Методическая разработка. Правописание наречий (урок рефлексии/ комбинированный урок). 7 класс
методическая разработка по русскому языку (7 класс)
М. М. Разумовская и др. Русский язык. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: – М.: «Дрофа», 2017
Формировать навык нахождения в тексте наречий и определение их разрядов, уметь определять синтаксическую роль наречий в пр-нии, различать слитное и раздельное написание слов-омонимов; составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию из текста и обрабатывать её.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_narechiy.docx | 23.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка, 7а
3 декабря 2021 года
Учитель ГБОУ СОШ №412 имени М.А. Аветисяна
Березкина Ольга Евгеньевна
Учебный предмет | Класс | Автор УМК | Тема урока | Тип урока | Цели урока | |
Деятельностные | Содержательные | |||||
Русский язык | 7 | М. М. Разумовская и др. Русский язык. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: – М.: «Дрофа», 2017 | «Правописание наречий» | Урок рефлексии/ комбинированный урок | Создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки. | Формировать навык нахождения в тексте наречий и определение их разрядов, уметь определять синтаксическую роль наречий в пр-нии, различать слитное и раздельное написание слов-омонимов; составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию из текста и обрабатывать её. |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
УУД | |||
Мотивация к деятельности Цель этапа: включение обучающихся в деят-сть. | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм.
| Подготовка класса к работе. Запись в тетради: Третье декабря Классная работа | Личностные результаты Самоопределение Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Повторение изученного материала | Повторяем правописание падежных окончаний имен существительных: на площади, об опушке, об армии, на площадке, к полянке, около верхушки, к насыпи, в санатории, к роще, у рощи, по верхушке, о растении, по географии, на физике, в ботанике, в сарае. Записать только буквы окончаний слов. Проверка. Какие приёмы вы использовали для написания окончаний? Поставь себе отметку, проанализировав своё задание (по алгоритму) АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ
Определи отметку, которую ты можешь себе поставить. | К доске вызывается один ученик. И, Е, И, Е, Е, И, И, И, Е, И, Е, И, И, Е, Е, Е. 1 способ: с помощью слов-помощников (1 скл. - рука; 2 скл. – плечо; 3 скл. – грудь) 2 способ: определить скл. и падеж | Предметные результаты Знание правил, умение анализировать Личностные результаты Самооценка |
Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления учащихся | Создает проблемную ситуацию К какой части речи вы бы отнесли эти слова? Почему? Какую бы из самостоятельных частей речи вы бы выделили в другую группу? Почему? | К самостоятельным частям речи. Наречие. У этой части речи нет окончаний. | Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения признаков |
Постановка учебной задачи Цель этапа: постановка целей учебной деятельности; обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | О чём пойдёт речь на уроке? (тема) Какие задачи поставим перед собой на уроке? Работа с интеллект-картой по теме «Наречие» Сильная группа задает «толстые» вопросы:
Средняя группа задает «толстые» и «тонкие вопросы Слабая группа задает «тонкие» вопросы Итог. Есть ли в группе ученик, который не смог ответить на вопрос? Что вы ему порекомендовали? Анализируют работу в группе (комментируют свой анализ) | Тема: « Наречие» Ставят цели, формулируют проблему и тему урока. Работа проходит в группах-четверках сменного состава. Задают вопрос (толстый/тонкий) - дают ответ | Метапредметные результаты Целеполагание Постановка вопросов Планирование Прогнозирование Сотрудничество в поиске и выборе информации Предметные результваты Самостоятельное формулирование цели Формулирование проблемы Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование |
Работа по теме урока. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности; усвоение обучающимися правил по правописанию наречий | I. Игра «Да», «Нет» (Проводим после работы с интеллект-картой, где дети повторили то, что учили на предыдущих уроках) 1.Верно ли, что наречие обозначает признак по действию? 2.Верно ли, что все наречия, имеющие приставку ПО- и суффикс –ЕМУ-, пишутся через дефис? 3. Верно ли, что в пр-нии (Ромашка милее розы) слово «милее» - это наречие в простой сравнительной степени? 4. Верно ли употреблена составная сравнительная степень: более наряднее 5. Верно ли, что красивее всего(всех) - это наречие составной превосходной степени? 6. Верно ли, что волчий (хвост) – «волчий» это притяжательное прилагательное? 7. Верно ли, что по-волчьи (выть) – наречие цели? 8. Верно ли, что наречие обычно зависит от глагола-сказуемого? 9. Верно ли, что в пр-нии (Мне душно) слово «душно» это наречие? 10. Верно ли, что наречия причины отвечают на вопросы: почему? отчего? Взаимопроверка. Оцениваем по шкале: 10 б. – «5» 9, 8 б. – «4» 6, 7 б. – «3» 5 б. и менее - «2» Анализируем ошибки. Устанавливаем темы, которые требуется повторить во время работы. II. Работа с текстом. ФГ. См. приложение № 1 III.Запись на доске: (в) низ, (в) верх, (в) даль, (в) высь, (в) ширь, (в) глубь, (в) начале, (с) начала. Какую проблему будем решать? А часть речи будет зависеть от слитного / раздельного написания? Каждому обучающемуся раздается карточка. См. приложение № 2. IV. Самостоятельная работа. Запись пр-ний под диктовку. Подчеркнуть главные члены пр-ния, определить часть речи словам-омонимам. Сделать вывод о раздельном или слитном написании этих слов. | 1.Нет 2.Да 3.Нет 4.Нет 5.Да 6.Да 7.Нет 8.Да 9.Нет 10.Да Текст напечатан с заданиями. Раздается каждому ребенку. Слитное / раздельное написание слов-омонимов. Да. На карточке подчеркивают главные члены пр-ния, а затем находят от какого слова ставят вопрос к слову-омониму и есть ли у него зависимое слово. Вывод: нет зависимого слова - наречие; есть зависимое слово –предлог + сущ. Турист всматривался вдаль. – В дали голубой виднелась гора. Они шли на верх горы. – Там вглядывались вверх. | Метапредметные результаты Контроль Взаимооценка Коррекция Управление поведением партнера Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Предметные результаты Действие по аналогии Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного Волевая регуляция в ситуации затруднения Личностные результаты Самоопределение |
Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Организует рефлексию Д/з на понедельник не задается | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Отвечают на вопросы:
| Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли Предметные результаты Рефлексия Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные результаты Самооценка на основе успешности Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Самооценка «Стрела успеха» |
Раздаточный материал
1.Ежата шли (по) низу оврага. – Он шёл (по) низу.
2.Скоро всё (в) дали степной утихло. - Только (в) дали с ежатами перекликался филин.
3. (В) глубь рассыпалось уханье филина. – Братья ежата смело шли (в) глубь леса.
4.Витязи-ежата спешат (на) верх горы крутой. – Филин взлетел (на) верх и наблюдает за ними.
5. (В) начале пути ежата договорились помогать друг другу. – (В) начале горит огонёк желания.
1.Ежата шли (по) низу оврага. – Он шёл (по) низу.
2.Скоро всё (в) дали степной утихло. - Только (в) дали с ежатами перекликался филин.
3. (В) глубь рассыпалось уханье филина. – Братья ежата смело шли (в) глубь леса.
4.Витязи-ежата спешат (на) верх горы крутой. – Филин взлетел (на) верх и наблюдает за ними.
5. (В) начале пути ежата договорились помогать друг другу. – (В) начале горит огонёк желания.
1.Ежата шли (по) низу оврага. – Он шёл (по) низу.
2.Скоро всё (в) дали степной утихло. - Только (в) дали с ежатами перекликался филин.
3. (В) глубь рассыпалось уханье филина. – Братья ежата смело шли (в) глубь леса.
4.Витязи-ежата спешат (на) верх горы крутой. – Филин взлетел (на) верх и наблюдает за ними.
5. (В) начале пути ежата договорились помогать друг другу. – (В) начале горит огонёк желания.
_____________________________________
Прекраснее всех изображены домовитые ежи, которые несут на своих колючках яблоки. Такие рисунки мы все хорошо знаем. Но еж всю зиму пребывает в спячке и ничего за это время не ест.
Возникает простой вопрос: «Зачем же ежу яблоки?» Растительная пища используется этими животными в очень небольших количествах. Основа рациона ежей – ящерицы и змеи. Яблоки же необходимы ежам только всегда в гигиенических целях.
Когда эти животные путешествуют по лесу и цепляются иголками за траву и ветки, они поневоле собирают на себя большое количество насекомых. Эти насекомые кусаются и вызывают у ежей страшный зуд. Чтобы избавиться от этих мучителей, ежи накалывают на свой игольчатый панцирь яблоки. Кислый сок этих яблок замечательно уничтожает блох и клещей.
По материалам журнала «Вокруг света»
1. Определите тип текста ___________________
2. Определите стиль текста____________________
3. Озаглавьте текст
4. Укажи верную информацию:
1) Благодаря яблокам у ежей обостряется слух.
2) Путешествия по лесу, ежи цепляются иголками за траву и ветки.
3) Ежи – плотоядные животные.
4) Ежи во время зимней спячки причмокивают язычком.
5) Ежи носят на своих колючках яблоки и грибы.
6) Насекомые вызывают у ежей зуд.
5. В тексте найдите наречия. Определите их разряд. Морфологический разбор
6.* В задании №4 найдите слова, которые могут, изменив своё значение, стать наречиями.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для проведения уроков литературы в 8 классе "Изучение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Методическая разработка для проведения уроков литературы в 8 классе "Изучение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» ВВЕДЕНИЕ Выбор нашей темы обусловлен тем, что нам по ...
Методическая разработка 3-х уроков "Электромагнитные являния" 8 класс
Полная разработка 3-х уроков в 8 классе в разделе "Электромагнитные явления" с ссылками на видеоматериал в интернет и заданиями для закрепления."Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магн...
Методические разработки для проведения уроков географии в 10 классе
Экономическая интеграция стран Азии...
Методическая разработка урока литературы. «УРОК ЛИЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ).
1. Разобраться в прочитанном, помочь детям понять смысл рассказа.2. Ответить на проблемный вопрос: для кого и почему написан рассказ?3. Показать произведение в единстве формы и содержания.4. Выявить о...
Методическая разработка "Урок Победы". Урок литературы в 7 классе по теме: "Интервью с ветераном Великой Отечественной войны. Диалог поколений".
Цель урока: создать условия для выявления правил подготовки и моделирования интервью с ветераном Великой Отечественной войны; донести до сознания обучающихся мысль о масштабности и значении предстояще...
Методическая разработка урока. Конспект урока по «Технологии». 5 класс. Тема: «Строгание заготовок из древесины».
Цель урока: способствовать развитию навыков работы со строгальным инструментом, познакомить с назначением технологической операции строгания, устройством инструментов, учить выполнять строгание, ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ: Урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»
Методическая разработка урока музыки: урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»...
- Мне нравится (1)