Методическая разработка 3-х уроков "Электромагнитные являния" 8 класс
методическая разработка (физика, 8 класс) на тему
Полная разработка 3-х уроков в 8 классе в разделе "Электромагнитные явления" с ссылками на видеоматериал в интернет и заданиями для закрепления.
"Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.Магнитное поле катушки с током"
"Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов"
"Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_magnitnoe_pole.docx | 24.54 КБ |
vsegda_inogda_nikogda.docx | 22.11 КБ |
magnitnoe_pole.pptx | 2.22 МБ |
konspekt_postoyannyy_magnit.docx | 23.46 КБ |
postoyannyy_magnit.pptx | 2.07 МБ |
konstpekt_elektrodvigatel.docx | 21.26 КБ |
elektrodvigatel_1.pptx | 2.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №136
Калининского района
Санкт-Петербурга
Урок физики
8 класс
Тема: Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока и катушки с током
Вид урока: урок изучения нового материала
Методы урока: рассказ, демонстрация, выполнение упражнений
Оборудование: ПК+ проектор (презентация), раздаточный материал: карта с секторами (Всегда, Иногда, Никогда), катушка 2 шт,
Цель урока: изучение основных положений о магнитном поле
Задачи урока: Дать начальное представление о магнитном поле. Обеспечить усвоение новых понятий. Развивать критическое отношение к суждениям. Создать условия для применения полученных знаний на практике. Развивать навыки работы в паре.
Используемые технологии: информационно- коммуникационные, элементы технологии критического мышления, работа в парах.
Учитель: Сомова Светлана Николаевна
План урока
I Организационный момент (0,5 мин)
II Изучение нового материала (30 мин)
III Закрепление и применение полученных знаний (13 мин)
IV Инструктаж по выполнению домашнего задания (1,5мин)
I Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята. Проверьте свою готовность к уроку, на партах у вас должны лежать: учебник по физике, дневник, тетрадь, письменные принадлежности.
II Изучение нового материала
Недавно мы закончили изучать электрические явления. Выяснили, что источником электрического поля являются электрические заряды, что движущиеся электрические заряды представляют собой электрический ток, а электрический ток производит ряд действий. Давайте назовем их. Что происходит с проводником, когда по нему протекает электрический ток?
Ученик: При протекании электрического тока проводник нагревается- это называется тепловым действием электрического тока. Электрический ток приводит к распаду вещества на отдельные ионы- это действие называют химическим. Когда по проводнику протекает электрический ток, он приобретает магнитные свойства- это действие называют магнитным.
Учитель: Верно. Сегодня мы и поговорим о магнитном действии электрического тока подробно. Напишите на полях сегодняшнюю дату и тему урока «Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока и катушки с током» (Слайд 1)
(учащиеся записывают тему урока в рабочие тетради)
Учитель: Ребята, скажите, посмотрев на тему урока, какие вопросы у нас возникают.
Ученики: Что такое магнитное поле? Как магнитное поле связано с электрическим? Что такое катушка с током? Что такое прямой проводник? Как выглядит магнитное поле проводника с током? Как появляется магнитное поле?
(учитель или учащийся записывает эти вопросы на доску или в презентацию) (Слайд 2)
Учитель: Хорошо! Вот и появился фронт работы, в конце урока мы попробуем понять смогли ли мы ответить на эти вопросы. Мы к ним вернемся. А сейчас начнем по порядку.
Старинная легенда рассказывает о пастухе по имени Магнус (у Льва Толстого в рассказе для детей «Магнит» этого пастуха зовут Магнис). Он обнаружил однажды, что железный наконечник его палки и гвозди сапог притягиваются к чёрному камню. Этот камень стали называть «камнем Магнуса» или просто «магнитом», по названию местности, где добывали железную руду (холмы Магнезии в Малой Азии). Таким образом, за много веков до нашей эры было известно, что некоторые каменные породы обладают свойством притягивать куски железа. Об этом упоминал в 6 веке до нашей эры греческий физик и философ Фалес. Первое научное изучение свойств магнита было предпринято в 13 веке ученым Петром Перегрином. (Слайд 3) В 1269 году вышло его сочинение «Книга о магните», где он писал о многих фактах магнетизма: у магнита есть два полюса, которые ученый назвал северным и южным; невозможно отделить полюса друг от друга разламыванием. Перегрин писал и о двух видах взаимодействия полюсов — притяжении и отталкивании. К 12—13 векам нашей эры магнитные компасы уже использовались в навигации в Европе, в Китае и других странах мира[2].
В 1600 году вышло сочинение английского врача В. Гильберта «О магните». К известным уже фактам Гильберт прибавил важные наблюдения: усиление действия магнитных полюсов железной арматурой, потерю магнетизма при нагревании и другие. В 1820 г. датский физик Ганс Христиан Эрстед (Слайд 4) на лекции попытался продемонстрировать своим студентам отсутствие связи между электричеством и магнетизмом, включив электрический ток вблизи магнитной стрелки. По словам одного из его слушателей, он был буквально «ошарашен», увидев, что магнитная стрелка после включения тока начала совершать колебания. Большой заслугой Эрстеда является то, что он оценил значения своего наблюдения и повторил опыт. Соединив длинным проводом полюса гальванической батареи, Эрстед протянул провод горизонтально и параллельно свободно подвешенной магнитной стрелке. Как только был включён ток, стрелка немедленно отклонилась, стремясь встать перпендикулярно к направлению провода. При изменении направления тока стрелка отклонилась в другую сторону. Вскоре Эрстед доказал, что магнит действует с некоторой силой на провод, по которому идёт ток.
Сегодня мы повторим опыт Эрстеда.
(учитель демонстрирует взаимодействие электрического тока и магнитной стрелки)
Ребята, какой же вывод мы делаем из опыта Эрстеда?
Ученик: Электрический ток действует на магнитную стрелку.
Учитель: Верно. Но ведь проводник с током и магнитная стрелка находятся на некотором расстоянии друг от друга, они не соприкасаются, не взаимодействуют непосредственно. Значит, когда по проводнику протекает электрический ток, пространство вокруг него меняется, становится магнитным или, как говорят, вокруг проводника с током возникает магнитное поле. Запишем эти важные моменты. Диктуйте! (учитель обращается к ученику, что бы тот сформулировал запись в тетрадь)
(учащиеся записывают в тетрадь «Вывод из опыта Эрстеда- Электрический ток действует на магнитную стрелку. Вокруг проводника с током существует магнитное поле») (Слайд 5)
Учитель: Итак, магнитное поле существует вокруг проводника с током!
Электрический ток- это направленно движущиеся заряды. Давайте совместим эти заключения и переформулируем следующим образом: источником магнитного поля… (договаривают учащиеся)
Ученик: источником магнитного поля является электрический ток или направленно движущиеся заряды.
Учитель: запишем это. Диктуйте!
Учащиеся записывают в тетрадь «источником магнитного поля является электрический ток или направленно движущиеся заряды»
Учитель: Магнитное поле невозможно обнаружить по действию на органы чувств человека. Его можно обнаружить только по действию на другое магнитное поле. Скажите тогда, что нужно сделать, что бы определить есть вокруг некоторого объекта магнитное поле или нет?
Ученик: Необходимо вблизи этого тела расположить тело обладающее магнитным полем. Т.е. электрический ток или магнит.
Учитель: Верно. Сегодня ученые договорились изображать магнитное поле с помощью линий, которые называют силовыми- это линии вдоль, которых выстроились бы маленькие магнитные стрелки. Запишем определение.
(учитель диктует определение, учащиеся записывают «силовые линии магнитного поля- это линии вдоль которых выстроились бы магнитные стрелки (металлические опилки) причем направление показывает северный полюс стрелок»)
Учитель: Изобразим магнитное поле прямого проводника с током. (возможен натурный эксперимент или демонстрация на компьютере http://video.yandex.ru/#search?text=%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D1%8F%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B0&filmId=9457471-08-12 или работа по учебнику) (Слайд 6)
(ученики изображают линии магнитного поля)
Учитель: Обратите внимание, направление линий магнитного поля зависит от направления электрического тока. (Слайд 7)
Учитель: Открытие взаимодействия между электрическим током и магнитом имело огромное значение. Оно стало началом новой эпохи в учении об электричестве и магнетизме. Это взаимодействие сыграло важную роль в развитии техники физического эксперимента.
Узнав об открытии Эрстеда, французский физик Доминик Франсуа Араго начал серию опытов. Он обмотал медной проволокой стеклянную трубку, в которую вставил железный стержень. Как только замкнули электрическую цепь, стержень сильно намагнитился и к его концу крепко прилипли железные ключи; когда выключили ток, ключи отпали. Араго рассматривал проводник, по которому идёт ток, как магнит.
Сегодня такое устройство называют катушкой.
(учитель демонстрирует катушку.)
Учитель: ребята придумайте определение для этого устройства.
Ученик: Катушка – это основа, на которую намотан проводник.
Учитель: Как выяснил Араго, если по катушке протекает электрический ток, то она приобретает магнитные свойства, другими словами, вокруг нее существует магнитное поле. Посмотрим это.
(учитель демонстрирует магнитные свойства катушки с током)
Изобразим линии магнитного поля катушки с током.
(учитель и учащиеся изображают линии магнитного поля катушки с током) (Слайд 8)
Учитель: В 1825 году английский инженер Вильям Стерджен изготовил первый электромагнит, представляющий собой согнутый стержень из мягкого железа с обмоткой из толстой медной проволоки. Для изолирования от обмотки стержень был покрыт лаком. При пропускании тока железный стержень приобретал свойства сильного магнита, но при прерывании тока он мгновенно их терял. Именно эта особенность электромагнитов позволила широко применять их в технике.
Учитель: запишем, катушка с железным сердечником внутри называется электромагнитом.
Учитель: как вы думаете, каким образом можно изменять магнитные свойства электромагнита?
Ученик: магнитные свойства электромагнита можно усилить или ослабить, меняя силу тока в проводнике.
Учитель: Верно. Смотрите.
(учитель демонстрирует зависимость магнитных свойств электромагнита от силы тока в обмотке, от количества витков)
Учитель: Электромагниты используют не только на заводах для транспортировки тяжелых металлических грузов, но и в других областях. Прочитайте в учебнике на стр 135.
(ученик читает вслух)
Учитель: Еще электромагниты применяют в медицине. Окулисты для извлечения металлических опилки из глаза пациента прибегают к электромагниту.
III Закрепление и применение знаний на практике
Хорошо, ребята, теперь вернемся к началу нашего урока. Мы с вами составили вопросы по теме урока. Теперь попробуем на них ответить. (Слайд 9)
(учитель зачитывает вопросы из презентации или с доски. Учащиеся отвечают)
Учитель: Теперь закрепим наши знания. Перед вами несколько суждений. (Слайд 10) Разложите их по секторам. Те, что справедливы всегда положите их на поле «ВСЕГДА», те, что иногда на поле «ИНОГДА», те, что никогда на поле «НИКОГДА».
(учащиеся раскладывают суждения.)
Учитель: обсудите ваше решение с коллегами по парте, придите к общему мнению.
(учащиеся обсуждают)
Учитель: теперь проверим себя.
(учитель демонстрирует верный ответ)
IV Инструктаж по выполнению Д/з (Слайд 11)
Учитель: Теперь ваше домашнее задание §56-58. Определения учить.
Прочитайте в Internet о влиянии магнитного поля на человека.
На следующем уроке мы продолжим разговор о магнетизме и поговорим о материалах, которые способны длительное время сохранять магнитные свойства.
Урок окончен. Спасибо за внимание. До свидания!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
? ? ? ? ? Вопросы
История магнетизма - 1269 г. - «Книга о магните» Петр Перегрин - 6 в. до н.э. –первые упоминания о магнетизме в сочинениях Фалеса - 1600 г.- «О магните» Вильям Гильберт
История магнетизма - 1820 г.- опыт Эрстеда Ганс Христиан Эрстед датский физик 1777—1851г.г.
Вывод из опыта Эрстеда: электрический ток или движущиеся заряды Электрический ток действует на магнитную стрелку. Вокруг проводника с током существует магнитное поле. Источником магнитного поля является Другими словами
Магнитное поле прямого проводника с током к онцентрические окружности с центром в проводнике
вид сверху
Магнитное поле катушки с током
1. Линии магнитного поля замкнуты 2. Вокруг проводника с током существует магнитное поле 3. Колеблющийся атом окружен магнитным полем 4. Силовые линии магнитного поля параллельны друг другу 5. Вокруг вращающегося электрона существует магнитное поле 6. Источником магнитного поля является электрический заряд 7. Для увеличения подъемной силы электромагнита необходимо уменьшить число витков Иногда. Всегда. Никогда.
Проверь себя ВСЕГДА НИКОГДА ИНОГДА 1 2 5 7 3 6 4
Домашнее задание § 56-58. Определения учить . Прочитайте в Internet о влиянии магнитного поля на человека.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №136
Калининского района
Санкт-Петербурга
Урок физики
8 класс
Тема: Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.
Вид урока: урок изучения нового материала
Методы урока: рассказ, демонстрация, выполнение упражнений, лабораторная работа.
Оборудование: ПК+ проектор (презентация), раздаточный материал: набор постоянных магнитов (30 шт), лист тетрадный (15 шт), металлические опилки (15 коробок) демонстрационный набор «Магнетизм»
Цель урока: изучение природы магнетизма постоянных магнитов и Земли как примера постоянного магнита.
Задачи урока: Продолжать формирование представлений о магнитном поле. Обеспечить усвоение новых понятий. Развивать умение делать осмысленный выбор. Развивать критическое отношение к суждениям. Создать условия для применения и закрепления полученных знаний на практике. Развивать навыки работы в паре. Развивать интерес к окружающему миру.
Используемые технологии: информационно- коммуникационные, элементы технологии критического мышления, работа в парах.
Учитель: Сомова Светлана Николаевна
План урока
I Организационный момент (0,5 мин)
II Проверка д/з (5мин)
III Изучение нового материала (28 мин)
IV Закрепление и применение полученных знаний (10 мин)
V Инструктаж по выполнению домашнего задания (1,5мин)
I Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята. Проверьте свою готовность к уроку, на партах у вас должны быть: учебник по физике, дневник, тетрадь, письменные принадлежности, а так же лабораторный инвентарь, к которому мы обратимся в течение урока.
II Изучение нового материала
Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с магнитным полем и некоторыми его особенностями. Вспомним основные моменты с помощью вопросов, которые вы сами задали себе на прошлом уроке.
(на экране появляются вопросы с предыдущего урока)
(учащиеся отвечают на вопросы)
Учитель: Дома вы прочитали о влиянии магнитного поля на человека. Расскажите об этом.
(ученик сообщает о найденной информации)
III Изучение нового материала
Учитель: Существуют такие вещества (материалы), которые обладают магнитными свойствами. Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называют постоянными магнитами. Итак, сегодня мы говорим с вами о постоянных магнитах. Запишите тему урока «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли» (Слайд 1)
(учащиеся записывают тему урока)
Учитель: ребята, а все ли мы знаем по этой теме. Вопросы не возникают? Какие?
(Слайд 2)
Ученики: Почему они вещества магнитные, а другие нет? Как выглядит магнитное поле постоянных магнитов? Почему существует магнитное поле Земли? И.т.п.
Учитель: постараемся ответить на ваши вопросы в конце урока.
А сейчас немного истории: мы с вами говорили о том, что магнитные явления были известны еще в 6 веке до нашей эры, а вот научное объяснение получили только в 19 веке нашей эры. Основной вклад в объяснение магнитных явления было дано после исследования французского физика Андре Ампера (Слайд 3), который установил внутреннюю связь между электричеством и магнетизмом. В сентябре 1820 года он сообщил Французской Академии наук о полученных им результатах. Ампер предложил рассматривать магнетизм как явление, обязанное круговым токам. Он считал, что магнит состоит из молекул, в которых имеются круговые токи. Каждая молекула представляет собой маленький магнитик, располагаясь одноимёнными полюсами в одну и ту же сторону, эти маленькие магнитики и образуют магнит. Проводя вдоль стальной полосы магнитом (несколько раз в одну и ту же сторону), мы заставляем молекулы с круговыми токами ориентироваться в пространстве одинаково. Таким образом, стальная пластинка превратится в магнит.
Во времена Ампера еще не было известно о строении атома, поэтому объяснить природу так называемых молекулярных токов было невозможно. Но сегодня мы знаем, что в каждом атоме есть заряженные частицы- электроны, которые совершая круговое движение, создают те самые круговые токи.
В веществах, обладающих магнитными свойствами, движение электронов согласовано и каждый микроток усиливается соседним, создавая, таким образом, общее магнитное поле.
Постоянные магниты бывают разными по магнитной силе, форме и т.д., но различают полосовой и дугообразный магниты. (Слайд 4)
(учитель демонстрирует полосовой и дугообразный магниты)
Те места, где обнаруживается наиболее сильные магнитные действия называют полюсами- северный (N) и южный (S).
Запишем: «Те места, где обнаруживается наиболее сильные магнитные действия называют полюсами- северный (N) и южный (S).» и изобразим полосовой и дугообразный магниты.
Определим экспериментально, как взаимодействуют полюса магнитов.
Огласите свои предположения.
(ученики предлагают, как определить взаимодействие постоянных магнитов исходя из представленного оборудования на демонстрационном столе)
(один из учащихся демонстрирует свой вариант)
Учитель: теперь мы посмотрим, как выглядит магнитное поле постоянных магнитов.
Подскажите, что нужно сделать, что бы обнаружить магнитное поле тела.
Ученик: что бы обнаружить магнитное поле тела нужно вблизи него расположить магнитные стрелки или металлические опилки.
Учитель: верно, посмотрите, как выглядит магнитное поле полосового магнита. Изобразите схематично в тетрадях. Силовые линии выходят из северного полюса и входят в южный. Линии замкнуты, не пересекаются. (Слайд 5)
Теперь, посмотрите, как выглядит магнитное поле дугообразного магнита. Для этого у вас на рабочих столах имеются два дугообразных магнита, тетрадный лист и металлические опилки. Сейчас, следуя моим инструкциям, экспериментальным путем обнаружим магнитное поле постоянных магнитов.
Вспомним правила техники безопасности.
(ученики проговаривают основные требования техники безопасности)
Поместите на середину стола один дугообразный магнит, накройте его чистым листом бумаги сверху и насыпьте металлические опилки на лист бумаги.
Теперь поместите два дугообразных магнита напротив друг друга разноименными полюсами. Получившуюся картину изобразите в тетради.
И в заключении поместите два дугообразных магнита напротив друг друга одноименными полюсами. Получившуюся картину изобразите в тетради.
Таким образом, в тетради у вас получится 3 картинки. Магнитное поле полосового магнита. Магнитное поле разноименных полюсов магнита. Магнитное поле одноименных полюсов магнита.
Учитель: С глубокой древности известно, что магнитная стрелка, свободно вращаясь вокруг своей оси, всегда устанавливается в данном месте Земли в определенном направлении.
Посмотрите, все магнитные стрелки на демонстрационном столе установились определенным образом. Значит, существует магнитное поле, которое оказывает на стрелки ориентирующее действие. Этим магнитным полем является магнитное поле нашей планеты Земля.
Посмотрим видео материал http://www.youtube.com/watch?v=JCgcqCuUTMY (Слайд 6)
Наблюдения показали, что магнитные полюса Земли не совпадают с географическими, т.е. нет строгого совпадения (различие на несколько тысяч километров). Поэтому стрелка компаса показывает только приблизительное положение географических полюсов Земли.
На Земле мы встречаемся с такими явлениями, как магнитные бури, магнитные аномалии. Прочитаем о них в учебнике стр 141. (или видео материал) Магнитная буря
http://www.youtube.com/watch?v=mAcbJpljZ1w (Слайд 7)
IV Закрепление и практическое применение изученного материала
Учитель: Хорошо, ребята, теперь вернемся к началу нашего урока. Мы с вами составили вопросы по теме урока. Теперь попробуем на них ответить.
(учитель зачитывает вопросы из презентации или с доски. Учащиеся отвечают)
Учитель: На доске вы видите три колонки под названиями: постоянный магнит, катушка с током, прямой проводник с током. (Слайд 8)
Распределите высказывания, написанные ниже по колонкам. Запишите только номера высказываний. Обратите внимание: одно высказывание может быть справедливо для нескольких колонок.
Проверим вашу работу.
(Учитель выставляет отметки, тем ребятам, кто не допустил ошибок или допустил 1-2 ошибки.)
V Инструктаж по выполнению Д/з (Слайд 9)
Учитель: Теперь ваше домашнее задание §59-60. Определения учить.
Прочитайте в Internet о влиянии магнитного Земли поля на человека.
Применение постоянных магнитов на практике.
На следующем уроке мы продолжим разговор о магнетизме, но в плоскости технического применения этого явления.
Урок окончен. Спасибо за внимание. До свидания!
Литература:
Магнитное поле Земли
http://www.youtube.com/watch?v=JCgcqCuUTMY
Магнитная буря
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
? ? ? ? ? Вопросы
Андре Мари Ампер французский физик 20 января 1775 — 10 июня 1836
полосовой дуговой ( U -образный) Постоянные магниты N S N S северный магнитный полюс южный магнитный полюс
Силовые линии магнитного поля полосового магнита
Магнитное поле Земли
Магнитная буря
Проверь себя Постоянный магнит Катушка с током Прямой проводник с током 1. Обладает магнитным полем . 3. Меняет магнитные полюса при изменении направления тока. 2. Магнитное поле существует длительное время. 4. Магнитное поле представляет собой концентрические окружности. 5. Взаимодействует с магнитное стрелкой. 6. С железным сердечником становится электромагнитом. 7. Теряет магнитные свойства при нагревании. 8. Обладает северным и южным полюсом. 9. Источником магнетизма являются внутренние круговые токи. 1. Обладает магнитным полем. 2. Магнитное поле существует длительное время. 3. Меняет магнитные полюса при изменении направления тока. 4. Магнитное поле представляет собой концентрические окружности. 5. Взаимодействует с магнитное стрелкой. 6. С железным сердечником становится электромагнитом. 7. Теряет магнитные свойства при нагревании. 8. Обладает северным и южным полюсом. 9. Источником магнетизма являются внутренние круговые токи. 1. Обладает магнитным полем . 1. Обладает магнитным полем . 5. Взаимодействует с магнитное стрелкой. 5. Взаимодействует с магнитное стрелкой. 8. Обладает северным и южным полюсом.
Домашнее задание §59-60. Определения учить . Прочитайте в Internet о влиянии магнитного поля Земли на человека . Применение постоянных магнитов на практике.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №136
Калининского района
Санкт-Петербурга
Урок физики
8 класс
Тема: Действие магнитного поля на проводник с током.
Электрический двигатель.
Вид урока: урок изучения нового материала
Методы урока: рассказ, демонстрация, выполнение упражнений, лабораторная работа.
Оборудование: ПК+ проектор (презентация), раздаточный материал демонстрационный набор «Магнетизм» лабораторный набор 15шт. (источник тока, реостат, ключ, соединительные провода, компас, детали электромагнита)
Цель урока: расширение специальных представления о применении электромагнитных явлений в технике.
Задачи урока: Продолжать формирование представлений о магнитных явлениях. Обеспечить усвоение новых понятий. Развивать умение делать осмысленный выбор. Развивать критическое отношение к суждениям. Создать условия для применения и закрепления полученных знаний на практике. Развивать навыки работы в паре. Развивать интерес к окружающему миру.
Используемые технологии: информационно- коммуникационные, элементы технологии критического мышления, работа в парах.
Учитель: Сомова Светлана Николаевна
План урока
I Организационный момент (0,5 мин)
II Проверка д/з (5мин)
III Изучение нового материала (28 мин)
IV Закрепление и применение полученных знаний (10 мин)
V Инструктаж по выполнению домашнего задания (1,5мин)
I Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята. Проверьте свою готовность к уроку, на партах у вас должны быть: учебник по физике, дневник, тетрадь, письменные принадлежности, а так же лабораторный инвентарь, к которому мы обратимся в течение урока.
II Изучение нового материала
Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с особыми телами, которые могут длительное время сохранять магнитные свойства – постоянными магнитами, а так же выяснили особенности магнитного поля Земли. Давайте вспомним основные моменты с помощью вопросов, которые вы сами задали себе на прошлом уроке.
(на экране появляются вопросы с предыдущего урока)
(учащиеся отвечают на вопросы)
Учитель: Дома вы прочитали о применении постоянных магнитов. Расскажите об этом.
(ученик сообщает о найденной информации)
III Изучение нового материала
Учитель: на сегодняшний день мы немало знаем о магнитном поле: источником являются движущиеся заряды, изображается с помощью силовых линий, действует на другие движущиеся заряды или электрические токи. Вот об этом более подробно мы сегодня и поговорим.
Запишите тему урока «Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель»
(учащиеся записывают тему урока)
Учитель: Разберемся на практике.
Посмотрите на демонстрационном столе находятся устройства. Назовем их.
Ученик: Источник тока, проводник, постоянный дугообразный магнит, электрический ключ, резистор.
Учитель: Вспомним, какие функции выполняет каждое устройство.
Ученик: источник тока, создает электрическое поле, постоянный магнит создает магнитное поле, ключ замыкает и размыкает электрическую цепь, реостат регулирует силу тока в цепи, проводник проводит электрический ток.
Учитель: Хорошо, предположите, что будет происходить с проводником, если по нему пропустить электрический ток, т.е. замкнуть ключ.
(Ученики предлагают свои варианты)
Учитель: теперь проверим. Смотрите, при протекании тока вокруг проводника возникает магнитное поле, которое взаимодействует с магнитным полем постоянного магнита и проводник втягивается в магнитное поле постоянного магнита.
В нашей цепи присутствует реостат, что с помощью него можно исследовать.
Ученик: можно посмотреть будет ли как-то меняться поведение проводника, если сила тока в нем изменится.
Учитель: верно, пронаблюдаем это.
(учитель перемещает бегунок реостата)
Какое заключение делаем?
Ученик: сила взаимодействия проводника с током с магнитным полем тем больше, чем больше сила тока в нем.
Учитель: Предположите, а можно ли сделать так, что бы проводник двигался от магнита, т.е. в противоположную сторону, выталкивался из магнитного поля.
Ученик: можно попробовать изменить направление тока в проводнике или перевернуть магнит.
Учитель: верно. Пронаблюдаем.
(учитель меняет направление тока в проводнике, а затем, вернув в первоначальное положение, переворачивает магнит)
Учитель: Запишем самое важное в тетрадь. Предлагайте.
(Ученики предлагают варианты записи в тетрадях)
(«магнитное поле постоянного магнита действует на магнитное поле проводника с током. Сила взаимодействия зависит от силы тока в проводнике. Что бы изменить направление взаимодействия необходимо изменить направление тока или направление магнитного поля»)
Учитель: Практически важное значение имеет вращение проводника с током в магнитном поле.
Вращение катушки с током в магнитном поле используется в устройстве электрического двигателя
(5:37-6:20) (7:30-7:55) (9:25-10:28)
Учитель: один из первых электродвигателей был изобретен Борисом Семеновичем Якоби русским ученым в 1834г. Электрические двигатели обладают рядом преимуществ над тепловыми: меньшие размеры, не выделяют газов и дыма, пара, не загрязняют воздух, не потребляют воду или топливо. КПД 98%.
IV Закрепление знаний и применение на практике
Теперь соберем электродвигатель из готовых деталей. Посмотрите на лабораторный инвентарь вашего стола и назовите его.
Ученик: источник тока, ключ, соединительные провода, детали электродвигателя.
Учитель: Откройте учебник на стр 176. и следуя указаниям выполните работу.
Напоминаю вам о технике безопасности: во время выполнения работы запрещается вставать с места, переносить оборудование с парты на парту, замыкать цепь до проверки учителем. Длинные волосы необходимо убрать так, чтобы они не попали во вращающиеся части двигателя. После выполнения работы рабочее место привести в порядок, цепь разомкнуть и разобрать.
Учитель: на сегодняшний день мы закончили изучать магнитные явления. Теперь посмотрим, как хорошо закрепились ваши знания. Ответьте на вопросы теста.
V Инструктаж по выполнению Д/з
Учитель: Теперь ваше домашнее задание §61. стр 146 Изобразите в тетради электродвигатель рис 116 подпишите составные части. Задание 11(2) письменно.
Повторите §56-60
Урок окончен. Спасибо за внимание. До свидания!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Действие магнитного поля на проводник с током.
Электрический двигатель
Домашнее задание § 61. стр 146 Изобразите в тетради электродвигатель рис. 116 подпишите составные части. Задание 11(2) письменно. Повторите §56-60
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.
Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание». Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел. Во...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.
Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...
Методическая разработка "Серия географических диктантов, 7 класс (Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля (материки, океаны, народы и страны). 7 класс. – М.: Дрофа, 2008 г. )".
Серия диктантов за 7 класс....
Методическая разработка "Серия географических диктантов, 8 класс (Учебник: Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Ложбанидзе А.А. – Кн.1: География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2008.)".
Географические диктанты по учебнику 8 класса....
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока во 2-м классе по теме: «MY TOYS» (английский язык, 2 класс по учебнику «Английский в фокусе» Н.Быковой, Дж.Дули, М.Поспеловой, В.Эванс)
Методическая разработка урока во 2-м классе по теме: «MY TOYS»(английский язык, 2 класс по учебнику «Английский в фокусе» Н.Быковой, Дж.Дули, М.Поспеловой, В.Эванс)Тип урока: Обобщающий...
Методическая разработка по алгебре для 7 класса "Входящий контроль по математике 7 класс"
После проведения уроков повторения в начале 7 класса по алгебре полезно провести контроль качества и осознанного понимания изученного в 6 классе материала. В содержание теста включены основные те...
Комментарии
Проголосовала, труд
Проголосовала, труд замечательный!
http://nsportal.ru/node/659790 это моя работа. Удачи вам!!!
Проделана огромная работа,
Проделана огромная работа, Светлана Николаевна, большое Вам спасибо!
Спасибо большое, Светлана
Спасибо большое, Светлана Анатольевна!