Лексикология. Повторение и обобщение
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект к уроку в формате игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt._leksikologiya._fort_boyard.docx | 24.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Лексикология. Повторение и обобщение материала
Цели урока:
- Обучающая: обобщить и повторить материал по теме «Лексикология»
- Развивающая: развивать речь учащихся, логическое мышление, память.
- Воспитательная: воспитывать бережное отношение к родному языку.
Задачи:
- Систематизировать изученный материал по теме «Лексикология».
- Выполнить практические задания по закреплению знаний и навыков, полученных при изучении темы «Лексикология».
- Провести взаимосвязь изученного материала с другими учебными предметами.
Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Сообщение темы урока. Актуализация
Загадка
- С добром скажу – сладкое,
Со злом скажу – горькое.
Что это? (слово)
- Какой раздел языкознания изучает словарный состав языка? (Лексикология)
- Задание: распредели слова на 4 группы (1 чел. у доски, остальные в РЛ)
Слова: благодарный—благодарственный, добрый--злой, кран (подъемный) - кран (водопроводный), жестокий--беспощадный, искусный-искусственный, ненастный — пасмурный, горевать--радоваться, киви (птица) – киви (фрукт)
Синонимы | Антонимы | Омонимы | Паронимы |
жестокий-беспощадный, ненастный-пасмурный | добрый-злой, горевать-радоваться | кран (подъемный) - кран (водопроводный), киви (птица) – киви (фрукт) | благодарный—благодарственный, искусный-искусственный |
Испытание № 1
Синонимы.
- В каждой строке подчеркните «лишнее» слово
А) Огонь, дым, пламя
Б) Алфавит, азбука, чистописание
В) Бросать, кидать, ловить
Д) Ураган, дождь, буря
Е) Шалун, тихоня, озорник
- Вставьте пропущенные буквы, замените повторяющиеся слова синонимами
В л..сах под М..сквой по..вились голубые белки. Откуда зав..зли белок? Белки приехали из далекой Сибири. Под..рили белок в одном из заповедников. Они хорошо приж..лись в нашем л..су.
Слова для справок
Вы получаете первый ключ и открываете первую подсказку – буква А
Испытание № 2
Задание: дополни и запиши пословицы, используя антонимы. (задание по рядам). Объясни смысл одной из них письменно.
1.Ученье – свет, а неученье – ... Любишь брать, люби и ... Сытый... не разумеет 2. Иди вперёд, а оглядывайся... Корень учения горек, да плод его... Знай больше, говори... 3. Не бойся врага умного, бойся друга... Лучшая вещь – новая, лучший друг – Тяжело в ученье, … в бою. | 1.Ученье – свет, а неученье – тьма Любишь брать, люби и отдавать Сытый голодного не разумеет 2. Иди вперёд, а оглядывайся назад Корень учения горек, да плод его сладок Знай больше, говори меньше 3. Не бойся врага умного, бойся друга глупого Лучшая вещь – новая, лучший друг – старый Тяжело в ученье, легко в бою. |
Вы получаете второй ключ и открываете вторую подсказку – буква И
Испытание № 3
Паронимы
Задание: отредактировать речевые недочёты, связанные со смешением паронимов. (зачеркнуть неверное, указать рядом верное) устно
Буква Н
Испытание № 4
Омонимы
- Отгадай загадки
- Нас много в играх набирают, а иногда и на нос надевают. (Очки)
- В бою и рубят, и взрывают, а после боя развлекают. (Шашки)
- Из земли я воду извлекаю, а также ваши вещи сохраняю. (Ключ)
- На лугу – с хвостом, без хвоста – под мостом. (Коса)
- Их из металла отливают, и с деревьев они опадают. (Листья)
Буква Н
Испытание № 5
Омонимы и многозначные слова
Чем омонимы отличаются от многозначных слов?
(омонимы – это разные слова, имеющие одно значение, а многозначное – одно слово, а значений несколько)
Распредели слова на группы: омонимы-многозначные слова
Слова для справок: петрушка росла в огороде / петрушка выступал в цирке, малярная кисть / кисть винограда, нос человека / нос корабля, длинная коса / заточить косу, плавать в море / плавать на экзамене (ничего не знать), стрельба из лука/ репчатый лук, кузнечный горн / звук горна, корень дерева / корень зла, звонкий колокольчик / расцвел колокольчик, рыцарский замок / за семью замками, зверек вылез из норки / хищная норка, единица за контрольную / единица измерения.
Буква Я
Испытание № 6
Тест
- В каком ряду сочетаний слов все слова употреблены в прямом значении?
- Цветущий сад, заснувший ребенок, потерянный взгляд
- Бегающие дети, погасшая свеча, сорванный цветок
- Открытая местность, натянутые отношения, приподнятое настроение
- Текущие события, рассеянный человек, подавленное настроение
- В каком ряду не все слова являются синонимами:
- Подарок, подношение, презент, гостинец
- Поэт, стихотворец, певец, лауреат
- Нарядиться, разодеться, разрядиться, расфрантиться
- Объединение, союз, ассоциация, альянс
- В каком ряду не все слова являются синонимами:
- Узы, оковы, путы
- Воображение, фантазия, вымысел
- Старание, одолжение, услуга
- Холм, пригорок, возвышенность
- Какая пара слов не является антонимами?
- Редколесье, чащоба
- Жизнерадостный, печальный
- Лицемерный, двуличный
- Закономерный, случайный
- Какая пара слов не является антонимами?
1)Лучезарный, мрачный
2)Милосердие, безжалостность
3)Немногословный, словоохотливый
4)Жизнерадостный, оптимистичный
Ответы к тесту:
1-
2-
3-
4-
5-
Буква З
Домашнее задание
Английский философ Френсис Бэкон говорил, что в этом заключается сила. Л.Н. Толстой говорил, что важно ни количество их, а качество. Максим Горький говорил, что человек, обладающий этим - непобедим.
Выбрать одно из высказываний и прокомментировать (5 предл.), как вы понимаете смысл высказывания?
Доп. задание
Текст про розу: вставить пропущенные буквы, выписать синонимы, антонимы, найти слово, у которого есть омоним
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Слово – основная единица лексикологии (повторение).
Использован учебник: Русский язык. 6 класс. Под редакцией Е.Я. Шмелёва. Москва. Вентана-Граф, 2015.Предмет: русский языкТип урока: урок закрепления материала (повторение)Цели урока: - способствовать з...
УРОК-ПОВТОРЕНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений.
Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений....
Лексикология. Повторение и обобщение
Урок-игра...
Лексикология. Повторение и обобщение.
Рабочий лист к уроку...
Лексикология. Повторение и обобщение. Доп. материал к уроку
Легенда, которая зачитывается в начале игры детям (оформить лист, как древнее послание)...
Технологическая карта урока "Лексикология. Повторение"
Данная технологическая карта предназаначена для обобщения и систематизации знаний учеников по теме "Лексикология"...
Лексикология: повторение и обобщение.
Материал может быть интересен при проведении обобщающих уроков по теме "Лексика"....