Открытый урок математики для 6 класса по технологии коллективного способа обучения.
методическая разработка по геометрии (6 класс) по теме

Железнова Яна Александровна

Данная разработка  была создана для участия в 4 межшкольной научной сессии " Развитие образовательноq среды" в марте 2014 года.

Математика 6 класс, тема урока " Длина окружности и площадь круга", тип урока - закрепление изучаемого материала, технология КСО, методика « взаимообмен заданиями». Разработка содержит описание урока и наглядную презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Описание урока40.63 КБ
Файл otkrytyy_urok_1.ppsx935.58 КБ

Предварительный просмотр:

слайд № 1

Тема: Длина окружности и площадь круга

Тип урока: закрепление изучаемого материала

Технология КСО, методика « Взаимообмен заданиями»

Учитель математики ГБОУ гимназии №1504 Железнова Я.А.

Цели: слайд № 2

Образовательные: совершенствовать навыки решения задач на применение формул длины окружности  и площади круга; учить переносить свои знания и умения в нестандартные ситуации.

Развивающие:

Развивать вычислительные навыки, устную и письменную математическую речь, память,  познавательных умений,  абстрактного и логического мышления.

Воспитательные:

Воспитывать умения сотрудничества, выслушивать товарища, уважать мнение оппонента, стремления к познанию, интереса к математике, активности ,усидчивость и трудолюбия, формирование ответственности и  требовательности к себе и другим,  положительного отношения к знаниям.

Ход урока:  слайд № 3

  1. Организационный
  2. Актуализация знаний
  3. Постановка целей урока и инструктаж
  4. Запуск методики
  5. Самостоятельная работа
  6. Подведение итогов
  7. Домашнее задание

2. Актуализация:

  1. слайд № 4  Найдите и запишите в тетрадь  правильные формулы:   

С = 2πr ;  S = πr2 ;   C = πd;   d = 2r

  1. слайд № 5 Что означают в данных формулах  с, d, π , r?   Чему равно число π?  
  2. Рефлексия: Поднимите руки, кто вспомнил все правильные формулы сам?  У кого возникли затруднения? Кто вспомнил формулы с помощью учебника или своего соседа?

  1. Постановка цели урока, мотивация, инструктаж.

Сегодня цель нашего урока научиться решать различные задачи, используя формулы для нахождения длины окружности и площади круга. Работать мы будем в группах, контролируя своих товарищей и  себя самостоятельно.

  1. Запуск Методики:   20 минут

Организация работы:

  • Класс делится на группы по 4 человека ( 4 цвета: красный, желтый, синий, зеленый.).

Проверка готовности слайд № 6

  • 1) таблица учета 1,
  • 2) листок с дополнительными заданиями 4,
  • 3) листы консультанты к карточке каждого цвета 4,
  • 4) Каждому ученику выдается пошаговая инструкция 4.
  • 5) карточки с заданиями (красная, зеленая синяя, желтая) 4.

1)    Таблица учета:   слайд № 7

Фамилия

СИНЯЯ

ЗЕЛЕНАЯ

КРАСНАЯ

ЖЕЛТАЯ

Иванов

Петров

Сидоров

Маркин

  1. Дополнительные задания: слайд № 8

Дополнительные задачи.

  1. В квадрате со стороной 15 см, сделан круглый надрез  радиусом 5 см. Найдите длину окружности выреза и площадь оставшейся части квадрата?
  2. В круге радиусом 7 см сделан вырез в форме квадрата со стороной 4 см. Найдите длину окружности этого круга и площадь оставшейся его части.
  3. В квадрате со стороной 17 см сделаны два круглых отверстия радиусами 2 см и 3 см. Найдите сумму длин окружностей этих вырезов и площадь оставшейся части квадрата
  4. В прямоугольнике со сторонами 5 см и 12 см сделаны три круглых выреза радиусами 1см, 2 см и 3 см. Найдите сумму длин окружностей этих вырезов и площадь оставшейся части прямоугольника.

  1. Карточки консультанты: слайд № 9

Синяя

Зеленая

Красная

Желтая

  1. d = C : π

d = 56,52 : 3,14 = 18

r = d : 2

r = 18 : 2 = 9

S = π ∙ r2

S = 3,14 ∙ 92 = 254,34

  1. S1 = ab

S1 = 12 ∙ 9 = 108

S2 = π ∙ r2

S2 = 3,14 ∙ 42 = 50,24

S = S1 - S2 

S =  108 – 50,24 = 57,76

  1. r = d : 2

r = 2,8 : 2 = 1,4

S = π ∙ r2

S = 3 ∙ 1,42 = 5,88

0,5S = 5,88 ∙ 0,5 = 2,94

  1. d1 = C1 : π

d1 = 14,26 : 3,1 = 4,6

d2 = 0,4 ∙ d1

d2 = 4,6 ∙ 0,4 = 1,84

C2 = π ∙ d2 

C2 = 3,1 ∙1,84 = 5,704

  1. d = C : π

d = 50,24 : 3,14 = 16

r = d : 2

r = 16 : 2 = 8

S = π ∙ r2

S = 3,14 ∙ 82= 200,96

  1. S1 = ab

S1 = 10 ∙ 8 = 80

S2 = π ∙ r2

S2 = 3,14 ∙ 32 = 28,26

S = S1 - S2 

S =  80 – 28,26 = 51,74

  1. r = d : 2

r = 7,4 : 2 = 3,7

S = π ∙ r2

S = 3 ∙ 3,72 = 41,07

0,6S = 41,07 ∙ 0,6 = 24,642

  1. d1 = C1 : π

d1 = 11,16 : 3,1 = 3,6

d2 = 0,6 ∙ d1

d2 = 3,6 ∙ 0,6 = 2,16

C2 = π ∙ d2 

C2 = 3,1 ∙2,16 = 6,696

  1. Инструкция: слайд № 10
  1. Получи карточку и поставь точку в листе учёта напротив своей фамилии
    2. Выполни задание 2 а. Проверь себя  с помощью карточки – консультанта нужного цвета.
    3. Выполни задание 2 б. Проверь себя с помощью карточки-консультанта нужного цвета. В листе учёта точку замени на «+».

4. Найди партнера по цветовому сигналу:

ПЕРВЫЙ ОБМЕН С ↔З, Ж↔К

ВТОРОЙ ОБМЕН  С↔Ж, З↔ К

ТРЕТИЙ ОБМЕН  С↔К,  Ж↔З
5. Объясни напарнику задание 2 а и запиши решение в его тетрадь.

6.Выслушай объяснение напарника задания 2 а. Проверь, как напарник сделал записи в твоей тетради. Ваша цель – выучить своего партнера!
7. Поменяйтесь карточками и выполните  задание 2 б новой карточки.
8. Сверьте. Если задания выполнены одинаково, то поблагодарите друг друга. В таблице учета поставьте « +» напротив той карточки, которую тебе передал напарник. Если задания выполнены неодинаково, то  найдите и исправьте ошибку.
9. Вернись к пункту № 4.

  1. Карточки с заданием: слайд № 11

Синяя

Зеленая

Красная

Желтая

1.С = 2πr

S = πr2

C = πd

d = 2r

1.С = 2πr

S = πr2

C = πd

d = 2r

S = ab

1.С = 2πr

S = πr2

C = πd

d = 2r

1.С = 2πr

S = πr2

C = πd

d = 2r

  1. a)Длина окружности 56, 52 м. Найдите  площадь круга, ограниченного этой окружностью.

2. а) В прямоугольнике со стороной 12 см и 9 см, сделан круглый вырез, радиусом 4 см. Найти площадь получившейся фигуры?

2. а) Найдите  0,5 площади круга, диаметр которого равен 2,8 см, π ≈ 3

2.а)Длина окружности 14,26 дм. Чему равна длина второй окружности, у которой диаметр составляет  0,4 диаметра первой окружности.  Число π округлите до десятых.

Б)Длина окружности 50, 24 м. Найдите  площадь круга, ограниченного этой окружностью.

Б)В прямоугольнике со стороной 8 см и 10 см см, сделан круглый вырез, радиусом 3 см. Найти площадь получившейся фигуры?

Б)Найдите 0,6 площади  круга, диаметр которого равен 7,4 мм. π ≈ 3

Б) Длина окружности 11,16 дм. Чему равна длина второй окружности, у которой диаметр составляет  0,6 диаметра первой окружности.  Число π округлите до десятых.

 Мои пояснения

  • Ученики между собой распределяют разноцветные карточки с заданиями (красная, желтая ,синяя, зеленая) и начинается работа. Учитель помогает по необходимости.  Проверка по карточкам консультантам.
  • Если ученик закончил работу по своей карточке, он отмечает это в карточке учета и  находит партнера с карточкой другого цвета. Задача каждого ученика – отработать все карточки блока.
  • Если нет свободного ученика, готового к обмену, можно воспользоваться дополнительными заданиями.
  • Учитель контролирует. По необходимости консультирует, координирует весь процесс и  ведет сводный листок учета!

  1. слайд № 12 С.р. на 15 минут по аналогичным заданиям всего блока, два варианта.

Вариант 1

  1. Длина окружности 6,28 м. Найдите площадь круга, ограниченного этой окружностью .
  2.  В прямоугольнике со стороной 7 см и 6 см см, сделан круглый вырез, радиусом 2 см. Найти площадь получившейся фигуры?
  3. Найдите 0,3 площади  круга, диаметр которого равен 3,8 мм. π ≈ 3
  4. Длина окружности 9,3 м. Чему равна длина второй окружности, у которой диаметр составляет  0,4 диаметра первой окружности.  

Число π округлите до десятых.

Вариант 2

  1. Длина окружности 18,84 м. Найдите площадь круга, ограниченного этой окружностью.
  2.  В прямоугольнике со стороной 10 см и 9 дм, сделан круглый вырез, радиусом 3 см. Найти площадь получившейся фигуры?
  3. Найдите 0,7 площади  круга, диаметр которого равен 1,2 мм. π ≈ 3
  4. Длина окружности 6,2 м. Чему равна длина второй окружности, у которой диаметр составляет  0,3 диаметра первой окружности.  

Число π округлите до десятых.

По окончании С.Р.:

  • Ученики обмениваются тетрадями и проверяют ответы соседа по парте по готовым ответам, спроецированным учителем на доску: 

слайд № 13        ОТВЕТЫ: 1 вариант:  3,14;    29,44;    3,249;   3,72

                                                2 вариант:  28,26;   61,74;   0,756;    1,86

  • Выставляем отметку: слайд № 14

 Критерии отметок: 4 задания – «5», 3 задания «4», 2 задания «3», меньше двух заданий «2»

  • Сдаем тетради на проверку: Учитель проверяет уже решение и все расчеты и  на следующий урок объявит отметку.

  1. Итог: слайд № 15. Рефлексия

Поднимите руки у кого  «5», опустите, у кого «4», у кого «3», у кого  «2»?

  • Кто удовлетворен своей работой на уроке?
  • Что было трудно?
  • Что нужно сделать, чтобы преодолеть эти трудности?

  1. Домашнее задание. слайд № 16

 Кто выполнил работу на отметку «5» без Д.З. Остальные, возьмите себе карточку другого варианта и выполните  те задания, которые вы выполнили неправильно.

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложение чисел с разными знаками Учитель математики ГБОУ гимназии №1504 Железнова Я.А. Урок усвоения нового материала и первичного закрепления

Слайд 2

Цели урока по ФГОС (цели учителя) Образовательные : развитие представлений о числе, овладение навыками устных и письменных вычислений. Развивающие: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры. Воспитательные: умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем, умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Слайд 3

Цели ученика Первый уровень. Я узнаю алгоритм сложения чисел с разными знаками и смогу применить его для натуральных чисел. Второй уровень. Я смогу идти дальше, применяя алгоритм сложения чисел с разными знаками для десятичных дробей. Третий уровень. Я смогу использовать алгоритм сложения чисел с разными знаками в окружающей жизни.

Слайд 4

Этапы урока Организационный этап. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний. Этап усвоения новых знаний. Этап закрепления знаний. Информация о домашнем задании.

Слайд 5

1. Организационный этап ( игровой момент) Поднимите правую руку вверх, если число вашего рождения делится на 5. Поднимите левую руку вверх, если число вашего рождения делится на 2. У кого подняты обе руки? Почему? А почему у некоторых учащихся не поднято ни одной руки?

Слайд 6

Разбейте числа, которые вы видите на слайде, на группы. -97; 7; -0,3; 10,5; 200; 52; 0,3; -6; -5,4 положительные отрицательные дробные целые 2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний ( проблемная ситуация).

Слайд 7

Проверка Что вы уже умеете делать с положительными и отрицательными числами? положительные отрицательные дробные целые 7; 10,5; 200; 52; 0,3 -97; -0,3; -6; -5,4 -0,3; 10,5; 0,3; -5,4 -97; 7; 200; 52; -6 Назовите модуль каждого числа. -97; 7; -0,3; 10,5; 200; 52; 0,3; -6; -5,4

Слайд 8

Вычислите, подтверждая правилом. - 14 + ( - 23) - 42 + ( - 32) 0 + ( - 11,3) 7 + ( - 14) - 8 + 10 - 436 + 187 = - 37 = - 74 = - 11,3 = - 7 = 2

Слайд 9

Удобно ли складывать числа -456 и 287 по координатной прямой? Как же нам быть в подобных случаях? Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Запишите тему урока «Сложение чисел с разными знаками» Чем мы будем заниматься на уроке? Какую цель вы определите для себя на данном уроке?

Слайд 10

3. Этап усвоения новых знаний (исследование) Перед вами материал для исследования. Ваша задача - выполняя задания по карточкам, выдвинуть гипотезу: как сложить числа с разными знаками. С помощью координатной прямой выполните сложение чисел и заполните таблицу Пример Сравнить Знак суммы Ответ - 4 + 3= |- 4 | | 3 | 7 + ( -2 )= | 7 | | - 2| 5 +(- 6) = | 5 | | - 6 | -2 + 4= | - 2 | | 4 | Рабочая карточка № 1

Слайд 11

Рабочая карточка № 2 Обратите внимание на знак ответов. Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками какой знак может получиться? _________________________ С каким из знаков слагаемых совпадает знак ответа? ______________________________________________________________________ Что можно сказать о модуле этого слагаемого по сравнению с модулем другого слагаемого? Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками , получается знак числа модуль которого_________________________________ Обратите внимание на модуль ответа. Как он связан с модулями слагаемых? Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками модуль ответа равен __________________________________________________. Основываясь на полученных выводах ,не используя координатную прямую, сложите числа: 26 +(- 43)= -72 + 22= 13 + (-18)= Попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками: Чтобы сложить два числа с разными знаками надо: 1) из ________ модуля слагаемых ________ ________ ; 2) поставить перед полученным числом ________ того слагаемого, ________ которого ________ . Проверьте себя по учебнику на стр.180. (обрати внимание на рекомендацию авторов учебника , записанную после правила сложения чисел с разными знаками).

Слайд 12

Вывод Алгоритм сложения чисел с разными знаками. Из большего модуля слагаемых вычесть меньший. Поставить перед полученным числом знак того слагаемого, модуль которого больше.

Слайд 13

Алгоритм сложения чисел с разными знаками Из большего модуля слагаемых вычесть меньший. Поставить знак перед полученным числом знак того слагаемого, модуль которого больше. – 456 + 287 = = (456 – 287) = = 169 – –

Слайд 14

1) –22 + 5= 2) 59 + (– 79)= 3) –7 + 15 = 4) 4 5 + ( – 36) = 5 ) (–25) + 21 = 6 ) 24 +(–16) = 7 ) 8,6 + (–17,6) = 8 ) – 8,5 + 8,5 = 9 ) – 5,5 + 9,5 = 10 ) – 15,3 + 35,3 = 1 1 ) 16,7 + (– 8,7) = М Р Б Х А У П Г Т – 4 – 20 – 17 9 8 0 4 – 9 20 4. Этап закрепление новых знаний. Первый уровень: решаем вместе у доски, проговаривая алгоритм. Второй уровень: самостоятельно с проверкой ответа.

Слайд 15

Брахмагупта индийский математик излагал правила сложения: «сумма двух имуществ есть имущество»; «сумма двух долгов есть долг»; «сумма имущества и долга равна их разности».

Слайд 16

Первичная проверка знаний Первый уровень Второй уровень Третий уровень 1 . 36 +(- 33) 2 . 15 + (-18) 3 . - 54 + 54 4 . - 44 +56 5 . 25 + (-25) 6 . - 92 + 12 1 . -1,4 + 2,7 2 . 3,6 + (- 3,6) 3 . - 2,2+ 1,5 4 . 7,2+(- 5,4) 5 . 4,9+ (- 5,2) 6 . - 4,9 + 4,9 В течении недели температура воздуха изменялась соответственно на -3,2 º ; 6,1 º ; -0,8 º ; -5,4 º ; 1,9 º ; 1,7 º . Найдите температуру воздуха к концу недели, если в начале она была 1 º . Задание на экране, у каждого ученика листок для записи ответов, который потом сдается учителю для проверки. Вычисления выполняются в тетради.

Слайд 17

Проверка Первый уровень Второй уровень Третий уровень 3 -3 0 12 0 - 80 1,3 0 -0,7 1,8 -0,3 0 -2,2 3,9 3,1 -2,3 -0,4 1,3 Ответы выводятся на экран, учащиеся сравнивают по своим ответам в тетради и исправляют ошибки.

Слайд 18

Критерии отметок 6 заданий – «5 » 5 заданий «4 » 4 задания «3 » Отметки в журнал выставляются только за хороший и отличный результат.

Слайд 19

Итоги Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели? Кто удовлетворен своей работой на уроке? Что было трудно? Что нужно сделать, чтобы преодолеть эти трудности? За что вы можете похвалить себя?

Слайд 20

Домашнее задание Кто получил « 5» за самостоятельную работу - без домашнего задания Остальным рекомендую № 1081,1086


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель современного урока. Применение технологии "Коллективный способ обучения" на уроках русского языка

Вашему вниманию предлагается описание технологии "Коллективный способ обучения" и её практического применения на уроках русского языка в 7 и 8 классах по темам: "Правописание гласных в корне слова" , ...

Использование технологии «Коллективный способ обучения по Ривину – Дьяченко» на уроках русского языка

1. Введение.2. Теоретическая часть:1) концептуальные основы технологии;2) особенности содержания и сущностные характеристики КСО;3) методики технологии КСО;3. Практическая часть:1) конспект урока русс...

Использование технологии коллективного способа обучения на уроках английского языка Зайцева С.Г.

Использование технологии  коллективного способа обучения на уроках английского языка  (методические рекомендации)  Выполнила:Зайцева С.Г.учитель английского языкаМОУ «СОШ № 7...

Система уроков по тема "Сумма углов треугольника" с использованием технологии коллективного способа обучения (А. Г. Ривина)

Система уроков по тема "Сумма углов треугольника" с использованием технологии коллективного способа обучения (А. Г. Ривина)...

Технология коллективных способов обучения и их реализация на уроках изобразительного искусства

Важность и необходимость своих предметов в школе знает каждый учитель, но часто открытым остаётся вопрос, «где пригодятся знания, умения, полученные на уроках?»  Разговоры же о том, что «каждый о...

Из опыта работы на тему "Развитие коммуникативных навыков обучающихся на уроках иностранного языка посредством технологии коллективного способа обучения (на основе краеведческого материала)"

Известно, что образование подразумевает единый процесс воспитания и обучения ученика, в ходе которого он становится личностью. Осознание того, что отношения между учителем и учениками должны строиться...

«РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

Технология коллективного способа обучения позволяет развивать у обучающихся самостоятельность и коммуникативные умения.  Сочетание различных организационных форм, коллективные способы обучения об...