Конспекты уроков русского языка 5 класс Рыбченкова
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Ивлева ЕА

Предварительный просмотр:

Конспект урока  5 класс «Правописание окончаний

имён прилагательных»

Побывать на спектакл.., участвовать в экспедиции.., работать на стройк.., подъехать к насып.., добраться до палатк.., гулять по алле.., выступать на собрании…., пробираться по тропинк.., писать в тетрад.., писать в тетрадк..

Оцените свою работы по следующим критериям:

нет ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2-3 ошибки – «3»

4 и более ошибок – «2»

Формулирование темы урока.

На доске написаны словосочетания.

На чист..м небе,  весен..м утром

– Как вы думаете, почему пропущены буквы в словах? (Здесь можно выбрать разные буквы: е/и, есть орфограмма.)

– Предположите, какой будет тема урока. (Гласные в окончаниях имён прилагательных.)

Давайте определим последовательность наших действий (составим алгоритм).

Итак:

  1. В словосочетании определить главное слово.
  2. Поставить вопрос  от существительного к прилагательному.
  3. Выделить       в слове-вопросе. 
  4. Написать соответствующее      в слове прилагательном.

Как согласовываются имена прилагательные с именами существительными?           ( В роде, числе и падеже).

- Как проверить правописание падежных окончаний прилагательных?                  (По вопросу).

Работа в парах.

На свеж..м воздухе, о ранн..  тепле, син.. небом, на могуч… дереве, весенн.. утром, в дремуч… лесу, легк..ми облаками, по лесн.. тропинке, о свеж… травк.., солнечн.. зайчика

Оцените свою работы по следующим критериям:

нет ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2-3 ошибки – «3»

4 и более ошибок – «2»

Физминутка

Определите склонение существительных: 1 склонение – руки вверх, 2 склонение – руки в стороны, 3 склонение – присесть.

Сторона, падеж, сирень, конь, сосна, молодёжь, сахар, мышь, стена, сторож, парта, вихрь, стужа, метель.

Как х..рошо весен.. утро в лесу! Вот из-за син… полоски далек.. леса вык…тилось красн.. солнце. В лучах утренн… солнца пламенеют вершины могуч… сосен, которые растут у самой реки. Я смотрю на широк… поле за рекой, вижу стройн… ели с пушистыми ветвями в лесу, вдыхаю ар..мат лёгк.. весен… воздуха и слушаю радос..н.. пение птиц. 



Предварительный просмотр:

Конспект урока 5 класс «Местоимение как часть речи»

ПОКРУТИТ ВЕРТИТ КОЛЕТ СЛЫШИТ ДУМАЕТ РУБИТ ЗАСЕЛИТ КУПАЕШЬ ПРЯЧЕШЬ ЗНАЕТ ГОНИШЬ РАССТИЛАЕШЬ МАНИШЬ ХВАЛИШЬ СТЕЛЕТ СМОТРИШЬ КЛЕИМ СЕЕМ

Древнегреческий мудрец Биант Приенский (VI в. до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: «Всё своё ношу с собой». В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум, не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества. Интересно, что в этой фразе всего 5 слов. А какие это части речи? (Из 5 слов – 3 местоимения) Учёные доказали, что среди всех частей речи местоимения занимают одно из первых мест по частоте употребления. (Из 30 самых частых слов – 12 местоимений. После глагола и существительного местоимение занимает по употребительности третье место).

Мы начинаем урок, на котором  все вместе углубим ваши знания об одной самостоятельной части речи, а вот о какой  – попробуйте догадаться сами:

Он, она, они и мы                                                                

Этот, тот, у нас, вы ты

С вами, вы, о вас и я                                                        

Это что же за семья?

Это, без сомнения, слова Дети: местоимения

Местоиме́ние (лат. pronomen) — часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

Подходящие по смыслу местоимения.

1.Молоко пьют свежим и кислым. …иногда заменяет воду.

2. Медленно шагают верблюды. …как будто плывут по песчаному морю.

3. Верблюд может долго обходиться без воды. …может не пить целых три недели.

4. Ночной буран замел дорогу. …перегородил ее сугробами.

5. Собаки предчувствуют перемену погоды.…много спят и мало едят перед дождем или бураном.

Замени, где необходимо, существительное местоимением.

В доме у нас жил ёжик. Ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.

Помни: местоимение – важнейшее средство связи предложений в тексте, помогает исключить лексические повторы.

А для чего нам еще служат местоимения?

- Как они помогают нам? (Помогают сделать речь более красочной, разнообразной, избегать повтора).



Предварительный просмотр:

Конспект урока 5 класс «Словосочетание»

На прошлом уроке вы познакомились с такими понятиями, как синтаксис и пунктуация. Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили пройденный материал.

– Что такое синтаксис?

– Что такое пунктуация?

– Какие знаки препинания вы знаете?

(Точка, запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие, двоеточие, тире, точка с запятой, скобки, кавычки).

Озаглавить текст. Из первых двух предложений выписать все словосочетания, определить вид словосочетания по главному слову.

Наступила поздняя осень, выпал снег. Белой пеленой покрыл он вязкие болота, долины и лесистые сопки. Справа от дороги лес поредел. Сквозь голые деревья видно далеко вокруг. Только местами на ветвях дуба ещё держатся багровые листья

Разделите тект на предложения, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

Пришла осенняя пора ст…ит ненас…ная погода вчера п...дул х …лодный ветер он срывает лист…я с д…ревьев и разносит их по роще по дорогам.

Словосочетание всегда состоит из двух частей.

– Как связаны слова в словосочетании?

Запомни!

Словосочетанием не являются:

– Сочетание подлежащего и сказуемого .

– Однородные члены предложения.

Согласовать в роде, числе и падеже и определить часть речи

Сверкали в (трава)

На (ясный) небо

Родной (края)

Зовет к (ты)

Смотрит (громкий)

Какая синтаксическая единица называется словосочетанием?(Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически)

Составьте словосочетания и запишите их в тетрадь, обозначьте стрелками зависимость между частями словосочетаний, вставьте пропущенные буквы. Пож.леть, друг; Увл.каться, спорт; Уд.вительный, зрелище; Спуститься, г.ры; Смелый, снег.

Виды словосочетаний.

Именные:Главное слово выражено именем существительным и именем прилагательным

Обращение к людям, бурый волк

Глагольные Главное слово выражено глаголом Служит верно, обратиться смело
Определите главное слово и тип сл.соч

Слышится издалека Торжественный марш Праздничный салют Рапорт дежурного Приветствовать гостей Обращаться к героям Серьезно готовиться Помощь взрослым Приближаться к цели Школьная олимпиада



Предварительный просмотр:

Тема: Главные и второстепенные члены предложения

Карточка № 1

1.Что называется подлежащим?

2.Найдите в предложениях главные члены предложения

1.Липа - красивое дерево.

2.Липа вынослива.

3.Летом над липой вьются пчёлы.

Карточка № 2

1.Что называется сказуемым?

2. Найдите главные члены предложения

1.Казахстан- наша Родина.

2. Книга- зеркало жизни.

3. Пословица- мудрость народа.

Карточка № 3

1.Что называется дополнением?

2.Найти дополнения в предложениях.

1.Ветер сломал дерево.

2. Птицы вьют гнёзда.

3.Приплыла к нему рыбка.

4. Лес пахнет дубом и сосной

5.Дорожки в саду усыпаны гравием.

6. Автобус привёз экскурсантов.

7. На балконе стояли мешки с яблоками.

8. Ребёнок радуется игрушкам.

9 Туман окутал землю.

Карточка № 4

1.Что называется определением?

2. Найти определения в предложениях.

1.Мы вошли в сосновый бор.

2. Сухие листья шуршат под ногами.

3.Появилсь первые, весенние цветы.

4.Осеннее солнце осветило поляну.

5.Последние птицы спрятались под крыши.

6.Тяжёлую тучу прорезали яркие молнии.

Карточка № 5

1.Что называется обстоятельством?

2.Найти в предложениях обстоятельства.

1.Вчера мы ходили в поход.

2.Домой мы вернулись вечером.

3.Он читает громко.

Карточка № 6

1.Какие предложения называются распространенными нераспространёнными?

2. Распространите второстепенными членами данные предложения.

1. Качается трава.

2. Растут деревья.

3.Шли ребята.

4.Наступила осень.

5.Птицы улетают.

Тема: Синтаксический разбор предложений

Задание: выполнить синтаксический разбор предложений

Карточка № 1

1.От горячего света солнца быстро высыхают капельки росы.

2.Ударил первый мороз, и иней посеребрил траву.

Карточка № 2

1.Летят птицы и шлют прощальный привет родным местам.

2.Опустели поля и луга, и потянулись в небе косяки птиц.

Карточка № 3

1.Яркое солнце осветило деревья.

2.Цветут луга, шумят колосья хлеба.

Карточка № 4

1На лесной поляне росла огромная ель.

2.Труд человека кормит, а лень портит.

Карточка № 5

1.Весной ребята в теплице сажали рассаду.

2.Глаза боятся , а руки делают.

Карточка № 6

1.В тени берёз расположились грибники.

2.Пригрело солнце, и зазеленела трава.

Карточка № 7

1.Стая птиц улетела далеко за лес.

2.Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели.

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым

Чтение — вот лучшее учение.
Книга — это источник знаний.

Осень — пора грибов.

Зима - прекрасное время года

Грачи – это друзья весны.

Снегири – гости зимние.

Пословица - всем делам помощница.

Каток- спортивное сооружение.

Моя сестра- продавец.

Лес – наше богатство

Выполнить синтаксический разбор предложений

Карточка № 1

Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые берёзки и дубки опустили свои листочки.Чёрная туча уходила через поля и

леса на юг.

Карточка № 2

Тропа вывела мальчика к чистому ручью. Он напился холодной воды и побежал к палатке. На земле лежали круглые часы с острой стрелкой.



Предварительный просмотр:

Конспект урока 5 класс «Глагол как часть речи»

Сегодня мы начнем изучать новую тему. А какую — вы догадаетесь, если правильно выполните первое задание: списать с доски предложения, вставляя подходящие по смыслу слова.

Старик ____ неводом рыбу,

Старуха_____ свою пряжу. (Пушкин).

Девочка_____лесное яблочко, спасибо _____.

Яблоня _____ ее своими ветвями.

Лебеди _____ мимо. («Гуси-лебеди»).

К какой же части речи относятся слова, использованные на месте пропусков?(глагол)

Как вы догадались? Что обозначают все эти слова? (Обозначают действие)

Сформулируйте тему урока.

Ребята, а я её определила вот так: Глагол как часть речи.

Я буду читать утверждения, а вы должны ответить – верно оно или нет.

1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета. (верно)

2.Глаголы изменяются по временам. (верно)

3.Глаголы изменяются по временам числам, лицам. (верно)

4.Глаголы изменяются по временам падежам. (неверно)

5.Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми. (верно)

Первичное закрепление материала

Однако мы с вами помним, что глаголы в русском языке — это не только глаголы речи, но и глаголы труда, глаголы звучания, цвета и др. Давайте поработаем с глаголами цвета.. Укажите с помощью глаголов на цвет ромашки, васильков, одуванчиков, травы. Составьте с этими глаголами предложения. Укажите лицо и число глаголов. Разберите одно из предложений по членам. Для справок: белеть, синеть, желтеть, зеленеть.

Самостоятельная работа

— А теперь давайте представим, что каждый из вас уже не ученик V класса, а редактор какой-либо газеты, журнала, еженедельника... И вот начинающий автор приносит вам рассказ, где в каждом предложении употреблено несколько глаголов-синонимов. Ваша задача — выбрать наиболее подходящий из них и записать текст в окончательной редакции. Попробуйте!

Сказка про одуванчики. 

(Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и пошло (шагать, гулять) по небу. (Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. (Брызнули, покатились, посыпались)солнечные пылинки. (Засветились, засверкали, заискрились, заблестели) на земле маленькие желтые огоньки - одуванчики.

Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу. (Выглянула, посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек.(Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима. (Закрыла, запорошила) она снегом веселые огоньки и (скрылась, ушла, убежала) на север.

Так теперь одуванчики сначала в желтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают.

Сказка про одуванчики. 

(Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и пошло (шагать, гулять) по небу. (Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. (Брызнули, покатились, посыпались)солнечные пылинки. (Засветились, засверкали, заискрились, заблестели) на земле маленькие желтые огоньки - одуванчики.

Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу. (Выглянула, посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек.(Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима. (Закрыла, запорошила) она снегом веселые огоньки и (скрылась, ушла, убежала) на север.

Так теперь одуванчики сначала в желтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают.

Сказка про одуванчики. 

(Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко. Умылось оно теплым дождем и пошло (шагать, гулять) по небу. (Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом. (Брызнули, покатились, посыпались)солнечные пылинки. (Засветились, засверкали, заискрились, заблестели) на земле маленькие желтые огоньки - одуванчики.

Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу. (Выглянула, посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек.(Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима. (Закрыла, запорошила) она снегом веселые огоньки и (скрылась, ушла, убежала) на север.

Так теперь одуванчики сначала в желтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают.



Предварительный просмотр:

План-конспект урока в 5 классе Чередование букв Е//И в корнях

Для того, чтобы начать новую тему, повторим предыдущую.

  1. Эти слова являются одной частью речи и имеют схожее лексическое значение(синонимы)
  2. Эти слова однокоренные, похожи в произношении, но имеют различия  в лексическом значении(паронимы)
  3. Это изменение звуков в слове в пределах одной морфемы.

Собирать - соберу

Отпирать - отпереть

Задирать - задеру

Вытирать - вытереть

Замирать – замереть

Расстилать – расстелю

Замирать - замереть

Выделите корни. Одинаковые корни или разные? (Слова однокоренные) Подчеркните гласные в них. Что заметили? Как называется такое явление? Гласные чередуются, чередование.

Сформулируйте тему урока, о чем мы сегодня будем говорить. (Буквы е–и в корнях с чередованием).

Ребята записывают тему урока в тетрадь.

Наша цель сегодня: узнать, от чего зависит написание чередующихся гласных Е и И в корне слова и научиться применять свои знания на практике.

Посмотрите внимательно на пары этих слов, какую закономерность здесь можно увидеть?

(Ребята находят зависимость написания букв Е–И от наличия или отсутствия суффикса А).

В случае затруднения: Выделите суффиксы. Существует ли какая-то закономерность при написании гласных Е или И в данных словах? Сверим вывод с правилом в учебнике.

В корнях с чередованием написание Е и И зависит от суффикса, если в слове после корня есть суффикс А, то в корне пишется И, если суффикса А нет, то пишется Е.

Если есть суффикс А,

В корне И пиши всегда.

 Можно ли пользоваться проверочным словом при объяснении правописания слов с чередованием? Нужно знать правило.

Игра «Хлопок». Учитель называет слова с чередующимися Е и И в корне. Слово с И – хлопок.

Слова для игры: забирать, протереть, протирать, расстилать, постелить, запереть, запирать.

Обратить внимание на тему урока и главный вопрос урока. Что мы узнали?

Вспомним, какое правило изучали?

Какова была учебная задача? Справились ли с ней?

Какой же суффикс командует корнями с чередующимися Е–И?

Что было трудно?

Распределить словосочетания

на 2 столбика:

проверяемые безударные гласные

чередующиеся гласные

Застелить постель, посидеть на солнышке, оплатить расходы, подпереть дверь, разгадать кроссворд, разбирать текст

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначая орфограмму. Соб…рают цветы. Всё зам…рло. Звёзды забл…стали. Взб…раемся на вершину. Зам…реть то восторга. Река забл…стела. Заж…гать костёр. Степь расст…лается. Оп…раться на перила. Зап…реть дверь. Раст…реть краски. Нат…рать паркет. Пол бл…стит. Пост…лить ковёр. Прот…реть окно. Выж…гать рисунок. Подб…рать литературу. Бл…стать эрудицией. Бл…стеть ослепительно. Соб…русь на прогулку. Разб…раться в музыке. Изб…рать путь. Зап…реть дверь. Соб…ру коллекцию. Оп…раться на локоть. Наст…лить паркет. Заж…гать иллюминацию. Зам…рают звуки. Расст…лается по лугам. Бл…стает кинжал.

а) е – и

Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет, оп_реться.

Учитель диктует слово, ученик составляет с ним словосочетание, записывает на доске, объясняя устно и графически условие выбора орфограммы. Например, взб_раться – взбираться в гору...Нап_рать, расст_лить, расст_лать, бл_стеть, прод_раешься, пост_ лешь, соб_решься, проб_рает, заж_гает, забл_стел, бл_стать, зам_реть, заст_лать, выт_реть, ум_раешь, нат_реть.

Распределите слова в две колонки: в одну – с чередующимися гласными в корнях, в другую – с проверяемыми гласными корня.

С чередующимися гласными в корнях

С проверяемыми гласными корня

 

 

Слова для выбора

Соб_ру ко_екцию, сп_шу на работу, зап_-вать водой, пост_лить простыню, раст_реть в порош_к, бл_стеть на со_нце, выб_раю ка_ету, выт_реть п_тно, изб_рательная к_мпания, бл_стящий ответ, ум_рать от нет_рпения, прим_рять к_стюм, прим_рить поссорившихся друзей, соб_ратель марок, зап_вать песню, сп_шу задачу, ч_стота пульса, ч_стота комнаты, посв_тить фонарем, посв_тить стихи маме, разв_вать память, разв_ваться на ветру, быть ст_рожилом, ст_рожить дачу, ув_дал Петю, ув_дал цветок, ст_ранные дж_нсы, зап_-реть в кл_довке, зап_вать л_карство, зап_рать на ключ, зам_реть от ужаса, соб_рать грибы, бл_снуть умом, мета_ическая заж_галка, ож_г руку, расст_лать постель, ож_г руки, ст_лить ц_новку, выт_райте ноги, поп_рчить суп, п_ровать на свежем воздухе, вып_рает лопатка, какая-то неразб_риха, скр_петь зубами, скр_пить подписью, выж_чь знак, выж_гание по дереву.



Предварительный просмотр:

Конспект урока 5 класс «Имя прилагательное»

  1. Раздел науки о языке называется Изучающий слово как часть речи.
  2. На какие две группы делятся все части речи? (Самост. и служебные; междометия и звукоподраж. слова)
  3. Что обозначает имя существительное?
  4. На какие вопросы отвечает имя существительное?
  5. Какие грамматические (морфологические) признаки имеет имя существительное? (Склонение, род, число, падеж)

 

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. птица с перышками. У птицы этой клюв.  Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья.  И поэтому считают, что  дятел — это лекарь. 

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что  дятел — это лесной лекарь. 

Мутный свет забелел за окошком. (По В. Бианки.) (Грамматическая основа – свет забелел. Свет (какой?) – мутный. Забелел (где?) – за окошком.)

На какой вопрос отвечает определение?

– Какой же частью выражено определение?

– Давайте вспомним с вами, что же такое имя прилагательное?

Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков. Вы должны хлопнуть в ладоши, топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным.
 Веселый,  глупый,  фиолетовый,  птичка,  ловкий,  бегают,  летают, умный,  разноцветные,  мальчики,  девочки,  играют,  радостные.

1.(…)  утром приятно побродить по лесу, подышать (…)воздухом. 2. С (…) утра и до (…)ночи слышится (…)пение птиц.

1.Наступило  (…)лето. 2Только в (…)лесу сквозь  (…)деревья  пробивались (…) лучи.

1 (…) птичка сидела на верхушке (…) ели. 2 Сквозь (…)облака неожиданно появились (…) тучи.



Предварительный просмотр:

Конспект урока 5 класс «Имя существительное»

Скажите, а вы любите сказки? А какие вы сказки знаете?

А кто помнит сказку «Двенадцать месяцев»?

Да, злая мачеха отправила падчерицу зимой в лес за подснежниками.

Кто помог ей?

12 месяцев.

Назовите их.

Ребята, а к какой части речи относятся данные слова? (имена существительные)

А как вы думаете, какова цель нашего урока? Изучить имя существительное и узнать его признаки.

Скажите, а какой раздел русского языка изучает части речи? (морфология)

А как определить, к какой части речи относится слово? Что для этого нужно знать? (вопрос, значение, признаки, синтаксическую роль)

На какие группы делятся все части речи? (самостоятельные и служебные)

Чем самостоятельные отличаются от служебных? (имеют значение)

А что обозначают существительные? (предмет)

1) названия людей; (Оле _, пилот, тракторист)

2) названия предметов. (Зеркало, тетра_ ь, велосипе _)

3) названия признаков; (Смелость, радость, с_нева)

4) названия действий. (Мол_тьба, стр_льба, бег)

5) названия животных; (Олень, с_ бака, к_ рова)

6) названия веществ. (Нефть, малахит, м_ локо)

Впереди виднеется лесная избушка, в ней три этажа. 

На первом этаже живут существительные: папа, день, стол…
На втором этаже живут существительные: мама, страна, высота…
На третьем этаже живут существительные: яблоко, море, счастье…

Как думаете, по какому принципу распределились слова на этажах? (в зависимости от рода)

Как определить род существительного? (Род существительных определяется путем подстановки местоимений он мой, она моя, оно мое.)

Сейчас мы посмотрим, как вы умеете быстро определять род существительного. Я буду читать загадки, а вы называете отгадки и записываете в тетрадь, распределяя их по 3 колонкам.

Причём прошу обратить ваше внимание на то, что отгадками будут существительные, которые встречаются в сказке “Двенадцать месяцев”. Готовы? Тогда читаю: 

1) Зимой и летом
Одним цветом. (Ель, ёлка)

2) Серовато,
Зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)

3) Без рук,
Без ног, 
По полю скачет,
Под окном стучится,
В избу просится. (Ветер)

4) Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)

6) Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо)

7) Без огня горит,
Без крыл летит,
Без ног бежит. (Солнце)

Существительные из одного дома ходят в гости к существительным в соседний дом, но каждое слово – только в определённый дом. 

Почему? От чего это зависит? (Каждое существительное относится к определенному склонению).

Сколько склонений у существительных?

Как определить склонение имен существительных? ( к 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием  -а, -я, ко 2 склонению – существительные среднего рода с нулевым окончанием, к 3 склонению – существительные женского рода с нулевым окончанием.

Распределительный диктант по вариантам.

полянка, луч, снег, сугробы, сосны, деревья, куропатки

1 вариант – единственное число          2 вариант – множественное число

Добрались мы и до поляны Падежей.

Повторим название падежей и падежные вопросы. 

Игра «Кто быстрее». Задание: изменить по падежам имя существительное БЕЛКА. 

Подведение итогов. Что же мы сегодня повторили об имени существительном и что нового узнали? (по итоговому слайду). Помогите мне сделать вывод к нашему уроку.

Распределить существительные по трем склонениям:

Дичь, речка, зрелище, кот, бег, ручка, земля, облако, сердце, волк, избушка, песок, меч, ночь, тишь, дрожь, камыш.

Спишите, дописывая окончания. Укажите падеж и склонение существительных.

Капли дождя барабанили по крыш…. Завтра мы пойдем в гости к тет… и дяд…. Дети написали письмо отц…. Мальчик подошел к окн…. По деревн… проехала машина. К кроват… ребенка подошла мать.

Спишите. Обозначьте склонение, проверьте по словарю.

Рю…зак, брош…ра, хо…ей, спор…мен, б…скетболистка….

Составьте букет для мамы. Для этого, переставляя буквы, решите примеры. Ответом будут названия цветов.

1)шок + рама =

2)визг + дока =

3)идея + хор =

4)наезд + бука =

5)угол + ад + лис =

  1. Раздел науки о языке, изучающий части речи.
  2. Падеж существительного (вижу) землю.
  3. Член предложения, чаще всего выраженный существительным.
  4. Падеж, обозначающий орудие действия.
  5. Количество предметов у существительного.
  6. Изменение существительного по родам.
  7. Категория существительного, различающая нас по полу.



Предварительный просмотр:

Конспект урока 5 класс «Имя числительное»

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Один в поле – не воин.

Семеро одного не ждут.

Старый друг лучше новых двух.

Мой друг живет на первом этаже.

Тройка лошадей резво бежала по проселочной дороге.

1. Найдите, ребята, имена числительные, назовите их.

2.Имя числительное – это самостоятельная часть речи?

3. Что она обозначает?

4. Как делятся имена числительные по смыслу?

5. Какие имена числительные являются количественными, а какие – порядковыми, на какие вопросы они отвечают?

6. Найдите в предложениях количественные и порядковые числительные.

7. Есть ли существительные, похожие на числительные, но которые ими не являются? Найдите их в предложениях.

8.Числительные можно записать и словами и цифрами? А существительные, похожие на числительные, можно записать? (пятерня, тройка лошадей, машина «девятка»).

Сегодня у нас очень важный урок. Мы закрепляем, уточняем и расширяем свои знания об именах числительных.

Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество (пять), а также порядок предметов при счете (третий). Имена числительные отвечают на вопросы сколько? какой?

2. По смыслу числительные делятся на количественные и порядковые.

Количественные числительные обозначают число или количество и отвечают на вопрос сколько? Семь дней.

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос какой, какая, какое, какие по счету?Пятый отряд, учится в третьем классе.

3. По составу числительные делятся на простые (состоят из одного слова) и составные ( из двух и более слов). Пять, сто или пятьдесят два, сто семьдесят пять.

4.Количественные числительные имеют разряды:

1. Целые числа (пять, сто десять), 2. Дробные ( две третьих), 3. Собирательные ( двое суток, трое лисят).

5. 5. 1. Количественные числительные один и два имеют форму РОДА (один, одна,одно, два, две).

Числительное один образует форму множественного числа, однако значения множественного числа эта форма не передает. Форма множественного числа сочетается только существительными во мн. числе – одни ножницы, одни брюки. В других случаях слово ОДНИ перестает быть числительным и употребляется в значении других частей речи.

Остальные количественные числительные категорий рода и числа не имеют.

5.2.Количественные числительные изменяются по падежам, т.е. склоняются.

Склонение числительных представлено несколькими ТИПАМИ.

Числительное один склоняется как прилагательное в единственном числе.

Числительные два, три, четыре склоняются как имена прилагательные во множественном числе.

Распределите слова по пяти колонкам: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные. Определите порядковые и количественные числительные:

Двойка, утроить, пять, тройка, вдвоем, пятак, пятикратный, двузначный, трое, семимильными, семьдесят, удвоить, семидневный, трижды, втрое, тройной, двойня, второй, раздваиваться, оба, трехэтажный, однажды.

Задание: запишите имена числительные. В левый столбик количественные, в правый столбик – порядковые. К доске вызываются два человека, и они работают у доски.

Один директор, сорок шесть, восемьдесят пятый, шестой день, два профессора, три минуты, шестьдесят территорий, сорок пять.

Как вы понимаете смысл пословиц? Прочитайте их еще раз. Пословицы с доски стираются.

Запишите пословицы по памяти, найдите в них числительные.

Два медведя в одной берлоге не уживутся.

Один в поле не воин.

Семь бед – один ответ.

Одна голова хорошо , а две – лучше.

Семь футов под килем.

Просклоняйте числительные: Тринадцатый, сорок шестой, пятьдесят седьмой.



Предварительный просмотр:

Конспект урока 5 класс «Инфинитив»

Выписываем глаголы – одобрить, учился. На какие вопросы отвечают записанные глаголы?

одобрить – что делать?

учился – что делал?

  1. Определите время, род, число глагола учился
  2. Можно ли указать эти грамматические признаки у гл. одобрить? (нет) Почему? (стоит в инфинитиве)

Одобрить не указывает ни на время, ни на число, ни на род глагола

1. Запишите пословицы.

1) Кто много ч…тает, тот много знает.

2) Без дела жить – только небо к…птить

Задание

Поясните значение пословиц.  Найдите глаголы. Что мы знаем о глаголах? Выпишем эти глаголы. Что можно о них сказать?

Сообщение темы урока. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы будем изучать инфинитив.

  1. Как по-другому можно назвать эту форму? (неопределенная или начальная)

Сделайте вывод: какая форма глагола наз. неопределенной

Инфинитив – наз. действие, отвеч. на вопросы что делать? что сделать? Не указывает ни на время, ни на лицо, ни на число, ни на род.

  1. Задание: из слов, которые я зачитаю, вам надо будет выписать глаголы в н.ф. в столбик

Ходить, ходит, кость, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричься, плести, кости, ногти,везти, грусть, изумляться, лошадь, медь, стеречь.

Физминутка

Я буду называть вам глаголы. Если это инфинитив, - вы садитесь, если другой глагол, - встаете Учить беречь улыбаться бегу живешь верить держать смеяться учиться спали нарисуем понимаем узнаем.

Мой самый близкий друг Шурик любил ____________  ворон, ________баклуши. Дома он палец о палец ___________, чтобы  _________ бабушке. Как его только ни корили  родители, что ему ни____________________, а ему все нипочем. Я на его месте сквозь землю бы________________.  А  у Шурика в одно ухо ___________, в другое____________. Лодыря  ________– время даром  ______________.

Слова для справок: не ударять,  гонять, влетать, считать, выговаривать,  бить, вылетать,   помочь, провалиться

Одного слова в словах для справок  нет, его надо подобрать самостоятельно

Мой самый близкий друг Шурик любил ____________  ворон, ________баклуши. Дома он палец о палец ___________, чтобы  _________ бабушке. Как его только ни корили  родители, что ему ни____________________, а ему все нипочем. Я на его месте сквозь землю бы________________.  А  у Шурика в одно ухо ___________, в другое____________. Лодыря  ________– время даром  ______________.

Слова для справок: не ударять,  гонять, влетать, считать, выговаривать,  бить, вылетать,   помочь, провалиться

Одного слова в словах для справок  нет, его надо подобрать самостоятельно

Мой самый близкий друг Шурик любил ____________  ворон, ________баклуши. Дома он палец о палец ___________, чтобы  _________ бабушке. Как его только ни корили  родители, что ему ни____________________, а ему все нипочем. Я на его месте сквозь землю бы________________.  А  у Шурика в одно ухо ___________, в другое____________. Лодыря  ________– время даром  ______________.

Слова для справок: не ударять,  гонять, влетать, считать, выговаривать,  бить, вылетать,   помочь, провалиться

Одного слова в словах для справок  нет, его надо подобрать самостоятельно



Предварительный просмотр:

Конспект урока 5 класс " Краткие прилагательные".

  1. Определение имени прилагательного
  2. о колюч…м р…стении, кр…сивая вещ…, вл…жить меч в ножны. – падеж сущ
  3. Каким членом предложения является имя прилагательное?
  4. Бескрайний – морфемный разбор
  5. Раззадорить – морфемный разбор

Щеки розовы, нос бел,

В темноте сижу весь день,

А рубашка зелена

Вся на солнышке она.

Выпишите все прилагательные в столбик, не забывайте задавать вопрос и выделять окончания.

Щеки (каковы?) розовы

Нос (каков?) бел

Рубашка (какова?) зелена

На вопросы какой? какая? какое? какие? отвечают полные прилагательные.

На вопросы каков? какова? каково? каковы? отвечают краткие прилагательные.

Краткие прилагательные не склоняются, но изменяются по числам, а в единственном числе - по родам.

В предложении краткие прилагательные обычно являются сказуемыми.

Весенняя ноч…, возле дач…, снег блестящ…, лесная глуш…, ландыш пахуч…, упругий мяч…, ветер горяч…, черная туш…



Предварительный просмотр:

 Тема занятия “ Крылатые выражения”. Что это за выражения? Почему их так называют?

Крылатые выражения – это устойчивые обороты, которые можно заменить одним словом. Они употребляются в переносном значении и взяты из художественной литературы.

4. Сегодня мы проведём игру и выясним, кто из вас запомнит и объяснит большее количество крылатых выражений

Цель: активизировать внимание, включить память, уметь услышать и объяснить, крылатые выражения.

Класс разделён на 3 группы. Я читаю рассказ, а вы в команде записываете крылатые выражения. Чья команда запишет больше, та получает жетон - совушку.

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами сходим, поохотимся. Рыбу будем удить. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка голову потерял от счастья. Потом он мне покою не давал: “Пойдём да пойдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он съел, а вот мы попались на удочку.

Договорились прийти субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят к тётке на воскресенье.

Он же нас пригласил рыбу удить, охотиться.

Вот пустомеля, всё время кому-нибудь морочит голову. У братишки, конечно, слезы в три ручья.

Ничего, ребятишки, успокоил дед, со мной пойдём рыбу ловить. Рыбу поймали, костёр развели. А уха была, ни в сказке сказать, ни пером описать.

Каким выражением из текста вы могли бы озаглавить рассказ? (Попались на удочку) Можно ли дать такую иллюстрации? Рыбак с удочкой, которой пойманы дети. Команды зачитывают обороты.

5. Найдите устойчивые обороты из стихотворения. Что они обозначают?

Цель: развивать логическое мышление при анализе стихотворения. Уметь выделять крылатые выражения.

1 команда.

2 команда.

За домом, едва 
Пожелтела трава, 
Два брата рубили дрова 
Один это делал спустя рукава, 
Другой – засучив рукава.

Оказался молодцом
Смог осилить ношу
Не ударил в грязь лицом
И не сел в галошу

3 команда.

Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость
Лампу, плащ и шляпу.
И верёвку и тряпку
Но никогда и нигде
Не вешать носа в беде.

7.Некоторые устойчивые обороты были взяты из русских сказок. Вам необходимо узнать из каких сказок появились выражения?

  • Встань передо мной как лист перед травой. ( Сивка-Бурка)
  • Рожки да ножки.
  • Кому корешки, а кому вершки.
  • Битый небитого везёт.
  • По щучьему велению.
  • Заяц задал такого стрекоча.

Как вы понимаете обороты?

8.Работа у доски. Подберите картинки, с изображениями животных добавив в обороты.

  • Голоден как….
  • Хитёр как…
  • Труслив как…
  • Неповоротлив как…
  • Глуп как…
  • Нем как…

Почему появились эти обороты?



Предварительный просмотр:

Конспект урока 5 класс «Буквы О А в корнях с чередованием»

Для начала повторим материал прошлых  уроков

  1.  Лексика – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.
  2. Слова одной части речи с противоположным значением(антонимы)
  3. Слова, которые схожи по написанию и произношению, но разные в значении (омонимы)
  4. Однокоренные слова, похожие в произношении, но с различным значением(паронимы)
  5. Часть слова без окончания это – основа.

Назовите, пожалуйста, какие корни с чередованием вы знаете? (бир-бер, тир-тер, мир-мер, стил-стел, дир-дер, пир-пер,блест-блист,)

ВСТАВЬТЕ ПОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ОБЪЯСНИТЕ ОРФОГРАММУ.

Уд…вительный, увл…катеьный, зап…х, с…реневый, к…бинет, в…лшебник.

Учитель. Хорошо. А по какому принципу слова распределились в две колонки? (ответы ребят: проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова)

Можно ли к словам прилагательное, излагать, положение подобрать проверочные слова. Давайте попробуем. Что-то у нас не получается. Очевидно, здесь “работает” какое-то другое правило.

Вот об этом языковом явлении мы сегодня и поговорим. Чередование гласных А – О в корне слова, которые нельзя проверить ударением.

Запишем тему урока «Корни -ЛАГ-  -ЛОЖ-«

приЛАГАется  --------------------------  приЛОЖить

изЛАГАть ------------------------------- изЛОЖить

возЛАГАть------------------------------ поЛОЖение

приЛАГАтельное---------------------- сЛОЖение

- В какой морфеме находится орфограмма?

 1. В корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ- пишутся  перед Г — А, перед Ж — О. Если после корня есть суффикс А, то пишем ЛАГ.

ИСКЛЮЧЕНИЕ: ПОЛОГ

Запомните! Корни -лож- и -лаг- являются чередующимися вариантами одного и того же корня. Безударный гласный в этих корнях произносится одинаково, а буквы пишутся разные: О – в корне -лож-, А – в корне –лаг-.

Пол_жить, распол_жение, предпол_гать, изл_гать, предл_жить, пол_гать, изл_жить, прил_гательное,  предпол_жение, сл…гаемое, разл_жить, возл…гать. Прил…гательное, прил…жение, прил…гать, пол…житься, пол…гаться, пол…жение, пол…жу, пол…гание, , предл…жение, предпол…жить,  предпол…гать, предпол…жение,сложение,слагаемое, разложить,излагать.

Если в корне “а” - хлопаем в ладоши, если в корне “о” - встаем.

  • Прил…гать усилия.
  • Сл…жить вещи.
  • Отл…жить празднование.
  • Возл…гать надежды.
  • Предл…жить блины.
  • Безотл…гательное дело.
  • Радостное предпол…жение
  • Распол…житься у костра.
  • Чему учились на уроке?

 От чего зависит написание букв О–А в корнях -лаг-/-лож-?

ЧЕРЕДОВАНИЕ  О И А В КОРНЯХ –КАС-  -КОС-

Избирать, запирать, касаться, изберу, запереть, коснуться, полагаться, положиться Перед вами слова с орфограммами. Среди них есть знакомые и незнакомые. Выделите в данных словах корни.. - Все ли названные орфограммы вам знакомы? (Нет. Мы не знакомы с правописанием безударных гласных в корне слов касаться, коснуться)

Чередование –а-, -о- в корнях –кас-, -кос- - Запишите тему нашего урока.

Попробуйте сформулировать тему урока сами.

Касается, коснется, коснулась, коса, касание. - Прочитайте их, выделите корни и назовите лишнее слово. - Как называются остальные слова? (Однокоренные) - Какую особенность в корне вы видите? (Если после корня есть суффикс –а-, то в корне пишем –а-, если нет суффикса –а-, то пишем –о-) – Запишем правило.

1 вариант. К…снуться, соприк…саться, прик…сновение, к…сание, к…снулись.  К…сательная, к…саться, к…снешься, к…снулась, прик…снись, Предл…гать маршрут, ул…житься в срок, разл…жить костер, распол…житься у речки, прил…гать усилия, высказать предпол…жение. Нечаянно к…снуться, попутно к…саться, прик…снуться к дереву, к…сательная линия, робкое  прик…сновение.

Распределить по колонкам слов: 1. с буквой  а в корне; 2. с буквой и в корне; 3. с буквой о в корне; 4. с буквой е в корне.

Коснуться, прикоснуться, прикосновение, положил, предположил, выберут, замереть, вычесть, стирать, растереть, касаться, полагаю, предлагаю, предложение, прилагательное, изложение, предположение, блистает, сжимает, выбирает, замирает, рассчитывает, вычитает.

ДИКТАНТ «НАОБОРОТ».

Сначала записывается диктуемое слово, объясняется орфограмма, затем учащиеся самостоятельно записывают слово с той же орфограммой, но с другим вариантом написания.

изл…гать, предпол…жить, распол…житься, разбираться, расстелить, приберу, выдернуть, замереть.

ВСПОМНИТЕ, РЕБЯТА, ЧТО ТАКОЕ СУФФИКС.

От данных глаголов с помощью суффикса –ени - образуйте существительные.

излагать – (изложение)

предлагать – (предложение)

предполагать – (предположение)

располагать – (расположение)

слагать – (сложение)

прилагать – (приложение)

Разобрать слова по составу: сл…гать, распол…житься.

Безотлагательный, безотложный, благорасположение, взложение, возлагаемый, возложить, доложить, заложенный, излагать, изложение, местоположение, налагать, наложиться, неотлагательность, неотложный, низложенный, облагаться, обложение, обложной, отлагать, переложение, подложить, полагать, полог, положение, предлагать, предложение, предполагаемый, предрасположенный, прилагательное, пролог, проложить, разлагаться, разложение, расположенный, слагаемое, сложенный, сослагательное, усложненность, усложняться.



Предварительный просмотр:

Конспект урока 5 класс «Наречие как часть речи»

Словарная работа

Декабрь,    русский,    любишь, хорошо, тетрадь, лёгкий,  вчера, пенал,    рисовать,    чудесный,    смотреть,     вперёд

С какими трудностями вы столкнулись?

(Некоторые слова относятся к незнакомой части речи).

-Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?

Прочитайте и сравните предложения

1.Зазеленеют деревья.

2. Забегают по кочкам муравьи.

3.Прилетят к нам пернатые гости

4.Зовёт их родная земля.

1.Скоро зазеленеют деревья.

2.Хлопотливо забегают по кочкам муравьи

3.Издалека прилетят к нам пернатые гости.

4.Сюда зовёт их родная земля.

Чем отличаются предложения?

-Какую роль играют эти слова? (они уточняют, дополняют, делают предложения понятнее и красивее)

В подтверждение приведу слова М. Горького «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.» Запишите словосочетания с данными словами

Зазеленеют (когда?) скоро (время д,) Забегают (как?) хлопотливо (признак д.) Прилетят (откуда?) издалека (место д.) Зовёт (куда?) сюда (место д.)

-На какие вопросы отвечают эти слова?

-Что обозначают эти слова?

От какого слова(части речи) ставили вопрос?

Вывод: Наречие часть речи, которая отвечает на вопросы когда? как? откуда? куда? Обозначают время ,признак, место действия

Разбор предложения по членам предложения и укажите части речи.

Горная тропинка шла вверх.
-Каким членом предложения являются наречия? -С какой частью речи связаны наречия в предложении?

Вывод: В предложениях наречия являются обстоятельствами. Обычно, наречия связаны с глаголами.

Игра «Да», «Нет» (хором)

1.Наречие – часть речи? (ДА) 2.Наречие – изменяемая часть речи? (НЕТ) 3.Наречие поясняет глаголы? (ДА) 4.Наречие поясняет существительные? (НЕТ) 5 Наречие является второстепенным членом предложения – обстоятельством? (ДА)

 Замените фразеологизмы одним словом

  • Идти черепашьим шагом –
  • Кот наплакал –
  • Как по маслу –
  • Встать чуть свет –
  • Рукой подать –
  • Видимо – невидимо


Предварительный просмотр:

Конспект урока 5 класс «Повторение темы морфология»

1. Что изучает морфология?

1) Звуки речи.2)Буквы.3) Слова как части речи. 4) Постановку знаков препинания.

2. Укажите самостоятельную часть речи.

1) Предлог.2) Наречие.3) Союз.4) Частица.

3. Какая часть речи указывает на предметы, признаки, но не называет их?

1) Глагол.2) предлог.3) Наречие. 4) Местоимение.

Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.

Деревьев – морфологический разбор, пробежала – морфологический разбор, зеленые – морфологический разбор.



Предварительный просмотр:

Конспект урока 5 класс «Части речи»

Все части речи подчиняются науке Морфологии.

Морфология – наука о языке, изучающая части речи. (На доске)

Синтаксическая разминка.

Идешь по зимнему лесу и не налюбуешься. (на доске)

Высокие сосны неподвижно спят.

(Повест., невоскл., прост., распростр.,)

-Сделайте вывод о синтаксической роли частей речи.

Для чего необходимо знать части речи?

  1. Для выбора ряда орфограмм

Не увлекался, смотришь, товарищ  , дочь, съехал с горы.

  1. Для постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Книга – история народов Земли.

  1. Птицы – наши друзья.

Для правильного выделения морфем.

Красива, справа, с окна

  1. Для правильного понимания ЛЗ слова.

*Составить словосочетания или предложения, чтобы ЛЗ было ясно.

Стих (гл., сущ.), смела (кр. прил., гл.), стекло (сущ., гл.), дали (сущ., гл.),знать (сущ., гл.)

Лексический эксперимент. В тёмном небе рассыпались яркие звёзды.  По стволам толстых деревьев постукивает мороз. Тихо в спящем зимнем лесу. Хлопьями осыпается лёгкий серебряный иней.

Давайте посчитаем, сколько здесь служебных и самостоятельных частей речи. 
(30 и 8 ) Соотношение 3,5 : 1

.(Вывод: 1.Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении.

2.Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте.)

Давайте же сделаем выводы , почему же части речи называются самостоятельными?

можно задать вопрос

имеют лексическое значение

имеют грамматические признаки

выполняют синтаксическую роль в предложении.

Игра. Да-нетка.Подтвердите или опровергните утверждения о самостоятельных и служебных частях речи. (Ответы пишем в тетрадь )
1) Самостоятельные и служебные части речи равноправны.
2) Служебные части речи имеют такие же синтаксические функции, как и самостоятельные.
3) Служебные части речи не бывают членами предложения
4) К любой части речи можно задать вопрос.

5)Служебные части речи нужны для обслуживания самостоятельных. Они связывают слова, словосочетания в предложении, а также предложения между собой. 

1.НЕТ 2.НЕТ 3.ДА 4.НЕТ 5.ДА

Тест «Третий лишний»

Дерево, весело, хорошо

2) Он ,оно, но

Зима ,зимушка, зимний

Снега ,зима, хороша

Третий, пятый , пятиклассник

Написать на доске

Под  голубыми  небесами

 Великолепными коврами,

 Блестя  на  солнце,   снег  лежит;

 Прозрачный  лес  один  чернеет,

 И  ель сквозь  иней  зеленеет,

 И речка  подо  льдом  блестит.

Кто автор этих строк?

Выпишите словосочетания:

Гл. + пр. + сущ.

Какова роль союзов?

Союзы  соединяют однородные  члены, простые   предложения   в   составе сложного и предложения  в  тексте.



Предварительный просмотр:

Конспект урока 5 класс ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

В разделе « Лексика» мы познакомились с разными явлениями русского языка (синонимами, антонимами и др.) Сегодня мы узнаем еще одно.

Золотые руки, золотые зубы, дрова разгорелись, глаза разгорелись, волчий аппетит, сбивать с толку, волчий хвост, сбивать с дерева, задрать нос, горькое лекарство, горькая правда.

Выпишите в тетрадь только те словосочетания, которые употреблены в переносном значении, дайте их лексическое толкование..

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Сравните: на краю света – далеко; намылить шею – проучить; зарубить на носу – запомнить: как в воду глядеть – предвидеть.

Задание  «На загадку дай отгадку» (отгадайте загадку, отгадкой к которой будет фразеологизм, объясните сами их смысл.) 1) Его вешают, приходя в уныние (вешать нос) 2) Его держат за зубами (держать язык за зубами) 3) Ее «просит» дырявая обувь (каши просит) 4) Ее набирают в рот, не желая говорить (набрать в рот воды)

тянуть кота за хвост – мучить бедное животное, таская за хвост

наломать дров – заняться заготовкой дров на зиму

заморить червячка – держать червячка впроголодь, долго не кормить

кот наплакал – довести кота до слёз

подложить свинью – подарить на Новый год мягкую игрушку

показать, где раки зимуют – пригласить на зимнюю рыбалку

кот наплакал – много

спустя рукава – прилежно

мартышкин труд – бесполезная работа

знать назубок – наизусть

во весь дух – очень медленно

от доски до доски – от начала до конца

с гулькин нос – мало

горе луковое – талантливый человек

при царе Горохе – очень давно.

Глаза на мокром месте                          Сильно что-то захотелось

С глазу на глаз                                        Часто плачет

Глаза разгорелись                                  Узнал истинное положение

Глаза открылись                                     Наедине

Вкладывать душу                                    Думать, решать что-нибудь трудное

Не ударить в грязь лицом                      Добиваться, достигать полного взаимопонимания

Находить общий язык                            Отдавать себя целиком

Ломать голову                                         Показать себя с лучшей стороны

Оказать медвежью услугу                      Не получить того, на что рассчитывал

Комар носа не подточит                          Подвести кого-либо

Уйти несолоно хлебавши                         Жить дружно, в согласии

Душа в душу                                              Не к чему придраться



Предварительный просмотр:

Конспект урока 5 класс Правописание существительных с суффиксом – чик- // - щик - .

 Ответьте на вопросы, запишите слова-ответы, выделите суффиксы. Как образованы записанные слова?

Как называют человека, который умеет:

1)    барабанить – барабанщик

2)    составлять компьютерные программы – программист

3)    обучать чему-либо – учитель

4)    играть в баскетбол – баскетболист

5)    ловить рыбу – рыбак

6)    переводить с иностранного языка – переводчик

7)    спасать людей – спасатель?

Этот урок посвятим правописанию суффиксов существительных -чик-, -щик-

Правило написания существительных  с суффиксами -чик-, -щик-, (-чиц(а), -

-щиц(а))

В каких случаях пишем -чик-, -чиц(а), а в каких -щик-, - щиц(а)? Чтобы не ошибиться в написании слов с суффиксами -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а)) нужно определить, от какого слова образовано существительное и применить правило:

После букв д/т, з/с, ж пишется суффикс -чик-: извозчик, переписчик, перебежчик, переводчик, лётчик , в остальных случаях пишется -щик-: гонщик, барабанщик. Мягкий знак перед суффиксами -чик-, -щик- пишется только после Л: пильщик, кровельщик, болельщик.

Запомнить буквы з, с, ж, д, т пред которыми пишется суффикс -чик- может помочь фраза «ЗоСя ЖДёТ», в которой все согласные как раз те, которые нужно запомнить.

Потренируемся в правописании суффикса.

В слове переплёт…ик пишем -чик, потому что слово образовано от глагола переплетать, перед суффиксом стоит т, в соответствии с правилом после т пишем -чик.

В слове камен…ик, пишем -щик, потому что не после д/т, з/с, ж .

В слове кровел...щик пишем ь, так как после л; пишем -щик, потому что не после д/т, з/с, ж.

Вставьте согласные Ч и Щ. Выделите суффиксы, обозначьте орфограмму.

Извоз…ик, сигналь…ик, автомат...ик, стеколь…ик, перевод…ик, рассказ…ик, автопогруз…ик, оцен…ик, аппарат…ик, куриль…ик.

Исправьте ошибки. Выделите суффиксы, обозначьте орфограмму. Перевозщик, пильщик, грузчик, переносщик, заказщик, барабанщик, приказчик, подписщик, каменчик, ракетщик.

Исправить допущенные ошибки в предложениях:

1. Барабанчики яростно колотили в барабаны.
2. Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.
3. В Нижнем буфетчик рассчитал меня.
4. По колеблющимся мосткам сновали грузщики.
5. Рабочие передавали сменчикам станки.
6. Жестянчики работали на глазах всей улицы.
7. Резко сигналили шофёры, покрикивали извозщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

«Календарно-тематическое планирование уроков русского языка (УМК Рыбченковой Л.М.)»

Календарно-тематическое планирование   (общеобразовательный уровень) Авт. УМК Л.М.Рыбченкова...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

Конспект урока русского языка в 5 классе "Приставки"(УМК Л.М.Рыбченковой)

Конспект урока разработан в соответствии с рабочей программой.реализующей требования ФГОС 2021...