На пути к ОГЭ
элективный курс по русскому языку (9 класс)

Элективный курс «На пути к ОГЭ»  направлен на освоение учащимися навыков работы с текстом. Понимание текста требует нравственно-интеллектуальных усилий и может быть достигнуто в процессе «диалога с текстом». Сам процесс «общения» с текстом  — это учебная деятельность, когда духовно-нравственное становление личности постепенно происходит как часть самого обучения, приобретения тех знаний, умений. Процесс понимания текста, его интерпретация учеником — уже творчество.

Деятельность учащихся на основе текста развивает и мышление, и чувства (рациональное и эмоциональное), способствует воспитанию и эстетическому, и этическому, является решающим фактором формирования языковой личности. Курс  призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над текстами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку обучающихся к разработке и реализации собственных текстов. Актуальность  курса «На пути к ОГЭ» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, новизной формы сдачи экзамена по предмету, которая включает в себя и сжатое изложение, тестовые задания, и творческую работу.

Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.

В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).

Владение работой с текстом, умение понимать информацию во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Данный курс неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Данная программа элективного курса для 9 класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку.

 

 

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

 Цель курса – научить девятиклассников анализировать содержание и лингвистические компоненты текста, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст.

Задачи изучения элективного курса:

  • помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более осознанно и свободно пользоваться богатствами  родного языка для передачи своих мыслей и чувств;
  • работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент;
  • соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;
  • развивать речевое чутьё, гибкость и смелость мышления, вызвать стремление быть вдумчивым и проницательным читателем;
  • формировать умение мыслить творчески, рассуждать логично, доказательно, с опорой на анализ текста художественного произведения или жизненный опыт;
  • формировать собственный письменный стиль каждого ребёнка;
  • выявлять творческие способности у каждого школьника;
  • помочь ребёнку преодолеть комплексы, справиться со своими коммуникативными проблемами, развивать речь, память, внимание, способствовать становлению характера, умению побороть себя и свои пороки;
  • помочь ученикам раскрыть красоту и богатство русского языка, показать им его многообразные возможности, приучить обучающихся вдумчиво относиться к слову и побудить к созданию собственных творческих работ.
  • научить применять обобщённых знаний и умений при анализе текста.

Количество учебных часов

Рабочая программа в 9 классе рассчитана на 34 учебных часа, в том числе на теорию – 5 часов, практику – 29 часов.

Формы организации образовательного процесса

Данная программа предусматривает проведение  практических занятий, исследований, деловой игры, тренингов; организацию групповых форм работы, дифференцированного обучения, личностно-ориентированного обучения,  самостоятельной работы обучающихся. На занятиях предусматривается использование:

  • Лекции учителя с различными видами заданий;
  • Составление обобщающих таблиц и схем;
  • Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
  • Самостоятельный отбор материала;
  • Работа в группах;
  • Проведение деловых игр и практикумов;
  • Работа с пакетами КИМов;
  • Написание изложений и сочинений.

Технологии обучения

В процессе изучения русского языка будут применяться  игровая технология, технология развития критического мышления, проблемное обучение, ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_na_puti_k_oge_9kl.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоягодинская средняя общеобразовательная школа»

Знаменского муниципального района Омской области

«Рассмотрено»

на заседании МО

       Протокол № 1

      от          . 2022г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР          __________ В.В.Попова

«Утверждаю»

Директор  школы

__________ О.В.Громова

Рабочая программа элективного курса

«На пути к ОГЭ»

Класс-9

Уровень образования-основное общее образование

Уровень изучения предмета- базовый уровень

Срок реализации программы- 2022/2023 учебный год

Количество часов по учебному предмету: 1 ч/неделю, всего – 34 ч/год

Рабочую программу составил: Фесюк Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы

Год составления: - август 2022года

Новоягодное 2022,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Общая характеристика элективного курса «На пути к ОГЭ»

Элективный курс «На пути к ОГЭ»  направлен на освоение учащимися навыков работы с текстом. Понимание текста требует нравственно-интеллектуальных усилий и может быть достигнуто в процессе «диалога с текстом». Сам процесс «общения» с текстом  — это учебная деятельность, когда духовно-нравственное становление личности постепенно происходит как часть самого обучения, приобретения тех знаний, умений. Процесс понимания текста, его интерпретация учеником — уже творчество.

Деятельность учащихся на основе текста развивает и мышление, и чувства (рациональное и эмоциональное), способствует воспитанию и эстетическому, и этическому, является решающим фактором формирования языковой личности. Курс  призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над текстами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку обучающихся к разработке и реализации собственных текстов. Актуальность  курса «На пути к ОГЭ» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, новизной формы сдачи экзамена по предмету, которая включает в себя и сжатое изложение, тестовые задания, и творческую работу.

Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.

В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).

Владение работой с текстом, умение понимать информацию во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Данный курс неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Данная программа элективного курса для 9 класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

 Цель курса – научить девятиклассников анализировать содержание и лингвистические компоненты текста, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст.

Задачи изучения элективного курса:

  • помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более осознанно и свободно пользоваться богатствами  родного языка для передачи своих мыслей и чувств;
  • работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент;
  • соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;
  • развивать речевое чутьё, гибкость и смелость мышления, вызвать стремление быть вдумчивым и проницательным читателем;
  • формировать умение мыслить творчески, рассуждать логично, доказательно, с опорой на анализ текста художественного произведения или жизненный опыт;
  • формировать собственный письменный стиль каждого ребёнка;
  • выявлять творческие способности у каждого школьника;
  • помочь ребёнку преодолеть комплексы, справиться со своими коммуникативными проблемами, развивать речь, память, внимание, способствовать становлению характера, умению побороть себя и свои пороки;
  • помочь ученикам раскрыть красоту и богатство русского языка, показать им его многообразные возможности, приучить обучающихся вдумчиво относиться к слову и побудить к созданию собственных творческих работ.
  • научить применять обобщённых знаний и умений при анализе текста.

Количество учебных часов

Рабочая программа в 9 классе рассчитана на 34 учебных часа, в том числе на теорию – 5 часов, практику – 29 часов.

Формы организации образовательного процесса

Данная программа предусматривает проведение  практических занятий, исследований, деловой игры, тренингов; организацию групповых форм работы, дифференцированного обучения, личностно-ориентированного обучения,  самостоятельной работы обучающихся. На занятиях предусматривается использование:

  • Лекции учителя с различными видами заданий;
  • Составление обобщающих таблиц и схем;
  • Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
  • Самостоятельный отбор материала;
  • Работа в группах;
  • Проведение деловых игр и практикумов;
  • Работа с пакетами КИМов;
  • Написание изложений и сочинений.

Технологии обучения

В процессе изучения русского языка будут применяться  игровая технология, технология развития критического мышления, проблемное обучение, ИКТ.

Планируемые результаты

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

Метапредметные:  самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Предметные:  знать/ понимать/ уметь

  • знать трудные случаи правописания;
  • понимать их роль в общекультурном развитии человека;
  • объяснять языковое явление;
  • уметь применять  знания при тестировании;
  • формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала;
  • формирование научного типа мышления,   владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;
  • активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
  • определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
  • работать над расширением словарного запаса;
  • опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
  • работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания  и понимать её смысл);
  • четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
  • выполнять различные  типы тестовых заданий;
  • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
  • четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
  • хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
  • правильно отмечать в бланке вариант ответа;
  • вносить исправления в бланк экзаменационной работы;

Механизмы формирования лингворечевой компетенции:

  • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; 
  • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
  • анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
  • анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
  • анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
  • тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка.

В основу программы положена идея личностно - ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе. 

  Содержание курса направлено на формирование знаний и умений, необходимых для выполнения заданий, проверяющих следующие виды компетенций:

-лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

-языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

-коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой школы у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные. 

Все виды учебной деятельности учащихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитие речи школьников, усвоение ими практической грамотности.

Виды и формы контроля

Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ, с помощью тестов, письменных работ (сжатого изложения, сочинения - рассуждения), редактирования текста. После изучения всего курса проводится итоговая контрольная работа: сжатое изложение и сочинение-рассуждение. Письменные работы оцениваются по критериям, предусмотренным для ГИА.

Учебно-тематический план

Раздел

Кол-во часов

Теория

Практика

Текст как результат речевой деятельности

6

1

5

Средства выразительности в тексте

4

1

3

Выразительное чтение текста как искусство звучащего

слова

2

-

2

Синтаксические и пунктуационные нормы текста

4

1

3

От анализа текста к изложению

9

1

8

Сочинение — это тоже текст

9

1

8

Итого

34

5

29

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Текст как результат речевой деятельности

Тема, основная мысль. Абзац. Зачин (первое предложение). Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов.

Ключевые слова. Взаимодействие названия (заголовка) и текста. Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь). Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические).

Смысловая и композиционная целостность текста. Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки.

Знать: основные правила работы с текстом. 
Уметь: различать характер заданий к тексту. 

Раздел 2. Средства выразительности в тексте

Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические, синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические, тропы, средства экспрессивного синтаксиса).  Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.Стилистические возможности языковых средств.

Знать: основные средства выразительности. 
Уметь: различать средства выразительности; находить в тексте средства выразительности; анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

Раздел 3. Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова

Выразительное чтение как тест на понимание текста. Тон и темп чтения. Логические паузы и ударения. Интонация текста.

Знать: основные правила выразительного чтения.

Уметь: умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы.

Раздел 4. Синтаксические и пунктуационные нормы текста

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение.Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм. 

Знать: синтаксические и пунктуационные нормы.

Уметь: использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.

Раздел 5. От анализа текста к изложению

 Виды изложений. Способы  и приёмы компрессии (сокращения) текста. Главная и второстепенная информация в тексте. Исключение второстепенной информации, подробностей, деталей, обобщение однородных явлений и фактов, сочетание исключения и обобщения. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости.

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Учимся редактировать текст. Типы речевых, грамматических ошибок. Предупреждение речевых, логических, фактических ошибок.

Знать: основные требования к изложению, способы компрессии текста.

Уметь: выделять ключевые слова в тексте, применять способы компрессии текста, воспроизводить текст разных стилей с заданной степенью свёрнутости, редактировать текст.

Раздел 6. Сочинение — это тоже текст

Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.Извлечение информации из различных источников

Знать: структуру сочинения-рассуждения.

Уметь: создавать текст в письменной форме в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

Планируемый уровень подготовки обучающихся

В результате изучения элективного курса обучаемый должен знать:

  •   основные признаки текста;
  •   основные признаки сжатия текста;
  •   основные приемы написания сочинений разных типов.

 В результате изучения элективного курса обучаемый должен уметь:

  •   осознанно воспринимать текст;
  •   определять тему, проблему, основную мысль текста, авторскую позицию и точку зрения     героя;
  •   правильно и лаконично излагать содержание текста;
  •   определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова, анализировать их структурно-смысловые связи;
  •   членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и микротемы;
  •   выявлять главную и второстепенную информацию в тексте, распознавать ее на слух;
  •   владеть различными приемами сжатия текста;
  •   письменно передавать содержание текста в сжатом виде, используя при этом различные средства речевой выразительности;
  •   самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;
  •   проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные мысли;

  •   выполнять орфографические, пунктуационные и грамматические нормы;
  • свободно владеть знаниями по грамматике русского языка при решении тестовых заданий.

При выразительном чтении текста: умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы.

Календарно-тематическое планирование элективного курса «На пути к ОГЭ» для 9  класса

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Вид и форма контроля

Требования к уровню подготовки

план

факт

Текст как результат речевой деятельности

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка

1

Знать основные признаки текста. Уметь характеризовать текст по форме, виду и типу речи.

Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования

1

Композиционно-содержательный анализ текста

Знать: что такое тема и основная мысль;

Уметь: определять тему, идею, проблему текста.

Роль ключевых слов  текста

1

Восстановление текста по ключевым словам

Знать: ключевые понятия – микротема, микротекст, абзац;

Уметь: определять микротему текста, составлять микротекст, членить текст на абзацы, восстанавливать текст по ключевым словам.

Способы и средства связи между предложениями в тексте

1

Тренировочные упражнения «Моделируем текст»

Знать: виды и средства связи предложений в тексте; смысловые отношения, средства и виды связи между предложениями текста

Уметь: моделировать текст.

Характер смысловых отношений между частями текста

1

Творческая работа в группах.

Составление текстов на основе данных ситуаций

Знать характер смысловых отношений между частями текста.

Смысловая и композиционная целостность текста

1

Работа с текстом

Уметь определять смысловую и композиционную целостность текста.

Средства выразительности в тексте

Особенности использования лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических средства выразительности в тексте

1

Работа с текстом

Умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова; определять основные способы образования слов, принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам.

Специальные изобразительно-выразительные средства в тексте и их роль

1

Анализ текстов

Уметь находить изобразительно-выразительные средства в тексте и определять их роль.

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой и основной мыслью текста

1

Подбор рабочего материала

Уметь делать выбор языковых средств в соответствии с темой и основной мыслью текста.

Практическая работа «Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности»

1

Работа с художественным текстом

Знать порядок анализа текста. Уметь анализировать текст, находить в нем средства выразительности и определять их роль в предложении.

Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова

Выразительное чтение как тест на понимание текста

1

Выразительное чтение текста

Знать: основные правила выразительного чтения.

Логические паузы и ударения. Интонация текста

1

Работа над интонацией

Уметь выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы.

Синтаксические и пунктуационные нормы текста

Словосочетание и предложение

1

Конструирование словосочетаний и предложений по схемам. Работа над синонимичной заменой словосочетаний

Знать функции словосочетания и предложения. Уметь определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.

Функции сложного предложения в тексте

1

Тестовые задания для подготовки к ОГЭ

Знать особенности построения сложного предложения

Пунктуация в сложном предложении текста

1

Тестовые задания для подготовки к ОГЭ

Знать: синтаксические и пунктуационные нормы.

Уметь строить текст в соответствии с синтаксическими и пунктуационными нормами.

Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм

1

Работа с текстом

Уметь: использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.

От анализа текста к изложению

Виды изложений

1

Задание«Подбираем заголовок к  тексту»

Знать основные виды изложений. Уметь определять задачу при написании изложения в зависимости от вида изложения.

Глубина и точность понимания содержания, проблематики исходного текста

1

Самостоятельная работа

Уметь определять основную мысль в тексте, выражать информацию текста в виде кратких записей.

Способы  и приёмы компрессии (сокращения) текста.

1

Работа с текстом

Уметь: применять языковые приёмы сжатия исходного текста: исключение, упрощение, обобщение.

Главная и второстепенная информация в тексте

1

Задание «Учимся задавать вопросы к тексту»

Уметь создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;

Пишем сжатое изложение

1

Сжатое изложение

Уметь: самостоятельно работать над сжатым изложением

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

1

Пересказ текста по ключевым словам

Уметь выделять ключевые слова в тексте, воспроизводить текст по ключевым словам.

Соотношение микротемы и абзацного строения текста

1

Работа по выделению микротем в тексте

Уметь выделять микротемы текста.

Представление об абзаце как о пунктуационном знаке

1

Работа по выделению абзацев в тексте

Знать роль абзацного членения текста. Уметь выделять в тексте абзацы.

Практическая работа по предупреждению речевых, логических, фактических ошибок

1

Редактирование текста

Уметь находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида.

Сочинение — это тоже текст

Структура сочинения-рассуждения

1

Работа над сочинением по высказыванию лингвиста

Знать: композицию рассуждения, понятие «аргумент», способы введения аргументов;

Уметь: составлять схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос.

Алгоритм написания сочинения – рассуждения

1

Работа над сочинением по цитате

Знать алгоритм написания сочинения – рассуждения. Уметь строить высказывание в зависимости от темы.

Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении

1

Работа над языковым оформлением высказывания.

Уметь: самостоятельно работать над сочинением-рассуждением с использованием речевых клише.

Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему

1

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Знать строение сочинения-рассуждения. Уметь создавать рассуждение в соответствии с заданной темой.

Написание сочинения - рассуждения

1

Извлечение информации из различных источников

1

Работа со справочной литературой

Уметь извлекать информацию из различных источников, строить  высказывание по нескольким источникам. Уметь работать с достаточно объемной информацией.

Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи

1

Сочинение-рассуждение

Уметь использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка; оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

33-34

Критерии оценки сочинения-рассуждения. Итоги года

2

Оценивание собственных сочинений

Знать критерии оценивания сочинений. Уметь оценивать собственное сочинение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Путь духовного возрождения героя"(По книге И.А.Ильина "Путь духовного возрождения " и повести И.С.Шмелёва "Неупиваемая чаша")

Технология, применяемая на уроке, -мастерская.По сути это интегрированный урок, материал, использованный на уроке, может пригодиться при написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку....

Великий Шелковый путь – путь народов, культур и товаров

Великий Шелковый путь – путь народов, культур и товаров Материал урока подобран таким образом, чтобы дать дополнительную возможность учителям истории полнее удовлетворить свои образовательные пот...

"Путь к прекрасному". Путь к творчеству Гайнановой Л.Н.

Путь к творчеству. Гайнанова Л.Н. –преподаватель Детской школы искусствг. Когалым, 2010г....

Интегрированный урок по физике и математике "Тормозной путь. Остановочный путь. Безопасность дорожного движения"

Опираясь на знание физических законов, выработывается осознанная необходимость соблюдения Правил дорожного движения....

Мастер-класс по высказыванию Конфуция "Перед человеком к разуму три пути: Путь размышления – это самый благородный, Путь подражания – это самый легкий, Путь личного опыта – это самый тяжелый". Предмет: ИСТОРИЯ

Конкурсный мастер-класс  для ученического, педагогического, родительского сообществ и общественности, отражающий значение преподаваемого предмета для формирования мировоззрения и общекультурных к...

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

урок составлен по программе по биологии для 8 класса составлен на основе примерной программы авторской программы созданной коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника.Урок темы Дыхание....

Интегрированный урок физики – математики по теме: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге»

Интегрированный урок физики – математики по теме: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге» для старшеклассников....