Конспект урока русского языка в 11 классе "Типы подчинительной связи в словосочетании"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Тип урока: повторительно –обобщительный
Вид урока: урок практических работ;
Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная;
Методы: словесный, поисково - проблемный;
Ожидаемый результат: качественное выполнение задания ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_tipy_podchinitelnoy_vyazi_v_slovosochetanii.11.klass_.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Класс: 11
Тема: Типы подчинительной связи в словосочетании
Цели:
- Образовательные: повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании; отработка умения определять способы связи слов в словосочетании.
- Развивающие: развитие умений учащихся предупреждать ошибки в изучении данной темы; развитие самостоятельной познавательной деятельности и творческого мышления.
- Воспитательные: воспитание ответственности за качество своих знаний, умения сплочённо и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других.
Задачи учащихся:
1) научиться выделять словосочетания из предложения;
2) научиться определять способ связи слов в словосочетании
Тип урока: повторительно –обобщительный
Вид урока: урок практических работ;
Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная;
Методы: словесный, поисково - проблемный;
Ожидаемый результат: качественное выполнение задания ЕГЭ
Материалы и оборудование:
« Практикум №1, №2» тренажёр, задания для групповой самостоятельной работы; дидактический материал: тесты к подготовке ЕГЭ
План урока
Ход урока
- Орг. момент
Приветствие учителя, организация класса на урок.(класс делится на 3 группы
- Проверка домашнего задания
Учитель: Какую тему мы изучили на прошлом уроке?
(Знаки препинания отделительные, разделительные и выделительные)
Рассказать о знаках препинания и схематично изобразить
1группа 2группа 3группа
Отделительные разделительные выделительные
Учитель: Какой раздел языка изучает пунктуацию?(синтаксис)
Что ещё изучает синтаксис?(словосочетания и предложения)
- Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока : «Словосочетания и типы подчинительной связи в словосочетании»
III. Актуализация опорных знаний.
Какие умения формирует синтаксис? (Умения логически и стройно формировать мысли, а также правильно ставить знаки препинания).
Работая над экзаменационными тестами по теме словосочетание, уч-ся совершают ошибки и данные вопросы относятся к одним из самых сложных. Как вы думаете, в чём тут проблема? ( В неумении правильно строить словосочетание, в неумении правильно определять его грамматические и лексические признаки, типы синтаксической связи. )
Вот эту проблему мы и попытаемся решить сегодня на уроке. Давайте, исходя из проблемы, сформулируем цель нашего урока. ( Привести в систему и углубить сведения о словосочетании и типах связи слов в словосочетании)
IY. Работа по теме урока.
1.Повторение и обобщение ранее изученного материала.
Что вы знаете о словосочетаниях?
Виды словосочетаний.
сочинительные подчинительные
слова равноправные одно слово подчинено другому
(однородные члены) главное слово зависимое
дождь и снег осенний дождь
Учитель: Ребята, обращаю ваше внимание на подчинительные словосочетания, потому что именно они встречаются в тестах ЕГЭ. Сейчас наша задача – рассмотреть способы связи слов в словосочетании.
Способы связи слов в словосочетании.
Согласование Управление Примыкание
ЗАПОМНИ !
* ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ≠ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
* СЛОВО С ПРОИЗВ. ПРЕДЛОГОМ ≠ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ( возле стола; сравни: стоять возле)
- Работа в группах.
Задание для первой группы
- С помощью толкового словаря С. И. Ожегова выдвиньте свою версию названия синтаксической связи СОГЛАСОВАНИЕ. Обратите внимание на синонимичные слова, находящиеся в словаре рядом со словом согласование.
- В предложенном тексте найдите согласование. Укажите признаки, которые указывают на этот тип связи. Выпишите их в таблицу и заполните её. Ответ аргументируйте.
Словосочетание | Строение | Тип связи |
Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса течёт как гордая, величественная река - шумит и гремит - и вдруг, если надобно, смягчается, мелодично журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! Н. Карамзин.
Ответы:
Словосочетание | Строение | Тип связи |
Нашему языку Своём богатстве Самородном богатстве чуждого примеса гордая река величественная река нежным ручейком все меры человеческого голоса |
Мест.+сущ мест+сущ Прил+сущ Прил+сущ Прил+сущ Прил+сущ Мест+сущ Прил+сущ Прил+сущ |
Согл. Согл. Согл. Согл Согл Согл Согл Согл Согл |
Задание для второй группы
- С помощью толкового словаря выдвинете свою версию названия синтаксической связи УПРАВЛЕНИЕ. Обратите внимание на синонимичные слова, находящиеся в словаре рядом со словом управление.
- В предложенном тексте найдите управление. Укажите признаки, которые указывают на этот тип связи. Выпишите их в таблицу и заполните её. Ответ аргументируйте.
Словосочетание | Строение | Тип связи |
Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса течёт как гордая, величественная река - шумит и гремит - и вдруг, если надобно, смягчается, мелодично журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! Н. Карамзин.
Ответ:
Словосочетание | Строение | Тип связи |
вливается в душу образуя меры журчит ручейком? заключаются в падении заключаются в возвышении | Гл.+ сущ предлогом деепр+сущ гл.+сущ гл+сущ | управление управление управление управление |
Задание для третьей группы
- С помощью толкового словаря выдвинете свою версию названия синтаксической связи ПРИМЫКАНИЕ. Обратите внимание на синонимичные слова, находящиеся в словаре рядом со словом примыкание.
- В предложенном тексте найдите примыкание. Укажите признаки, которые указывают на этот тип связи. Выпишите их в таблицу и заполните её. Ответ аргументируйте.
Словосочетание | Строение | Тип связи |
Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса течёт как гордая, величественная река - шумит и гремит - и вдруг, если надобно, смягчается, мелодично журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! Н. Карамзин.
Ответ:
Словосочетание | Строение | Тип связи |
вдруг смягчается Мелодично журчит сладостно вливается вливается образуя | Нареч+глагол Нареч+гл Нареч+гл Глагол+деепр | ПРИМЫКАНИЕ ПРИМЫКАНИЕ ПРИМЫКАНИЕ ПРИМЫКАНИЕ |
2. «Буквенный диктант»
Практикум по определению способов связи слов в словосочетаниях. (3мин.)
У каждого из вас получает листочек ,где даны 10 словосочетаний. Задание: подписать одной буквой (С, У, П) способ связи слов в данных словосочетаниях.
1-6 разных вариантов в каждой группе: громкий шорох, сходить за багажом, горячо спорить, совершить прыжок, стало свежо, говорить шёпотом, ночёвка в лесу, рисовать карандашом, два часа, светит ярче.
2 вариант: моя профессия, желанный гость, нарушение правил, три товарища, надо подумать, ягоды крыжовника, ясным утром, замеченный тобою, говори тише, упасть навзничь.и .тд
Ключ: у всех 6 вариантов СУУПСУППСУП
Способ проверки – взаимопроверка. (2мин.)
Поменялись листочками, я диктую – учащиеся проверяют.
Определите процент выполнения задания (написать на листочке, озвучить)
Y. Проверка самостоятельной работы
Учитель: с какими трудностями вы столкнулись?
Учащиеся заслушивают полученные результаты совместной работы и оценивают их.
Учитель: какую цель мы ставили сегодня на уроке?
Ученик: привести в систему и углубить сведения о словосочетании и типах связи слов в словосочетании.
Учитель: какую проблему помогает решить данная цель?
Ученик: предупредить ошибки по данной теме.
YII. Конструирование словосочетаний
Работа в парах- (обсуждение в команде)- озвучивание
1 группа
Приложение 3.
1) Выпишите из предложении я все словосочетания, укажите в них вид подчинительной связи.
Запущенная с Земли современная ракета может достать до ближайшей звезды только через много тысяч лет.
Запущенная ракета-С
Запущенная с Земли –У до ближайшей звезды-С
Современная ракета-С много тысяч-У Тысяч лет -У
Может достать -П
2) Постройте словосочетания, поставив все предложенные слова в нужной форме (даны в начальной форме).
1) горевать по погибшЕМУ на войнЕ, мужУ;
2) горько плакать по мы;(по НАС)
3) скучать, по, родной, дом; по дому
4) действовать, вопреки, собственнОЙ, совестИ
5) пойти, наперекор, желаниЮ, родителЕЙ;
6) узнать, по, прибытиИ, к, местУ, службЫ;
Скучаю (а также грущу, тоскую и т. п.) по вас – старая норма; по вам –новая. ... Но с личными местоимениями 1-го и 2-го лица мн. числа правильно: скучать по ком, например: скучали понас, скучаем по вас.
Приложение 3.
2группа
Приложение 3.
1) Выпишите из предложении я все словосочетания, укажите в них вид подчинительной связи.
Запущенная с Земли современная ракета может достать до ближайшей звезды только через много тысяч лет.
2) Постройте словосочетания, поставив все предложенные слова в нужной форме (даны в начальной форме).
1) Приехать, по, окончаниеИ, школа;
2) отправиться, по, завершениИ, занятие;
3) сделать, вывод, в, заключениИ, доклад;
4) добиться, успехА, благодаря, интенсивнОЙ, подготовкЕ;
5) установиться, согласно, прогнозУ, синоптикОВ
6) тосковать, по, живущЕМУ, в, другоМ, городЕ, сынУ;
3 группа
1) Выпишите из предложении я все словосочетания, укажите в них вид подчинительной связи.
Запущенная с Земли современная ракета может достать до ближайшей звезды только через много тысяч лет.
2) Постройте словосочетания, поставив все предложенные слова в нужной
форме (даны в начальной форме).
1) выйти, в, путь, согласно, предписаниЮ;
2) добиться, хорошЕГО, урожаЯ, благодаря, научнОМУ, подходУ;
3) возобновить, по, истечениИ срокА, договорА;
4) сориентироваться, по, приездЕ, на, место;
5) сойти, по, приездЕ, на, станциЮ;
6) благодаря, советУ, хорошЕГО, специалистА;
YIII. Групповая работа учащихся с тестами (5 - 7мин.)
Отработка задания ЕГЭ.
А теперь мы подошли к формулировке задания в тесте ЕГЭ. Дело в том, что задание в последних тестах звучало, например, так: «Из предложения 6 выпишите словосочетание со связью примыкание». Номер предложения и способ связи, разумеется, может быть любым. Какие шаги нужно предпринять, чтобы выполнить это задание? (Записываем их в тетрадь)
- выделить грамматическую основу, т.к. она не может быть словосочетанием.
- исходя из заданного задания обращаем внимание на главное ИЛИ зависимое слово (ищем нужные части речи). Не забываем, что слова в словосочетании МОГУТ БЫТЬ РАЗОРВАНЫ другими словами!
- проводим проверку, правильно ли выделено словосочетание (смотри схему).
Сейчас все вместе мы работаем пошагово над следующим заданием. Возьмите листок с надписью «Практикум № 2».
Практикум № 2
1. Из предложения выписать словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого.
Первая основа - кто-то сказал; вторая основа – не будь; третья – не было бы. Так как при примыкании зависимое слово – неизменяемая часть речи, найдем в нем наречие (деепричастий и неопределенной формы глагола в предложении нет). Единственное наречие есть в первом простом предложении — недавно. Оно связано со сказуемым: сказал (когда?) недавно. Следовательно, ответ запишем так, как эти слова употреблены в предложении: недавно сказал.
2 Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Писатель, истинный писатель, не поступается своей совестью, даже терпя нужду.
3 Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
При том сражении русская армия одновременно потеряла лучших воинов и приобрела лучшие страницы летописи и победы.
4 Из предложения выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
Но тогда на чём мы должны строить свои суждения о жизни общества?
5 Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Весьма часто холодный, рассудочный, технический процесс работы должен прийти на помощь.
IX. Рефлексия. А теперь ту же работу выполняете самостоятельно . (5 мин.)
1 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Другие подходят к детективу серьёзнее, признают за ним право на нравственный урок, убеждающий читателя в неизменном торжестве добра над злом, которое не остаётся безнаказанным.
2 Из предложений 10-13 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
10 Мы говорим это в то время, когда миллионы книг печатаются и ежегодно фонтаны печатных страниц замерзают, подобно снежным горам.
11 В этом лабиринте бумажных ледников снежная слепота может поразить неопытного путника.
12 Но зорок библиотекарь, как истинный хранитель Знания.
13 Он знает, как провести ладью искателя через волны безбрежного печатного океана.
3 Из предложения выпиши словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
Сама история и вызвала к жизни музеи.
4 Из предложения выпиши словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Все надеялись на лучшее, однако наши надежды не оправдались.
5 Из предложений 11,12 выпиши словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
11 А глянет солнце – свет во сто крат умножается.
12 В такой час чувствуешь себя на земле именинником.
6 Из предложения выпиши словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:
Моё увлечение спортом пригодилось очень скоро.
7 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись.
8 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Открытия археологов произвели настоящую революцию во взглядах на искусство, бытовавших ранее.
9 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.
10 Из предложения выпиши словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:
Тогда как во время современного перелёта из Москвы в Париж пассажир только успевает сочинить телеграмму о благополучном отлёте и благополучном приземлении.
Способ проверки по «ключу»
Каков процент выполнения данного задания?
IX. Подведение итогов урока. (3 мин.)
Мы сегодня неплохо поработали. Но давайте критически отнесёмся к своим знаниям. Ответьте письменно на вопрос: «Каковы мои шансы при выполнении этого задания теста и почему?» (Листочки потом сдаются учителю). Оценивание работы учеников.
X. Домашнее задание.
Стр. 224 -228 (правило), тестовые задания. Выписать по 10с/с на согласование управление , примыкание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
План- конспект урока русского языка в 11 классе "Виды связи слов в словосочетании"
Цель данного урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме. На этом уроке ученики повторяют и и закрепляют материал по теме «типы связи слов в словосочетании», выполняют задания н...
Конспект урока русского языка. 9 класс. Способы подчинительной связи слов в словосочетании
Конспект урока русского языка в 9 классе...
Конспект урока русского языка по изучению многочленных конструкций с сочинительной и подчинительной связью на материале романа М. А. Шолохова «Тихий Дон».
Конспект посвящен изучению многочленных конструкций на материале романа М.А.Шолохова "Тихий Дон"...
Конспект урока русского языка 8 класс " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание"
Конспект урока " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание".Урок изучения нового материала. Используется технология критического мышления через чтение и письмо...
Конспект урока русского языка в 8 классе "Связь слов в словосочетании"
Конспект урока русского языка по теме "Связь слов в словосочетании" 8 класс. УМК Разумовской М.М....