Урок русского языка "Подчинительная связь в словосочетании" 8 класс
план-конспект урока (русский язык, 8 класс) по теме
Это разработка урока русского языка в 8 классе по теме "Подчинительная связь в словосочетании" с примерами, различными видами заданий, вопросами и ответами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovosochetanie_8_klass.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДМЕТ: русский язык, 8 класс.
РАЗДЕЛ/БЛОК: Синтаксис и пунктуация.
ТЕМА: Подчинительные виды связи в словосочетаниях.
ЦЕЛЬ: познакомиться с видами связи слов в словосочетании, научиться их определять, находить в тексте.
ЗАДАЧИ: образовательная: формирование новых знаний и способов действий, повторение ранее изученного материала, систематизация изученного материала;
воспитательная: воспитание самоконтроля, аккуратности, эстетических навыков при оформлении записей, самостоятельности;
развивающая: развитие речи, навыков работы в группе, творческих способностей, мыслительной деятельности, внимания.
ВИД УРОКА: комбинированный урок.
ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ: разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, модельный метод (ролевая игра).
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, доска, карточки с примерами,
ХОД УРОКА:
- Организационно-психологический этап.
- подготовка психологического настроя;
- обеспечение порядка;
- проверка состояния классного помещения;
- взаимное приветствие;
- проверка отсутствующих;
- проверка рабочих мест, внешнего вида учащихся
- Этап проверки домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Задачи:
- установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися класса ;
- выявить, устранить и скорректировать обнаруженные в ходе проверки пробелы в знаниях;
- осуществить дальнейшее совершенствование знаний, умений и навыков.
На предыдущих уроках мы с вами повторяли тему «Словосочетание».
Вопросы для повторения на слайде (устная работа):
ВОПРОСЫ | ОТВЕТЫ |
1) Что такое словосочетание? | Несколько слов связанные по смыслу и грамматически. |
2) Чем словосочетание отличается от предложения? | В предложении есть грамматическая основа, а в словосочетании нет. |
3) Из каких частей состоит словосочетание? Как они связаны? | Главное слово и зависимое. От главного к зависимому можно поставить вопрос. |
4) Какие типы словосочетаний вы знаете? | Именные, глагольные, наречные. |
5) По какому принципу словосочетания делятся на эти группы? | В зависимости от того, какой частью речи является главное слово. |
Проверьте свои знания на практике: карточки с заданиями.
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант |
Задание № 1: составьте глагольное и наречное словосочетания. | Задание № 1: составьте именное и наречное словосочетания. | Задание № 1: составьте именное и глагольное словосочетания. |
Задание № 2: определите тип словосочетаний. | Задание № 2: определите тип словосочетаний. | Задание № 2: определите тип словосочетаний. |
|
|
|
Карточки сдаются на проверку.
III. Этап постановки темы, цели и задач урока:
Задачи:
- организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся;
- показать значимость изучения нового материала;
- поставить перед учащимися учебную проблему.
Тема, изучаемая на уроке, обязательно пригодится при дальнейшем изучении русского языка.
Блиц-опрос класса. Вопросы на слайде.
ВОПРОСЫ | ОТВЕТЫ |
1) Где и когда нам потребуются знания о словосочетании? | При изучении предложения, других тем синтаксиса. |
2) Для чего необходимо правильно строить словосочетания? | Чтобы речь была грамотной, связной. |
3) Для чего изучается синтаксис? | Чтобы уметь формулировать свои мысли, грамотно ставить вопросы, отвечать на них. |
4) Где понадобится продемонстрировать свои знания? | Контрольные, ГИА, ЕГЭ, устная речь. |
Вывод: | Синтаксис – одна из составляющих науки о языке, без знаний синтаксиса человек не может быть грамотным. |
Поэтому цель нашего урока – (предлагается сформулировать цель ученикам) – познакомиться с видами подчинительной связи в словосочетаниях.
Задачи урока:
- научиться определять виды словосочетаний;
- находить словосочетаний в тексте.
IV. Этап актуализации знаний и умений учащихся.
Задачи:
- воспроизведение связи прежних знаний в новой ситуации;
- установление внутрипредметных и межпредметных связей;
- опора на жизненный опыт учащихся.
Существует три вида подчинительной связи в словосочетаниях.
Слайд.
СОГЛАСОВАНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ | ПРИМЫКАНИЕ |
Вид связи определяется по зависимому слову.
вопрос
главное слово зависимое слово
СОГЛАСОВАНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ | ПРИМЫКАНИЕ |
Зависимое слово: | Зависимое слово: | Зависимое слово: |
* прилагательное | * существительное | * наречие |
* причастие | * личное местоимение | * деепричастие |
* порядковое числительное | * числительное | * инфинитив (начальная форма глагола) |
* указательное местоимение | * сравнительные степени | |
* притяжательное местоимение | ||
* определительное местоимение | ||
* превосходная степень прилагательного |
Как определить вид связи слов в словосочетании? Слайд.
- Найти зависимое слово.
- Определить, какой частью речи является зависимое слово.
- Установить вид связи.
V. Этап организации восприятия и осмысления новой информации.
Задачи:
1. дать учащимся конкретное представление об основной идее изучаемого вопроса;
2. добиться осознания осмысления, первичного обобщения и систематизации новых знаний;
3. на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.
Рассмотрим это правило на практике.
Работа с таблицей. Слайд.
Учитель диктует примеры. Учащиеся распределяют их по колонкам, рассуждая вслух.
СОГЛАСОВАНИЕ | УПРАВЛЕНИЕ | ПРИМЫКАНИЕ |
Восьмой класс | Вижу змею | Иду домой |
Наш кот | Ручка двери | Говорил шутя |
Глубочайшее озеро | Сторона света | Очень смешно |
Цветущий сад | Слышу его | Начал работать |
Эта комната | Пять человек | Сделал лучше |
Образец рассуждения:
- В словосочетании восьмой класс главное слово – класс, а зависимое – восьмой.
- Слово восьмой – это порядковое числительное.
- Согласование.
Рассмотрим дорожные указатели:
ОСТОРОЖНО!!! ВОПРОС!!! - Нельзя определять вид связи по вопросу!
Пример: иду (куда?) налево - примыкание
иду (куда?) в сад - управление
ВНИМАНИЕ!!! ФОРМЫ СЛОВА!!! – формы родит.падежа и винит. падежа некоторых личных местоимений совпадает с притяж.метоимениями. Надо видеть разницу!!!
Пример: вижу ее – (там она) - личное – управление
машина ее – (принадлежит ей) – притяжательное – согласование
- Этап первичной проверки понимания учащимися новых знаний.
Задачи:
- установить, осмыслили ли учащиеся содержание новых понятий;
- выявить и устранить обнаруженные пробелы в понимании нового материала;
- выявить неверные представления и скорректировать их.
Работа по созданию наглядного пособия по данной теме. Мини-проект.
Плакат на доске с 3 колонками: согласование, управление, примыкание.
- ЭТАП ПЕРВЫЙ (групповой). Каждая из трех групп пишет фломастером на листе А4информацию о своем виде связи. Приклеивается к плакату.
- ЭТАП ВТОРОЙ. Все учащиеся по очереди выходят к доске, отрывают от общей пачки стикер с примером, определяют вид связи, приклеивают в нужную колонку.
- ЭТАП ТРЕТИЙ. Проверка работы. От каждой группы выдвигаются эксперты (стикер можно переклеить в нужную колонку).
- Этап творческого применения знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на ранее усвоенных знаний и умений.
Задачи:
- научить применять знания, сформированные задания в переформулированных вопросах;
- организовать деятельность учащихся по применению знаний в измененных и новых ситуациях;
- использование творческой деятельности учащихся при выполнении проблемных упражнений, позволяющих по-новому взглянуть на ранее изученное.
Задание: Исправь ошибку! Карточки с примерами. Индивидуальные задания.
В карточках даны таблички с распределением по колонкам словосочетаний. В них несколько ошибок. Нужно дать верный вариант.
С ошибками | Исправлено | ||||
1 вариант | 1 вариант | ||||
Согласование | Управление | Примыкание | Согласование | Управление | Примыкание |
Новая книга | Чудо природы | Мягкое кресло | Новая книга | Слушаю радио | Очень много |
Очень много | Злой монстр | Дочь сестры | Злой монстр | Чудо природы | Иду влево |
Слушаю радио | Иду влево | Говорил улыбаясь | Мягкое кресло | Дочь сестры | Говорил улыбаясь |
С ошибками | Исправлено | ||||
2 вариант | 2 вариант | ||||
Согласование | Управление | Примыкание | Согласование | Управление | Примыкание |
Шел стремительно | Кольцо Сатурна | Учусь петь | Первый раз | Дом с балконом | Шел стремительно |
Синий цвет | Твой дом | Первый раз | Твой дом | Хвалят нас | Говорил усмехаясь |
Говорил усмехаясь | Дом с балконом | Хвалят нас | Синий цвет | Кольцо Сатурна | Учусь петь |
Индивидуальная работа. Карточки сдаются на проверку.
IX. Этап обобщения изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
Задачи:
1. выделить основное и сформулировать выводы;
2. формировать целостную систему ведущих знаний по теме, курсу;
3. выделять мировоззренческие идеи;
4. установить причинно-следственные связи между понятиями.
Сегодня на уроке мы узнали много нового.
Вопросы классу:
ВОПРОСЫ | ОТВЕТЫ |
* Какой была цель урока? | познакомиться с видами связи слов в словосочетании |
* Что было сделано, чтобы эту цель достичь? | * изучили теорию * разобрали примеры * создали наглядное пособие по теме * работали самостоятельно |
* Достигнута ли цель урока? | Каждый отвечает за себя |
* Приведите примеры согласования | Примеры учащихся |
* Приведите примеры управления | |
* Приведите примеры примыкания |
X. Этап контроля за результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися.
Задачи:
- стимулировать класс к овладению рациональными приемами обучения и самообразования;
- выявить качество и уровень знаний;
- обеспечить коррекцию знаний;
- дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу дальнейшей работы.
Результат учебной деятельности. | Тема, которую мы изучали сегодня, позволит вам грамотно строить свою речь, формулировать свои мысли. |
Перспектива дальнейшей работы. | На следующем уроке нам предстоит продолжить изучение этой темы, у вас появится возможность применить ваши знания на практике. |
Домашнее задание. |
|
Оценки | Анализ работы каждого учащегося, оценивание работы на уроке, оценки за работу по карточкам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Ковалентная химическая связь" для 11 класса
Урок по теме "Ковалентная химическая связь" для 11 класса БУП 1 час по программе О.С.Габриелян...
Урок- проект: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ КЛАССАМИ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ.
Урок- проект: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ КЛАССАМИ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ. Цели урока: Разработать с учащимися алгоритм решения цепочек превращений. Развивать у учащихся нав...
Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре
В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений....
урок русского языка "Связь слов в подчинительных словосочетаниях"
Урок с использованием интерактивных иллюстраций...
Открытый урок русского языка в 8-ом классе «Подготовка учащихся 8-х классов к сдаче ОГЭ по русскому языку (сочинение на лингвистическую тему: «Выразительные средства языка»).
Подготовка восьмиклассников к ОГЭ...
Урок русского языка "Связь слов в словосочетании"
Урок русского языка "Связь слов в словосочетании" в технологии ТРКМ (8 класс)...
Технологическая карта урока "Виды химической связи" химия 8 класс
Технологическая карта урока...