Статья "Повышение функциональной грамотности на уроках русского языка"
статья по русскому языку (5, 6, 7 класс)

Данная статья статья даёт учителю  русского языка понимание важности функциональной грамотности современного выпускника. В статье можно найти примеры элементов урока, направленных на повышение ФГ, способов вовлечения учащихся в осознанную познавательную деятельность по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_4.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение функциональной грамотности на уроках русского языка

     От современного выпускника постоянно изменяющаяся жизнь, полная научной, экономической, технологической информации, требует способности использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

 Основные признаки функционально грамотной личности - самостоятельность, стремление к постоянному познанию, коммуникабельность, социализация, умение видеть проблему, выстраивать путь её решения, выбирая нужную технологию из имеющихся.

     Сложный, многосторонний процесс формирования функциональной грамотности на уроках русского языка заставляет учителя придумывать новые формы работы, видоизменять старые.

     Примеры применения исследовательского метода на уроках русского языка:

  1. 6 класс - “Словообразование”: составление словообразовательных гнёзд, работа с этимологией слова, выведение правила на чередование гласных в корне;
  2. 7 класс - “Причастие”, “Деепричастие”: выявление черт сходства/отличия от глагола/наречия/прилагательного; выведение правила Н-НН, НЕ в причастиях и отглагольных прилагательных.

     Упор при этом стоит делать не на заучивание орфографических правил, хотя это тоже развивает память, внимание, воспитывает трудолюбие, а на конечный результат - формирование грамотного письма, умение применить полученные знания в практической речевой деятельности.

     Привлечь внимание к познавательной деятельности на уроках русского языка, “включить” класс поможет метод дискуссии, что, согласитесь, необычно для изучения орфограммы. Например, случаи с неясным значением приставок ПРЕ- и ПРИ-. Вкупе с групповым способом организации работы можно “проголосовать” за варианты написания таких слов, как ПРИГЛАШЕНИЕ, ПРИСПОСОБЛЕНЧЕСТВО, ПРЕВРАЩЕНИЕ, а затем предложить группам доказать свою точку зрения, обратившись к этимологии слова.

     Технология “критического мышления” поможет актуализировать имеющиеся у учащихся знания по теме Н-НН в именах прилагательных и осмыслить уровень своих знаний на пути к освоению темы “Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных”.

     Развитие речи, конечно, даёт безграничное поле деятельности для повышения уровня функциональной грамотности. Начиная от определения темы и поиска ключевых слов и заканчивая аргументированным согласием или несогласием с авторской позицией, ученик работает со словом, текстом.

     Комплексный анализ текста переоценить в свете вышесказанного невозможно. К сожалению, на целостный анализ у учителя обычно нет времени. Но даже каждодневная работа по 2-3 минуты над структурными частями высказывания, озаглавливанием, определением темы, основной мысли, языковыми и литературными приёмами даст свои плоды. Богатый материал мы имеем в темах “Лексика” (5  и 6 класс), разделах “Текст” и “Текстоведение” в 7-9 классах.

     Работа по повышению уровня функциональной грамотности на уроках русского языка многогранна, интересна и требует пристального внимания современного педагога.

     

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.

      Задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслитель...

Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы.

Выступление включает небольшой теоретический материал и несколько примеров работы с ними....

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка

Виды заданий, включенных в презентацию,  помогут учителям  в работе по формированию функциональной грамотности обучающихся....

Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы

Статья о том, какими методами выявляется функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы...

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Какими же практическими умениями и навыками должен обладать функционально грамотный человек? Организацией по международному сотрудничеству и развитию (OECD) и Институтом образования ЮНЕСКО в двенадцат...

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка

Дидактический материал для 6 кл  , применяемый на уроках  русского языка по развитию речи....

Мастер-класс «Задания и упражнения для отработки навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»

Мастер-класс«Задания и упражнения для отработки навыков функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»...