орфографии от слова (с пропущенными буквами на изучаемую орфограмму) к тексту (на все изученные орфограммы).
При этом обязательно проговариваем правила, подчеркиваем буквы-орфограммы. Аналогично работаем и при анализе предложений. Для этой работы у каждого ребенка имеется карточка со схемами пунктуационного разбора. В работе использую материалы сайта учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны с тестами по классам и материалами для проведения ОГЭ. Полезный материал черпаю по подпискам «Учительская мастерская» и «Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ». На каждом уроке включаю презентации или видеоматериал сайта «Инфоурок».
7. Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ –это, в первую очередь, знакомство выпускников с критериями оценивания ОГЭ. Знание данных критериев позволяет избежать ошибок в построении текста изложения и сочинения, выделении микротем, помогает ученику объективно оценивать собственную работу.
В процессе подготовки предлагаю учащимся проанализировать готовые варианты экзаменационных работ. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. И уже при написании собственной работы ученик ориентируется на те требования, которые к нему предъявляются.
В рамках информационной работы в кабинете оформлен стенд, отражающий общую информацию, связанную с ОГЭ по русскому языку.
Итак, основные этапы моей работы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ:
- обобщение, систематизация учебного материала; углубление полученных ранее знаний;
- отработка практического материала при помощи тестовой методики (диагностирующие, обучающие, контролирующие тесты);
- формирование умения выполнять одно из заданий 9.1, 9.2, 9.3 (лингвистическое сочинение);
- постоянный мониторинг обученности русскому языку.
Системный подход при подготовке обязательно принесёт свои результаты. Но при этом нужно помнить, что результатов можно добиться только в тесном сотрудничестве учитель – ученик при поддержке и содействии родителей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общие принципы при подготовке к ОГЭ 1. Принцип системности 2. Принцип мотивирования 3. Принцип системного повторения 4. Принцип проектирования уроков 5. Принцип контроля и самоконтроля
Направления при подготовке уч-ся к ОГЭ р азвитие мотивации и целеполагания; ф ормирование умения решать задания разного уровня; р азвитие самоконтроля; ф ормирование уверенности и положительной самооценки;
Эффективные образовательные технологии 1. Технология критического мышления 2. Тестовая технология 3. Игровая технология 4. Информационно-коммуникационная технология 5. Здоровьесберегающие технологии
Организационно-методическая работа 1. Критерии оценивания ОГЭ по русскому языку 2. Аудио тексты для сжатого изложения 3. Способы сжатия текста 4. Теория к тестовым заданиям 5. Сочинение 9.1, 9.2, 9.3 6. КИМы 7. Комплексный анализ текста
Система работы по подготовке к ОГЭ 1. Способы организации учебной деятельности 2. Создание методической базы 3. Создание банка тестовых заданий 4. Сбор папки-копилки « Подготовка к ОГЭ» 5. Использование цифровых ИКТ 6. Работа с текстом 7. Организация информационной работы
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные вопросы подготовке к ЕГЭ по физике.
Презентация - выступление на конкурсе проектов. Отражает основные моменты подготовки данного проекта....
.презентация по теме "Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ по русскому языку"
Одна из самых серьезных проблем, которую учителям приходится регулярно решать,―организация повторения. Последовательно изучая различные разделы лингвистики(от фонетикидо синтаксиса), нужно так организ...
Презентация "Актуальные вопросы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку"
Вопросы преподавания и подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по агнлийскому языку становятся более актуальными на данном этапе развития школьного образования в связи с введением, возможно, в скором будущем обязатель...
Эффективные пути и приемы подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Доклад на конференции.
Эффективные пути и приемы подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку....
Эффективные пути и приемы подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Доклад на конференции.
Эффективные пути и приемы подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку....
Актуальные вопросы кибербезопасности школьников. Материал для родителей.
В данной презентации представлены наиболее актуальные вопросы кибербезопасности детей и подростков. А также информация об ответственности за совершение правонарушений....