"Разносклоняемые имена существительные" (6 класс)
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Урок открытия нового знания в 6 классе по теме: "Разносклоняемые имена существительные" к учебнику Т. А. Ладыженской и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Разносклоняемые имена существительные

Тип урока: открытия нового знания

Цель: познакомить обучающихся с разносклоняемыми существительными, формировать умение правильно их писать.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомиться с разносклоняемыми существительными; выявить особенности склонения существительных на –мя;  видеть их в тексте и правильно склонять, обосновывать выбор гласных в окончаниях.

Метапредметные: уметь ставить и формулировать цель деятельности; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

Личностные:  формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового, навыка организации анализа своей деятельности в составе группы.

Оборудование: учебник, толковый словарь русского языка, компьютер, раздаточный материал для обучающихся.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

Здравствуйте ребята! Садитесь. Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

Мотивация учебной деятельности учащихся

Задание. 1. Для того чтобы вы с легкостью разобрались в новой теме, давайте немного разомнемся, вспомним материал, который мы повторяли на прошлых уроках. Определите, верно ли утверждение.

- Имена существительные обозначают предмет?

- Имена существительные изменяются по родам, числам и падежам? – А как называется изменение имени существительного по падежам? (склонение)

- В данном ряду все слова являются существительными: словарь, честность, синева, движение.

- В данном ряду все слова являются существительными 3 склонения: сирень, ночь, женщина?

- Имена существительные в предложении могут быть разными членами предложения?

Актуализация знаний

Задание 2. А сейчас вместе с соседом по парте распределите слова по типам склонения (слова записаны на доске).

Зима, буря, метель, буран, пурга, снег, небо, з..мля, степь, всадник, д..рога, лошадь, время, пламя.

Из какого произведения  взяты слова ?

 Работают в парах.

«Метель» А. С. Пушкина.

Постановка цели и задач урока.

Все ли слова удалось распределить по типам склонений? Почему?


Есть группа необычных слов, которые можно отнести к нескольким, разным склонениям. Как вы думаете, как их можно назвать?

Тема нашего урока «Разносклоняемые существительные», запишите ее в тетрадь.

Что мы должны узнать на уроке?

Чему должны научиться?

- Слова время и пламя по роду вроде как 2  склонение, но у них окончание – -я. Такие окончания есть в первом типе, но среднего рода там нет. Получается, для них нет склонения.

- Разносклоняемые.

Записывают тему в тетрадь.

- Какие существительные являются разносклоняемыми.

- Находить их в тексте, правильно склонять, употреблять в речи такие слова.

Первичное усвоение новых знаний

К разносклоняемым существительным относятся 10 слов, оканчивающихся на МЯ, важно не путать с окончанием.

Задание 3. Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы попробуете выписать такие слова в тетрадь.

Есть история про племя.

Лишь весной настанет время,

Племя мирно сеет семя,

Хоть пахать и сеять - бремя.

Папуаске нужно имя

Для сынишки сочинить

А у коровы полно вымя.

Её надо подоить.

Но вожак их – ногу в стремя,

Прилепив перо на темя,

Над собою поднял знамя,

Раздувая ссоры пламя:

Призывает всех опять

Не работать – воевать.

Но не хочет племя вновь

Проливать напрасно кровь.

- Какие же слова на -мя вы записали?

- Все ли из перечисленных слов вам понятны? Где можно узнать об их значении?

Задание 4. Пока ребята будут искать значения слов, попробуем выполнить задание:

Найдите в словосочетаниях разносклоняемые существительные; выпишите их; определите, как называются эти слова:

До поры до времени, тянуть время, называть вещи своими именами.

А теперь послушаем ребят, которые уже нашли значения слов в словарях.

Выписывают новые слова в тетрадь.

- Бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя.

Работают с толковым словарём (2 словаря, 2 пары).

Класс в это время выполняет задание.

Бремя – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.). 

Племя— в  обширном значении: все люди. Колено, поколенье, род, потомство.

Темя — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум теменным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вершина.

Стремя, стремена ср. — часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника.

Первичная проверка понимания

Работа с учебником: прочтите материал п. 45 с. 136, расскажите, почему эти существительные названы разносклоняемыми. Все ли слова, относящиеся к этой группе, я назвала?

Молодцы, ребята, запишите слово путь к разносклоняемым существительным.

- В Р., Д., П. падежах у них окончание -и 3-го склонения, в в Т. п. окончание -ем, -ём 2-го склонения.

Вы не сказали о слове путь (м.р.)

Физминутка

Мы совершили сегодня много открытий, немного устали, давайте отдохнем, а помогут нам в этом разносклоняемые существительные.

Размахиваем знаменем,

Разбрасываем семена,

Согнулись под бременем забот,

Почесали темя.

Отправляясь в дальний путь,

Имя свое не забудь.

Присаживайтесь на свои места. Кто был самым внимательным и запомнил разносклоняемые существительные из физкультминутки?

- Знамя, семя, бремя, темя, имя, путь.

Первичное закрепление

Задание 5. Давайте понаблюдаем за окончаниями наших разносклоняемых существительных. Перед вами лежат карточки с заданием. Нужно подобрать правильное окончание.

И.п. огонь (2 скл.) степь (3 скл.) путь (м.р.) знамя (ср.р.)

Р.п. огня степи пути знамени

Д.п. огню степи пути знамени

В.п. огонь степь путь знамя

Т.п. огнём степью путем знаменем

П.п. об огне о степи о пути о знамени

Задание 6. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, определите падеж разносклоняемых существительных.

Не в золоте богатство, а в добром имен… .

От худого семен… не жди доброго племен… .

Нет тяжелее бремен…, чем безделье.

Большого пламен… не задуешь.

Добрый совет ко времен… хорош.

Проверим, как вы справились с заданием. Поменяйтесь тетрадями, проверим работы вместе.

Задание 7. Исправьте ошибки в следующих предложениях:

Время было в обрез.

У тебя нет время поговорить?

Сколько время прошло?

Четыре человека выходят к доске и склоняют существительные,

остальные в тетрадях на карточках.

Самостоятельно выполняют задание.

Проверяют работы, оценивают.

Время было в обрез. (времени, р.п., ед.ч.)

Стояли у знамя. (знамени, р.п., ед.ч.)

У нас нет семенов моркови. (семян, р.п., мн.ч.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Параграф __, выучить разносклоняемые существительные, упр. ___

Записывают задание в дневники.

Рефлексия

1. Почему существительные на -мя и существительное путь получили такое название?

2. С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

3. А что показалось вам простым и легким?

4. Какую бы отметку вы поставили себе за работу на уроке?

Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Разносклоняемые имена существительные".

Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены  новые технологии и указаны планируемые результаты....

Проект урока русского языка в 6 классе "разносклоняемые имена существительные"

Данный урок по теме  «Разносклоняемые имена существительные» в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в систему уроков «Имя существительное». Этот урок следующий после повто...

«Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные»

Урок  «Склонение имен существительных. Разносклоняемые имена существительные».  Цель: повторить и закрепить знания о типах склонения существительных;познакомить  с группой ра...

Презентация к уроку русского языка по теме "Разносклоняемые имена существительные", 6 класс

Презентация к уроку русского языка "Разносклоняемые имена существительные" , 6 классЦели урока:закреплять знания о разносклоняемых существительных, особенностях склонения, правописания;формировать уме...

Конспект и презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Разносклоняемые имена существительные"

Данная разработка поможет при изучении новой темы "Разносклоняемые существительные". Презентация облегчит восприятие новой информации....