Конспект урока русского языка в 5 классе "Приставки"(УМК Л.М.Рыбченковой)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с рабочей программой.реализующей требования ФГОС 2021

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pristavka_urok_v_5_klasse.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по теме «Приставки»

Тип урока: объяснение нового материала.

Цель: актуализировать знания о приставке, её роли; разобрать вопросы, связанные с правописанием приставок, а также их отличием от предлогов; формировать умение применять на практике правила правописания приставок, развивать орфографическую зоркость.

Планируемые результаты:

Предметные: знать определение приставки, понимать значение приставки; уметь правильно выделять приставку в слове; подбирать слова с подобными приставками; понимать механизм образования слов с помощью приставок; уметь разбирать слово по составу.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно ориентироваться в справочной литературе.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций, анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: учебник 5 класс, Л.М.Рыбченкова и др. Москва, «Просвещение»,

Ход урока:

     I.     Мотивация учебной деятельности.

1. Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

II.Актуализация опорных знаний.

1.Беседа с учащимися:

- Какой раздел русского языка мы с вами изучаем?

-Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

-Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова?

Вы хотите расширить свои знания о разделах языка?

2.Повторение.

-Запись и разбор предложения на доске и в тетрадях

 Резко (на)л..тел ветер (рас)тр..пал дерев..я и (раз)бросал (по)земле желтые листоч?ки.

3.Выполнение заданий

1.Найти слово без окончания. (Резко)

2.Найти слово с нулевым окончанием. (Налетел, разбросал, ветер)

3.Найти слово, в котором корень равен основе. (Ветер, деревья, желтые, земле)

4. Найти слово: корень, суффикс, окончание. (Листочки)

5. Из повторения: слово – больше звуков. (Желтые)

III.Изучение нового материала

- Для того чтобы определить тему урока, вы должны отгадать загадки, а отгадки записать себе в тетрадь.

1) В перевалку шёл со льдин

К нам на утренник … (пингвин)

2) Он стоит на трёх ногах

Сам чёрный, в чёрных сапогах,

Зубы белые, педаль

Называется…(рояль)

3) Неуклюжий, светло-синий

По кустам развешан …(иней)

4) Что выше леса, краше света,

Без огня горит? (солнце)

5) Когда порою одиноко,

Вдруг в тишину ворвётся звон,

И голос друга из далёка

Тебе подарит …(телефон)

6) Сам алый, сахарный,

Кафтан зелёный, бархатный. (арбуз)

7) Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (волк)

8) Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (книга)

9) В  домик свой скворец вернулся,

И в норе медведь проснулся.

Всюду слышна птичья трель,

Кто же к нам пришёл…(апрель)

-Вот вы сами и определили тему нашего урока. Составьте слово из первых букв, угаданных вами слов. Какое же слово у вас получилось? (Приставка.)

- А что такое приставка? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)

1. Работа с учебником. Стр.46

-Чтение правила

-Выполнение упражнений 96,97 с комментироанием

Вывод 1. Каждая приставка имеет определённый смысл, образовывает новые слова, внося его в слово.

2.Физкультминутка

С ПРИ - приставкою присесть,

С ПО - приставкою подняться,

С ПОД - подпрыгнуть, подмигнуть,

С ПО - приставкой посмеяться,

С ВЫ - вытягиваем руки,

С О - опустим их опять.

Вот и все настало время

С ЗА - зарядку завершать.

3.Выполнение упражнения 99 

Вывод 2. Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный, перед буквами ЕЁЮЯ. (А Ь в корне)

Правило знакомое, так что трудностей с правописанием не будет. Словарные слова на стр.47 в учебнике. Запись-добавление с выделением приставки, обозначением орфограммы к словам, которые у нас записаны.

Стр. 49 в учебнике. Правило.

Вывод 3. Нельзя путать приставку и предлог.

4. Распределительный диктант (1 столбик – слова с приставками, 2 столбик – слова с предлогами) (с взаимопроверкой)

Осень (на)дворе, падали (на)дорожки, (на)сыпались золотом, (на)брали букеты, веселый (по)ход, (под)дождем бежали, прятались (под)навесом,

IV.Закрепление изученного материала

1.«Прятки» с приставками:

Найдите в «склеенных» словах спрятавшиеся приставки:

Землетясение,громоотвод,водопроводчик,деревоотделочный,мясоперерабатывающий,сногсшибательная.

2.Выделите в приставках слова и посчитайте их:

Готовить,поготовить,переподготовить;дать,подать,преподать;остановить,приостановить;прошло,позапрошлый;носить,износить,поизносить,непроизносимый;водить,изводить,производить,непроизводительный

3.Отличие приставок от предлогов

Веснушки

Веснушкам нету (с)носа,

Не исчезают (с)носа,

Я,  не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла,

Зависело б (от)мыла,

Веснушки я б (от)мыла.

Я. Козловский

Какие слова использует автор, чтобы вызвать у нас улыбку?

Выберите из них слова с приставками, прочитав строчку из стихотворения.

Выберите из них слова с предлогами, прочитав строку из стихотворения.

4.Выполнение упражнения: нужно найти словосочетания глагол + существительное, в которых употреблены приставки и омонимичные предлоги.

(до) бежал (до) дома

(от) плыл (от) берега

(на) ехал (на) камень

         (в) нёс (в) дом

(у) видел (у) порога

(за) шел (за)  другом

Вывод 4: Важно помнить, что существительные могут употребляться с предлогами (скучать по другу) и с приставками (скучает подруга), а глаголы – только с приставками (поскучать).

V. Обобщение полученных на уроке сведений.

Что нового узнали о приставках?

Что интересного запомнили?

VI. Рефлексия. Что было легко, что сложно? Отметить на полях значками + или -.

VII. Запись домашнего задания.

Параграф 13. Упр 103. (Комментарий)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира

Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по УМК Рыбченковой Л.М. Тема урока "Повествование с элементами описания".

Технологическая карта урока русского языка.Тема урока: Развитие речи.   Повествование с элементами описания. Обучающее изложение.(Упр.239)УМК: Рыбченкова Л.М. и др. Просвещение, М.,2015 г.Кл...

Конспекты уроков русского языка 5 класс Рыбченкова

Краткие конспекты уроков русского языка в 5 классе, автор учебника Рыбченкова...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...