Использование технологии коллективного способа обучения на уроках английского языка Зайцева С.Г.
методическая разработка по английскому языку на тему

 

Использование технологии

 коллективного способа обучения

на уроках английского языка

 

(методические рекомендации)

 

 

Выполнила:

Зайцева С.Г.

учитель английского языка

МОУ «СОШ № 75»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_kso.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ № 75»

        

Использование технологии

 коллективного способа обучения

на уроках английского языка

(методические рекомендации)

 

Выполнила:

Зайцева С.Г.

учитель английского языка

МОУ «СОШ № 75»

Саратов

2012

Актуальность технологии  КСО

в преподавании иностранного языка

Демократизация и гуманизация педагогического процесса предъявляют качественно новые требования к деятельности учителя и ученика на уроке. Главная роль учителя – помочь ребенку учиться самому, сохраняя здоровье, работоспособность, развивать личность, способную стать творцом новой жизни.

Коллективный способ обучения (КСО), разработчиком которого является профессор В.К. Дьяченко – это технология коллективного, группового, парного обучения. Главная идея технологии – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе.

Согласно требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы в начальной школе изучение иностранного языка  будет способствовать формированию у младших школьников коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности общаться с носителями языка с учётом их речевых возможностей и потребностей в разных формах: устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо).

Применение технологии КСО на уроках иностранного языка даёт возможность ученикам больше общаться друг с другом, передавать свои знания, проверять, обмениваться заданиями, т.е. включаться в коммуникативную деятельность, учиться культуре общения, взаимоподдержке. Каждый ребёнок пробует себя в роли учителя, раскрывает свои возможности, умения, талант. Демократический стиль общения, присущий данной технологии, снимает языковой барьер. Общение учащихся на иностранном языке становится  более раскованным, живым. В каждый момент общения (работы) половина учащихся говорит, половина слушает. Минимальное количество участников — 4 человека.

В каждом классе есть дети с разными способностями. Учителю нужно и надо учитывать способности каждого и в то же время он должен обучать класс, как единую группу. При коллективном способе обучения каждый ученик отвечает не только за свои знания и учебные успехи, но также за знания и учебные успехи товарищей по учебной работе. Каждую изучаемую тему (вопрос) участник занятий может излагать другим участникам, работая с каждым по очереди до полного, прочного и всестороннего овладения ею. Происходит полное совпадение коллективных и личных, индивидуальных интересов: чем лучше я обучаю других, тем больше я знаю сам. 

 КСО реально превращает школьников в субъектов самообразования и самовоспитания. Процесс изучения иностранного языка становится более привлекательным для учащихся, возрастает его эффективность.

Методические приемы использования технологии КСО на уроках английского языка

  • Урок по теме «Какого домашнего животного ты хотел бы иметь?»

1 этап. Работа в парах сменного состава.

У учащихся картинки (фотографии) с изображением домашних питомцев. Им предлагается ответить на вопрос: «Что делаешь ты, чтобы твой питомец был счастлив?» Задача: рассказать о своём питомце 2-3 человекам, послушать рассказы других, получить оценку и оценить других. Условие: нельзя «передвигаться», если рассказал плохо. У каждого – оценочный лист. Проверяющий закрашивает «смайлик» соответствующим цветом: зелёный – «рассказ понравился, ошибок не было»; жёлтый – «рассказ понравился, ошибки есть, но не затрудняют понимание»; красный – «рассказ не понравился, ошибки затрудняют понимание».

2 этап. Работа в парах сменного состава.

  1. Каждый ученик по опоре в учебнике составляет монологическое высказывание из 6 фраз.

I have got …

Its name is…

I must … every day.

I must sometimes …

I like …

2. Первый партнер рассказывает второму о своём питомце.

Второй партнер рассказывает первому о своём.

Оценивают друг друга и переходят в новую пару.

В новой паре работают как в первой (по пунктам 2-3).

Выслушав рассказы друг друга и оценив их (2-3 «смайлика»), учащиеся возвращаются к своим первым партнёрам.

3 этап. Работа в паре.

Учащимся предлагается побеседовать о питомцах своих одноклассников, расспросить друг друга о них: «Какой питомец у Паши? Как его зовут? Как он о нём заботиться? Какого питомца он хотел бы иметь ещё?»

Подготовленный диалог учащиеся проигрывают перед всем классом.

Учащиеся сдают оценочные листы. Оценивается деятельность учащихся с учётом их взаимооценок.

  • Урок по теме «Проверь себя».

1 этап. Установка.

Учитель определяет 3 малые группы для дальнейшей работы над  заданиями READING, VOCABULARY/GRAMMAR. Группы разнородны по своему составу, тем самым слабые учащиеся будут иметь возможность воспользоваться помощью сильных учеников, а сильные ученики выступят в роли учителей. Учитель объясняет задачи текущего урока.

Класс разбивается на 3 группы (по количеству заданий) из 4-6 человек (мальчики и девочки разного уровня обученности). Внутри группы распределяются роли (учитель, эксперт, спикеры).

2 этап. Работа в малых группах.

Группам даётся определённое задание. По ходу выполнения оно объясняется вслух учеником-учителем и контролируется экспертом (сильные учащиеся). После его выполнения спикеры будут представлять задание для всего класса.

Группа 1 выполняет работу над заданием READING. Вид задания — classifying (классификация), reading aloud (чтение вслух). В задании контролируется умение читать, используя правила чтения. Сначала учащиеся письменно распределяют слова по столбикам в соответствии с правилами чтения выделенных гласных (объясняет ученик-учитель). Затем читают вслух (эксперт - хорошо читающий ученик – контролирует).

Группа 2 работает над выполнением задания 1 VOCABULARY/GRAMMAR. Цель – коррекция ошибок, допущенных при употреблении модальных глаголов и времени Past Simple. Вид задания — multiple choice (множественный выбор).

Группа 3 выполняет задание 2 VOCABULARY/GRAMMAR. Цель – коррекция ошибок, допущенных при использовании лексических единиц по теме «Внешность». Вид задания — gap filling (заполнение пропуска).

  1. этап. Представление результатов. Коллективная работа.

После выполнения заданий всеми группами учитель организует общее представление работы:

  • на доске учащимися записываются ключи к заданиям;
  • спикеры каждой группы объясняют своё задание;
  • работа каждой группы оценивается самими учащимися по критериям -  правильность выполнения, доступность изложения.

По ходу представления задания группой 1 учащиеся групп 2 и 3 корректируют ошибки, допущенные ими в задании READING. При представлении задания 1 VOCABULARY/GRAMMAR группой 2 учащиеся групп 1 и 3 работают над своими ошибками в этом задании. Аналогично при демонстрации задания 2 VOCABULARY/GRAMMAR группой 3 действуют учащиеся групп 1 и 2.

4 этап. Завершение работы. Взаимооценивание и контроль. Работа в парах сменного состава.

Учащиеся каждой группы проверяют правильность и качество выполнения своего задания учащимися других групп (группа 1 проверяет также чтение слов вслух). Оценивают друг друга. В результате, в тетрадях у каждого ученика три выполненных задания (работа над ошибками) и три оценки одноклассников за качество их выполнения. Учитель собирает тетради для дополнительной проверки.

  • Урок по теме «Ты хорошо знаешь своего друга?».

1 этап. Работа в группе.

Учащиеся разбиваются на группы по 4 человека. Сначала дети знакомятся с новыми словами в тексте. Строят предположения, о чем идет речь.  Рассуждают о том, по каким словам они могли догадаться о героях рассказа.

Далее перед учащимися ставиться задача: поставить отрывки в правильной последовательности, чтобы получился рассказ.

2 этап. Индивидуальная работа.

Каждый из партнеров получает свой отрывок текста для работы. Учащиеся читают и переводят свой отрывок самостоятельно.  

3 этап. Работа в парах.

  1. Первый партнер читает второму свой текст, второй слушает.  
  2. Второй партнер переводит текст первого партнера с опорой на этот текст. Первый слушает, добавляет.
  3. Обмениваются текстами и переходят в следующую пару в группе.
  4. В новой паре работают так, как в первой (по пунктам 1-2).
  5. Обмениваются текстами и переходят в следующую пару.
  6. В новой паре работают так, как в первой и во второй (по пунктам 1-2).

В результате каждый из четырёх членов группы прочитал и знает содержание всех отрывков рассказа.

4 этап. Работа в группе.

Группа обсуждает и восстанавливает последовательность рассказа. Проверяют, правильно ли догадались, о ком рассказ. Решают, какая картинка не подходит к рассказу. Распределяют слова из рассказа согласно правилам чтения буквы Аа.

5 этап. Коллективная работа.

Называется последовательность отрывков. Представители каждой группы зачитывают по одному отрывку из рассказа в нужной последовательности. Другой представитель от группы записывает на доске слова из рассказа согласно одному из типов чтения буквы Аа. Коллективное обсуждение. Оценивание работы групп (ставится единая оценка всей группе).

  • Урок по теме «Мы будем вместе веселиться».

Технология КСО (метод взаимных диктантов).

1 этап.

Учащиеся дома учили написание слов: best, helpful, to laugh at jokes, to share, to spend a lot of time. Учитель подготовил четыре диктанта по изучаемой теме с использованием данных слов.

Dictation 1.

My best friend is helpful. We laugh at jokes together.

Dictation 2.

My best friend is helpful. We share toys.

Dictation 3.

My best friend is helpful. We spend a lot of time together.

Dictation 4.

My best friend is helpful. We have fun together.

2 этап.

Каждому ученику дается один из текстов. Все ученики рассаживаются по парам и работают в следующем порядке:

  1. Один из работающей пары читает текст по предложениям, другой пишет. (Диктовать надо так, как диктует учитель, но без предварительного чтения всего текста в целом.)
  2. Другой (тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет.
  3. Каждый берет тетрадь своего соседа и без карточки проверяет написанный им диктант.
  4. Открывают карточки и по карточкам проверяют вторично (но уже вместе) сначала один диктант, потом другой.
  5. Допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает устный разбор.
  6. Каждый в своей тетради делает письменно разбор своих ошибок.
  7. Берут тетради друг у друга, еще раз все просматривают и ставят в тетради товарища свою подпись:“Checked. Tanya S.”

3 этап.

На этом совместная работа данной пары заканчивается, ее участники расходятся, находя себе новых товарищей по работе. Новому товарищу диктуется текст диктанта, который диктующий, сам, перед этим уже написал. Таким образом, над каждым диктантом ученик работает дважды: один раз он его пишет сам с последующим разбором допущенных ошибок; другой раз он диктует этот же текст своему товарищу, проверяет, как его товарищ написал, требует разбора ошибок. Только после этого, работа над данным диктантом заканчивается. Ученик, окончивший работу со вторым партнером, переходит к третьему и т. д. При каждой встрече работа ведется над новым диктантом.

В результате, у каждого учащегося в тетради записано 4 диктанта и есть 4 оценки. Учитель собирает тетради для финальной проверки.

Технология КСО (взаимообмен заданиями).

1 этап.

Каждый ученик получает карточку с грамматическим заданием:

№ 1.

  1. Your friend is sad. ____________________________
  2. Your friend hasn’t got toys. _____________________
  3. Your friend is unhappy. ________________________

№ 2.

  1. You are sad. _________________________________
  2. You haven’t got toys. __________________________
  3. You are unhappy. _____________________________

№1.

  1. Your friend has a birthday. ______________________
  2. Your friend is ill. _____________________________
  3. Your friend didn’t come out to play. ______________

№ 2.

  1. You have a birthday. __________________________
  2. You are ill. __________________________________
  3. You didn’t come out to play. ____________________

2 этап. Индивидуальная работа. 

  1. Каждый ученик, получивший карточку с заданием, выполняет ее
    самостоятельно в тетради (самоввод).
  2. Проверяет выполнение у учителя.

3 этап. Работа в паре. 

  1. Первый партнер объясняет второму первое задание своей карточки,
    обязательно записывая его в тетрадь партнера и проговаривая объяснение.
  2. Второй партнер объясняет первому первое задание своей карточки, обязательно записывая его в тетрадь партнера и проговаривая объяснение. Диалоги заканчивают словами: «Второе задание подобное, ты будешь  выполнять его сам».
  3. Каждый ученик выполняет в своей тетради второе задание карточки партнера.
  4. Проверяют правильность выполнения друг у друга.
  5. Делают отметку в листке учета.

Лист учёта выполненных заданий

Дата выполнения _________                                                                                                                  Класс _____________

№ п/п

ФИ учащегося

Качество выполнения задания

Качество выполнения задания

№1

№2

№1

№2

В результате, в тетради у каждого ученика 4 выполненных задания и 4 оценки в листе учёта.

Заключение 

Исходя из специфики образовательной области «иностранный язык», основной и ведущей целью является формирование коммуникативной компетенции, поскольку язык есть средство общения. Коммуникативная компетенция предполагает развитие лингвистической компетенции, знание сведений о языке, наличие умений соотносить языковые средства с задачами и условиями общения, понимание отношений между коммуникантами, умение организовать речевое общение с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания. С нашей точки зрения, одним из наиболее эффективных средств развития коммуникативных способностей является технология КСО. Потому как, она обладает целым рядом достоинств:

  • активность каждого ученика в постижении, передаче знаний в процессе обучения;
  • возможность усвоения учебного материала в объеме и сроки, определяемые психофизиологическими особенностями личности обучаемого;
  • сотрудничество учащихся, коллективизм, взаимное обучение, взаимоконтроль;
  • демократический стиль общения: учитель-ученик, ученик-ученик, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь.

Данная технология может применяться как на протяжении всего урока, так и на отдельных его этапах: при проверке ранее усвоенного, при изучении нового материала, при его закреплении, применении, обобщении, контроле. Используется как для работы над грамматическим, лексическим (языковым) материалом, так и для совершенствования речевых навыков устной и письменной речи.

Список использованной литературы

  1. Английский язык. Книга для чтения. 3 класс: пособие для учащихся  общеобразоват. учреждений / В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа и др. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.
  2. Английский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа и др. – М.: Просвещение, 2011. – 112 с.
  3. Календарно-тематическое поурочное планирование. 2-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.П. Кузовлев, Ю.Н.Кобец. - М.: Просвещение, 2010. – 94 с.
  4. Кузовлев В.П. Английский язык: учебник для 3 класса. / В.П. Кузовлёв, Н.М. Лапа и др.- М.: Просвещение, 2011. - 159с.
  5. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2010. – 72с.                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии «Коллективный способ обучения по Ривину – Дьяченко» на уроках русского языка

1. Введение.2. Теоретическая часть:1) концептуальные основы технологии;2) особенности содержания и сущностные характеристики КСО;3) методики технологии КСО;3. Практическая часть:1) конспект урока русс...

Система уроков по тема "Сумма углов треугольника" с использованием технологии коллективного способа обучения (А. Г. Ривина)

Система уроков по тема "Сумма углов треугольника" с использованием технологии коллективного способа обучения (А. Г. Ривина)...

Методическая разработка урока по теме " Витамины" 8 кл с использованием технологии " Коллективный способ обучения"

Методическая разработка урока по теме " Витамины" 8 кл с использованием технологии " Коллективный способ обучения". Методика " Обмен заданиями" М. А. Мкртчана....

Использование технологии «Мозговой штурм» на уроке английского языка. Урок-игра "Мозговой штурм".

Технология «мозгового штурма» (мозговая атака, «брейнсторминг») хорошо известна среди преподавателей, однако, поскольку ее часто используют на уроках, целесообразно уточнить не...

Использование технологии дополненной реальности на уроках английского языка как средство оптимизации процесса обучения.

Использование сервиса Padlet для конструирования заданий с использованием технологии дополненной реальности для применения на уроках английского языка с целью оптимизации процесса обучения....