Презентация "Буквы е-и в корнях с чередованием"
презентация к уроку русского языка (5 класс) по теме

Урок русского языка в 5 классе по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой, презентация, есть задания для наблюдения, развития речи, занимательный материал. (Выдавала этот урок на конкурсе "Учитель года").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e-i_v_kornyah_s_cheredovaniem.pptx377.14 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока Буквы е-и в корнях с чередованием Цели урока Знать: - понятие «чередование звуков»; - условия выбора гласных е-и в корнях с чередованием; Уметь : - объяснять условия выбора гласных е-и в корнях с чередованием; - находить и графически обозначать изучаемую орфограмму.

Слайд 2

Письмо по памяти Испокон века книга растит человека. (пословица)

Слайд 3

Чередование звуков При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова. Эту замену называют чередованием звуков: выб е ри книгу - выб и рать книгу

Слайд 4

Ваша цель – узнать, в каких случаях происходит чередование гласных е –и в корнях с чередованием, и овладеть способом выбора е-и в корнях с чередованием : б е р – б и р а , п е р – п и р а , д е р - д и р а , т е р - т и р а , м е р - м и р а , ст е л – ст и л а , бл е ст – бл и ст а , ж е г –ж и г а.

Слайд 5

Наблюдение Определите вид глаголов. Назовите корни и чередующиеся гласные в них. Какой суффикс стоит после корня в глаголах несовершенного вида? Сделайте вывод, когда в корне пишется е и когда –и? Из бир а ть – из бер у За пир а ть – за пер От дир а ть – от дер у Вы тир а ть – вы тер За мир а ть – за мер Рас стил а ть - рас стел ю Блист а ть - блест еть Вы жиг а ть - вы жечь

Слайд 6

Корни с чередованием е-и бер – бир а - блест – блист а - дер - дир а - жег –жиг а - мер - мир а - пер – пир а - стел – стил а - тер - тир а -

Слайд 7

В корнях с чередованием е-и пишется буква и, если после корня стоит суффикс –а-. Например : за м е р ло (нет а ), со б и р а ешь.

Слайд 8

Используя корни с чередованием, с данными приставками образуйте слова: раз- за- при- на- у- по- рас- под- б е р – б и р а п е р – п и р а д е р - д и р а т е р -т и р а м е р -м и р а ст е л – ст и л а

Слайд 9

Письмо с комментированием. Объясни, какая буква пишется в корне? Быстро соб .. рись – заб .. райся в сани, зам_реть от восторга – зам_рать от восхищения, заж_гательный танец – выж_чь узор, бл_стательный успех. Придумайте и запишите предложение с использованием выделенных словосочетаний.

Слайд 10

– О каком человеке так говорят? За всё б.. рётся , да не всё удаётся. Чего не положил – не б.. ри . С живого шкуру сд .. рёт . Нос зад.. рает , а в голове ветер гуляет. Объясните написание пропущенных букв.

Слайд 11

Самостоятельная работа. Распределите словосочетания в два столбика: Е - И выб .. ри книгу, выб ..рать книгу, выд ..рать сорняки; выд .. ру сорняки, выт..рать пыль, выт.. реть пыль, зап .. реться в комнате, зап ..рать дом , ут .. реть нос, ут ..рать слезы .

Слайд 12

Проверяем! Е И выб е ри (нет а) книгу выд е ру (нет а) сорняки зап е реться (нет а) в комнате ут е реть нос (нет а) выб и р а ть книгу выд и р а ть сорняки зап и р а ть дом ут и р а ть слезы

Слайд 13

Игра «Четвёртое лишнее» 1 в соб .. рите тетради 2 в. выст .. лать соломой зверь зам.. р бл .. снуть знаниями пробл .. ски мысли заст .. лать постель расст ..лается туман ст..рать мел с доски

Слайд 14

ПРОВЕРЯЕМ! Расст и л а ется туман, бл е снуть (нет а ) знаниями

Слайд 15

Соревнуемся! Представьте себе, что таблица, показывающая, каким правилам подчиняется правописание безударных гласных в корнях, попала в воду и часть текста исчезла. Сколько времени вам понадобится, чтобы восстановить ее? Имейте в виду, что в каждой графе было не менее трёх примеров: Безударные гласные в корне, проверя ... ... гласные непроверяемые Чередующиеся … в корне ... гласные е/и в корне помидор трава положить выбирать

Слайд 16

Дома: правило стр. 245, упр. 654, придумайте 5 предложений с данными словосочетаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Корни с чередованием

таблица корней с чередованием...

Правописание корней с чередованием Е-И

Презентация к уроку русского языка в 5 классе....

Е-и в корнях с чередованием

Данная тема изучается в 5 классе, и далее учащиеся постоянно встречаются с этой орфограммой при формировании навыков грамотного письма. Очень важно на начальном этапе изучения научить ребят  виде...

Гласные в корнях с чередованием

На уроке отрабатываются правила и алгоритмы написания гласных в корнях с чередованием, формируется умение учитывать лексическое значение корней при выборе гласной, закрепляются теоретические и практич...

«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...