Актуальные проблемы проектирования урока русского языка.
статья по русскому языку (10 класс)
Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Соответственно, и подход к уроку постоянно меняется. Задача преподавателя- найти такие методы организации образовательного процесса, кот орые бы не только соединяли теоретические знания и практические умения обучающихся, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnyei_problemy_proektirovaniya.docx | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Гордеева Н.Ф., преподаватель русского языка и литературы
Актуальные проблемы проектирования урока русского языка.
Знания никогда нельзя дать в готовом виде;
они всегда должны усваиваться через включение
их в ту или иную деятельность.
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке встречаются участники образовательного процесса: преподаватель и обучающийся.
Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагают огромный объем информации и требуют новых способов ее освоения. Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, оценивать достоверность получаемой информации. Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен обучающимся. Поэтому задача преподавателя – найти такие методы организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли теоретические знания и практические умения обучающихся, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом.
Требования, предъявляемые к традиционному уроку и предъявляемые сейчас к уроку современного типа.
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Преподаватель сообщает обучающимся | Формулируют сами обучающиеся (преподаватель подводит обучающихся к осознанию темы) |
Сообщение целей и задач | Преподаватель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться | Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (преподаватель подводит обучающихся к осознанию целей и задач) |
Планирование | Преподаватель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (преподаватель помогает, советует) |
Практическая деятельность обучающихся | Под руководством преподавателя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы),преподаватель консультирует |
Осуществление контроля | Преподаватель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы | Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), преподаватель консультирует |
Осуществление коррекции | Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию | Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, преподаватель консультирует, советует, помогает |
Оценивание обучающихся | Преподаватель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке | Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), преподаватель консультирует |
Итог урока | Преподаватель выясняет у обучающихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей |
Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность преподавателя и обучающихся на уроке. Обучающийся из присутствующего и пассивно исполняющего указания преподавателя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Преподаватель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем обучающихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Каков же алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС?
Технологический процесс подготовки урока современного типа базируется на этапах урока:
определение цели и задач;
отбор содержания учебного материала;
подбор методов и приёмов обучения;
определение форм организации деятельности учащихся;
подбор материала для домашней работы;
определение способов контроля;
продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;
подбор вопросов для подведения итога урока.
Ключом процесса проектирования современного урока может быть технологическая карта урока, которая представляет собой перечень основных требований, включая ряд необходимых параметров:
- учет возрастных особенностей
- целесообразно выбранный учебник (линия учебников), т.к. он задает алгоритм реализации познавательного процесса
- выбранная технология
- Технологическая карта урока – Это способ графического проектирования урока, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
- Такими параметрами могут быть:
- этапы урока, его цели
- содержание учебного материала
- методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся
- деятельность учителя и деятельность обучающегося
Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований ФГОС
Первое:
- четко определить и сформулировать для себя тему урока;
- определить место темы в учебном курсе;
- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок
Второе:
- Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен?
- Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию? В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата.
Третье.
1 Спланировать учебный материал;
2 Подобрать учебные задания, целью которых являются:
- узнавание нового материала;
- воспроизведение;
- применение знаний в новой ситуации;
- творческий подход к знаниям
3 Упорядочить учебные задания
4 Составить три набора заданий (задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником)
Четвертое.
Выяснить, над какими умениями в настоящий момент необходимо работать ученикам. Здесь необходимо четко представлять, какие УУД формируются на каждом этапе урока.
Пятое.
Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников.
Шестое.
Разработать структуру урока.
Седьмое.
Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
что контролировать;
как контролировать;
как использовать результаты контроля.
Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помогать им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»
Восьмое.
Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов.
Девятое.
Подготовить оборудование для урока.
- Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Все учебники проходят экспертизу на соответствие требованиям ФГОС ООО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.
Литература
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
2. Воронцов А.Б. Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения // Начальная школа. – 2007. – № 6. – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200700608, свободный.
3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: «Проектирование уроков русского языка на основе системно-деятельностного подхода»
Данная работа содержит теоритический и практичесский материал по формированию устойчивой мотивации учащихся через включение их в инновационную учебную деятельность...
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: «Проектирование уроков русского языка на основе системно-деятельностного подхода»
Данная работа содержит теоритический и практический материал по формированию устойчивой мотивации учащихся через включение их в инновационную учебную деятельность....
Актуальность проблемы сохранения чистоты русского языка
В статье рассматриваются вопросы, связанные с употреблением в речи современников, и в частности школьников, нецензурной лексики и неоправданных заимствований из других языков....
Статья "Актуальные проблемы методики преподавания русского языка в национальной школе"
В статье рассматриваются злободневные проблемы в преподавании русского языка в условиях билингвизма. Автор, исходя из опыта работы, систематизирует ошибки, связанные ...
Актуальные проблемы проектирования урока английского языка
В данной работе, рассматриваются актуальные проблемы проектирования современного урока и методы....
Актуальные проблемы проектирования урока математики.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС),...
Проектирование урока русского языка с использованием предметно-ориентированных технологий обучения русскому языку
Проектирование урока русского языка с использованием предметно-ориентированных технологий обучения русскому языку...