Тема урока: Слово – основная единица лексикологии (повторение).
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Использован учебник: Русский язык. 6 класс. Под редакцией Е.Я. Шмелёва. Москва. Вентана-Граф, 2015.
Предмет: русский язык
Тип урока: урок закрепления материала (повторение)
Цели урока: - способствовать закреплению понятия слово через филологический анализ теста; способствовать формированию уважительного отношения к родному языку.
Планируемые результаты:
Личностные
- создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка;
- развитие способности оценивать собственную учебную деятельность.
Метапредметные:
- овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;
- умение определять цели предстоящей учебной деятельности;
Предметные:
- развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- умение ориентироваться на страницах учебника, самостоятельно грамотно списывать текст, писать под диктовку;
- составление синквейнов;
- закрепление орфографических норм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_6_klass.docx | 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС
Конспект составила учитель русского языка
МБОУ ТСОШ №3 Бордзикули Н.О..
Тема урока: Слово – основная единица лексикологии (повторение).
Использован учебник: Русский язык. 6 класс. Под редакцией Е.Я. Шмелёва. Москва. Вентана-Граф, 2015.
Предмет: русский язык
Тип урока: урок закрепления материала (повторение)
Цели урока: - способствовать закреплению понятия слово через филологический анализ теста; способствовать формированию уважительного отношения к родному языку.
Планируемые результаты:
Личностные
- создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка;
- развитие способности оценивать собственную учебную деятельность.
Метапредметные:
- овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;
- умение определять цели предстоящей учебной деятельности;
Предметные:
- развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- умение ориентироваться на страницах учебника, самостоятельно грамотно списывать текст, писать под диктовку;
- составление синквейнов;
- закрепление орфографических норм.
Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности | ||
Слово учителя: - Посмотрите, пожалуйста, на 1-ый слайд. Как вы думаете, какие чувства выражены на лицах смайликов? Подарите один из смайликов своему товарищу. - С помощью чего ещё мы выражаем свои эмоции? - Как вы думаете, о чём говорят девочки? (2-ой слайд). Можно ли точно определить, о чём они говорят? Почему? (Да, мы не слышим слова, которые девочки употребляют.) - Люди воспринимают информацию через два канала: невербальный, когда люди используют мимику, жесты, и вербальный, через слова. Как вам, ребята, удобнее общаться? Почему? | Дают ответы. Дети предполагают: радостная улыбка; спокойная, мягкая, нежная улыбка; не знаю; хитрая улыбка; удивление; человек сердится. С помощью слов. Дети отвечают: «Да, мы не слышим слова, которые девочки употребляют, поэтому не можем понять, о чём идёт речь.» Учащиеся высказывают своё мнение. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Актуализация знаний | ||
- Как вы думаете, ребята, какова тема нашего урока? - Какова главная цель урока? - Каковы задачи урока? – Скажите, как на уроках русского языка мы рассматриваем слово? - Итак, запишем предложение: Слово –единица лесикологии. (Выполняется синтаксический разбор, объясняются орфограммы и знаки препинания) | Формулируют тему урока (слово –единица лексикологии) Формулируют цель и задачи (помощь учителя) Учащиеся говорят о том, что мы говорим о слове с точки зрения принадлежности его к определенной части речи, с точки зрения его звукового состава, наличия морфем и т. д.) В ходе беседы на доске и в тетрадях появляется следующая схема, отвечающая на вопрос, какие разделы русского языка изучают слово: орфография лексика фонетика СЛОВО словообразование морфология орфоэпия | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Закрепление материала. | ||
- Подберите определение к каждому термину зеленого цвета. - Выполните в форме теста упражнение 9 на стр. 224. - Поменяйтесь тетрадями, проверьте уровень знаний своего одноклассника. |
2)Слушаем устные высказывания и дополнения учащихся Анализ работ и вывод. Взаимопроверка. | сравнение как возможность прийти к общему мнению; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IV. Выполнение упражнений для закрепления Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию | ||
- Попробуем записать слова, прочитав их толкование. С помощью чего объясняется значение этих слов? (упражнения №11, 12). - Запишите слова, выделите корни, словообразовательные морфемы. - С каких точек зрения мы рассматривали слова? - Что же такое слово, и с каких точек зрения рассматривают его лингвисты? - С каких ещё точек зрения рассматривают слово лингвисты? Для этого обратимся к тексту. – Докажите, что это текст. – Объясните смысл названия. – Какие средства художественной выразительности использовал писатель? – Рассмотрим слово «звезда» с точки зрения фонетики, морфологии. - Упражнение 19. Физминутка по упр. 20. Если вы слышите слова, дающие человеку положительную оценку, вы встаёте; если отрицательную – садитесь. - Вспомните пословицы, в которых встречаются данные пары слов. Как называются такие слова? Посеешь-пожнёшь, дело-потеха, свет-тьма. - Вспомните, персонажей мультфильмов и литературных произведений. Сопоставьте их по противоположным качествам характера. Какие лексические средства вам для этого понадобятся? - Упражнение 24. - Мы сегодня говорили о роли слов в нашей жизни. Приятно слышать вежливые слова. Какие слова вежливости вы знаете? Составление синквейнов Пример синквейна Слово Живое, драгоценное. Утешит, поможет, приободрит. Доброе слово – божественный дар. Сила. | •Учащиеся дают ответы. •Выясняют значение слов с помощью однокоренных слов; •Записывают слова, выделяя у них корни и суффиксы. • Учащиеся подводят итог ( ст. зрения лексического значения, морфемного состава, правописания). 3. Работа с текстом (У каждого на партах лежит текст «Слово-звезда» ) Слово-звезда. В каждой душе слово живёт, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит ещё тысячи лет. Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной. (По М. Пришвину) М. Пришвин размышляет о силе человеческого слова, которое, подобно звезде, дарит свет людям. Учащиеся находят метафоры в тексте, сравнительные обороты,определяют переносное значение слова. Фонетический разбор. Определение синонимов в тексте. Определение понятия АНТОНИМЫ. Запись одной из пословиц. Что посеешь, то и пожнёшь. Делу время, а потехе час. Ученье - свет, а неученье – тьма. Делают выводы (мы еще раз убедились, что слово играет большую роль в жизни людей, оно является основной единицей языка; его можно рассматривать с разных точек зрения). | Анализ объектов с целью выделения; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | ||
- Исследование какой темы мы с вами вели на уроке? - Какие понятия закрепили? - Удалось решить поставленную задачу? - Где можно применить наши знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса Домашнее задание: - на выбор выполните упр. 18 или 23. - Ребята, спасибо за урок. | Дают ответы на вопросы Анализируют работу на уроке через самооценку Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Слово – основная единица языка.
Цели урока: - способствовать освоению понятия слово через филологический анализ стихотворения; способствовать формированию уважительного отношения к родному языку....
К уроку физики "Основные единицы измерения системы СИ"
Возникновение Международной системы единиц. Определение основных единиц в системе СИ. Дополнительные единицы измерения....
Слово - основная единица языка
Данная презентация наглядно демонстрирует уровни языка. Объсняет, почему именно слово является центральной единицей данной языковой системы....
Слово - основная единица языка.
Урок проводился в 4 в классе, в рамках "Недели по преемственности среднего звена и начальной школы". Тема урока: "Слово - основная единица языка". Выбрала эту тему. потому что она является обобщающей,...
Слово - основная единица языка.
Презентация по русскому языку на тему "Слово - основная единица языка"....
Слово – основная единица языка
Слово – основная единица языка...
Вводный урок русского языка в 6 классе по теме "Слово - основная единица языка" (программа М. Разумовской).
Разработка урока русского языка для 6 класса по теме: `Слово - основная единица языка` (программа М. Разумовской). Содержит технологическую карту урока, приложение с картой заданий для учеников. Форма...