Урок в 8 классе по теме "Виды подчинительной связи в словосочетании"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Урок в 8 классе по теме "Виды подчинительной связи в словосочетании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_v_8_klasse_uchitelya_voroninoy_n.i.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе.

Тема урока: Виды подчинительной связи в словосочетании.

Это третий урок в разделе «Словосочетание». Обучающимся уже знакомо строение словосочетаний, знают они и типы словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова.

Выбор технологий и форм работы обоснован особенностями класса: в классе обучаются дети с разными способностями, мотивацией и успеваемостью (только 30% обучающихся занимается на «хорошо» и «отлично»), поэтому для лучшего усвоения нового материала необходима поддержка и помощь товарищей, а при выполнении домашней работы можно выбрать задание по интересам, полегче или творческого характера.

Материал, изучаемый на уроке, важен для успешного прохождения аттестации обучающимися в 9 классе.

Цель урока: обобщить и систематизировать уже известные сведения о словосочетании, познакомить с видами подчинительной связи; научить определять вид связи в словосочетаниях.

Задачи урока:

  • Образовательные:

1) обобщение и систематизация знаний учащихся о словосочетании;                                                    

2) формирование умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

 3)  закрепление навыков правописания;        

  1. обучение умению связно излагать свои мысли.
  • Развивающие:

1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;

2) развитие познавательной самостоятельности;

3) овладение нормами литературного языка.

  • Воспитательные:
  1. воспитание ответственности за качество своих знаний;
  2. воспитание любви к родной природе, к русскому языку;
  3. формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.

УУД:

  • Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
  • Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.  
  • Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; умение согласовывать  свои действия.
  • Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;
  • Уметь: определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;

Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии урока:

  1. Технология коллективного обучения.
  2. Технология дифференцированного обучения.

Формы работы по развитию познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.

Приемы работы по развитию познавательной деятельности обучающихся: повторение пройденного, прием целеполагания, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, решение проблемной ситуации, творческое домашнее задание, рефлексия.

Дидактические средства: учебник, исследовательский лист с заданиями для групповой работы, оценочные листы.

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация в программе PowerPoint, раздаточный материал для обучающихся.

                                         

                                    Конспект урока

  1. Организационный момент, включающий:

мотивацию к учебной деятельности, создание эмоционального настроя

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Форма работы: фронтальная

Методы: словесные: беседа

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Приветствие учителя.

Настраиваются на рабочую обстановку, готовятся к учебной деятельности. Знакомятся с исследовательским листом и листом самооценки.

Отвечают на вопрос учителя.

Читают эпиграф.

Отвечают на поставленные вопросы.

Примерные ответы. Соединение – сочетание.

Словосочетание.

Ищут решение проблемной ситуации.

Похожи тем, что одно слово главное, а другое зависимое; отличаются вопросами от главного слова к зависимому и частями речи.

 Формулируют цели урока.

Записывают дату и тему урока в тетради.

Формулируют цели урока.

Приветствие обучающихся.

- Сегодняшний урок я хочу начать словами китайской пословицы: «Человек может стать умным тремя путями: путём подражания, путём опыта и путём размышления». А какой путь выберете для себя вы, ребята?  

Учитель обобщает ответы учеников и зачитывает пословицу ещё раз, но теперь полностью (Человек может стать умным тремя путями: путём подражания – это самый легкий путь, путём опыта – это самый трудный путь, путём размышления – это самый благородный путь.) Я хочу пожелать вам успеха на избранном вами пути. Приступаем к работе.

Обращает внимание обучающихся на эпиграф:

 «Язык неистощим в соединении слов». А.С. Пушкин

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

-Подберите синоним к слову «соединение».

- Что представляет собой запись на данном слайде?

- А что мы называем словосочетанием?

Создание проблемной ситуации:

- Попробуйте сами определить тему урока, прочитав записи:

Желтый лист, оторвался от ветки, медленно опустился

- Чем похожи и чем отличаются данные словосочетания?

-Чему мы должны научиться на уроке?

- Действительно, слова соединяются друг с другом непроизвольно, а на основе строгих законов, которые называются подчинительными связями слов. С видами таких связей мы и познакомимся сегодня на уроке

Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Виды подчинительной связи в словосочетании».

- А теперь предположите, каких целей мы должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?

Обобщить и систематизировать сведения о словосочетании, познакомиться с видами подчинительной связи; научиться определять вид связи в словосочетаниях.

 

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

  1. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

-актуализацию опорных знаний

- определение темы урока

-определение цели и задач урока                                                                                    

Цель этапа: повышение мотивации изучения темы.                                                          

-активизировать мыслительную деятельность обучающихся; подвести учеников к самостоятельной постановке познавательной цели, задач урока;

-  создание проблемной ситуации;

- фиксация новой учебной задачи.

Форма работы: фронтальная

Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе опроса: объяснительный, личностно-адаптированный.

Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса: поощрение и благодарность ученикам, оценки за полные ответы (полнота и правильность ответа, степень осознанности, понимания изученного).

Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по излагаемому материалу.

Для учителя:

- организовать и направить в нужное русло познавательную деятельность обучающихся.

Для учеников:

- знание и понимание языковедческих терминов;

-умение находить и объяснять орфограммы, высказывать свою точку зрения.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Выборка из упр. 88 словосочетаний, в которых а) в окончаниях существительных написана буква е (1-й вариант); б) представлена орфограмма слитно-раздельно-дефисное написание наречий (2-й вариант).

Обучающиеся по вариантам называют слова на указанные орфограммы. При затруднении помогают товарищи.

Отвечают на поставленные вопросы.

Выступление учащихся, получивших индивидуальное задание. Обучающиеся объединили слова в блоки по способу выражения главного слова.

Делают вывод о том, чем отличаются группы словосочетаний друг от друга.

 Выявление признаков обучающимися.

Формулирование вывода.

Ответы учащихся: Они отличаются строением, способом выражения главного слова.

Именные, глагольные, наречные.

Ребята, дома вы выполняли упр. 88. Предлагаю вам проверить работу таким образом: 1 вариант называет слова, в которых в окончаниях существительных написана буква е; 2 вариант слова со слитным, раздельным, дефисным написанием наречий.

Выставление оценок отвечающим.

- У кого возникли затруднения? Какие орфограммы нужно повторить?

-Ребята, некоторые из вас получили индивидуальное задание: объяснить правописание слов и объединить их в блоки по какому-либо признаку.  

-Чем отличаются группы словосочетаний друг от друга?  

 -Выявите признаки, по которым следует отнести словосочетания из домашней работы, выписанные 1-м вариантом, выписанные 2-м вариантом. Сформулируйте вывод.

-А на какие типы словосочетания делятся по способу выражения главного слова?

- Предлагает в парах объединить слова по форме зависимого слова.

-Запишите предложение: Золотым дождем упадут листья на землю и зашуршат еле слышно. Выпишите из него словосочетания, сделайте их разбор и укажите их тип.

Проверка

-Ребята, все известные вам сведения о словосочетании мы оформим в виде схемы–кластера. Смотрите свои исследовательские листы. Заполните часть схемы, исходя из того, что вам уже известно о словосочетании.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11- распечатан

  1. Изучение нового учебного материала.

Данный этап предполагает:

Организация частично-поисковой работы обучающихся.

Реализация   деятельности по достижению цели.

Первичная проверка понимания.

Цель этапа:

Поиск решения учебной задачи;

восприятие, осознание, первичное усвоение.

 Дидактическая задача: организовать познавательную деятельность учащихся через самостоятельное изучение теоретического материала учебника.

Для учителя:

- формирование умения соотносить выводы с материалом учебника;

-использовать полученные знания при выполнении заданий.

Для учеников:

- направленность на достижение конкретных целей;

- умение определять тип подчинительной связи в словосочетании.

Методы: Словесный (беседа), наглядный (мультимедийная презентация).

Основные формы и методы организации деятельности учащихся: работа с учебником, комментируемое письмо.

Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя, мультимедийная презентация, создание ситуации успеха.

Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: качественное выполнение заданий, устные ответы на вопросы, оценка деятельности учащихся на уроке.

Возможные пути и методы реагирования на ситуации: при затруднении усвоения кем-то из обучающихся нового учебного материала рекомендую воспользоваться алгоритмом.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Работа с теоретическим материалом учебника (с. 45 ‒ 46), соотнесение представленных в нём сведений со сделанными ранее выводами.

Индивидуальная работа обучающихся с исследовательскими листами

Смотрят и проверяют схему- кластер

Работа в группе. Заполняют таблицу в исследовательских листах.  Выступают с сообщением о своём виде связи.

Выполняют упр.91, комментируя «по цепочке». При затруднении определения типа подчинительной связи обращаются к алгоритму.

Делают вывод, что способ связи определяется не по главному, а по зависимому слову.

-Прочитайте теоретический материал учебника (с. 45 ‒ 46), соотнесите представленные в нём сведения со сделанными ранее выводами.

Закончите составление кластера. Обращает внимание на слайд

-Поднимите руки, кто правильно составил кластер?

Продолжите заполнение исследовательских листов: таблица 2 (каждая группа один вид связи заполняет)

Выяснение первичного понимания нового материала:

-Какие три вида подчинительной связи выделяют в словосочетании?

-Что нужно сделать, чтобы определить вид подчинительной связи?

- А сейчас выполним упр. 91.

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Алгоритм распечатан и есть у каждого обучающегося.

  1. Закрепление учебного материала, предполагающее:

Для учителя:

-формирование навыков парной, групповой работы и самостоятельной работы;

-формирование умений публичного представления продукта своей деятельности.

Для ученика:

Закрепление изученного материала в ходе представления результатов собственной деятельности.

Цель этапа: выявить в процессе парной, групповой и самостоятельной работы уровень усвоения материала.

Формы достижения поставленных целей: учебно-познавательные.

Методы: исследовательский.

Возможные пути и методы реагирования на ситуации: при затруднительном выполнении заданий ученикам рекомендую обратиться за разъяснениями к другим участникам группы или соседу по парте.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Работают в парах.

 Проверяют выполнение задания по слайду.

Выполняют небольшой тест и проводят взаимопроверку.

Заполняют листы самооценки.

Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, проводят взаимооценку.

Выставляют отметки в дневник.

Отвечают на вопросы учителя

Делают вывод по уроку.

-Предлагаю закрепить полученные знания. На слайде даны словосочетания и указаны виды подчинительной связи. Ваша задача- соотнести словосочетание и вид подчинительной связи.

Работа выполняется в парах.

-Обратите внимание на слайд. Проверьте выполнение.

-Где были допущены ошибки?

-Что вызвало ваше затруднение?

-Как этого избежать в дальнейшем?

Самостоятельная работа-тест с взаимопроверкой.

   -Обменяйтесь работами, прочитайте и проверьте работу товарища. В случае затруднения при оценивании обратитесь к слайду.

Подведение итогов урока.

Просит осуществить самооценку учебной деятельности и заполнить Лист самооценки.

Учитель проводит рефлексию.

Предлагает соотнести поставленные на уроке цели и задачи с результатом, провести самооценку, затем взаимооценку:

-Сегодня выполнили работу на «отлично» …

- Немного отстали…

-Остальным нужно повторить…

-У кого отметка за урок соответствует собственной оценке?

- Откройте дневник, выставьте отметки.

- Ребята, над какой темой мы работали?

 -Достигли мы поставленных целей?

 - Назовите типы словосочетаний.

- Назовите виды подчинительной связи. - Молодцы, вы хорошо потрудились.

Слайд 16

За каждый этап работы обучающиеся выставляют оценки в оценочный лист.

Для проверки учитель предлагает ключ.

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Листы самооценки сдаются учителю.

                5. Задание на дом

Цель учителя: стимулировать познавательный интерес обучающихся; развивать самостоятельность, ответственность за выполняемое домашнее задание.

Определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения  домашнего задания. При его выполнении учащимся нужно опираться на изученную тему, уметь определять тип подчинительной связи. Задание предлагается дифференцированное.

Цель самостоятельной работы учащихся: в ходе выполнения домашнего задания закрепить усвоенный на уроке материал.

Критерии успешного выполнения домашнего задания: правильность выполнения домашнего задания, аккуратность, самостоятельность написания творческой работы.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Записывают домашнее задание.

Делятся мыслями и чувствами о том, что узнали на уроке.

Наш урок заканчивается. Запишите домашнее задание. Задание будет дифференцированное.

Д/З:

1. Изучить § 7, выучить виды связи слов в словосочетании и алгоритм их определения.

2. Выполнить задание на выбор: выполните упр. 94;

опишите картину по выбору, используя словосочетания с разными видами подчинительной связи:  мини-сочинение по одной из представленных картин на тему «Осень»; выпишите строки из стихотворений Пушкина, найдите и обозначьте в них  словосочетания с разными видами связи.

-А теперь мне бы хотелось, чтобы вы сказали, правильный ли путь вы выбрали для себя в начале урока, поделились своими мыслями и чувствами о том, принесла ли вам работа на уроке удовлетворение.

 -Всех благодарит за работу на уроке и прощается с обучающимися.

Слайд 20

Слайд 21

                                                                                                           

                                                                                            Приложение 1

 

                                          ЛИСТ оценивания

Ф.И. ____________________________________

Тест

Работа в паре

Работа в группе

Самостоятельная

работа

Итого

По критериям

Само-оценка

Взаимо-оценка

Само-оценка

Взаимо-оценка

Само-оценка

Взаимо-оценка

Баллы

Сделайте вывод по уроку:

«Я знаю, умею, могу…», если ваша оценка «5», «4». Вы усвоили материал.

«Я сомневаюсь», если ваша оценка «3». Вам есть над чем поработать

«Я не знаю, не умею, не могу», если вы не набрали «3». Вам нужна помощь учителя или товарищей.

Алгоритм определения вида подчинительной связи в словосочетании:

   .    Обозначить «Х» (главное слово), задать вопрос к зависимому.

  • Определить часть речи зависимого слова.
  • Изменяется ли зависимое слово?
  • Если нет – примыкание.
  • Если да – изменить главное слово.
  • Изменяется зависимое слово?
  • Если да – согласование.
  • Если нет – управление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Виды подчинительной связи в словосочетаниях». 11 класс.

В 8 классе тема «Виды подчинительной связи» изучается довольно подробно. Но, как показывает опыт, усвоение этого материала, как правило, вызывает затруднение у школьников и в 8 классе при изучении дан...

Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»

Цели:                  1.      Образовательные:  повторение и обобщение знаний учащих...

Урок русского языка "Подчинительная связь в словосочетании" 8 класс

Это разработка урока русского языка в 8 классе по теме "Подчинительная связь в словосочетании" с примерами, различными видами заданий, вопросами и ответами....

Урок по русскому языку в 8 классе "Типы подчинительной связи в словосочетании"

Урок изучения нового материала  "Типы подчинительной связи в словосочетании" содержит образовательные, развивающие и воспитательные цели, задачи и методы работы. Подробно расписан ход урока, вклю...

Конспект урока русского языка в 11 классе "Типы подчинительной связи в словосочетании"

Тип урока: повторительно –обобщительныйВид урока: урок практических работ;Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная;Методы: словесный,   поисково - проблемный;Ожидаемый результат...

Словосочетание. Способы подчинительной связи в словосочетании

Этот материал в сжатой форме представляет сведения о способах подчинительной связи, алгоритм определения типов связи, а также поможет учащимся 8-9 классов научиться заменять словососочетания одного ви...