Урок развития речи по русскому языку для 7 класса по теме: "Письмо бойцу: от прошлого к современности".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Данный урок развивает навыки у учащихся по составлению поздравительных и дружеских писем. Урок строится на исторической основе: учащиеся получают возможность проследить как развивался эпистолярный жанр в прошлом столетии, во времена Великой Отечественной войны и в наши дни. Также на уроке прививаются навыки заполнения конвертов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Липовецкая средняя общеобразовательная школа №1» Октябрьского района Приморского края
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЛЯ 7-Х КЛАССОВ НА КОНКУРС «ЛУЧШИЙ УРОК ПИСЬМА - 2019».
ПИСЬМО БОЙЦУ: ОТ ПРОШЛОГО К СОВРЕМЕННОСТИ.
Составитель: учитель русского языка и
литературы I квалификационной категории
Прохорова Евгения Олеговна.
п. Липовцы 2019 год.
Класс: 7.
Тип урока: урок развития речи по русскому языку, «открытие» нового знания.
Тема урока: «Письмо бойцу: от прошлого к современности».
Оборудование: мультимедийный проектор и мультимедийная презентация к уроку «Письма военных лет», раздаточный материал: тексты фронтовых писем времен Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., памятка «Правила оформления почтового конверта», костюм почтальона для учащегося, доска, речевые клише, магниты, почтовые конверты.
Цели урока:
- образовательные:
формирование у учащихся навыков написания дружеских и поздравительных писем;
- развивающие:
развитие навыков заполнения почтового конверта;
- воспитательные:
воспитание у учащихся через преемственность исторических событий прошлых лет и современности чувства патриотизма, уважительного отношения к подвигу бойцов Великой Отечественной войны, уважительного отношения к действиям российских миротворцев на территории Сирийской Арабской республики.
Задачи урока:
- познакомить с письмами фронтовиков Великой Отечественной войны;
- представить учащимся особенности фронтовых писем и функцию их назначения;
- повторить термины, связанные с почтовым делом;
- закрепить навыки составления плана к творческой работе;
- актуализировать знания учащихся об эпистолярном жанре – поздравительном и дружеском письме.
Ход урока:
I. Организационный момент, создание благоприятного психологического климата в классном коллективе.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, связанный с приятными предпраздничными хлопотами. Скоро День защитника Отечества! Вы знаете, что наша школа участвует в акции «Посылка солдату в далекую Сирию», все суетятся, упаковывая ручки, карандаши, тетради, конфеты, а я предлагаю вам наделить посылку умением говорить. Как это сделать вы определите сейчас сами, прослушав отрывок из стихотворения Марии Сергеевны Лукьяновой.
- Формулирование темы и цели урока:
Учитель (читает стихотворный отрывок):
Напишу письмо,
Положу в конверт,
Пусть летит к тебе,
Там, где белый свет…
Учитель: Ребята, какова тема и цель урока?
(Ученики формулируют тему урока и его цель, учитель записывает на доске число, словосочетание «классная работа», тему и цель урока)
На доске магнитами закреплены клише:
Я узнаю:
Я научусь:
Учитель: Что мы должны узнать и чему научиться на уроке? (Цель записывается напротив клише).
Тема урока: Письмо солдату.
Цель: научить писать письма.
- Работа по теме урока:
- Беседа с классом.
Учитель: Письма бывают разные. Именно письма в прошлом столетии позволяли поддерживать связь друг с другом, общаться. Эпистолярный жанр был весьма популярен у ваших бабушек и дедушек, мам и пап.
- Какие виды писем вам известны?
- Пишут ли сейчас дружеские письма друг другу люди?
- Чем хороши такие письма?
- Почему люди перестали писать поздравительные и дружеские письма?
- Как вы считаете, в какие годы переписка между людьми была наиболее активной?
Чтение отрывка из стихотворения Е. Благининой «Письмецо».
Выходит ученица, читает отрывок.
Раскудрявилась берёзка
Возле нашего окна.
Прибежала письмоноска,
Принесла письмо она.
Я сидела песни пела
У окна на сундуке...
Вижу, мама побелела,
Письмецо дрожит в руке. Я вскочила, подбежала,
Письмецо отобрала.
Я его к груди прижала,
Я конверт надорвала.
Учитель: Почему мать лирической героини испытала сильное душевное волнение? Откуда пришло письмо?
2. Сообщение ученика-историка на тему «Фронтовые письма» и демонстрация иллюстраций фронтовых писем через мультимедийный проектор (Слайд 2).
Фронтовые письма бесценны. Они позволяют увидеть войну изнутри. Ведь из маленьких личных войн каждого солдата складывалась война всего народа: люди воевали ради своих близких, ответственность за семью помогала преодолеть все трудности и невзгоды.
Переписка с родными была очень важна для солдата на фронте.
Объем почты, поступавшей на фронт, во время войны был колоссальным - 70 миллионов писем каждый месяц только в действующую армию.
В нечеловеческих условиях письма помогали выжить, дарили надежду и веру в Победу.
Родные и близкие с большим нетерпением ждали писем с фронта. Они согревали души родственников, знакомых.
Перед вами конверт, которым пользуются люди при отправке корреспонденции. Для конвертов на почте в Российской Федерации разработаны стандарты на уровне государства (ГОСТ Р 51506-99). В зависимости от целей, можно приобретать различные виды упаковок для писем.
Если пересылка осуществляется в пределах страны, то все поля, заполненные на лицевой стороне конверта, отражаются только на русском. Для некоторых республик, которые входят в состав Российской Федерации, разрешены свои языки государственного уровня.
Рекомендуется подписывать конверт печатными буквами разборчивым почерком для снижения ошибок при пересылке/доставке. Чернила разрешены синего и черного цветов.
Марки для почтовых конвертов.
Они служат для оплаты пересылки писем, открыток, бандеролей по территории государства и за его границу. Важно, чтобы суммарный номинал марок покрывал стоимость отправки.
Место для наклеивания марки – верхний угол конверта справа. В крайнем случае, когда этот участок занят, можно наклеить марку чуть ниже.
Учитель: ребята, у вас на столах лежат памятки по заполнению почтового конверта. Заполните конверт для отправки письма в Сирию самостоятельно.
Задание 5. Заполнение конверта учащимися.
! Правила оформления почтового конверта (памятка для учеников лежит у каждого на столе).
- Наименование улицы, дом – если есть, то номер корпуса – номер офиса или квартиры;
- Наименование муниципальной единицы (город, село, поселок городского типа);
- Наименование района, к которому относится населенный пункт;
- Автономный округ, край, область, т.п.;
- Название страны;
- Номер абонентского ящика (если есть);
- Индекс соответствующего адресу почтового отделения.
Пример: ул. Ленина, дом 5б, кв.37 г. Хабаровск, Россия, 123456
Учитель: какие поля в конвертах нами не будут заполнены и почему? (не будет индекса, т. к. военный борт доставит все письма в одну точку – авиабазу «Хмеймим»)
- Рефлексия «Векторы на полях» (Слайд 7):
Учитель: Вектор — это математический объект, который характеризуется величиной и направлением.
Задание 6: Выразите свое отношение к уроку, создайте векторы на полях со следующими пометами:
Научился
Узнал
Было интересно
Вызывало затруднение
Учитель: какой из векторов оказался длиннее, а какой - короче? Почему?
Учащиеся выражают свое отношение к уроку.
Д/з: написать письмо военнослужащему.
Учитель: Пишите письма. Ведь строчки, написанные вами на бумаге, могут сохраниться навсегда. Теплые слова поздравлений, дружеские приветы, задушевные беседы с родными и близкими могут стать семейной реликвией. Письмо – это живой голос из прошлого, который звучит вечно. Спасибо, ребята за урок! Мы с вами плодотворно поработали. До свидания!
Приложения.
Приложение1.
Текст для 1 варианта (письмо с фронта):
Добрый день, мои Родные Мама, Люся, Игорь и Леночка!!!
Милые простите, что я вам так долго не писал. Письма ваши все получал, за которые большое спасибо. Их, мои родные, очень мало. Как хочется почитать в свободную минутку ваше письмецо, да еще такое, как вы пишите. После такого письма еще становишься злей, еще больше желания сделать больше, бить сильней эту гадину. Спасибо, милые, за такие письма. Я очень доволен, даже не знаю, как передать мою радость, что хотя через письма, но вы вместе со мной.
Как хорошо, что вы все матери, сестры, братья, родные и близкие вместе с нами куете с нами победу – это еще один их трех залогов нашей победы. Конечно, жаль умереть, но и в тоже время хочется умереть, если твоя смерть приблизит час победы, вы, мои родные, будете жить, замечательно, будете о нас петь замечательные песни и будете с гордо поднятой головой и будете говорить, что ваш родной сын, брат, дядя погиб честно в борьбе за родину, за освобождение.
Мои милые, мои дела хороши. Только давно не получал писем от Коли, да и сам давно ему не писал.
Как милые Ваши дела?
Как, мамочка, твое здоровье?
Пишите больше и чаще.
Крепко целую Ваш Жора
Приложение 2.
Текст для 2 варианта (письмо на фронт) :
Полевая Почта 77680 р Солилову Василию Ивановичу И.О. Рав. посадский р-он ………………….Петрово-Городец Петровский с/с, дом № 1кв 28 Солиловой Л.
Привет и массу наилучших пожеланий в твоей боевой и молодой жизни. Вопервых сообщаю, что твое письмо, писанное тобой 11/ VII -43г. мы получили сегодня т.е. 21/VII 43 За что большое, большое тебе спасибо. Из твоего письма Мы узнали, что ты живешь на старом месте но скоро думаешь перейти в свою часть. Для нас также не менее для тебя была бы большая радость, если бы это тебе удалось. Вася ты вчера пишешь, что давно не получал от папы писем. И мы тоже, Вася давно не получали. Наверное что нибудь случилось с ним или заболел или убили. А может быть к нам едет? Едвали от туда пустят. Вася живём мы тоже ничего. Мама с В(Г)ерой и иногда помогает М…… носят в Марн(к)ове 5ую копну. Очень трава слесткая порой И носится очень трудно. Погода не благоприятствует по синокосу Каждый день идут дожди. Сушить совсем нельзя ХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХХ корова доит плохо, да еще поросёнка то кормить На зиму зато будем обеспечены мясом. Вася, вчера у меня Были здесь военные и з тейково 25-года Мы на них жалел ….. …. Мама конечно дело поплакала. Вася вместе с твоим письмом я получила письмо от твоего товарища Круглова И.А. Пишет, что ты ему многое про меня рассказывал и узнал адрес у тебя и хочет со мной вести переписку. Я конечно дело рада иметь переписку с твоим товарищем если что с тобой случится , он может сообщить. Вместе с твоим письмом пишу письмо и ему Теперь ты от нас ничего не скроешь. А то ты наверное много От нас скрываешь не хочешь нас расстраивать. Городе Все описали затем ……. крепко накрепко
Приложение 3.
Правила оформления почтового конверта (памятка для учеников лежит у каждого на столе).
- Наименование улицы, дом – если есть, то номер корпуса – номер офиса или квартиры;
- Наименование муниципальной единицы (город, село, поселок городского типа);
- Наименование района, к которому относится населенный пункт;
- Автономный округ, край, область, т.п.;
- Название страны;
- Номер абонентского ящика (если есть);
- Индекс соответствующего адресу почтового отделения.
Пример: ул. Ленина, дом 5б, кв.37 г. Хабаровск, Россия, 123456
Список использованных Интернет-ресурсов
- https://stihi-pro.p.plea/sid;
- www.gosarhro.ru;
- www.warletters.ru;
- www.stihomaniya.ru – Е. Благинина «Письмецо»;
- htpps://военное.рф/2016/Сирия42/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок развития речи по русскому языку 7 классТема: Сочинение по картине К.Васильева «Русалка».
Тема: Сочинение по картине К.Васильева «Русалка».Цели:·...
Урок -развития речи по русскому языку по теме "Весна"
Конспект урока. Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф.Юона "Конец зимы. Полдень"...
Урок развития речи по русскому языку в 7 классе "Глаза - зеркало души"
Форма урока – творческая лаборатория. С учащимися выясняется, что лаборатория – это место, помещение для опытов, экспериментов, которые должны подтвердить какую-то наглядную идею, закон....
Урок развития речи по русскому языку в 7 классе. «Где же наша человеческая благодарность, милосердие?»
Урок развития речи.Воспитание бережному отношению к животным....
Разработки уроков развития речи по русскому языку для 5 класса
Уроки развития речи разработаны по программе Ладыжинской для 5 класса....
конспект урока развития речи по русскому языку "Публичное выступление" в 6 классе
Урок разработан с опорой на материал, посвящённый выводу советских войск из Афганистана, и нацелен на формирование умений и навыков грамотного использования имени числительного в речи и в публичном вы...
Презентация к уроку развития речи в 5-6 классе на тему-Письма бывают разные...
Презентация к уроку развития речи в 5-6 классе на тему-Письма бывают разные......