Эффективные пути и приемы подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Доклад на конференции.
методическая разработка по русскому языку
Эффективные пути и приемы подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад на конференции | 36.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные пути и приемы подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку
(из опыта работы)
Подготовила учитель русского языка и литературы высшей категории Квардакова Ольга Павловна.
Единый государственный экзамен стал частью профессиональной жизни учителя-словесника. По результатам ЕГЭ принято оценивать работу муниципалитета, города, школы, отдельного педагога. Итоги аттестации дают возможность выпускникам проверить уровень своей компетенции и выбрать дальнейший жизненный путь. Считаю, что одним из существенных факторов успеха сдачи ЕГЭ является обеспечение качественного преподавания предмета на протяжении всех лет обучения в школе, а также качественная подготовка непосредственно к самому экзамену. И здесь эффективность работы напрямую зависит от диалога, который устанавливается между учителем и учениками. Педагог должен стать наставником, искренним помощником и человеком, заинтересованным в успехе своего выпускника.
Из опыта своей работы остановлюсь, на мой взгляд, на некоторых принципах и приемах, позволяющих добиться хороших результатов.
Во-первых, системность. Чтобы результаты были успешными, работа должна вестись в системе и начинаться еще в пятом классе, когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей речи, знакомятся с лексическим богатством языка. Уже с 5 класса заставляю ребят графически обозначать орфограммы. Важно, чтобы ученик видел слабые позиции гласных и согласных и умел осознанно с ними справляться и в 5 классе, и в 11 классе на ЕГЭ. Аналогично работаем, анализируя предложения. Выделение грамматических основ обязательно при изучении любой темы раздела «Синтаксис» курса 5-9 класс.
Особое внимание уделяю морфологическому разбору, который выполняется как в классе, так и дома в качестве дополнительного грамматического задания. При изучении правил орфографии особое внимание обращаю на связь морфемики, словообразования и морфологии с правильным написанием слов, акцентируя внимание на то, что этот материал встретится в КИМах на ОГЭ и ЕГЭ.
Во-вторых, считаю, что методика структуирования учебного материала является фундаментом успешного усвоения знаний. Она ориентирована на укрупление дидактической единицы учебной информации. В результате логической обработки материала и установления последовательности его изучения создаются благоприятные условия для формирования у учащихся обобщенных знаний, позволяющих успешно готовиться к итоговой аттестации. У каждого ученика есть тетрадь для опорных конспектов, в которую собирается весь теоретический материал, необходимый для сдачи ОГЭ и ЕГЭ в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил. Здесь же помещается материал по орфоэпии и лексике. Этот ценный багаж позволит учителю сократить время при подготовке к экзамену.
В-третьих. Уверенна, что для отработки навыков выполнения заданий КИМов необходимо уже в среднем звене при усвоении учебного материала включать тестовые задания, в которых формулировка вопроса приближена к ЕГЭ. Регулярно провожу тематическое тестирование, которое позволяет быстро установить обратную связь и определить пробелы в знаниях учащихся по каждой теме курса. Работе над ошибками всегда уделяю особое внимание.
Следующей эффективной формой работы подготовки к ЕГЭ является комплексный анализ текста, в ходе которого учащиеся определяют основную мысль текста, авторскую позицию, тип и стиль речи; анализируют лексику, изобразительно-выразительные средства языка, морфологические признаки частей речи, словообразовательные элементы, синтаксические конструкции, выполняют пунктуационный разбор и т.д.
Систематическая и последовательная работа учителя в среднем звене подводит учащихся к итоговой аттестации с определенным багажом знаний и умений.
Конечно, целенаправленно учащиеся начинают готовиться к ЕГЭ только в 10-11 классах. Они уже имеют опыт сдачи экзамена, но при этом не понимают, что ЕГЭ в 11 классе во многом отличается от предыдущей аттестации. Поэтому на первых уроках русского языка знакомлю с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки. Сразу демонстрирую справочники, словари, пособия, Интернет-ресурсы, которые помогут при самостоятельной подготовке к ЕГЭ. На первой неделе традиционно проводится диагностический тест за курс 5-9 классов, который поможет выявить пробелы в знаниях учащихся и мотивировать на серьезную подготовку к ЕГЭ не только на уроке, но и в самостоятельной домашней работе. В 10 -11 класса работаю по УМК Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А.Мищериной, где органично сочетается теория с практикой, уровень усвоения тематических блоков проверяется заданиями ЕГЭ.
Каждый тематический блок изучаем по схеме: вспоминаем, восстанавливаем, систематизируем необходимые знания, интерпретируем их в соответствии с заданиями ЕГЭ. Для закрепления и тренировки берем типовые тестовые задания, соответствующие данному материалу. Для каждого тематического блока в кабинете имеются задания нескольких вариантов, которые каждый ученик должен прорешать. Работы анализирую после каждого тестирования, составляю индивидуальную таблицу ошибок. Особое внимание обращаю на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у выпускников. В тетрадях – опорных конспектах будущие выпускники в виде схем, таблиц, алгоритмов записывают отработанные задания, интересные, сложные примеры (так называемые капканы). Через некоторое время снова провожу промежуточный тест и проверяю. И снова работа над ошибками. Система внешнего мониторинга показывает реальную картину качества знаний учащихся, помогает скорректировать работу. В конце 10 класса обучающиеся проходят промежуточную аттестацию, которая соотнесена по формату и содержанию с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ.
В 11 классе работа продолжается по той же системе, но увеличивается количество часов (выделяются 2 часа из школьного компонента), которые позволяют уделить большее внимание индивидуальной работе с учениками. В 11 классе начинаем решать типовые экзаменационные варианты по редакцией И.П. Цыбулько.
Работа с тестами проводится по определенным требованиям, с которыми ученики знакомы с 10 класса: не проверяется тест, если в нем не показана непосредственная деятельность выпускника через графическое обозначение. Тестовая тетрадь становится территорией диалога ученика с учителем, где я не просто проверяю работу, а даю комментарий к ошибкам, указываю нужный источник информации. Именно через такую работу можно проследить траекторию продвижения ученика к цели.
Хорошим помощником для подготовки выпускников к ЕГЭ для меня является продолжительное сотрудничество с издательством «Легион». Я являюсь постоянным участником вебенаров данного издательства, на которых всегда получаю нужную информацию по подготовке учащихся к итоговой аттестации. Видеоматериал, презентации по определенным заданиям использую активно в своей работе.
Обращаю внимание коллег на печатные издания: «Тематический трениг», «Тренировочные варианты». Здесь можно найти тематические задания, теоритический материал, анализ типичных ошибок и методические рекомендации, семь тематических словарей (в том числе словарь паронимов и словарь плеоназмов).
Готовлю ребят к сочинению на ЕГЭ по сборнику Н.А.Сениной и А.Г.Нарушевич «Сочинение на ЕГЭ. Курс Интенсивной подготовки». Он содержит систематизированные теоритические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения, алгоритмы написания, систему упражнений, анализ типичных ошибок.
В итоге хочу сказать, очень важно каждому, и ученику, и учителю усвоить простую истину: подготовка к ЕГЭ – это тяжелый, систематический труд, результат которого будет прямо пропорционален времени, потраченному на подготовку к экзамену.
Результаты эффективности своей работы приведу за два последних учебных года: 2017-2018 год – 4 золотых медалиста, 5 человек сдали ЕГЭ выше 90 баллов( 3 из них набрали 98), средний балл по классу 84;
2018-2019 год – 3 выпускника сдали ЕГЭ выше 90 баллов, средний бал 77.
Спасибо за внимание. И всем хороших результатов на ЕГЭ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные пути и приемы подготовки школьников к ЕГЭ по русскому языку
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – одно из направлений модернизации структуры и содержания российского образования. Однако не менее важным является то, что результаты ЕГЭ являются одним из основны...
Эффективные пути развития познавательного интереса учащихся по физике
Тезисы.« Учение, лишенное всякого интереса, …убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет»...
Эффективные приемы подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку.
Эффективные приемы подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку....
Эффективные пути и приемы подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Доклад на конференции.
Эффективные пути и приемы подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку....
Статья "Эффективные методы и приемы подготовки к ОГЭ по математике"
В статье рассказывается о методах и приемах подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по математике...
Эффективные методы и приемы подготовки к ОГЭ по русскому языку
Данная статья предназначена для учителей русского языка. Она поможет в подготовке к успешной сдаче итоговой аттестации. Данная статья будет полезна обучающимся 9 классов при подготовке к ОГЭ по русско...
Эффективные методы и приемы подготовки учащихся к ОГЭ по математике (ГИА-9)
Главной целью школьного математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления обучающихся, необходимых для полноценной адаптации к современной жизни.Задач...