Рабочая программа элективного курса "Читаем, думаем, спорим"
элективный курс по русскому языку (9 класс)
Рабочая программа элективного курса "Читаем, думаем, спорим" (17ч.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_elekt_russk_yaz_na_17_ch.docx | 42.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Южно-Степная средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Читаем, думаем, спорим»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «Русский язык и литература»
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: Русский язык
УРОВЕНЬ: профильный
КЛАСС: 9
Пояснительная записка
Одна из основных проблем современного изучения русского языка – это недостаточная орфографическая грамотность обучающихся.Причин здесь несколько. Это и низкий уровень чтения, и достаточно высокая сложность отдельных орфограмм. Тем более, что в 8-9 классах основным содержанием программы является изучение синтаксиса и пунктуации. Таким образом, возникает необходимость регулярного повторения орфографии, что поможет учащимся успешно сдать ОГЭ.
Эта проблема может быть решена с помощью элективного курса, включающая в свое содержание вопросы орфографии и правописания.
Данный курс рассчитан на учащихся 9 классов и предполагает комплексное и целенаправленное повторение орфографии. Система подачи орфографических правил, имеющих общую основу, может быть представлена в едином блоке, что упрощает их понимание и, следовательно, запоминание.
Программа содержит теоретический и практический блоки.
Целью теоретического блока является повторение и расширение знаний орфографии по основным разделам школьного курса русского языка.
Целью практического блока является:
- развитие орфографической грамотности учащихся;
- формирование комплекса умений и навыков, необходимых для успешной сдачи ГИА по русскому языку.
Задачи курса:
- повторить, обобщить, систематизировать и углубить знания по орфографии;
- сформировать навыкиработы с получаемой информацией;
- развить навыки работы с различными видами тренировочных заданий и форм контроля;
- расширить активный словарный запас обучающихся.
Программа рассчитана на 17 часов.
УМК. Русский язык.Теория 5-9 кл.:учебник для общеобразоват. учреждений/ В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова-М.:Дрофа, 2012 (электронный учебник)
Планируемые результаты:
• личностные:
- сформированность потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру;
- осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру; понимание этики и эстетики.
• метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; анализировать свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные речевые стратегии.
-владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.
• предметные:
- сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его развития, функциях языка;
- освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка; устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения словарного состава современного русского языка;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка;
- владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение основными нормами современного литературного языка.
Выпускник на базовом уровне научится
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте использовать языковые средства адекватно цели и ситуации речевого общения;
-оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
-использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
- опознавать типичные случаи несоблюдения языковых норм; осуществлять речевой самоконтроль.
-совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
-использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств.
Содержание курса
- Вводное занятие. Для чего нужны знания орфографии.
Теория.Орфограмма. Орфографическое правило.
Практика. Отработка алгоритма применения правила.
Задания.Упражнения.
2. Трудные случаи правописания гласной в корне слова:
а) проверяемая ударением;
б) непроверяемая ударением;
в) чередующиеся гласные.
Теория. Сильная и слабая позиция гласных, оглушение и озвончение согласных. Орфограммы, определяемые правилами (проверяемые ударением, чередующиеся), орфограммы, непроверяемые правилами.
Практика. Отработка алгоритма применения правила.
Задания.Алгоритм,разноуровневые упражнения. Тест.
3. Трудные случаи правописания согласной в корне слова:
а) непроизносимые согласные и сомнительные согласные;
б) удвоенные и непроверяемые согласные.
Теория. Орфограммы, определяемые правилами, орфограммы, непроверяемые правилами.
Практика. Отработка алгоритма применения правила.
Задания. Алгоритм, разноуровневые упражнения. Тест.
4. Правописание гласных после шипящих и Ц:
а) гласные после шипящих в корне, суффиксе и окончание;
б) гласные И-Ы после Ц.
Теория. Условия выбора гласной.
Практика. Отработка алгоритма применения правила.
Задания. Упражнения. Самостоятельное составление алгоритма для орфограммы «Гласные и-ы после ц». Тест.
5. Правописание приставок:
а) на –З и –С;
б) Ы-И после приставок, оканчивающихся на согласную;
в) при- и пре- .
Теория. Условия выбора гласной, согласной.
Практика.Отработка правила.
Задания.Самостоятельное составление алгоритма для орфограммы. Упражнения.Тест
6. Правописание суффиксов существительных,прилагательных, глаголов, причастий.
Теория.П\п суффиксов
Практика. Выбор правильного написания.
Задания. Упражнения. Составление алгоритма. Тест.
7. Н и НН в различных частях речи:
а) в отыменных частях речи: в прилагательных, наречиях, существительных;
б) в отглагольных частях речи.
Теория. Условия выбора орфограммы.
Практика. Применение алгоритма выбора орфограммы.
Задания. Самостоятельное составление алгоритма для орфограммы. Упражнения. Тест.
8. Трудные случаи правописания окончаний разных частей речи:
а) падежных окончаний существительных, прилагательных;
б) безударных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.
Теория. Правило выбора орфограммы.
Практика. Применение алгоритма выбора орфограммы.
Задания. Упражнения. Тест.
9.Правописание Ь и Ъ:
а) разделительные Ь и Ъ;
б) Ь после шипящих.
Теория. Правило выбора орфограммы.
Практика. Применение алгоритма выбора орфограммы.
Задания. Упражнения.Тест
10. Правописание сложных слов:
а) существительных;
б) прилагательных;
в) правописание слов с пол- и полу-.
Теория. Правописание сложных слов
Практика. Отработка орфограммы.
Задания. Упражнения. Тест.
11. Правописание частиц:
а) слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи;
б) написание частиц БЫ, ЖЕ, ЛИ, ТО.
Теория. Общие условия выбора написания.
Практика. Наблюдение, составление и применение алгоритма.
Задание.Упражнения. Тест.
12. Итоговый тест.
Календарно-тематическое планирование
№ | Содержание учебного материала | Всего часов | Форма и методы организации деятельности | Предполагаемый результат | Материал для самостоятельного изучения |
1 | Вводное занятие. Для чего нужны знания орфографии. | 1 | Форма учебного занятия: интерактивная лекция. Метод проблемных задач | применять знания орфографии на практике. |
(Тема. Орфография. Орфограмма. Орфографическое правило. Группы орфограмм.) |
2 | Трудные случаи правописания гласной в корне слова: а) проверяемая ударением; б) непроверяемая ударением; в) чередующаяся гласная. | 1 | Форма учебного занятия: интерактивная лекция , практикум, итоговый мониторинг. Поисковый метод | Знать п/п гласной в корне слова, находить слова в тексте с данной орфограммой, грамотное написание слов. |
(Тема.Часть8. Орфография. Правописание гласных.)
(тест2,вариант№1,2) |
3 | Трудные случаи правописания согласной в корне слова: а) непроизносимые согласные и сомнительные согласные; б) удвоенные и непроверяемые согласные. | 1 | Форма учебного занятия: интерактивная лекция , практикум, итоговый мониторинг. Самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. | Знать трудные случаи п\псогл. в корне слова и уметь находить данную орфограмму в тексте. |
|
4 | Правописание гласных после шипящих и Ц: а) гласные после шипящих в корне, суффиксе и окончании; б) гласные И-Ы после Ц. | 1 | Форма учебного занятия: интерактивная лекция , практикум, итоговый мониторинг. Поисковый метод | Составлять алгоритм по теме, делать итоговый мониторинг. |
(Тема. Орфография. Гласные после шипящих и Ц) |
5 | Правописание приставок: а) на –З и –С; б) Ы-И после приставок, оканчивающихся на согласную; в) при- и пре- . | 1 | Форма учебного занятия: интерактивная лекция , практикум, итоговый мониторинг. Поисковый метод | Составлять алгоритм по теме, работать со справочным материалом. |
(Тема. Часть8. Орфография. Неизменяемые приставки.)
1996. |
6-7 | Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов, причастий. | 2 | Форма учебного занятия: интерактивная лекция ,практикум, итоговый мониторинг. Поисковый метод | Составлять алгоритм, обосновывать правила п\п суффиксов в разных частях речи. |
(Тема.Орфография.Гласные в суффиксах сущ., прил.,гл.,причастий)
|
8-9 | Н и НН в различных частях речи: а) в отыменных частях речи: в прилагательных, наречиях, существительных; б) в отглагольных частях речи. | 2 | Форма учебного занятия: интерактивная лекция , практикум, итоговый мониторинг. Поисковый метод | Составлять алгоритм, находить слова в тексте с данной орфограммой, объяснять ее. |
(Тема.Причастие.Деепричастие.)
2011. Тест №1,2 |
10-11 | Трудные случаи правописания окончаний разных частей речи: а) падежных окончаний существительных, прилагательных; б) безударных окончаний глаголов настоящего и будущего времени. | 2 | Форма учебного занятия: интерактивная лекция , практикум, итоговый мониторинг. Поисковый метод | Находить данную орфограмму в тексте и объяснять ее. |
(Тема. Существительное, глагол) |
12 | Правописание Ь и Ъ: а) разделительные Ь и Ъ; б) Ь после шипящих. | 1 | Форма учебного занятия: интерактивная лекция , практикум, итоговый мониторинг. Поисковый метод | Находить данную орфограмму в словах. |
(Тема. Часть8. Орфография.Употребление Ь и Ъ)
|
13 | Правописание сложных слов: а) существительных; б) прилагательных; в) правописание слов с пол- и полу-. | 1 | Форма учебного занятия: интерактивная лекция , практикум, итоговый мониторинг. Поисковый метод | Знать все случаи правописания сущ. и прил.,образованных способом сложения, правильно писать слова с данной орфограммой. |
(Тема. Орфография. Слитное и раздельное написание омонимичных самостоятельных и служебных слов) |
14-16 | Правописание частиц: а) слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи; б) написание частиц БЫ, ЖЕ, ЛИ, ТО. | 3 | Форма учебного занятия: интерактивная лекция ,практикум, итоговый мониторинг. Поисковый метод | Знать п/п НЕ и НИ с разными частями речи, составлять алгоритм по теме, находить данную орфограмму в тексте. |
(Тема. Орфография. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со словами.)
(тест4,вариант№1,2) |
17 | Итоговый мониторинг | 1 | Итоговый тест | Применять полученные знания в письменной речи. | Русский язык. 9 класс. Сборник текстов для подготовки к ГИА/Т.М.Пахнова.- м.:Дрофа,2011. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)
Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...
Рабочая программа математического кружка«Думаем, считаем, повторяем»
Математический кружок «Думаем, считаем, повторяем» рассчитан на 144 учебных часа (4ч в неделю) для учащихся 10-11 классов....
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...
Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.
Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по английскому языку для среднего общего образования (базовый уровень) «ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Срок освоения программы 2 года (с 10 по 11 класс)
Элективный курс «Технологии изучения английского языка» с входящими в него модулями выполняет следующие функции:позволяет развить базовый курс английского языка и помочь подготовиться к сд...
Авторские (модифицированные) программы. Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .
Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознател...