Буквы а-о в корне с чередованием -лаг-//-лож-
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Кононыхина Анна Викторовна

Презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koren_lag-lozh.pptx862.19 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 5 классе на тему : « Буквы а-о в корне с чередованием - ЛАГ-//- ЛОЖ-» Кононыхиной Анны Викторовны, у чителя русского языка и литературы

Слайд 2

Третье декабря Классная работа

Слайд 3

Уж небо ос.. нью дышало Уж реже солнышко бл ..стало К.. роче ст.. новился день Л..сов т.. инственная сень С печ .. льным шумом обнажалась. Ложился на п..ля туман, Гусей крикливых к.. раван Т.. нулся к югу: прибл..жалась Довольно скуч .. ная пора; Стоял н.. ябрь уж у двора. (А.С. Пушкин)

Слайд 4

Работа со словарём СЕНЬ и , о сени, в сени, ж. ( устар ). То , что покрывает, укрывает кого-что-н. Под сенью деревьев. Могильная с. * Под сень чего, в знач. предлога с род. п. - под укрытие, под защиту чего-н. Под сень закона КАРАВАН каравана , м. Купеческий обоз с товарами на вьючных животных в пустыне или в степях (на Востоке). Караван верблюдов остановился для ночлега. Лермонтов. 2 . Партия, группа путешественников. Наш караван ехал по прелестной долине. Пушкин. || перен . Движущаяся вереница кого- чего-н.

Слайд 5

Повторим изученное! Какие корни с чередованием Е//И вы знаете? - бер -//- бир -, -дер-//- дир -, -мер-//-мир-, -пер-//-пир-, -тер-//-тир-, - блест -//- блист -, -жег-//-жиг-, -стел-//- стил -, -чет-//- чит - От чего зависит выбор букв Е//И в корне?

Слайд 6

Прочитайте текст, найдите и выпишите слова, в которых есть корни с чередованием, графически объясните правописание Старший молвил: «Что за диво! Всё так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал Да хозяев поджидал».

Слайд 7

Теперь влекут мое вниманье Княжна, Руслан и Черномор . Пред ними стелется равнина, Где ели изредка взошли...

Слайд 8

За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть : Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит.

Слайд 9

Петушок спорхнул со спицы, К колеснице полетел И царю на темя сел, Встрепенулся, клюнул в темя И взвился… и в то же время С колесницы пал Дадон – Охнул раз, - и умер он.

Слайд 10

Вот, море кругом обежавши, Высунув язык, мордку поднявши, Прибежал бесёнок, задыхаясь, Весь мокрёшенек, лапкой утираясь..

Слайд 11

« Что, Соколко , что с тобою? Ляг!» - и в комнату вошла, Дверь тихонько заперла…

Слайд 12

Проверь себя! Прибирал, стелется, блестит, умер, утираясь, заперла.

Слайд 13

Всяким яством угощала; Ул..жила отдыхать На парчовую кровать. (А.С. Пушкин) Быть может, в Лете не потонет Строка, сл_гаемая мной… (А.С. Пушкин) Лета - в древнегреческой мифологии река забвения, разделяющая царства живых и мертвых . Можем ли мы объяснить, в каком слове пишется буква О, а в каком – А? Можно ли подобрать проверочное слово? Какова тема урока?

Слайд 14

Тема урока: Буквы а-о в корне с чередованием -ЛАГ-//-ЛОЖ-

Слайд 15

• Проанализируйте слова в левой и правой колонке. •Попробуйте установить закономерность в написании букв а – о в корне - лаг -//- лож - . Прочитайте слова Выполните в парах изл а гать сл а гать прил а гательное изл о жить сл о жение прил о жение изл а гать сл а гать прил а гательное изл о жить сл о жение прил о жение

Слайд 16

В корне –лаг-//-лож- пишется Буква А , если после корня есть суффикс а Буква О , если после корня нет суффикса а изл а г а ть сл а г а ть прил а г а тельное изл о жить сл о жение прил о жение Исключение: пол о г Заполните таблицу в рабочем листе

Слайд 17

Работа со словарём ПОЛОГ, полога, мн.пологи, пологов, м. а) Занавеска, закрывающая кровать сверху и с боков. Ситцевый п. б) Любая занавеска, закрывающая, загораживающая что-л. Откинуть п. перен. что-л., являющееся покровом, служащее покрытием. П. тумана

Слайд 18

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы, устно объясните правописание Изл ..гать содержание, пол.. гаться на друзей, предл ..гать решение, прил..гать усилия, простое предл .. жение , пол.. жение дел, распол ..житься на отдых, возл ..гать на помощников.

Слайд 19

Выборочный диктант (1 вариант выписывает слова с буквой А, второй - с О) Предл_гать (ничью), пол_жительный (герой), распол_гающая (улыбка), (изменить) пол_жение , (закончить) изл_жение , (уменьшить) сл_гаемое , (высказать) предпол_жение , (просклонять) прил_гательное , (произвести) сл_жение , ул_житься (в секунды), пол_гаться (на коллектив), отл_жить (визит), распол_гать (данными).

Слайд 20

1 вариант 2 вариант -Л А Г- п редлагать р асполагающая с лагаемое п рилагательное п олагаться р асполагать -Л О Ж- положительный положение и зложение п редположение сложение у ложиться отложить

Слайд 21

Запомни! В русском языке глаголы с корнем -лаг- (-лож-) не употребляются без приставок, поэтому нет слова « ложить », «ложу»… надо говорить: кладу книгу, класть на стол. Исключением является глагол ложиться. Век тебя я не забуду: Ты найдешь меня повсюду, А теперь ты воротись, Не горюй и спать ложись. (А.С.Пушкин)

Слайд 22

В 1811 году А. С. Пушкин благодаря своему дяде Василию Львовичу Пушкину поступает в лицей, распологавшийся в Царском Селе. Здание лицея располажилось во флигеле Екатерининского дворца. Продолжительность обучения составляла 6 лет, предпологалось 2 этапа: первые 3 года по программе старшей школы, а далее – по университетской. Особое внимание удилялось обучению словесности: каждый ученик должен был научиться писать сочинение на заданную тему, излогая свои мысли правильно и изящьно . Процесс обучения занимал практически весь день. Проживали лицеисты в этом же здании, каждому воспитаннику пологалась небольшая комнота с самой необходимой мебелью. За воспитанниками строго следили , но телесные накозания запрещались . В Лицее слажились основные представления поэта о самых важных жизненных понятиях, о своем месте в жизне , сформировались главные черты его хорактера . Задание: найди и исправь ошибки

Слайд 23

В 1811 году А. С. Пушкин благодаря своему дяде Василию Львовичу Пушкину поступает в лицей, распол а гавшийся в Царском Селе. Здание лицея распол о жилось во флигеле Екатерининского дворца. Продолжительность обучения составляла 6 лет, предпол а галось 2 этапа: первые 3 года по программе старшей школы, а далее – по университетской. Особое внимание уд е лялось обучению словесности: каждый ученик должен был научиться писать соч и нение на заданную тему, изл а гая свои мысли правильно и изящ ь но . Процесс обучения занимал практически весь день. Проживали лицеисты в этом же здании, каждому воспитаннику пол а галась небольшая комн а та с самой необходимой мебелью. За воспитанниками строго следили, но телесные нак а зания запрещались. В Лицее сл о жились основные предст а вления поэта о самых важных жизненных понятиях, о своем месте в жизн и , сформировались главные черты его х а рактера . Проверь себя!

Слайд 24

Слова для справок: предлагал послушать, аккуратно сложил и взял, расположился в кресле, отложила вязание, несколько предложений, вложил душу, восторженно слушали Задание: работая в пар ах, составьте небольшой текст, используя слова для справок

Слайд 25

Подведем итоги От чего зависит правописание букв А-О в корнях лаг//лож? Когда пишется буква А? Когда пишется буква О? Есть ли исключения? В чём особенность употребления этих корней?

Слайд 26

Домашнее задание Стр. 100 выучить правило Упражнение 226


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра «Буквы Е - И в корнях с чередованием» в 5 классе.

Презентация, выполненная в занимательной форме,  носит контролирующий характер. Она предназначена для учащихся 5 класса. Цель: 1. Проверить знания и умения  учащихся по теме «Буквы Е ...

Презентация "Буквы е-и в корнях с чередованием"

Урок русского языка в 5 классе по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой, презентация, есть задания для наблюдения, развития речи, занимательный материал. (Выдавала этот урок на кон...

Презентация "Буквы о-а в корнях с чередование раст -рос"

В данной презентации есть материал для закрепления изученного по теме "Приставки на -з,-с",  "Чередование корней лаг-лож, раст -рос"...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Интегрированный урок по теме "Буквы Е- И в корнях с чередованием" с применением компьютера. В ходе урока учащиеся повторяют и обобщают уже имеющиеся знания, знакомятся с правописанием Е-И в корнях с ч...

Урок на тему «Буквы Е – И в корнях с чередованием»

Урок на тему «Буквы Е – И в корнях с чередованием» используется изучении нового материала....

Конспект урока по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Конспект урока по русскому языку для 5 класса с игровым элементом...

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...