Методическая разработка. Правописание наречий (урок рефлексии/ комбинированный урок). 7 класс
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

М. М. Разумовская и др. Русский язык. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: – М.: «Дрофа», 2017

Формировать навык нахождения в тексте наречий и определение их разрядов,  уметь  определять синтаксическую роль наречий в пр-нии, различать слитное и раздельное написание слов-омонимов; составлять  алгоритм  действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию из текста и обрабатывать её.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_narechiy.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка, 7а

3 декабря 2021 года

Учитель ГБОУ СОШ №412 имени М.А. Аветисяна

Березкина Ольга Евгеньевна

Учебный  предмет

Класс

Автор  УМК

Тема урока

Тип урока

Цели урока

Деятельностные

Содержательные

Русский  язык

7

  М. М. Разумовская и др. Русский язык. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: – М.: «Дрофа», 2017

«Правописание наречий»

Урок рефлексии/

комбинированный урок

Создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников, развитие  навыков  самоконтроля, схематичного  мышления, развитие  навыков  адекватной  самооценки.

Формировать навык нахождения в тексте наречий и определение их разрядов,  уметь  определять синтаксическую роль наречий в пр-нии, различать слитное и раздельное написание слов-омонимов; составлять  алгоритм  действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию из текста и обрабатывать её.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение обучающихся

 в деят-сть.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Включение  в  деловой  ритм.

 

Подготовка  класса  к  работе. Запись в тетради:

Третье декабря

Классная работа

Личностные результаты

Самоопределение

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Повторение изученного материала

Повторяем правописание падежных окончаний имен существительных: на площади, об опушке, об армии, на площадке, к полянке, около верхушки, к насыпи, в санатории, к роще, у рощи, по верхушке, о растении, по географии, на физике, в ботанике, в сарае.

Записать только буквы окончаний слов.

Проверка. Какие приёмы вы использовали для написания окончаний?

Поставь себе отметку, проанализировав своё задание (по алгоритму)

АЛГОРИТМ       САМООЦЕНКИ

  1. Какое было задание?
  2. Удалось получить результат?
  3. Справился правильно или с    ошибкой? (какой?)
  4. Справился сам или с помощью?

Определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

К доске вызывается один ученик.

И, Е, И, Е, Е, И, И, И, Е, И, Е, И, И, Е, Е, Е.

1 способ: с помощью слов-помощников (1 скл. -  рука; 2 скл. – плечо; 3 скл. – грудь)

2 способ: определить  скл. и падеж

Предметные результаты

Знание правил, умение анализировать

Личностные результаты

Самооценка

Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся

Создает проблемную ситуацию

К какой части речи вы бы отнесли эти слова? Почему?

Какую бы из самостоятельных частей речи вы бы выделили в другую группу? Почему?

К самостоятельным частям речи.

Наречие. У этой части речи нет окончаний.

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои  мысли

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков

Постановка учебной задачи 

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности; обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

О чём пойдёт речь на уроке? (тема)

Какие задачи поставим перед собой на уроке?

Работа с интеллект-картой по теме «Наречие»

Сильная группа задает «толстые» вопросы:

  • Объясните почему…
  • В чем различие…
  • Согласны ли…
  • Верно ли…

 Средняя группа задает «толстые» и «тонкие вопросы

Слабая группа задает «тонкие» вопросы

Итог. Есть ли в группе ученик, который не смог ответить на вопрос?

Что вы ему порекомендовали?

Анализируют работу в группе (комментируют свой анализ)

Тема: « Наречие»

Ставят цели, формулируют проблему и тему урока.

Работа проходит в группах-четверках сменного состава.

Задают вопрос (толстый/тонкий)  - дают ответ

Метапредметные результаты

Целеполагание

Постановка вопросов Планирование

Прогнозирование Сотрудничество в поиске и выборе информации

Предметные результваты

Самостоятельное формулирование цели

Формулирование проблемы

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их  обоснование

Работа по теме урока. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самооценка обучающимися результатов своей

учебной деятельности;

усвоение обучающимися правил по правописанию наречий  

I. Игра «Да», «Нет» (Проводим после работы с интеллект-картой, где дети повторили то, что учили на предыдущих уроках)

1.Верно ли, что наречие обозначает признак по действию?

2.Верно ли, что все наречия, имеющие приставку ПО- и суффикс –ЕМУ-, пишутся через дефис?

3. Верно ли, что в пр-нии (Ромашка милее розы) слово «милее» - это наречие в простой сравнительной степени?

4. Верно ли употреблена составная сравнительная степень: более наряднее

5. Верно ли, что красивее всего(всех)  - это наречие составной превосходной степени?

6. Верно ли, что волчий (хвост) – «волчий» это притяжательное прилагательное?

7. Верно ли, что по-волчьи (выть) – наречие цели?

8. Верно ли, что наречие обычно зависит от глагола-сказуемого?

9. Верно ли, что в пр-нии (Мне душно) слово «душно» это наречие?

10. Верно ли, что наречия причины отвечают на вопросы: почему? отчего?

Взаимопроверка. Оцениваем по шкале:

10 б. – «5»

9, 8 б. – «4»

6, 7 б. – «3»

5 б. и менее  - «2»

Анализируем ошибки. Устанавливаем темы, которые требуется повторить во время работы.

II. Работа с текстом. ФГ. См. приложение № 1

III.Запись на доске: (в) низ, (в) верх, (в) даль, (в) высь, (в) ширь, (в) глубь, (в) начале, (с) начала.

Какую проблему будем решать?

А часть речи будет зависеть от слитного / раздельного написания?

Каждому обучающемуся раздается карточка. См. приложение № 2.

IV. Самостоятельная работа.

Запись пр-ний под диктовку. Подчеркнуть главные члены пр-ния, определить часть речи словам-омонимам. Сделать вывод о раздельном или слитном написании этих слов.

1.Нет

2.Да

3.Нет

4.Нет

5.Да

6.Да

7.Нет

8.Да

9.Нет

10.Да

Текст напечатан с заданиями. Раздается каждому ребенку.

Слитное / раздельное написание слов-омонимов.

Да.

На карточке подчеркивают главные члены пр-ния, а затем находят от какого слова ставят вопрос к слову-омониму и есть ли у него зависимое слово.

Вывод: нет зависимого слова  - наречие; есть зависимое слово –предлог + сущ.

Турист всматривался вдаль. – В дали голубой виднелась гора. Они шли на верх горы. – Там вглядывались вверх.

Метапредметные результаты

Контроль

Взаимооценка  Коррекция  

Управление поведением партнера

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Предметные результаты

Действие по аналогии

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного

Волевая регуляция в ситуации затруднения

Личностные результаты

Самоопределение

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию  

Д/з на понедельник не задается

Осуществляют  оценку  урока  и  самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Отвечают на вопросы:

  •  Какую цель ставили?
  • Удалось достичь поставленной цели?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Что вызвало особые затруднения?
  • Где можно применить новые знания?
  • Называют ключевые слова темы.

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли

Предметные результаты

Рефлексия

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности  

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Самооценка «Стрела успеха»

Раздаточный материал

1.Ежата шли (по)  низу оврага. – Он шёл (по)  низу.

2.Скоро всё (в)  дали степной утихло. -  Только (в)  дали с ежатами перекликался филин.

3. (В)  глубь рассыпалось уханье филина. – Братья ежата смело шли (в)  глубь леса.

4.Витязи-ежата спешат (на)  верх горы крутой. – Филин взлетел (на)  верх и наблюдает за ними.

5. (В)  начале пути ежата договорились помогать друг другу. – (В)  начале горит огонёк желания.

1.Ежата шли (по)  низу оврага. – Он шёл (по)  низу.

2.Скоро всё (в)  дали степной утихло. -  Только (в)  дали с ежатами перекликался филин.

3. (В)  глубь рассыпалось уханье филина. – Братья ежата смело шли (в)  глубь леса.

4.Витязи-ежата спешат (на)  верх горы крутой. – Филин взлетел (на)  верх и наблюдает за ними.

5. (В)  начале пути ежата договорились помогать друг другу. – (В)  начале горит огонёк желания.

1.Ежата шли (по)  низу оврага. – Он шёл (по)  низу.

2.Скоро всё (в)  дали степной утихло. -  Только (в)  дали с ежатами перекликался филин.

3. (В)  глубь рассыпалось уханье филина. – Братья ежата смело шли (в)  глубь леса.

4.Витязи-ежата спешат (на)  верх горы крутой. – Филин взлетел (на)  верх и наблюдает за ними.

5. (В)  начале пути ежата договорились помогать друг другу. – (В)  начале горит огонёк желания.

               _____________________________________

Прекраснее всех изображены домовитые ежи, которые несут на своих колючках яблоки. Такие рисунки мы все хорошо знаем. Но еж всю зиму пребывает в спячке и ничего за это время не ест.

Возникает простой вопрос: «Зачем же ежу яблоки?» Растительная пища используется этими животными в очень небольших количествах. Основа рациона ежей – ящерицы и змеи. Яблоки же необходимы ежам только всегда в гигиенических целях.

Когда эти животные путешествуют по лесу и цепляются иголками за траву и ветки, они поневоле собирают на себя большое количество насекомых. Эти насекомые кусаются и вызывают у ежей страшный зуд. Чтобы избавиться от этих мучителей, ежи накалывают на свой игольчатый панцирь яблоки. Кислый сок этих яблок замечательно уничтожает блох и клещей.

По материалам журнала «Вокруг света»

1. Определите тип текста ___________________

2. Определите стиль текста____________________

3. Озаглавьте текст

4. Укажи верную информацию:

1)  Благодаря яблокам у ежей обостряется слух.

2)  Путешествия по лесу, ежи цепляются иголками за траву и ветки.

3)  Ежи – плотоядные животные.

4)  Ежи во время зимней спячки причмокивают язычком.

5)  Ежи носят на своих колючках яблоки и грибы.

6)  Насекомые вызывают у ежей зуд.

5. В тексте найдите наречия. Определите их разряд. Морфологический разбор

        

6.* В задании №4 найдите слова, которые могут, изменив своё значение, стать наречиями.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для проведения уроков литературы в 8 классе "Изучение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Методическая разработка для проведения уроков литературы в 8 классе "Изучение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»  ВВЕДЕНИЕ       Выбор нашей темы обусловлен тем, что нам по ...

Методическая разработка 3-х уроков "Электромагнитные являния" 8 класс

Полная разработка 3-х  уроков в 8 классе в разделе "Электромагнитные явления" с ссылками на видеоматериал в интернет и заданиями для закрепления."Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магн...

Методическая разработка урока литературы. «УРОК ЛИЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ).

1. Разобраться в прочитанном, помочь детям понять смысл рассказа.2. Ответить на проблемный вопрос: для кого и почему написан рассказ?3. Показать произведение в единстве формы и содержания.4. Выявить о...

Методическая разработка "Урок Победы". Урок литературы в 7 классе по теме: "Интервью с ветераном Великой Отечественной войны. Диалог поколений".

Цель урока: создать условия для выявления правил подготовки и моделирования интервью с ветераном Великой Отечественной войны; донести до сознания обучающихся мысль о масштабности и значении предстояще...

Методическая разработка урока. Конспект урока по «Технологии». 5 класс. Тема: «Строгание заготовок из древесины».

Цель урока: способствовать развитию навыков работы со строгальным инструментом, познакомить с назначением технологической операции строгания, устройством инструментов, учить выполнять строгание, ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ: Урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»

Методическая разработка урока музыки: урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»...