Лексикология. Повторение и обобщение
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Кононыхина Анна Викторовна

Конспект к уроку в формате игры 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._leksikologiya._fort_boyard.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Лексикология. Повторение и обобщение материала

Цели  урока:

  • Обучающая: обобщить и повторить материал по теме «Лексикология»
  • Развивающая: развивать речь учащихся, логическое мышление, память.
  • Воспитательная: воспитывать бережное отношение к родному языку.

Задачи:

  • Систематизировать изученный материал по теме «Лексикология».
  • Выполнить практические задания по закреплению знаний и навыков, полученных при изучении темы «Лексикология».
  • Провести взаимосвязь изученного  материала с другими учебными предметами.

Оборудование:   презентация к уроку, раздаточный  материал.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока. Актуализация

Загадка

  • С добром скажу – сладкое,
    Со злом скажу – горькое.

Что это? (слово)

  • Какой раздел языкознания изучает словарный состав языка? (Лексикология)
  • Задание: распредели слова на 4 группы  (1 чел. у доски, остальные в РЛ)

Слова: благодарный—благодарственный, добрый--злой, кран (подъемный) - кран (водопроводный), жестокий--беспощадный, искусный-искусственный, ненастный — пасмурный, горевать--радоваться, киви (птица) – киви (фрукт)

Синонимы

Антонимы

Омонимы

Паронимы

жестокий-беспощадный,

ненастный-пасмурный

добрый-злой, горевать-радоваться

кран (подъемный) - кран (водопроводный), киви (птица) – киви (фрукт)

благодарный—благодарственный,

искусный-искусственный

Испытание № 1

Синонимы.

  • В каждой строке подчеркните «лишнее» слово

А) Огонь, дым, пламя

Б) Алфавит, азбука, чистописание 

В) Бросать, кидать, ловить 

Д) Ураган, дождь, буря

Е) Шалун, тихоня, озорник

  • Вставьте пропущенные буквы, замените повторяющиеся слова синонимами

В л..сах под М..сквой по..вились голубые белки. Откуда зав..зли белок? Белки приехали из далекой Сибири. Под..рили белок в одном из заповедников. Они хорошо приж..лись в нашем л..су.

Слова для справок

Вы получаете первый ключ и открываете первую подсказку – буква А

Испытание № 2

Задание: дополни и запиши пословицы, используя антонимы. (задание по рядам). Объясни смысл одной из них письменно.

1.Ученье – свет, а неученье – ...

   Любишь брать, люби и ...

   Сытый... не разумеет

2. Иди вперёд, а оглядывайся...

    Корень учения горек, да плод его...

    Знай больше, говори...

3. Не бойся врага умного, бойся друга...

    Лучшая вещь – новая, лучший друг –

    Тяжело в ученье, … в бою.

1.Ученье – свет, а неученье – тьма

   Любишь брать, люби и отдавать

   Сытый голодного не разумеет

2. Иди вперёд, а оглядывайся назад

    Корень учения горек, да плод его сладок

    Знай больше, говори меньше

3. Не бойся врага умного, бойся друга глупого

    Лучшая вещь – новая, лучший друг – старый

    Тяжело в ученье, легко в бою.

Вы получаете второй ключ и открываете вторую подсказку – буква И

Испытание № 3

Паронимы

Задание: отредактировать речевые недочёты, связанные со смешением паронимов. (зачеркнуть неверное, указать рядом верное) устно

Буква Н

Испытание № 4

Омонимы

  • Отгадай загадки
  1. Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают. (Очки)
  2. В бою и рубят, и взрывают, а после боя развлекают. (Шашки)
  3. Из земли я воду извлекаю, а также ваши вещи сохраняю. (Ключ)
  4. На лугу – с хвостом, без хвоста – под мостом. (Коса)
  5. Их из металла отливают, и с деревьев они опадают. (Листья)

Буква Н

Испытание № 5

Омонимы и многозначные слова

   

Чем омонимы отличаются от многозначных слов?

(омонимы – это разные слова, имеющие одно значение, а многозначное – одно слово, а значений несколько)

Распредели слова на группы: омонимы-многозначные слова

Слова для справок: петрушка росла в огороде / петрушка выступал в цирке, малярная кисть / кисть винограда, нос человека / нос корабля, длинная коса / заточить косу, плавать в море / плавать на экзамене (ничего не знать), стрельба из лука/ репчатый лук, кузнечный горн / звук горна, корень дерева / корень зла, звонкий колокольчик / расцвел колокольчик, рыцарский замок / за семью замками, зверек вылез из норки / хищная норка, единица за контрольную / единица измерения.

Буква Я

Испытание № 6

Тест

  1. В каком ряду сочетаний слов все слова употреблены в прямом значении?
  1. Цветущий сад, заснувший ребенок, потерянный взгляд
  2. Бегающие дети, погасшая свеча, сорванный цветок
  3. Открытая местность, натянутые отношения, приподнятое настроение
  4. Текущие события, рассеянный человек, подавленное настроение
  1. В каком ряду не все слова являются синонимами:
  1.  Подарок, подношение, презент, гостинец
  2.  Поэт, стихотворец, певец, лауреат
  3.  Нарядиться, разодеться, разрядиться, расфрантиться
  4.  Объединение, союз, ассоциация, альянс
  1. В каком ряду не все слова являются синонимами:
  1. Узы, оковы, путы
  2. Воображение, фантазия, вымысел
  3. Старание, одолжение, услуга
  4. Холм, пригорок, возвышенность
  1. Какая пара слов не является антонимами?
  1. Редколесье, чащоба
  2. Жизнерадостный, печальный
  3. Лицемерный, двуличный
  4. Закономерный, случайный
  1. Какая пара слов не является антонимами?

1)Лучезарный, мрачный

2)Милосердие, безжалостность

3)Немногословный, словоохотливый

           4)Жизнерадостный, оптимистичный

Ответы к тесту:

1-

2-

3-

4-

5-

Буква З

Домашнее задание

Английский философ Френсис Бэкон говорил, что в этом заключается сила. Л.Н. Толстой говорил, что важно ни количество их, а качество. Максим Горький  говорил, что человек, обладающий этим - непобедим.

Выбрать одно из высказываний и прокомментировать (5 предл.), как вы понимаете смысл высказывания?

Доп. задание

Текст про розу: вставить пропущенные буквы, выписать синонимы, антонимы, найти слово, у которого есть омоним


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Слово – основная единица лексикологии (повторение).

Использован учебник: Русский язык. 6 класс. Под редакцией Е.Я. Шмелёва. Москва. Вентана-Граф, 2015.Предмет: русский языкТип урока: урок закрепления материала (повторение)Цели урока: - способствовать з...

УРОК-ПОВТОРЕНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений.

Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений....

Лексикология. Повторение и обобщение. Доп. материал к уроку

Легенда, которая зачитывается в начале игры детям (оформить лист, как древнее послание)...

Технологическая карта урока "Лексикология. Повторение"

Данная технологическая карта предназаначена для обобщения и систематизации знаний учеников по теме "Лексикология"...

Лексикология: повторение и обобщение.

Материал может быть интересен при проведении обобщающих уроков по теме "Лексика"....