На пути к ОГЭ
элективный курс по русскому языку (9 класс)
Элективный курс «На пути к ОГЭ» направлен на освоение учащимися навыков работы с текстом. Понимание текста требует нравственно-интеллектуальных усилий и может быть достигнуто в процессе «диалога с текстом». Сам процесс «общения» с текстом — это учебная деятельность, когда духовно-нравственное становление личности постепенно происходит как часть самого обучения, приобретения тех знаний, умений. Процесс понимания текста, его интерпретация учеником — уже творчество.
Деятельность учащихся на основе текста развивает и мышление, и чувства (рациональное и эмоциональное), способствует воспитанию и эстетическому, и этическому, является решающим фактором формирования языковой личности. Курс призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над текстами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку обучающихся к разработке и реализации собственных текстов. Актуальность курса «На пути к ОГЭ» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, новизной формы сдачи экзамена по предмету, которая включает в себя и сжатое изложение, тестовые задания, и творческую работу.
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).
Владение работой с текстом, умение понимать информацию во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Данный курс неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Данная программа элективного курса для 9 класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Цель курса – научить девятиклассников анализировать содержание и лингвистические компоненты текста, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст.
Задачи изучения элективного курса:
- помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более осознанно и свободно пользоваться богатствами родного языка для передачи своих мыслей и чувств;
- работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент;
- соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;
- развивать речевое чутьё, гибкость и смелость мышления, вызвать стремление быть вдумчивым и проницательным читателем;
- формировать умение мыслить творчески, рассуждать логично, доказательно, с опорой на анализ текста художественного произведения или жизненный опыт;
- формировать собственный письменный стиль каждого ребёнка;
- выявлять творческие способности у каждого школьника;
- помочь ребёнку преодолеть комплексы, справиться со своими коммуникативными проблемами, развивать речь, память, внимание, способствовать становлению характера, умению побороть себя и свои пороки;
- помочь ученикам раскрыть красоту и богатство русского языка, показать им его многообразные возможности, приучить обучающихся вдумчиво относиться к слову и побудить к созданию собственных творческих работ.
- научить применять обобщённых знаний и умений при анализе текста.
Количество учебных часов
Рабочая программа в 9 классе рассчитана на 34 учебных часа, в том числе на теорию – 5 часов, практику – 29 часов.
Формы организации образовательного процесса
Данная программа предусматривает проведение практических занятий, исследований, деловой игры, тренингов; организацию групповых форм работы, дифференцированного обучения, личностно-ориентированного обучения, самостоятельной работы обучающихся. На занятиях предусматривается использование:
- Лекции учителя с различными видами заданий;
- Составление обобщающих таблиц и схем;
- Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
- Самостоятельный отбор материала;
- Работа в группах;
- Проведение деловых игр и практикумов;
- Работа с пакетами КИМов;
- Написание изложений и сочинений.
Технологии обучения
В процессе изучения русского языка будут применяться игровая технология, технология развития критического мышления, проблемное обучение, ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_na_puti_k_oge_9kl.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоягодинская средняя общеобразовательная школа»
Знаменского муниципального района Омской области
«Рассмотрено» на заседании МО Протокол № 1 от . 2022г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР __________ В.В.Попова | «Утверждаю» Директор школы __________ О.В.Громова |
Рабочая программа элективного курса
«На пути к ОГЭ»
Класс-9
Уровень образования-основное общее образование
Уровень изучения предмета- базовый уровень
Срок реализации программы- 2022/2023 учебный год
Количество часов по учебному предмету: 1 ч/неделю, всего – 34 ч/год
Рабочую программу составил: Фесюк Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы
Год составления: - август 2022года
Новоягодное 2022,
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика элективного курса «На пути к ОГЭ»
Элективный курс «На пути к ОГЭ» направлен на освоение учащимися навыков работы с текстом. Понимание текста требует нравственно-интеллектуальных усилий и может быть достигнуто в процессе «диалога с текстом». Сам процесс «общения» с текстом — это учебная деятельность, когда духовно-нравственное становление личности постепенно происходит как часть самого обучения, приобретения тех знаний, умений. Процесс понимания текста, его интерпретация учеником — уже творчество.
Деятельность учащихся на основе текста развивает и мышление, и чувства (рациональное и эмоциональное), способствует воспитанию и эстетическому, и этическому, является решающим фактором формирования языковой личности. Курс призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над текстами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку обучающихся к разработке и реализации собственных текстов. Актуальность курса «На пути к ОГЭ» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, новизной формы сдачи экзамена по предмету, которая включает в себя и сжатое изложение, тестовые задания, и творческую работу.
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).
Владение работой с текстом, умение понимать информацию во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Данный курс неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Данная программа элективного курса для 9 класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Цель курса – научить девятиклассников анализировать содержание и лингвистические компоненты текста, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст.
Задачи изучения элективного курса:
- помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более осознанно и свободно пользоваться богатствами родного языка для передачи своих мыслей и чувств;
- работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент;
- соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;
- развивать речевое чутьё, гибкость и смелость мышления, вызвать стремление быть вдумчивым и проницательным читателем;
- формировать умение мыслить творчески, рассуждать логично, доказательно, с опорой на анализ текста художественного произведения или жизненный опыт;
- формировать собственный письменный стиль каждого ребёнка;
- выявлять творческие способности у каждого школьника;
- помочь ребёнку преодолеть комплексы, справиться со своими коммуникативными проблемами, развивать речь, память, внимание, способствовать становлению характера, умению побороть себя и свои пороки;
- помочь ученикам раскрыть красоту и богатство русского языка, показать им его многообразные возможности, приучить обучающихся вдумчиво относиться к слову и побудить к созданию собственных творческих работ.
- научить применять обобщённых знаний и умений при анализе текста.
Количество учебных часов
Рабочая программа в 9 классе рассчитана на 34 учебных часа, в том числе на теорию – 5 часов, практику – 29 часов.
Формы организации образовательного процесса
Данная программа предусматривает проведение практических занятий, исследований, деловой игры, тренингов; организацию групповых форм работы, дифференцированного обучения, личностно-ориентированного обучения, самостоятельной работы обучающихся. На занятиях предусматривается использование:
- Лекции учителя с различными видами заданий;
- Составление обобщающих таблиц и схем;
- Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
- Самостоятельный отбор материала;
- Работа в группах;
- Проведение деловых игр и практикумов;
- Работа с пакетами КИМов;
- Написание изложений и сочинений.
Технологии обучения
В процессе изучения русского языка будут применяться игровая технология, технология развития критического мышления, проблемное обучение, ИКТ.
Планируемые результаты
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные: знать/ понимать/ уметь
- знать трудные случаи правописания;
- понимать их роль в общекультурном развитии человека;
- объяснять языковое явление;
- уметь применять знания при тестировании;
- формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала;
- формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;
- активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
- определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
- работать над расширением словарного запаса;
- опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
- работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл);
- четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
- выполнять различные типы тестовых заданий;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
- хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
- правильно отмечать в бланке вариант ответа;
- вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
Механизмы формирования лингворечевой компетенции:
- использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
- анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
- анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
- анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
- тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка.
В основу программы положена идея личностно - ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Содержание курса направлено на формирование знаний и умений, необходимых для выполнения заданий, проверяющих следующие виды компетенций:
-лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
-языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
-коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой школы у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Все виды учебной деятельности учащихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитие речи школьников, усвоение ими практической грамотности.
Виды и формы контроля
Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ, с помощью тестов, письменных работ (сжатого изложения, сочинения - рассуждения), редактирования текста. После изучения всего курса проводится итоговая контрольная работа: сжатое изложение и сочинение-рассуждение. Письменные работы оцениваются по критериям, предусмотренным для ГИА.
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Кол-во часов | Теория | Практика |
Текст как результат речевой деятельности | 6 | 1 | 5 | |
Средства выразительности в тексте | 4 | 1 | 3 | |
Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова | 2 | - | 2 | |
Синтаксические и пунктуационные нормы текста | 4 | 1 | 3 | |
От анализа текста к изложению | 9 | 1 | 8 | |
Сочинение — это тоже текст | 9 | 1 | 8 | |
Итого | 34 | 5 | 29 |
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Текст как результат речевой деятельности
Тема, основная мысль. Абзац. Зачин (первое предложение). Виды зачинов. Синтаксическое строение зачинов.
Ключевые слова. Взаимодействие названия (заголовка) и текста. Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная связь). Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические).
Смысловая и композиционная целостность текста. Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки.
Знать: основные правила работы с текстом.
Уметь: различать характер заданий к тексту.
Раздел 2. Средства выразительности в тексте
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические, синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические, тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.Стилистические возможности языковых средств.
Знать: основные средства выразительности.
Уметь: различать средства выразительности; находить в тексте средства выразительности; анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Раздел 3. Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова
Выразительное чтение как тест на понимание текста. Тон и темп чтения. Логические паузы и ударения. Интонация текста.
Знать: основные правила выразительного чтения.
Уметь: умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы.
Раздел 4. Синтаксические и пунктуационные нормы текста
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение.Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Знать: синтаксические и пунктуационные нормы.
Уметь: использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Раздел 5. От анализа текста к изложению
Виды изложений. Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста. Главная и второстепенная информация в тексте. Исключение второстепенной информации, подробностей, деталей, обобщение однородных явлений и фактов, сочетание исключения и обобщения. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости.
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Учимся редактировать текст. Типы речевых, грамматических ошибок. Предупреждение речевых, логических, фактических ошибок.
Знать: основные требования к изложению, способы компрессии текста.
Уметь: выделять ключевые слова в тексте, применять способы компрессии текста, воспроизводить текст разных стилей с заданной степенью свёрнутости, редактировать текст.
Раздел 6. Сочинение — это тоже текст
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.Извлечение информации из различных источников
Знать: структуру сочинения-рассуждения.
Уметь: создавать текст в письменной форме в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Планируемый уровень подготовки обучающихся
В результате изучения элективного курса обучаемый должен знать:
- основные признаки текста;
- основные признаки сжатия текста;
- основные приемы написания сочинений разных типов.
В результате изучения элективного курса обучаемый должен уметь:
- осознанно воспринимать текст;
- определять тему, проблему, основную мысль текста, авторскую позицию и точку зрения героя;
- правильно и лаконично излагать содержание текста;
- определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова, анализировать их структурно-смысловые связи;
- членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и микротемы;
- выявлять главную и второстепенную информацию в тексте, распознавать ее на слух;
- владеть различными приемами сжатия текста;
- письменно передавать содержание текста в сжатом виде, используя при этом различные средства речевой выразительности;
- самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;
- проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные мысли;
- выполнять орфографические, пунктуационные и грамматические нормы;
- свободно владеть знаниями по грамматике русского языка при решении тестовых заданий.
При выразительном чтении текста: умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы.
Календарно-тематическое планирование элективного курса «На пути к ОГЭ» для 9 класса
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Вид и форма контроля | Требования к уровню подготовки | |
план | факт | |||||
Текст как результат речевой деятельности | ||||||
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка | 1 | Знать основные признаки текста. Уметь характеризовать текст по форме, виду и типу речи. | ||||
Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования | 1 | Композиционно-содержательный анализ текста | Знать: что такое тема и основная мысль; Уметь: определять тему, идею, проблему текста. | |||
Роль ключевых слов текста | 1 | Восстановление текста по ключевым словам | Знать: ключевые понятия – микротема, микротекст, абзац; Уметь: определять микротему текста, составлять микротекст, членить текст на абзацы, восстанавливать текст по ключевым словам. | |||
Способы и средства связи между предложениями в тексте | 1 | Тренировочные упражнения «Моделируем текст» | Знать: виды и средства связи предложений в тексте; смысловые отношения, средства и виды связи между предложениями текста Уметь: моделировать текст. | |||
Характер смысловых отношений между частями текста | 1 | Творческая работа в группах. Составление текстов на основе данных ситуаций | Знать характер смысловых отношений между частями текста. | |||
Смысловая и композиционная целостность текста | 1 | Работа с текстом | Уметь определять смысловую и композиционную целостность текста. | |||
Средства выразительности в тексте | ||||||
Особенности использования лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических средства выразительности в тексте | 1 | Работа с текстом | Умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова; определять основные способы образования слов, принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. | |||
Специальные изобразительно-выразительные средства в тексте и их роль | 1 | Анализ текстов | Уметь находить изобразительно-выразительные средства в тексте и определять их роль. | |||
Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой и основной мыслью текста | 1 | Подбор рабочего материала | Уметь делать выбор языковых средств в соответствии с темой и основной мыслью текста. | |||
Практическая работа «Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности» | 1 | Работа с художественным текстом | Знать порядок анализа текста. Уметь анализировать текст, находить в нем средства выразительности и определять их роль в предложении. | |||
Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова | ||||||
Выразительное чтение как тест на понимание текста | 1 | Выразительное чтение текста | Знать: основные правила выразительного чтения. | |||
Логические паузы и ударения. Интонация текста | 1 | Работа над интонацией | Уметь выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы. | |||
Синтаксические и пунктуационные нормы текста | ||||||
Словосочетание и предложение | 1 | Конструирование словосочетаний и предложений по схемам. Работа над синонимичной заменой словосочетаний | Знать функции словосочетания и предложения. Уметь определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам. | |||
Функции сложного предложения в тексте | 1 | Тестовые задания для подготовки к ОГЭ | Знать особенности построения сложного предложения | |||
Пунктуация в сложном предложении текста | 1 | Тестовые задания для подготовки к ОГЭ | Знать: синтаксические и пунктуационные нормы. Уметь строить текст в соответствии с синтаксическими и пунктуационными нормами. | |||
Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм | 1 | Работа с текстом | Уметь: использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста. | |||
От анализа текста к изложению | ||||||
Виды изложений | 1 | Задание«Подбираем заголовок к тексту» | Знать основные виды изложений. Уметь определять задачу при написании изложения в зависимости от вида изложения. | |||
Глубина и точность понимания содержания, проблематики исходного текста | 1 | Самостоятельная работа | Уметь определять основную мысль в тексте, выражать информацию текста в виде кратких записей. | |||
Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста. | 1 | Работа с текстом | Уметь: применять языковые приёмы сжатия исходного текста: исключение, упрощение, обобщение. | |||
Главная и второстепенная информация в тексте | 1 | Задание «Учимся задавать вопросы к тексту» | Уметь создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи; | |||
Пишем сжатое изложение | 1 | Сжатое изложение | Уметь: самостоятельно работать над сжатым изложением | |||
Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. | 1 | Пересказ текста по ключевым словам | Уметь выделять ключевые слова в тексте, воспроизводить текст по ключевым словам. | |||
Соотношение микротемы и абзацного строения текста | 1 | Работа по выделению микротем в тексте | Уметь выделять микротемы текста. | |||
Представление об абзаце как о пунктуационном знаке | 1 | Работа по выделению абзацев в тексте | Знать роль абзацного членения текста. Уметь выделять в тексте абзацы. | |||
Практическая работа по предупреждению речевых, логических, фактических ошибок | 1 | Редактирование текста | Уметь находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида. | |||
Сочинение — это тоже текст | ||||||
Структура сочинения-рассуждения | 1 | Работа над сочинением по высказыванию лингвиста | Знать: композицию рассуждения, понятие «аргумент», способы введения аргументов; Уметь: составлять схемы рассуждения, развернутый ответ на поставленный вопрос. | |||
Алгоритм написания сочинения – рассуждения | 1 | Работа над сочинением по цитате | Знать алгоритм написания сочинения – рассуждения. Уметь строить высказывание в зависимости от темы. | |||
Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении | 1 | Работа над языковым оформлением высказывания. | Уметь: самостоятельно работать над сочинением-рассуждением с использованием речевых клише. | |||
Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему | 1 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | Знать строение сочинения-рассуждения. Уметь создавать рассуждение в соответствии с заданной темой. | |||
Написание сочинения - рассуждения | 1 | |||||
Извлечение информации из различных источников | 1 | Работа со справочной литературой | Уметь извлекать информацию из различных источников, строить высказывание по нескольким источникам. Уметь работать с достаточно объемной информацией. | |||
Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи | 1 | Сочинение-рассуждение | Уметь использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка; оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка. | |||
33-34 | Критерии оценки сочинения-рассуждения. Итоги года | 2 | Оценивание собственных сочинений | Знать критерии оценивания сочинений. Уметь оценивать собственное сочинение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в 11 классе "Путь духовного возрождения героя"(По книге И.А.Ильина "Путь духовного возрождения " и повести И.С.Шмелёва "Неупиваемая чаша")
Технология, применяемая на уроке, -мастерская.По сути это интегрированный урок, материал, использованный на уроке, может пригодиться при написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку....
Великий Шелковый путь – путь народов, культур и товаров
Великий Шелковый путь – путь народов, культур и товаров Материал урока подобран таким образом, чтобы дать дополнительную возможность учителям истории полнее удовлетворить свои образовательные пот...
"Путь к прекрасному". Путь к творчеству Гайнановой Л.Н.
Путь к творчеству. Гайнанова Л.Н. –преподаватель Детской школы искусствг. Когалым, 2010г....
Интегрированный урок по физике и математике "Тормозной путь. Остановочный путь. Безопасность дорожного движения"
Опираясь на знание физических законов, выработывается осознанная необходимость соблюдения Правил дорожного движения....
Мастер-класс по высказыванию Конфуция "Перед человеком к разуму три пути: Путь размышления – это самый благородный, Путь подражания – это самый легкий, Путь личного опыта – это самый тяжелый". Предмет: ИСТОРИЯ
Конкурсный мастер-класс для ученического, педагогического, родительского сообществ и общественности, отражающий значение преподаваемого предмета для формирования мировоззрения и общекультурных к...
Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.
урок составлен по программе по биологии для 8 класса составлен на основе примерной программы авторской программы созданной коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника.Урок темы Дыхание....
Интегрированный урок физики – математики по теме: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге»
Интегрированный урок физики – математики по теме: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге» для старшеклассников....