Статья "Краткая характеристика технологии коллективного способа обучения (КСО)"
статья по русскому языку (10 класс)
Данная статья будет полезна не только учителям русского языка, но и педагогам, преподающим другие предметы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkaya_harakteristika_kso.docx | 13.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткая характеристика технологии коллективного способа обучения (КСО).
На протяжении всего XX века педагоги всех стран для решения своих учебных и воспитательных задач пытаются привлекать самих школьников, организуя между ними взаимопомощь и сотрудничество, однако без сколько-нибудь стабильного успеха. Теоретические и экспериментальные исследования А.Г. Ривина и В.К. Дьяченко показали, что наиболее эффективной формой такого сотрудничества становится взаимодействие в парах сменного состава, которое они назвали коллективным способом обучения (КСО). Как подчеркивает В.К. Дьяченко: "В этом случае школьники разных классов (и даже взрослые) могут по очереди сотрудничать друг с другом, выступая то в роли обучаемых, то в роли обучающих. В результате каждый может продвигаться вперед в овладении изучаемым материалом, используя свои способности или, согласно терминологии Л.C. Выготского, в соответствии со своей "зоной ближайшего развития". Последовательный и целеустремленный переход к коллективным способам обучения означает отказ от классно-урочной технологии обучения и освоения педагогической технологии, в принципе обеспечивающей не только более высокий уровень общего разбития учения, но и более высокий уровень интеллектуального развития. Для практического решения этой задачи А. Г. Ривиным и В.К. Дьяченко совместно со многими педагогами были разработаны и апробированы различные методики сотрудничества "по горизонтали", при котором учащиеся взаимно обучают друг друга и находятся как бы на одном и том же уровне.
Также были предложены и проверялись способы сотрудничества по "вертикали", когда обучение происходит только "сверху вниз": тот, кто быстрее и лучше осваивает материал, выполняет роль обучающего того, кто несколько отстает.
В условиях группового способа обучения (ГСО) педагог учит одновременно в среднем 20-30 учеников. При этом он может, если позволяет квалификация и опыт, на высоком профессиональном уровне преподавать свой предмет, применяя технические и наглядные средства обучения, а также разные методы и приемы. Но он не может и никогда не сможет:
1. Каждого ученика своевременно проверить по каждой изученной теме.
2. Своевременно корректировать усвоение программного материала.
3. Непосредственно на уроках удовлетворять повышенные интересы успевающих и преуспевающих учеников.
4. Систематически приобщать учеников к самостоятельной работе с новым учебным материалом, готовить их к самообразованию.
5. Успешно решать проблемы воспитательного характера.
Особенности методики КСО в сравнении с ГСО.
ГСО (групповые способы обучения) | КСО (коллективные способы обучения) |
Организационные | |
-четкость, упорядоченность -говорит один -общение учащихся отсутствует -молчание -постоянное рабочее место | -отсутствует -говорят все -все общаются -рабочий шум -смена |
Дидактические | |
-обучает профессиональный педагог -весь материал - сразу и для всех -мало самостоятельности -сотрудничество отсутствует -усвоение и применение - разнесены | -обучают ученики -разные темпы и материал -полная самостоятельность -сотрудничество - основа обучения -максимально приближены |
Развивающие | |
-ученик - объект -уравниловка, усреднение способностей детей -систематический характер обучения -не учатся выступать -не умеют объяснять | - ученик - субъект + объект -в соответствии с индивидуальными особенностями -спонтанный характер -учатся выступать, рассуждают, доказывают -развитие педагогических способностей |
Воспитательные | |
- каждый работает на себя -отношения - не коллективные | -на себя и на других -отношения ответственной зависимости: коллективистские |
Коллективный способ обучения (КСО) — это образовательная технология, направленная на активизацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся при овладении рациональными способами обучения с учётом индивидуальных особенностей каждого участника посредством взаимодействия друг с другом в диалоге.
Организация обучения в диалоге может быть:
- Индивидуальной;
- Работа в парах сменного состава (ПСС);
- Работа в парах постоянного состава (ППС);
- Работа в малой группе;
- Работа в большой группе.
Целевые ориентации КСО:
- усвоение знаний, умений и навыков;
- развитие коммуникативных качеств личности при работе в диалоге.
Одна из важнейших задач – придание позиции ученика в учебном процессе статуса субъекта познания, формирование ценностных ориентаций:
- учение для ученика приобретает личностный смысл;
- ученик сам определяет цели своего учения (содержание, уровень);
- каждый ученик обладает свободой выбора и возможностью принимать собственные решения в области вариативного содержания, форм учения, самообразования, темпа, сотрудничества и взаимопомощи, передвижения по классу и так далее;
- каждый ученик имеет возможность реализовывать в учебном процессе потребность в творческой деятельности, то есть поощряются собственные оригинальные решения, идеи, оформление и т.д.
- каждый ученик имеет возможность сам оценить свои учебные достижения, высказать любое собственное оценочное суждение;
- ответственность за результаты учения и за любую другую учебную деятельность ученик берёт на себя;
- ученик осознаёт свои пробелы и достижения и сам принимает решения и программу самосовершенствования.
Согласно теории Дьяченко в основу коллективного способа обучения (КСО) должны быть заложены следующие восемь принципов:
1. Завершенность: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий;
2. Интернационализм: обучение должно происходить на языках, представители которых принимают участие в учебном процессе. При этом происходит взаимное проникновение культур на базе предметного изучения того или иного языка;
3. Дифференциальный подход: каждый из обучаемых может работать согласно своим возможностям и способностям;
4. Всеобщее сотрудничество и взаимопомощь: любой учащийся, прошедший процесс обучения, должен приобрести навыки сотрудничества с другими; уметь оказывать помощь и уметь получать ее;
5. Разновозрастность и разноуровневость: поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного возраста и уровня, то это умение должно выработаться в учебном процессе;
6. Разделение учебного труда: с одной стороны, чем будет большее разнообразие изучаемых тем, тем богаче общество в целом; с другой стороны, значительно легче усвоить тот или иной учебный материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ;
7. Педагогизация населения: фактически любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, этому необходимо учиться в самом процессе обучения;
8. Безотлагательная и непрерывная передача знаний: знания, вырабатываемые обществом, должны немедленно становиться содержанием учебного процесса.
Существенно меняется роль учителя в учебном процессе: его главная задача теперь – обеспечить условия для оптимального удовлетворения вышеназванных запросов учащихся и помогать становлению их личности:
- учитель становится организатором отношений и взаимоотношений в учебном процессе;
- осуществляет мотивационное управление учением школьников;
- создаёт ситуацию успеха, оказывает помощь и поддержку;
-демонстрирует полное доверие ребёнку, веру в его возможности;
- откровенно высказывает собственную позицию.
В принципе, в корне меняется деятельность учеников и деятельность преподавателя. На коллективных занятиях каждый ученик становится учителем. Конечно, это происходит не мгновенно, но происходит обязательно, как только ученики начинают работать в парах сменного состава. Все обучают всех. При групповом способе обучения учитель все делал сам, при коллективном все делает коллектив. У педагога, наконец, время для изучения новейших достижений науки, методики, передового опыта.
Каждый ученик вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи.
В процессе обучения происходит усвоение систематизированных знаний, умений и навыков. В результате ученик после окончания школы готов продолжить свое образование самостоятельно, имеет навыки систематически и интенсивно заниматься самообразованием.
Актуальность использования технологии КСО в условиях ФГОС
Этапы урока КСО | Этапы урока по ФГОС |
I Подготовка к выполнению задания в диалоге. 1 Орг. Момент 2 Повторение пройденного 3 Постановка познавательной задачи или создание проблемой ситуации; инструктаж | 1 Орг. Момент 2 Актуализация знаний 3 Самоопределение к деятельности |
II Работа в диалоге. 1 Работа в ПСС 2 Работа в малых группах | Учебно-познавательная деятельность (обучение) |
III Заключительная часть. 1 Сообщение о результате работы в группах 2 Решение проблемы, поставленной в начале урока 3 Творческое задание 4 Рефлексия | Учебно-познавательная деятельность (обучение) Интеллектуально-преобразовательная деятельность Рефлексия |
Технологию коллективного способа обучения можно использовать на уроках всех дисциплин при изучении любой темы, где целесообразна совместная деятельность. Главное – первые задания давать такие, чтобы основное внимание уделялось освоению приемов взаимодействия, умению общаться друг с другом, называть диалогическую и монологическую речь. Для этого учитель должен подготовить памятки, карточки- опоры, примерные диалоги общения по темам для облегчения общения детей при их совместной деятельности.
Внедрение технологии КСО предполагает исключение методов принуждения к учению и использования лишь тех методов, которые вовлекают детей в общий труд учения, вызывая чувства успеха, движения вперед, развития.
В условии применения технология коллективного способа обучения каждый обучаемый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе.
У него повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда, формируется самооценка личности, своих возможностей, достоинств и ограничений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная педагогическая технология "ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ Пары сменного состава "
Normal style=\'text-align:justify\'>Целевые установки рассматриваемой технологии: Организация усвоения материала (обычно это усвоение правил и алгоритмов деятельности в ЧС)Развитие коммуникативн...
Модель современного урока. Применение технологии "Коллективный способ обучения" на уроках русского языка
Вашему вниманию предлагается описание технологии "Коллективный способ обучения" и её практического применения на уроках русского языка в 7 и 8 классах по темам: "Правописание гласных в корне слова" , ...
Использование технологии «Коллективный способ обучения по Ривину – Дьяченко» на уроках русского языка
1. Введение.2. Теоретическая часть:1) концептуальные основы технологии;2) особенности содержания и сущностные характеристики КСО;3) методики технологии КСО;3. Практическая часть:1) конспект урока русс...
Открытый урок математики для 6 класса по технологии коллективного способа обучения.
Данная разработка была создана для участия в 4 межшкольной научной сессии " Развитие образовательноq среды" в марте 2014 года.Математика 6 класс, тема урока " Длина окружности и площадь кру...
Использование технологии коллективного способа обучения на уроках английского языка Зайцева С.Г.
Использование технологии коллективного способа обучения на уроках английского языка (методические рекомендации) Выполнила:Зайцева С.Г.учитель английского языкаМОУ «СОШ № 7...
Система уроков по тема "Сумма углов треугольника" с использованием технологии коллективного способа обучения (А. Г. Ривина)
Система уроков по тема "Сумма углов треугольника" с использованием технологии коллективного способа обучения (А. Г. Ривина)...
Технология коллективных способов обучения и их реализация на уроках изобразительного искусства
Важность и необходимость своих предметов в школе знает каждый учитель, но часто открытым остаётся вопрос, «где пригодятся знания, умения, полученные на уроках?» Разговоры же о том, что «каждый о...