Планирование по русскому языку 11 класс
методическая разработка по русскому языку (11 класс)
Программа расчитана на углубленное изучение русского языка. 3 ч. в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primer_russkiy_11_uglublenka.docx | 43.43 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РУССКИЙ ЯЗЫК
11 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе:
- Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень);
- Авторской программы В.В. Бабайцевой «РУССКИЙ ЯЗЫК» 10-11 классы (углублённый уровень) для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации;
- Основной образовательной программы среднего (полного) общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1».
В соответствии с:
- Учётом требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования // Министерство образования и науки РФ. - М., 2012. (Стандарты второго поколения);
- Особенностями основной образовательной программы среднего (полного) общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»;
- Учебным планом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
Данная программа предполагает работу с учебником В.В. Бабайцевой «Русский язык» (углублённый уровень) 10-11 классы, - Москва, «Дрофа», 2015.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Содержание обучения русскому языку по данной программе рассчитано на 204 часа (34 учебные недели). В 10 – 11 классах выделяется по 102 часа (из расчёта по 3 часа в неделю).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, язык великой русской литературы. Русский язык является одним из рабочих языков в Организации Объединённых Наций и в других международных организациях. Положение русского языка в России и в современном мире определяет значение предмета «Русский язык» в школе.
При построении программы для достижения этих целей учитывались следующие принципы: • формирование и развитие лингвистической концепции служит надёжной основой для совершенствования коммуникативной и культуроведческой компетенций. Это принципиальное положение определяет теснейшую связь теоретической и практической частей курса;
• систематический теоретический курс русского языка (изложение теоретических сведений в логической последовательности) способствует формированию целостного представления о системе русского языка, его закономерностях и тенденциях развития. Системный характер изложения лингвистической теории позволяет углубить и расширить объём теоретических сведений, установить между ними системные связи, что имеет большое методическое значение;
• изучение языка способствует развитию мышления;
• изучение русского языка, одного из богатейших языков мира, имеет большое значение для патриотического, духовного и эстетического воспитания учащихся;
• функциональный подход к изучению языка обусловил внимание к тексту при обучении речи;
• большое значение для понимания современного состояния языка имеет обращение к его истории и т.д.
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА УГЛУБЛЁННОМ УРОВНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования целями обучения русскому языку на углублённом уровне служат:
• формирование представлений о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов; расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение языка к ценностям национальной и мировой культуры; патриотическое, духовное и эстетическое воспитание учащихся средствами русского языка;
• углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; стилистических ресурсах каждого языкового уровня; языковой норме, её функциях и вариантах; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; формирование представлений о речевой деятельности, её основных видах и особенностях организации; совершенствование навыков чтения, слушания, говорения и письма;
• совершенствование умений анализировать единицы различных языковых уровней, а также явления переходности; систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации, повышение языкового чутья; формирование умений лингвистического анализа текстов разной функциональной и жанровой принадлежности, оценки изобразительно-выразительных возможностей художественного текста;
• развитие умений пользоваться разными приёмами редактирования текстов, разными методами поиска, анализа и обработки научной информации, в том числе представленной в электронном виде;
• расширение используемых языковых и речевых средств; формирование умений нормативного словоупотребления, активного владения синонимическими средствами языка в соответствии с содержанием и условиями речевого общения, а также умения оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• формирование опыта научно-исследовательской деятельности, проведения лингвистического эксперимента; развитие творческих способностей, основанных на интеграции знаний, умений и навыков по разным предметам гуманитарного цикла; развитие способности использовать результаты исследования в процессе практической речевой деятельности и подготовки к продолжению образования по избранному профилю;
• развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений для осуществления межличностного и межкультурного общения; формирование готовности к получению профильного высшего образования, способности использовать разные формы учебно-познавательной деятельности в вузе.
Изучение русского языка на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
1. углубление знаний о лингвистике как науке; о языке как многофункциональной развивающейся системе; о взаимосвязи основных единиц и уровней языка; о языковой норме, ее функциях;
2. совершенствование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям;
3. развитие способности к социальной адаптации, к речевому взаимодействию; формирование готовности к осознанному образования;
4. воспитание гражданственности и патриотизма; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
5. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах общения.
Реализация указанных целей достигается в процессе совершенствования следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой, которые определяют следующие задачи:
1. углубление знаний о языке как основной системе в общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
2. овладение основными нормами русского литературного языка и нормами русского речевого этикета, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;
3. совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Углублённый уровень изучения русского языка в 10-11 классах предполагает достижение выпускниками средней (полной) школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку на углублённом уровне являются:
1) бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры, как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
2) уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке;
3) осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
4) осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур;
6) потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах познания; 7) готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
8) готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков сотрудничества;
9) эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей;
10) нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку на углублённом уровне являются:
1) умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми её участниками, не допускать конфликтов;
2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; использование различных методов познания; владение логическими операциями анализа, синтеза, сравнения;
3) способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение пользоваться лингвистическими словарями;
4) умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом;
6) умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (коммуникативной цели, условий общения, адресата и т. д.);
7) свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом;
8) умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать и корректировать деятельность;
9) умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;
10) умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.
Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по русскому языку на углублённом уровне являются:
1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания, основных направлениях развития русистики, выдающихся учёных-русистах;
2) сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его развития, функциях языка;
3) освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка; основные аспекты культуры речи; устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения словарного состава современного русского языка;
4) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка;
5) владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение основными нормами современного литературного языка;
6) владение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения;
7) сформированность умений анализировать языковые единицы; владение различными видами анализа слов, словосочетаний и предложений, текстов разных типов речи;
8) сформированность умений анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
9) владение различными приёмами редактирования текстов;
10) сформированность умений лингвистического анализа текстов разных стилей и жанров;
11) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в речевой практике.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА
Учащиеся должны знать:
- основные уровни языка и языковые единицы;
- взаимосвязь языка и культуры, основные исторические изменения, произошедшие в русском языке;
- роль русского языка в современном мире и его место среди других языков мира;
- имена выдающихся ученых-лингвистов;
- типы языковых норм (орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные);
- источники богатства и выразительности русской речи, изобразительно-выразительные средства (тропы и синтаксические фигуры);
- лингвистические термины.
Учащиеся должны уметь:
Говорение и письмо
- создавать высказывания на лингвистическую тему;
- передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в различных формах (план, конспект, тезисы, доклад, сообщение, реферат, аннотация) близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения;
- соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи;
- оценивать аудированное сообщение на лингвистическую тему;
- выявлять подтекст;
- владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;
- создавать тексты различных публицистических жанров (очерк, эссе, публицистическая и научно-популярная статья);
- писать отзыв о художественном, публицистическом произведении;
- принимать участие в диспуте, дискуссии;
- составлять реферат по нескольким источникам и защищать основные положения работы;
Аудирование и чтение
- владеть разными видами чтения (информационное, ознакомительное) и использовать их в зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной работе с литературой разных стилей и жанров;
- извлекать необходимую информацию из различных источников (учебная, справочная, художественная литература, средства массовой информации);
Анализ текста и языковых единиц
- выполнять все виды разбора (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, речеведческий, анализ художественного текста);
- анализировать особенности употребления основных единиц языка;
- анализировать тексты разных функциональных стилей и разных типов с точки зрения структуры, содержания, изобразительно-выразительных средств, стилевых особенностей; пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли при построении высказывания.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК». 11 КЛАСС
Введение. Роль языка в жизни общества
I. Принципы русского правописания
Фонетический принцип графики. Морфемный, морфологический и традиционный (исторический) принципы орфографии. Дифференцирующие и другие написания.
Структурный (формальный) и семантический (смысловой) принципы пунктуации. Знаки препинания и интонация. Авторские знаки.
II. Повторение изученного.
Систематизация знаний по русскому языку. Фонетика. Лексикология. Морфемика. Морфология. Синтаксис. Роль единиц указанных разделов в построении текстов разных стилей и жанров.
Систематизация орфограмм в соответствии с принципами орфографии. Блоковый характер орфографических и пунктуационных правил как средство преодоления дробности частных правил. Закрепление навыков грамотного письма (обобщающие задания)
Совершенствование устной речи.
ПОВТОРЕНИЕ В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Резервные уроки
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Вводный урок | 1 |
2 | Источники расширения словарного состава современного русского языка | 6 |
3 | Принципы русского правописания | 8 |
4 | Повторение изученного | 65 |
5 | Обобщающее повторение орфографии и пунктуации | 20 |
6 | Резервные уроки | 2 |
ВСЕГО | 102 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКЛОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов, тем | Плановые сроки прохождения | Скорректиро -ванные сроки прохождения | ||
Введение (1ч) | |||||
1 | Вводный урок. Основные единицы русского языка и разделы лингвистики. | 1 неделя | |||
Источники расширения словарного состава современного русского языка (3 ч + 1ч + 2ч) | |||||
2 | Источники расширения словарного состава современного русского языка. | 1 неделя | |||
3 | Источники расширения словарного состава современного русского языка. | 1 неделя | |||
4 | РР Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ. | 2 неделя | |||
5 | РР Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ. | 2 неделя | |||
6 | Источники расширения словарного состава современного русского языка. | 2 неделя | |||
7 | Источники расширения словарного состава современного русского языка. | 3 неделя | |||
Принципы русского правописания (2 + 2 + 2 + 2ч) | |||||
8 | Принципы русского правописания. Принципы орфографии. | 3 неделя | |||
9 | Принципы пунктуации. Авторские знаки. | 3 неделя | |||
10 | Стартовая контрольная работа. Диктант. | 4 неделя | |||
11 | Анализ контрольного диктанта. | 4 неделя | |||
12 | Тренинг по пунктуации. Знаки препинания при однородных членах предложения. | 4 неделя | |||
13 | Тренинг по пунктуации. Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом. | 5 неделя | |||
14 | РР Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ. | 5 неделя | |||
15 | РР Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ. | 5 неделя | |||
Повторение изученного (65 ч) Фонетика. Графика. Орфография (4 ч + 1ч) | |||||
16 | Повторение. Фонетика. Графика. Орфография. | 6 неделя | |||
17 | Повторение. Фонетика. Графика. Орфография. | 6 неделя | |||
18 | Повторение. Фонетика. Графика. Орфография. | 6 неделя | |||
19 | Тестирование. Фонетика. Графика. Орфография. | 7 неделя | |||
20 | Тренинг по пунктуации. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. | 7 неделя | |||
Морфемика и словообразование (4 ч + 1ч) | |||||
21 | Повторение. Морфемика и словообразование. | 7 неделя | |||
22 | Повторение. Морфемика и словообразование. | 8 неделя | |||
23 | Повторение. Морфемика и словообразование. | 8 неделя | |||
24 | Тестирование. Морфемика и словообразование. | 8 неделя | |||
25 | Тренинг по пунктуации. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. | 9 неделя | |||
Лексикология, фразеология, этимология (4 ч + 2ч + 2ч) | |||||
26 | Повторение. Лексикология, фразеология, этимология. | 9 неделя | |||
27 | Повторение. Лексикология, фразеология, этимология. | 9 неделя | |||
28 | Повторение. Лексикология, фразеология, этимология. | 10 неделя | |||
29 | РР Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ. | 10 неделя | |||
30 | РР Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ. | 10 неделя | |||
31 | Тренинг по пунктуации. Обособленные и необособленные согласованные определения. | 11 неделя | |||
32 | Тестирование. Лексикология, фразеология, этимология. | 11 неделя | |||
33 | Тренинг по пунктуации. Обособленные и необособленные приложения. Обособленные дополнения. | 11 неделя | |||
Повторение. Морфология (4 ч + 1ч + 2ч) | |||||
34 | Повторение. Морфология. | 12 неделя | |||
35 | Повторение. Морфология. | 12 неделя | |||
36 | Повторение. Морфология. | 12 неделя | |||
37 | Тренинг по пунктуации. Обособленные обстоятельства. | 13 неделя | |||
38 | Повторение. Морфология. | 13 неделя | |||
39 | Контрольный диктант по теме «Морфология». | 13 неделя | |||
40 | Анализ контрольного диктанта. | 14 неделя | |||
Синтаксис и пунктуация (32 + 6 + 2ч) | |||||
41 | Повторение. Синтаксис. Основные единицы синтаксиса. Виды связи между словами и предложениями. | 14 неделя | |||
42 | Словосочетание. | 14 неделя | |||
43 | Предложение. | 15 неделя | |||
44 | Простое предложение. Смысловой центр предложения. | 15 неделя | |||
45 | РР Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ. | 15 неделя | |||
46 | РР Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ. | 16 неделя | |||
47 | Тренинг по пунктуации. Знаки препинания при сравнительных конструкциях. | 16 неделя | |||
48 | Главные и второстепенные члены предложения. | 16 неделя | |||
49 | Тренинг по пунктуации. Знаки препинания при обособлении уточняющих и пояснительных членов предложения. | 17 неделя | |||
50 | Многозначные члены предложения. | 17 неделя | |||
51 | Односоставные предложения. | 17 неделя | |||
52 | Односоставные предложения. | 18 неделя | |||
53 | Полные и неполные предложения. | 18 неделя | |||
54 | Тренинг по пунктуации. Знаки препинания при вводных и вставных компонентах. | 18 неделя | |||
55 | Осложнённое предложение. Предложение с однородными членами. | 19 неделя | |||
56 | Осложнённое предложение. Предложение с однородными членами. | 19 неделя | |||
57 | Обособленные определения и приложения. | 19 неделя | |||
58 | Обособленные обстоятельства. | 20 неделя | |||
59 | Предложения с вводными и вставными единицами. | 20 неделя | |||
60 | Предложения с обращениями. | 20 неделя | |||
61 | Тренинг по пунктуации. Знаки препинания при обращениях. | 21 неделя | |||
62 | Синтаксический разбор простого предложения. | 21 неделя | |||
63 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис простого предложения». | 21 неделя | |||
64 | Анализ контрольного диктанта. | 22 неделя | |||
65 | Сложное предложение. ССП. | 22 неделя | |||
66 | Тренинг по пунктуации. Знаки препинания в ССП. | 22 неделя | |||
67 | Сложное предложение. СПП. | 23 неделя | |||
68 | Тренинг по пунктуации. Знаки препинания в СПП. | 23 неделя | |||
69 | Тренинг по пунктуации. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. | 23 неделя | |||
70 | РР Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ. | 24 неделя | |||
71 | РР Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ. | 24 неделя | |||
72 | Сложные бессоюзные предложения. | 24 неделя | |||
73 | Сложные бессоюзные предложения. | 25 неделя | |||
74 | Тренинг по пунктуации. Знаки препинания в СБП. | 25 неделя | |||
75 | Синтаксический разбор сложного предложения. | 25 неделя | |||
76 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис сложного предложения» | 26 неделя | |||
77 | Анализ контрольного диктанта. | 26 неделя | |||
78 | Предложения с чужой речью. | 26 неделя | |||
79 | Тренинг по пунктуации. Знаки препинания при прямой речи. | 27 неделя | |||
80 | Тренинг по пунктуации. Знаки препинания при цитатах. | 27 неделя | |||
Обобщающее повторение орфографии и пунктуации 16 + 3 + 1 + 2ч) | |||||
81 | Повторение орфографии. Правописание корней. | 27 неделя | |||
82 | Правописание корней. | 28 неделя | |||
83 | Правописание приставок. | 28 неделя | |||
84 | Правописание приставок. | 28 неделя | |||
85 | Правописание Ъ и Ь. | 29 неделя | |||
86 | Правописание суффиксов. | 29 неделя | |||
87 | Правописание окончаний. | 29 неделя | |||
88 | Правописание гласных после шипящих. | 30 неделя | |||
89 | Слитное, дефисное и раздельное написание слов. | 30 неделя | |||
90 | Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. | 30 неделя | |||
91 | Правописание омонимичных форм разных частей речи. | 31 неделя | |||
92 | Обобщающее повторение пунктуации. | 31 неделя | |||
93 | Обобщающее повторение пунктуации. | 31 неделя | |||
94 | Обобщающее повторение пунктуации. | 32 неделя | |||
95 | Итоговая контрольная работа. Тестирование в формате ЕГЭ. | 32 неделя | |||
96 | Тестирование в формате ЕГЭ. | 32 неделя | |||
97 | Итоговая контрольная работа за курс 11 класса. Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ. | 33 неделя | |||
98 | Итоговая контрольная работа за курс 11 класса. Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ. | 33 неделя | |||
99 | Анализ итоговой контрольной работы за курс 11 класса. | 33 неделя | |||
100 | Итоговый урок | 34 неделя | |||
101 102 | Резервные уроки | 34 неделя 34 неделя |
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются:
- входной контроль в начале учебного года;
- диагностический контроль в конце учебного года;
- устный зачёт;
- тесты формата ЕГЭ;
- проверочные работы;
- диктанты;
- комплексный анализ текстов;
- контрольные сочинения формата ЕГЭ.
УЧЕБНОЕ, ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАНИЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Бабайцева В.В. Русский язык и литература: Русский язык. Углублённый уровень. 10-11кл.: учебник/В.В. Бабайцева. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2015.
- Русский язык. 10-11 классы. Методические рекомендации к учебнику В. В. Бабайцевой. Вертикаль. ФГОС. 2014.
- Сальникова О.А. Поурочные разработки к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. 10-11 классы» для общеобразовательных учреждений филологического профиля. - М., 2010.
- Беднарская Л.Д. Обучение сочинению-рассуждению при подготовке к ЕГЭ по русскому языку // РЯШ. -2009. -№ 9-10.
- Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. - М., 2002.
- Потапова Г.Н. Русский язык: Орфография. Синтаксис и пунктуация. Комплексный анализ текста. 10-11 кл. Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2002.
- Материалы журнала «Русский язык в школе»
- Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. - М., 2005.
- Компьютер персональный
- Мультимедийный проектор
- Экран
- Копировальный аппарат
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Бабайцева В.В. Русский язык и литература: Русский язык. Углублённый уровень. 10-11 классы: учебник // В.В. Бабайцева. - 3-е издание, стереотип. - М.: Дрофа, 2015.
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 2009.
- Розенталь Д.А. А как лучше сказать? - М., 1988.
- Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. - М., 1987.
- Скворцов JI.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. - М., 1996.
- Смелкова 3.С. Деловой человек: культура речевого общения. - М., 1997.
- Словарь образных выражений русского языка//под ред. В.Н. Телия. - М., 1995.
- Ушаков Д.Н. Орфографический словарь//Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков.- 41-е изд.- М., 1990.
- Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка// М.Т. Баранов.- 10-е изд.- М., 2005.
- Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. - М., 1997 и последующие издания.
- Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов // под ред. В.В. Иванова.- 8-е изд.- М., 2006.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992 и последующие издания. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник //под ред. В.В. Лопатина. - М., 2007.
- Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка//B.П. Жуков, А.В. Жуков.- 5-е изд., перераб. и доп.- М., 2005.
- Шанский Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка// Н.М. Шанский, Т.А. Боброва.- М., 1997.
- Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка. - М., 2008.
- Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII-ХХ вв.) // Р.П. Рогожникова, Т.С. Карская. - М., 2006.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ИНТЕРНЕТЕ
http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа».
http://www.philology.ru — «Филологический портал».
http://www.gramma.ru — сайт «Культура письменной речи».
http://www.wikipedia.org — универсальная энциклопедия «Википедия».
http://www.krugosvet.ru — универсальная энциклопедия «Кругосвет».
http://www.rubricon.com — энциклопедия «Рубрикон».
http://www.slovari.ru — сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов).
http://www.gramota.ru — «Грамота.ру» (справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»).
http://www.rusword.com.ua— сайт по русской филологии «Мир русского слова».
http://www.about-russian-language.com — сайт по культуре речи.
http://www.languages-study.com/russian.html — база знаний по русскому языку (бесплатная справочная служба по русскому языку).
http://www.etymolo.ruslang.ru — этимология и история слов русского языка (сайт Российской академии наук, Института русского языка имени В. В. Виноградова).
http://www.orfografus.ru — видеоуроки русского языка.
http://www.wordsland.ru — сайт «Страна слов. Магия языка» (изучение русского языка в игровой форме).
http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://www.urokirus.com — уроки русского языка онлайн (история языка, интересные статьи по филологии, словари, тестирование).
http://www.gramota.ru/ - Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала.
http://www.gramma.ru/- Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка.
http://vschool.km.ru/- виртуальная школа Кирилла и Мефодия (русский 5-6)
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://pedsovet.alledu.ru/-Всероссийский августовский педсовет
http://schools.techno.ru/- образовательный сервер «Школы в Интернет»
http://all.edu.ru/- Все образование Интернета
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp- Новый словарь русского язык
http://yamal.org/ook/- опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии)
http://www.philology.ru/default.htm Русский филологический портал
http://www.sokr.ru/ Самый полный словарь сокращений русского языка
http://www.rusfam.ru/ Словарь русских фамилий
http://www.megakm.ru/ojigov/ Толковый словарь русского языка
http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html - основные правила грамматики русского языка
http://urok.hut.ru/Урок. Русский язык для школьников и преподавателей
http://www.slova.ru/ Толковый словарь В.И. Даля
http://www.slovari.ru/lang/ru/ Русские словари. Служба русского языка
http://slovar.boom.ru/ Словарь-справочник русского языка
http://slovesnik-oka.narod.ru/ Словесник
http://character.webzone.ru Русское письмо
http://www.redactor.ru/ Редактор.ru
http://likbez.spb.ru/tests/ Тесты по русскому языку
http://likbez.h1.ru/ Культура письменной речи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по русскому языку Класс 5
Планирование составлено на основе Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...
Тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе Учебник: Ладыженская Т. А. Русский язык в 2 ч. 5 класс, М., Просвещение, 2014г.
Тематическое планирование уроков русского языка в 5 «Б» и 5 «Г» классах 2015-2016 уч. год...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса. Составлено на основе программы "Русский язык", 5-9 класс (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.) в соответствии с ФГОС ООО
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса составлено на основе программы "Русский язык", 5-9 классы (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Т...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе, 136 ч. ( "Русский язык. 7 класс: учебник" Авторы: Разумовская М. М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С.)
Календарно-тематическое планирование (Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. «Русский язык. 7 класс»)...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе, 204 ч. ("Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч.". Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын.)
Календарно-тематическое планирование в 6 класс (170 ч. ) Учебник "Русский язык, 6 класс" (Л.М.Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын) (204 ч.)...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе, 170 ч. ("Русский язык, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын)
Календарно-тематический план по русскому языку, 5 класс, 170 часов (Учебник "Русский язык", 5 класс. Авторы: . Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын)...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе, 68 ч. ("Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений". Авторы: М. М. Разумовская, В. И. Львова, В. И. Капинос и др.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе, 68 ч. (Учебник "Русский язык, 9 класс". Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Львова, В. И. Капинос и др.)...