Актуальность проблемы сохранения чистоты русского языка
статья по русскому языку на тему

Шатохина Людмила Борисовна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с употреблением в речи современников, и в частности школьников, нецензурной лексики и неоправданных заимствований из других языков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasledniki_pobedy.docx28.34 КБ
Файл nasledniki_pobedy.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:



                                              Словом можно убить,
                                              Словом можно спасти,
                                              Словом можно полки
                                                 за собой повести.
                                                             В. Шефнер.
    Язык — это   не только метод общения, это книга, в которой отображается вся история развития народа, весь его исторический путь, начиная от древнейших времен до наших дней. В каждом слове прослеживается историческое прошлое, неотступно сопровождающее людей; прослеживается настоящее, и, возможно, будущее всех тех, кто с молоком матери впитывал в себя русские слова, наполненные любовью близких и дорогих сердцу людей. 
    Важнейший способ узнать человека, увидеть степень его умственного  развития,  его характер  и моральный облик  - это  прислушаться к тому, как он говорит.  Если язык народа - показатель его культуры, то язык отдельного человека - показатель его личных качеств.
     Замечено, что если изменить слово — может измениться   судьба человека. Если изменить язык — изменится судьба целого народа.  В наше неспокойное время  многие стали забывать о том, что величайшее богатство народа – его язык,  и он  меняется так же, как и вся окружающая нас жизнь.В последние десятилетия «неграмотная» речь в массовом порядке хлынула в прессу, на телевидение, в канцелярский оборот и  в настоящее время  просто захлестнула существующую литературную норму. Меняется сам язык, а мы становимся свидетелями того, что  ухудшение его  - становится нормой.   Объем диалектизмов, проникающих в эфир, очень значителен. 

       Нас учили, что язык развивается. Но любое развитие может идти как в положительном, так и в отрицательном направлениях. Если в 19-20 веках  слово   «красиво» имело один смысл,  слово «элегантно» -  другой,   слово «изящно» - третий, то в наше время  все эти слова многие пытаются заменить одним словом – «супер».  Или, вместо слов одобрения  мы часто можем услышать просто междометие «вау! Невооружённым глазом видно, что производя эти замены, мы сужаем границы нашего языка,   приближаем его   к языку небезызвестной  Элочки, которой для общения хватало всего  30 слов.
   За  последние двадцать лет  в русский язык вошло более десяти тысяч иностранных слов. Конечно, никто не спорит о том, что  язык   любой страны должен обновляться  и получать хорошие неологизмы, но  во всём должна существовать разумная мера.  В современной России эта мера не соблюдается,  наш прекрасный язык  необоснованно засоряется не только непонятными иностранными словечками, но и уродуется тюремной лексикой и матерщиной, привычно вошедшей в российские телесериалы.  Телевидение, радио, кино, печать, даже театр представляют нам вульгарную пародию на русскую речь. Русский язык, оказавшись в плену невежества, нещадно уродуется, превращается в речевую попсу (смесь американизмов с блатным жаргоном).  Шоу-бизнес формирует и насаждает молодёжный сленг, в котором русские слова уже являются промежуточными: «пипл всё схавает».


     По мнению  преподавателей и ученых, подобный язык калечит неустойчивую психику детей и подростков, которые говорить без мата уже не могут. Если вам доведётся пройти мимо любой гимназии или школы  вы всегда можете услышать  тарабарский язык современных мальчишек и девчонок. У них музыка «крутая», «телка клевая», у них «ништяк», «нормуль», «шик», «креатив»,  «о’кей» и тому подобные слова и выражения.  Ну, а зачем русскому человеку  такие слова, как  «оверхед», «флаер», «секонд-хэнд» (а как насчет «хенде-хох»?) Теперь  и в печати, и на телевидении мы слышим уже не фабрика, а «холдинг», не автостоянка, а «паркинг». Надоедливая  реклама  предлагают нам «чипсы», «марсы», «хот-доги». На вывесках мы видим не русские названия, а какую-то белиберду: «Бутик», «шопы», «фазенда», «Супермаркет»…
А бизнес   и политику  захлестнули такие перлы, как, «риэлтор», «презентация», «кастинг», «менеджмент», «истэблишмент».


       И нам, русским людям, всё труднее становится  противодействовать этому напору: дошли до того, что в старших классах  оставили только один урок русского языка в неделю, а иностранного три и более, в зависимости от специализации школы. С одной стороны логика ясна: остальные предметы на русском языке ведутся – хватит и одного урока. Но при таком положении дел воцарилась безграмотность, которая только способствует проникновению иностранных словечек в нашу жизнь и быт.

        Знаменитый лингвист Александр Семенович Шишков() отмечал, что поголовное увлечение французским языком крайне негативно сказывается на русских людях: «Иноземцы часто жалуют нас именами des barbares (варвары), des esclaves (рабы). Они врут, но мы подаем им к тому повод. Может ли тот иметь ко мне уважение, кто меня учит, одевает, убирает, или лучше сказать, обирает, и без чьего руководства не могу ступить я шагу?»

       В своей статье «Хочешь погубить народ, истреби его язык» Шишков приводил пример, взятый из книги «Тайная история нового французского двора»: там описывается, как министры их, обедая у принца своего Людовика, рассуждали о способах искоренить Англию. Всеобщее употребление французского языка, говорил один из них, Порталис, служит первым основанием всех связей, которые Франция имеет в Европе. Сделайте, чтоб в Англии также говорили по-французски, как в других краях. Старайтесь, продолжал он, истребить в государстве язык народный, а потом уже и сам народ. Пусть молодые англичане тотчас посланы будут во Францию и обучены одному французскому языку; чтоб они не говорили иначе, как по-французски, дома и в обществе, в семействе и в гостях; чтоб все указы, донесения, решения и договоры писаны были на французском



    Ещё одной бедой последних лет стало сквернословие, захлестнувшее  нашу повседневную разговорную речь, художественную  литературу, телевидение, подмостки театров.  На вопрос «Что такое сквернословие?» отвечают по-разному. Одни утверждают, что это порок, недостаток, позорящее свойство. Другие считают, что это болезнь, как алкоголизм или курение. Думается, что оба ответа верны, так как одно вытекает из другого. Алкоголизм, курение, сквернословие сначала, когда можно еще не закурить, не выпить, не сказать, не произнести, - порок. Но незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, сознания. Часто такой человек, попадая в «приличное общество», старается больше молчать,чтобы ненароком не сказать грубого слова.


     Опасно  ли распространение сквернословия? Нужно ли об этом громко заявлять? Да, ибо сквернословие принимает угрожающие черты и формы, оно охватило почти все возрасты; ругательства стали заменителями пауз. А если я не сквернословлю, то в чем тогда опасность для меня? Если, не куря сами, мы просто вдыхаем запах чужой сигареты, то тем самым уже вредим себе. Так и скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в нас, в наше подсознание. Известны случаи, когда, будучи под наркозом, ругались интеллигентные люди, никогда в обычном состоянии не прибегавшие к мату.


    Поэтому и возникает острая необходимость решать проблему сквернословия. Нужно не писать и не печатать ругательств: если непечатное слово стало печатным, бороться с этим еще труднее. Ничего не даст для борьбы со сквернословием замена ругательств начальными буквами: нет принципиальной разницы, произносили ли вы слово целиком или ограничились его знаком. Все равно это - сквернословие, ваш сигнал пошел в сознание. Не надо заменять ругательства словечками типа елки-палки, блин, японский городовой. Мы смеемся, услышав их, правильно угадывая подтекст этой фразы. Культурные ругательства не лучше и не чище  ругательств  обычных.


      Сквернословие постепенно становится болезнью не только отдельных людей, но и общества в целом. Обидно за авторов современных художественных произведений, которые ради «красного словца» не гнушаются использовать мат. А вот наши предки воспринимали брань не просто, как безобидный речевой сор. В 17 веке, по соборному уложению царя Алексея Михайловича, за публично произнесенные грязные слова назначалась смертная казнь.


    Многое современные люди утверждают, что прибегают к нецензурной брани только в гневе. Человек умный, добрый, высокообразованный никогда не станет говорить гадости, другим людям, кричать и проклинать их. Гнев и раздражение - плохие советчики. Об этом нужно помнить всегда. Человек  воспитанный постарается выслушать другого человека, понять и помочь. Именно помочь, а не обличить.
    В Писании говорится: « В гневе сомкните уста ваши». По утверждению Святых Отцов, человек после смерти проходит через 20 мытарств, первое из которых – ответ за свое празднословие. А еще за грубость, оскорбления, нецензурную  брань, произнося которую мы смертельно оскорбляем Богородицу (нашу Мать, которая любит каждого из нас), родную мать (по плоти), мать – Родину и мать – родную Землю. Помните – за каждое слово нам придется держать ответ.
   Сквернословие – это молитва, призывающая бесов, это – антимолитва. А какую помощь могут оказать нам бесы?  Почему,  даже в экстремальных ситуациях люди призывают  не имя Божие, а находят только матерные слова? Об этом свидетельствуют расшифровки  записей «чёрных ящиков», которые  содержат, в основном, нецензурные восклицания. А ведь русский язык  один из  трёх мировых мистических языков  (мистическими языками считаются  также иудейский и древнегреческий)  которые способны  во всей полноте отображать духовные понятия. Но,  к стыду нашему,  современный русский язык больше напоминает жаргон, так как из него постепенно вымывается духовная основа.    Недаром в старину говаривали: «От тех, кто сквернословит, Божья Матерь отворачивается».«От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься»,говорил своим ученикам Иисус Христос. И ещё говорят: «Кто-бранится – Бога не боится».

          В   шестидесятых годах прошлого века  доктором биологических наук П. П. Горяевым было совершено важное открытие, описанное им под названием «Волновой генетический код». В ходе его экспериментов было доказано, что бранные слова не просто так пролетают мимо нас, а наносят нам колоссальный вред. Воздействие брани равносильно радиационному излучению  и от них рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы.


        А недавние опыты с обычной водой.  В два стакана наливалась вода. Над одной читалась молитва, говорились такие слова, как «спасибо», «здоровья вам», «будьте счастливы». Над другим стаканом с водой говорились бранные слова, произносились проклятия. Когда под микроскопом учёные посмотрели на молекулы воды из обоих стаканов – они были поражены. Молекулы воды из первого стакана представляли собой красивые  симметричные  рисунки  с различными узорами, напоминающими узор снежинок. Молекулы из другого стакана представлялись безобразными однобокими уродцами без всякой формы и рисунка. Тут стоит призадуматься. Ведь наш организм на 86 процентов состоит из воды!


    Нам кажется невероятным, что простые слова могут производить такое воздействие! Но, если мы припомним наши ощущения, когда нас «вызывал на ковёр» начальник, «поливал грязью» сосед или просто нам нахамили в транспорте. Что  было в тот момент? Пустота, слабость, безысходность.
Потом  мы чувствовали недомогание, у нас поднималось давление. А инсульт, инфаркт  разве не следствие плохих слов?  Видимо  слова эти что-то разрушают внутри нас. И этого стоит бояться. И бояться нужно не только тем, кто выслушивает брань, но и тем, кто ее произносит.

            Мат и грязные слова, иногда употребляемые нами в разговорной речи,  не только вредят здоровью, но и  культурно обедняют человека. Если убрать из языка иного сквернослова все матерные слова, которые чаще всего употребляются  им для «связки», и не имеют никакого смысла, то мы увидим, насколько беден его лексикон. Кроме того, постоянно ругаясь, матерщинник часто подсознательно хочет заглушить в себе голос совести,  чтобы дальше уже было легче совершать постыдные поступки. Мат  убивает человека в человеке, оскверняет  его душу.  В такой «тёплой» компании матерщинников каждый стыдится  сказать искреннее, доброе слово. Здесь   глумятся не только над словами «любовь», «красота», «добро», здесь отсутствует жалость и  трудно найти понимание и сочувствие.
    
          Подростки,  за изощренной бранью  хотят скрыть свою внутреннюю слабость, инфантильность. И вместо того чтобы делом доказать, что они уже взрослые, надевают на себя броню грубости и непристойности.  Смотрите,  какой я крутой — и ругаюсь, и курю, и пью.  Со стороны  это выглядит  смешно. А  тому, кто и, правда, силен, не нужно доказывать это всему миру. По-настоящему независимый человек — не тот, кто живет по закону стада: куда все, туда и я. Сильный человек не позволяет вредной привычке господствовать над ним.


    Как же защитить себя от воздействия брани? Как избавиться от всего, что оскверняет наш язык?
    Здесь можно дать несколько советов:
Во-первых, сами прекратите произносить худые слова,

а во-вторых - избегайте общения с неприятными людьми,

наконец,  в третьих, -  пресекайте   сквернословие внутри семьи, класса, группы.
    В этом и будет заключаться ваша борьба с этим постыдным явлением.

         Мы никогда не должны забывать, что самая большая ценность народа — язык, на котором он говорит и думает. Вся сознательная жизнь, вся история народа проходит через него. Как только возникает угроза родному языку (его осквернение), реальной становится и угроза существованию народа.


         Существует ли сегодня опасность искажения, размывания великого русского языка? Да, существует. Её назовешь не иначе как грозящей опасностью национального беспамятства. Чтобы осознать её, надо каждому русскому (не только по национальности, но и   по  культуре) глубоко задуматься над тем, что есть русский язык для нашего многонационального Отечества и в чём особенности русского слова.
Русский язык объединяет около 150 народов и народностей в уникальную людскую историческую общность — народ России. Он пришёл к каждому из народов громадной страны не с мечом, а был принят по доброй воле. Русский язык вот уже много веков — основа духовного единства многонациональной страны. Ослабнет он, ослабнет и Россия.
   

          Давно известна закономерность: если уродлива, примитивна речь, то уродливо и примитивно мышление, равно как и зависящие от него поступки, поведение человека.   И если мы зададим себе вопрос: Кому выгодно национальное беспамятство? Кому выгоден исковерканный, испохабленный русский язык . Тем, кому выгодна слабая, зависимая Россия.

          Поэтому в наше время любой русский  человек должен  стремиться к тому, чтобы   сохранить культурные ценности, созданные нашими предками и приумножить их.

 
.         Одновременно с массой неологизмов, размывающих русский язык, из нашего лексикона постепенно исчезают слова, которые имеют большое значение для России. Всё реже мы слышим такие слова, как патриотизм, любовь к Родине, доблесть, честь, геройство.  А ведь в классической литературе   19 – 20 веков  основными темами произведений были именно эти понятия. И сейчас, в трудное перестроечное время, у русского языка должны быть свои святыни, свои знамена, свои эталоны… Только тогда он будет жить нормальной полнокровной жизнью.

            «Карл V, Римский император, говаривал, что испанским языком прилично говорить с Богом, французским-с друзьями, немецким – с неприятелем,  итальянским – с женским полом. Но если бы он  знал русский  язык  то, он бы, конечно, добавил, что этим языком со всеми говорить пристойно, т.к. нашел бы в нем и великолепие испанского, и живость фран-цузского, и крепость немецкого, и нежность итальянского, и богатство, и сильную изобрази-тельность латинского и греческого языка».
                                                     М. Ломоносов.
                                                                                                                                                       
 «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка  и  опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»   

                                                  И. С. Тургенев                   
«Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!»      
                                                    Анна Ахматова  «Мужество» (1942).

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры.
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным
занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
А.Куприн

Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо
богатое, умное поэтическое… орудие своей социальной жизни, своей мысли,
своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего… Дивной
вязью плел народ невидимую сеть русского языка: яркого как радуга вслед
весеннему дождю, меткого как стрелы, задушевного как песня над колыбелью,
певучего… Дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова,
покорился ему, как обузданный конь.
А.Н.Толстой

Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно,
приблизительно, неверно.
А.Н.Толстой



Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для
которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
… С русским языком можно творить чудеса!
К.Г.Паустовский

Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и
примечателен главным образом тонкостью оттенков.
П.Мериме

Нравственность человека видна в его отношении к слову.
Л. Н. Толстой

Слово – великое оружие жизни.
В. О. Ключевский

Слово – полководец человечьей силы.
В. Маяковский

Литература не должна наклоняться в уровень с обществом в его темных или
сомнительных явлениях. Во что бы то ни стало, при каких бы обстоятельствах
ни было, она не должна ни на шаг отступать от своей цели – возвысить
общество до своего идеала – идеала добра, света и истины.
Н. А. Некрасов

Литература служит представительницей умственной жизни народа.
Н. А. Некрасов

Оглавление:

I   Введение.

II   Влияние иностранной лексики.

  1. Современное состояние русского языка.
  2. Влияние заимствованных слов.
  3. Недостаточное внимание, уделяемое русскому языку в школе.
  4. А. С. Шишков ,,Хочешь погубить народ, истреби его язык,,.

 III   Сквернословие-одна из основных бед русского современного языка.

   1   Что подразумевается под понятием сквернословие.

  1.   Опасно ли распространение сквернословия.
  2.   Мы в ответе за каждое слово.
  3. Исследования П. П. Горяева.
  4. Опыты с водой.
  5. Воздействие бранных слов на человека.
  6. Почему подростки ругаются нецензурными словами.

IV   Понятия патриотизм и родной язык неразделимы.

V   Мысли великих о русском языке.

VI   Библиография.

Использованная литература:

С. М. Соловьев ,,История России с древнейших времен,, ,,Эксмо,, М. 2011.

,,Мудрость тысячелетий. Энциклопедия ума,, ,,Олма,, М. 2013.

В. И. Даль ,,Словарь живого великорусского языка,, ,,Эксмо,, М. 2010.

А. С. Шишков ,,Славянорусский корнеслов,, Фонд славянской писменности и культуры Санкт- Петербург 2009.

Цель работы-выяснить, почему изменения, происходящие с русским языком негативно отражаются в сознании современной молодежи.

Доказать, что уважительное отношение к русскому языку способствует формированию патриотического самосознания молодежи.

Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время проблема чистоты русского языка стоит особенно остро.

Проблема негативных изменений, происходящих с языком, притягивает к себе пристальное внимание ученых и общественности из-за того, что подобные изменения влекут за собой изменения национального самосознания.



Предварительный просмотр:



                                              Словом можно убить,
                                              Словом можно спасти,
                                              Словом можно полки
                                                 за собой повести.
                                                             В. Шефнер.
    Язык — это   не только метод общения, это книга, в которой отображается вся история развития народа, весь его исторический путь, начиная от древнейших времен до наших дней. В каждом слове прослеживается историческое прошлое, неотступно сопровождающее людей; прослеживается настоящее, и, возможно, будущее всех тех, кто с молоком матери впитывал в себя русские слова, наполненные любовью близких и дорогих сердцу людей. 
    Важнейший способ узнать человека, увидеть степень его умственного  развития,  его характер  и моральный облик  - это  прислушаться к тому, как он говорит.  Если язык народа - показатель его культуры, то язык отдельного человека - показатель его личных качеств.
     Замечено, что если изменить слово — может измениться   судьба человека. Если изменить язык — изменится судьба целого народа.  В наше неспокойное время  многие стали забывать о том, что величайшее богатство народа – его язык,  и он  меняется так же, как и вся окружающая нас жизнь.В последние десятилетия «неграмотная» речь в массовом порядке хлынула в прессу, на телевидение, в канцелярский оборот и  в настоящее время  просто захлестнула существующую литературную норму. Меняется сам язык, а мы становимся свидетелями того, что  ухудшение его  - становится нормой.   Объем диалектизмов, проникающих в эфир, очень значителен. 

       Нас учили, что язык развивается. Но любое развитие может идти как в положительном, так и в отрицательном направлениях. Если в 19-20 веках  слово   «красиво» имело один смысл,  слово «элегантно» -  другой,   слово «изящно» - третий, то в наше время  все эти слова многие пытаются заменить одним словом – «супер».  Или, вместо слов одобрения  мы часто можем услышать просто междометие «вау! Невооружённым глазом видно, что производя эти замены, мы сужаем границы нашего языка,   приближаем его   к языку небезызвестной  Элочки, которой для общения хватало всего  30 слов.
   За  последние двадцать лет  в русский язык вошло более десяти тысяч иностранных слов. Конечно, никто не спорит о том, что  язык   любой страны должен обновляться  и получать хорошие неологизмы, но  во всём должна существовать разумная мера.  В современной России эта мера не соблюдается,  наш прекрасный язык  необоснованно засоряется не только непонятными иностранными словечками, но и уродуется тюремной лексикой и матерщиной, привычно вошедшей в российские телесериалы.  Телевидение, радио, кино, печать, даже театр представляют нам вульгарную пародию на русскую речь. Русский язык, оказавшись в плену невежества, нещадно уродуется, превращается в речевую попсу (смесь американизмов с блатным жаргоном).  Шоу-бизнес формирует и насаждает молодёжный сленг, в котором русские слова уже являются промежуточными: «пипл всё схавает».


     По мнению  преподавателей и ученых, подобный язык калечит неустойчивую психику детей и подростков, которые говорить без мата уже не могут. Если вам доведётся пройти мимо любой гимназии или школы  вы всегда можете услышать  тарабарский язык современных мальчишек и девчонок. У них музыка «крутая», «телка клевая», у них «ништяк», «нормуль», «шик», «креатив»,  «о’кей» и тому подобные слова и выражения.  Ну, а зачем русскому человеку  такие слова, как  «оверхед», «флаер», «секонд-хэнд» (а как насчет «хенде-хох»?) Теперь  и в печати, и на телевидении мы слышим уже не фабрика, а «холдинг», не автостоянка, а «паркинг». Надоедливая  реклама  предлагают нам «чипсы», «марсы», «хот-доги». На вывесках мы видим не русские названия, а какую-то белиберду: «Бутик», «шопы», «фазенда», «Супермаркет»…
А бизнес   и политику  захлестнули такие перлы, как, «риэлтор», «презентация», «кастинг», «менеджмент», «истэблишмент».


       И нам, русским людям, всё труднее становится  противодействовать этому напору: дошли до того, что в старших классах  оставили только один урок русского языка в неделю, а иностранного три и более, в зависимости от специализации школы. С одной стороны логика ясна: остальные предметы на русском языке ведутся – хватит и одного урока. Но при таком положении дел воцарилась безграмотность, которая только способствует проникновению иностранных словечек в нашу жизнь и быт.

        Знаменитый лингвист Александр Семенович Шишков() отмечал, что поголовное увлечение французским языком крайне негативно сказывается на русских людях: «Иноземцы часто жалуют нас именами des barbares (варвары), des esclaves (рабы). Они врут, но мы подаем им к тому повод. Может ли тот иметь ко мне уважение, кто меня учит, одевает, убирает, или лучше сказать, обирает, и без чьего руководства не могу ступить я шагу?»

       В своей статье «Хочешь погубить народ, истреби его язык» Шишков приводил пример, взятый из книги «Тайная история нового французского двора»: там описывается, как министры их, обедая у принца своего Людовика, рассуждали о способах искоренить Англию. Всеобщее употребление французского языка, говорил один из них, Порталис, служит первым основанием всех связей, которые Франция имеет в Европе. Сделайте, чтоб в Англии также говорили по-французски, как в других краях. Старайтесь, продолжал он, истребить в государстве язык народный, а потом уже и сам народ. Пусть молодые англичане тотчас посланы будут во Францию и обучены одному французскому языку; чтоб они не говорили иначе, как по-французски, дома и в обществе, в семействе и в гостях; чтоб все указы, донесения, решения и договоры писаны были на французском



    Ещё одной бедой последних лет стало сквернословие, захлестнувшее  нашу повседневную разговорную речь, художественную  литературу, телевидение, подмостки театров.  На вопрос «Что такое сквернословие?» отвечают по-разному. Одни утверждают, что это порок, недостаток, позорящее свойство. Другие считают, что это болезнь, как алкоголизм или курение. Думается, что оба ответа верны, так как одно вытекает из другого. Алкоголизм, курение, сквернословие сначала, когда можно еще не закурить, не выпить, не сказать, не произнести, - порок. Но незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, сознания. Часто такой человек, попадая в «приличное общество», старается больше молчать,чтобы ненароком не сказать грубого слова.


     Опасно  ли распространение сквернословия? Нужно ли об этом громко заявлять? Да, ибо сквернословие принимает угрожающие черты и формы, оно охватило почти все возрасты; ругательства стали заменителями пауз. А если я не сквернословлю, то в чем тогда опасность для меня? Если, не куря сами, мы просто вдыхаем запах чужой сигареты, то тем самым уже вредим себе. Так и скверные слова, нами не произносимые, но слышимые, незаметно и глубоко проникают в нас, в наше подсознание. Известны случаи, когда, будучи под наркозом, ругались интеллигентные люди, никогда в обычном состоянии не прибегавшие к мату.


    Поэтому и возникает острая необходимость решать проблему сквернословия. Нужно не писать и не печатать ругательств: если непечатное слово стало печатным, бороться с этим еще труднее. Ничего не даст для борьбы со сквернословием замена ругательств начальными буквами: нет принципиальной разницы, произносили ли вы слово целиком или ограничились его знаком. Все равно это - сквернословие, ваш сигнал пошел в сознание. Не надо заменять ругательства словечками типа елки-палки, блин, японский городовой. Мы смеемся, услышав их, правильно угадывая подтекст этой фразы. Культурные ругательства не лучше и не чище  ругательств  обычных.


      Сквернословие постепенно становится болезнью не только отдельных людей, но и общества в целом. Обидно за авторов современных художественных произведений, которые ради «красного словца» не гнушаются использовать мат. А вот наши предки воспринимали брань не просто, как безобидный речевой сор. В 17 веке, по соборному уложению царя Алексея Михайловича, за публично произнесенные грязные слова назначалась смертная казнь.


    Многое современные люди утверждают, что прибегают к нецензурной брани только в гневе. Человек умный, добрый, высокообразованный никогда не станет говорить гадости, другим людям, кричать и проклинать их. Гнев и раздражение - плохие советчики. Об этом нужно помнить всегда. Человек  воспитанный постарается выслушать другого человека, понять и помочь. Именно помочь, а не обличить.
    В Писании говорится: « В гневе сомкните уста ваши». По утверждению Святых Отцов, человек после смерти проходит через 20 мытарств, первое из которых – ответ за свое празднословие. А еще за грубость, оскорбления, нецензурную  брань, произнося которую мы смертельно оскорбляем Богородицу (нашу Мать, которая любит каждого из нас), родную мать (по плоти), мать – Родину и мать – родную Землю. Помните – за каждое слово нам придется держать ответ.
   Сквернословие – это молитва, призывающая бесов, это – антимолитва. А какую помощь могут оказать нам бесы?  Почему,  даже в экстремальных ситуациях люди призывают  не имя Божие, а находят только матерные слова? Об этом свидетельствуют расшифровки  записей «чёрных ящиков», которые  содержат, в основном, нецензурные восклицания. А ведь русский язык  один из  трёх мировых мистических языков  (мистическими языками считаются  также иудейский и древнегреческий)  которые способны  во всей полноте отображать духовные понятия. Но,  к стыду нашему,  современный русский язык больше напоминает жаргон, так как из него постепенно вымывается духовная основа.    Недаром в старину говаривали: «От тех, кто сквернословит, Божья Матерь отворачивается».«От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься»,говорил своим ученикам Иисус Христос. И ещё говорят: «Кто-бранится – Бога не боится».

          В   шестидесятых годах прошлого века  доктором биологических наук П. П. Горяевым было совершено важное открытие, описанное им под названием «Волновой генетический код». В ходе его экспериментов было доказано, что бранные слова не просто так пролетают мимо нас, а наносят нам колоссальный вред. Воздействие брани равносильно радиационному излучению  и от них рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы.


        А недавние опыты с обычной водой.  В два стакана наливалась вода. Над одной читалась молитва, говорились такие слова, как «спасибо», «здоровья вам», «будьте счастливы». Над другим стаканом с водой говорились бранные слова, произносились проклятия. Когда под микроскопом учёные посмотрели на молекулы воды из обоих стаканов – они были поражены. Молекулы воды из первого стакана представляли собой красивые  симметричные  рисунки  с различными узорами, напоминающими узор снежинок. Молекулы из другого стакана представлялись безобразными однобокими уродцами без всякой формы и рисунка. Тут стоит призадуматься. Ведь наш организм на 86 процентов состоит из воды!


    Нам кажется невероятным, что простые слова могут производить такое воздействие! Но, если мы припомним наши ощущения, когда нас «вызывал на ковёр» начальник, «поливал грязью» сосед или просто нам нахамили в транспорте. Что  было в тот момент? Пустота, слабость, безысходность.
Потом  мы чувствовали недомогание, у нас поднималось давление. А инсульт, инфаркт  разве не следствие плохих слов?  Видимо  слова эти что-то разрушают внутри нас. И этого стоит бояться. И бояться нужно не только тем, кто выслушивает брань, но и тем, кто ее произносит.

            Мат и грязные слова, иногда употребляемые нами в разговорной речи,  не только вредят здоровью, но и  культурно обедняют человека. Если убрать из языка иного сквернослова все матерные слова, которые чаще всего употребляются  им для «связки», и не имеют никакого смысла, то мы увидим, насколько беден его лексикон. Кроме того, постоянно ругаясь, матерщинник часто подсознательно хочет заглушить в себе голос совести,  чтобы дальше уже было легче совершать постыдные поступки. Мат  убивает человека в человеке, оскверняет  его душу.  В такой «тёплой» компании матерщинников каждый стыдится  сказать искреннее, доброе слово. Здесь   глумятся не только над словами «любовь», «красота», «добро», здесь отсутствует жалость и  трудно найти понимание и сочувствие.
    
          Подростки,  за изощренной бранью  хотят скрыть свою внутреннюю слабость, инфантильность. И вместо того чтобы делом доказать, что они уже взрослые, надевают на себя броню грубости и непристойности.  Смотрите,  какой я крутой — и ругаюсь, и курю, и пью.  Со стороны  это выглядит  смешно. А  тому, кто и, правда, силен, не нужно доказывать это всему миру. По-настоящему независимый человек — не тот, кто живет по закону стада: куда все, туда и я. Сильный человек не позволяет вредной привычке господствовать над ним.


    Как же защитить себя от воздействия брани? Как избавиться от всего, что оскверняет наш язык?
    Здесь можно дать несколько советов:
Во-первых, сами прекратите произносить худые слова,

а во-вторых - избегайте общения с неприятными людьми,

наконец,  в третьих, -  пресекайте   сквернословие внутри семьи, класса, группы.
    В этом и будет заключаться ваша борьба с этим постыдным явлением.

         Мы никогда не должны забывать, что самая большая ценность народа — язык, на котором он говорит и думает. Вся сознательная жизнь, вся история народа проходит через него. Как только возникает угроза родному языку (его осквернение), реальной становится и угроза существованию народа.


         Существует ли сегодня опасность искажения, размывания великого русского языка? Да, существует. Её назовешь не иначе как грозящей опасностью национального беспамятства. Чтобы осознать её, надо каждому русскому (не только по национальности, но и   по  культуре) глубоко задуматься над тем, что есть русский язык для нашего многонационального Отечества и в чём особенности русского слова.
Русский язык объединяет около 150 народов и народностей в уникальную людскую историческую общность — народ России. Он пришёл к каждому из народов громадной страны не с мечом, а был принят по доброй воле. Русский язык вот уже много веков — основа духовного единства многонациональной страны. Ослабнет он, ослабнет и Россия.
   

          Давно известна закономерность: если уродлива, примитивна речь, то уродливо и примитивно мышление, равно как и зависящие от него поступки, поведение человека.   И если мы зададим себе вопрос: Кому выгодно национальное беспамятство? Кому выгоден исковерканный, испохабленный русский язык . Тем, кому выгодна слабая, зависимая Россия.

          Поэтому в наше время любой русский  человек должен  стремиться к тому, чтобы   сохранить культурные ценности, созданные нашими предками и приумножить их.

 
.         Одновременно с массой неологизмов, размывающих русский язык, из нашего лексикона постепенно исчезают слова, которые имеют большое значение для России. Всё реже мы слышим такие слова, как патриотизм, любовь к Родине, доблесть, честь, геройство.  А ведь в классической литературе   19 – 20 веков  основными темами произведений были именно эти понятия. И сейчас, в трудное перестроечное время, у русского языка должны быть свои святыни, свои знамена, свои эталоны… Только тогда он будет жить нормальной полнокровной жизнью.

            «Карл V, Римский император, говаривал, что испанским языком прилично говорить с Богом, французским-с друзьями, немецким – с неприятелем,  итальянским – с женским полом. Но если бы он  знал русский  язык  то, он бы, конечно, добавил, что этим языком со всеми говорить пристойно, т.к. нашел бы в нем и великолепие испанского, и живость фран-цузского, и крепость немецкого, и нежность итальянского, и богатство, и сильную изобрази-тельность латинского и греческого языка».
                                                     М. Ломоносов.
                                                                                                                                                       
 «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка  и  опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»   

                                                  И. С. Тургенев                   
«Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!»      
                                                    Анна Ахматова  «Мужество» (1942).

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры.
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным
занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
А.Куприн

Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо
богатое, умное поэтическое… орудие своей социальной жизни, своей мысли,
своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего… Дивной
вязью плел народ невидимую сеть русского языка: яркого как радуга вслед
весеннему дождю, меткого как стрелы, задушевного как песня над колыбелью,
певучего… Дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова,
покорился ему, как обузданный конь.
А.Н.Толстой

Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно,
приблизительно, неверно.
А.Н.Толстой



Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для
которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
… С русским языком можно творить чудеса!
К.Г.Паустовский

Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и
примечателен главным образом тонкостью оттенков.
П.Мериме

Нравственность человека видна в его отношении к слову.
Л. Н. Толстой

Слово – великое оружие жизни.
В. О. Ключевский

Слово – полководец человечьей силы.
В. Маяковский

Литература не должна наклоняться в уровень с обществом в его темных или
сомнительных явлениях. Во что бы то ни стало, при каких бы обстоятельствах
ни было, она не должна ни на шаг отступать от своей цели – возвысить
общество до своего идеала – идеала добра, света и истины.
Н. А. Некрасов

Литература служит представительницей умственной жизни народа.
Н. А. Некрасов

Оглавление:

I   Введение.

II   Влияние иностранной лексики.

  1. Современное состояние русского языка.
  2. Влияние заимствованных слов.
  3. Недостаточное внимание, уделяемое русскому языку в школе.
  4. А. С. Шишков ,,Хочешь погубить народ, истреби его язык,,.

 III   Сквернословие-одна из основных бед русского современного языка.

   1   Что подразумевается под понятием сквернословие.

  1.   Опасно ли распространение сквернословия.
  2.   Мы в ответе за каждое слово.
  3. Исследования П. П. Горяева.
  4. Опыты с водой.
  5. Воздействие бранных слов на человека.
  6. Почему подростки ругаются нецензурными словами.

IV   Понятия патриотизм и родной язык неразделимы.

V   Мысли великих о русском языке.

VI   Библиография.

Использованная литература:

С. М. Соловьев ,,История России с древнейших времен,, ,,Эксмо,, М. 2011.

,,Мудрость тысячелетий. Энциклопедия ума,, ,,Олма,, М. 2013.

В. И. Даль ,,Словарь живого великорусского языка,, ,,Эксмо,, М. 2010.

А. С. Шишков ,,Славянорусский корнеслов,, Фонд славянской писменности и культуры Санкт- Петербург 2009.

Цель работы-выяснить, почему изменения, происходящие с русским языком негативно отражаются в сознании современной молодежи.

Доказать, что уважительное отношение к русскому языку способствует формированию патриотического самосознания молодежи.

Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время проблема чистоты русского языка стоит особенно остро.

Проблема негативных изменений, происходящих с языком, притягивает к себе пристальное внимание ученых и общественности из-за того, что подобные изменения влекут за собой изменения национального самосознания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Актуальные проблемы методики преподавания русского языка в национальной школе"

В статье рассматриваются злободневные проблемы в преподавании русского языка в условиях билингвизма. Автор, исходя из опыта работы, систематизирует ошибки, связанные ...

Проблема чистоты русского языка в рассказе М.Зощенко «Обезьяний язык»

Через выявление  особенностей языка и стиля рассказа определить авторскую позицию М.Зощенко в рассказе «Обезьяний язык» и раскрыть проблему чистоты русского языка....

Презентация к уроку "Проблема чистоты русского языка в рассказе М.Зощенко «Обезьяний язык»".

Презентация к уроку "Проблема чистоты русского языка в рассказе М.Зощенко «Обезьяний язык»".  Краткая информация о биографии писателя, анализ рассказа "Обезьяний я...

Совместное родительское собрание в 8-9 классах Тема:«Актуальные проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения. Проблема школьной тревожности: виды, причины, приёмы снижения»

Цели:Информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к экзаменационному периоду; развитие педагогической культуры родителей.Принятие совместных мер по эффективной подготовке выпускников к ...

Актуальные проблемы проектирования урока русского языка.

Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Соответственно, и подход к уроку постоянно меняется. Задача преподавателя- найти такие м...