Система уроков по теме "Фонетика"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Бакума Юлия Алексеевна

Презентация может быть использована при проведении уроков по теме "Фонетика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Система уроков по теме "Фонетика"1.46 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система уроков по теме «Фонетика» 5 класс

Слайд 2

Цель уроков: Изучение фонетики как раздела науки о языке.

Слайд 3

Поспевает брусника, Стали дни холоднее. И от птичьего крика В сердце только грустнее. Стаи птиц улетают Прочь за синее море, Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется И заплачет спросонья. Выразительно прочитайте стихотворение. Какова тема стихотворения? Озаглавьте его, вынеся в заглавие тему. Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему слово Осень написано с большой буквы?

Слайд 4

Пишем сочинение-миниатюру. Как вы относитесь к Осени? Представьте, что она живая. Опишите ее. Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Какой я вижу осень?» Оформите свой ответ в виде текста из 3 – 5 предложений, опираясь на схему. Осень, как любое время года, по-своему интересна. Я вижу ее … (опишите цвета осени, ее запах, звуки). Она похожа на… Вот такой я вижу осень.

Слайд 5

М ы живем в мире звучащей речи. Когда мы говорим, то произносим звуки. Их называют звуками речи. Образуются они с помощью органов речи. Звуки речи изучает фонетика. Фонетика (от греч. Phone – звук) – это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. Приведите примеры слов с элементом фон со значением звук.

Слайд 6

Смыслоразличительная роль звука – это способность звука служить для различения слов и их форм . Свойственна ударным гласным (дым – дом) и согласным в определенной позиции (дом – том), в которой они не могут измениться, например, утратить звонкость (стать глухими): код – кот. Звук в такой позиции называется фонемой.

Слайд 7

Графика (от греч. grapho - пишу) - раздел языкознания, изучающий систему письменных знаков того или иного языка и их соотношение со звуками.

Слайд 9

Гласные звуки. Гласные звуки состоят только из голоса. При их образовании выдыхаемый воздух проходит через рот свободно. В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [ы], [э].

Слайд 10

Согласные звуки. При образовании согласных звуков выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия, и от этого получается шум.

Слайд 11

Кто главнее - гласные или согласные? Эксперимент с гласными Расшифруйте фамилии писателей, используя только гласные уее, еоо, ао, аа Эксперимент с согласными Расшифруйте фамилии писателей, используя только согласные Пшкн, Лрмнтв, Брт, Мршк

Слайд 12

Изменение звуков в речевом потоке. Понаблюдайте за поведением звуков в разных позициях. Чередование – это замена одних звуков другими в разных позициях. в[ ó] ды – под ударением в[а]да – без ударения

Слайд 13

Согласные твердые и мягкие. Большинство согласных звуков образуют пары по твердости – мягкости. [м] - [м’], [б] - [б’] Не образуют пары: [ж], [ш], [ц], [ч’], [щ’], [й’] Ж ень- ш ень ц ветет в ч а щ ах Й орка.

Слайд 14

Большинство согласных звуков образуют пары по звонкости – глухости: [б] - [п] [в] - [ф] [г] - [к] [д] - [т] [ж] - [ш] [з] - [с] Не образуют пары: Звонкие (сонорные) [н] [м] [л] [й'] [р] Н аша м ама л ечит й одом р ану Глухие [ц], [х], [ч'], [щ'] Ц апля х очет ч аю, щ ей.

Слайд 15

Прочитайте стихотворение. Какие картины природы вы представляете? Что помогает вам представить эти картины нагляднее? Свищет ветер, серебряный ветер В шелковом шелесте снежного шума. (С.Есенин) Поет зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка.

Слайд 16

Зву́копись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков. По ко р ням уп р угим топо р зазвучал. Ассонанс – повторение одинаковых гласных звуков. У наших у шки на мак у шке! Ч у ть у тро осветило п у шки И леса синие верх у шки — Франц у зы т у т как т у т.

Слайд 17

Работа в парах . Найдите в предложенных ниже предложениях приемы звукописи. Какова роль этих приемов? Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Люблю берёзку русскую, То светлую, то грустную… Береза является символом России. Какой ее чаще всего изображают поэты и художники? Какой ее представляете вы? Опишите березку, опираясь на схему. Береза, березка, березонька. Так ласково у нас называют это дерево. Она привлекает мой взгляд своим неповторимым видом: … (опишите, какой вы видите березку). Осенью листочки у березки … (понаблюдайте за тем, какие листочки у березки осенью, и опишите). Скоро наступят холода, и … (продолжите) Мне очень нравятся березки.

Слайд 18

Орфограмма №9 Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Буквы Ч и Щ в сочетании с другими согласными пишутся без Ь Чк точка Чн точный Нч нынче Нщ каменщик Рщ борщевик Чт почта Мягкость [л'] перед согласным всегда обозначается мягким знаком. мельче

Слайд 19

Ь для обозначения мягкости согласных пишется Во всех остальных случаях Ь для обозначения мягкости согласных не пишется. На конце слова В середине слова после Л и после Н перед ш В середине слова перед буквами К, Б,М,Г Богатырь Кольчуга Уменьшить Коньки Борьба письмо деньги Бантик К акая б у м а г а?

Слайд 20

Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха : во-да, на-у-ка. В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог. Открытые слоги заканчиваются на гласный звук: ВО-ДА, ТРА-ВА. Закрытые слоги заканчиваются на согласный звук: ПАР-ТА, КОС-ТЮМ, ЧЁР-НЫЙ

Слайд 21

Ударение — это выделение голосом одного из слогов в слове . Такой слог называется ударным, все остальные слоги — безударными. Во многих языках словесное ударение закреплено за определенным слогом. Например, во французском – на последний слог (studier), в английском – на первый (study). В русском языке ударение разноместное , поэтому оно может падать на любой слог. Д и ктор – 1 слог Удив и тельный – 3 слог Окн о – 2 слог Перевор а чивается – 4 слог Кроме того, ударение в русском языке называют подвижным , так как оно может смещаться в разных формах слова с одного слога на другой. сторон а – в ст о рону – стор о н

Слайд 22

Ударение выполняет смыслоразличительную роль, то есть позволяет различать слова и разные формы одного и того же слова. з а мок – зам о к о кна – именительный падеж множественного числа окн а – родительный падеж единственного числа Определите количество слогов в каждом слове Сорока Лиса Жаворонок Вишня Гусь Ягода Галка Синица Волк Поставьте ударение в словах Алфавит, каталог, столяр, жалюзи, туфля Заучив весь алфавит, Он имел усталый вид. Ударение в слове каталог Падает всегда на третий слог! Красит здания маляр, Мебель делает столяр. Слово «туфля» я прочту С ударением на «ту». Поскорее привези Для окошек жалюзи!

Слайд 23

Звонить, торты, щавель, углубить Прилетел мохнатый шмель И уселся на щавель. Он звонит, они звонят. Очень встретиться хотят. Чтобы было легче жить, Знания нужно углубить. В музее — натюрморты: На них — цветы и торты. Выделите букву ударного гласного в одинаковых по написанию словах: синим цветом – в формах одного слова, красным цветом – в разных словах Сорок учеников – стая сорок. Выкупать ребёнка – выкупать товары. Широкие реки – берег реки. Дальняя дорога – вещь дорога. С правой стороны – в разные стороны.

Слайд 24

Правила переноса слов Если слово состоит из нескольких морфем, помимо корня, такие слова нужно переносить, не разбивая части слова. Про-беж-ка, смеш-ливый. Исключение составляют слова, у которых корень начинается с буквы ы . Ро-зыгрыш (нельзя роз-ыгрыш ). Если слово состоит только из корня и окончания, то оно переносится по слогам. Бе-рё-за . Буквы ь, ъ, й не переносятся на следующую строку. Буль-он, отъ-езд, май-ка. 4. Нельзя оставлять на строке или переносить одну букву. Актив-но, ар-мия (нельзя а-ктивно, а-рмия ). 5. При сочетании нескольких согласных подряд может быть несколько вариантов переноса. Се-стра, сес-тра, сест-ра. 6. Две одинаковые буквы разбиваются переносом. Мас-са, ван-ная. Исключение составляют начальные двойные согласные корня. По-ссорились (нельзя с-сора, пос-сорились ). Выпишите и подчеркните слова, которые нельзя переносить с одной строки на другую Нельзя оставлять на строке или переносить одну букву. Нельзя переносить односложные слова. Лисица, иней, ученик, обувь, ссора, класс, дождь, язык, пальто, очки, ключ, русский.

Слайд 25

Сделать фонетический разбор слов. Вариант 1 Съезд Вьюга местность Вариант 2 Подъезд Лестный Чувство

Слайд 26

Орфоэпия – раздел науки о языке, в котором изучаются правила произношения и ударение в словах. Словарная работа. алфавИт, алфавИтный ательЕ [тэ ] ворОта вЫздороветь докумЕнт, докумЕнты доскА, у доскИ, на дОску досУг инженЕр, инженЕры инструмЕнт, инструмЕнты каучУк кашнЕ [нэ ] квартАл киломЕтр конЕчно [шн ] магазИн модЕль [дэ ] музЕй [з` ] партЕр [тэ ] предмЕт пустЯчный [шн] сантимЕтр свЁкла свИтер [тэ ] скворЕчник [шн] скУчный столЯр тЕннис [тэ ] торт, тОрты фарфОр цемЕнт что [шт] чтОбы [шт ] шоссЕ [сэ ] шофЁр, шофёры щавЕль яИчница [шн` ]

Слайд 27

Орфоэпические нормы В области гласных 1. аканье – произношение [а] на месте безударных О [малако] 2. иканье - произношение [и] на месте безударных Е, Я Медаль [м‘идал'] Пятак [п‘итак] В области согласных 1. Оглушение – замена звонкого согласного на парный ему глухой на конце слова или перед глухой согласной дуб[дуп], дубки[дупк'и] 2. Озвончение – замена глухого согласного на парный ему звонкий перед звонким согласным Молотьба [малад'ба] 3. Наличие непроизносимых согласных Солнце [сонцэ] 4. Постоянно твердые [ж], [ш], [ц].

Слайд 28

Контрольные вопросы. Что такое фонетика? На какие группы делятся звуки речи? Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите их. Пары согласных по звонкости – глухости. Непарные звонкие. Непарные глухие. Пары согласных по твердости – мягкости. Непарные твердые. Непарные мягкие. Что такое графика? Что такое аллитерация? Приведите примеры. Что такое ассонанс? Приведите примеры. Что такое орфоэпия? Назовите орфоэпические нормы в области гласных. Назовите орфоэпические нормы в области согласных.

Слайд 29

Вопросы к зачету. Вариант 1 1. Фонетика – это .. 2. Гласных звуков в русском языке … Это… 3. Пары согласных по звонкости – глухости… Непарные звонкие и глухие… 4. Аллитерация – это… Пример. 5. Орфоэпические нормы в области согласных. Вариант 2 Орфоэпия – это … Пары согласных по твердости – мягкости… Назовите непарные твердые и мягкие. Графика – это… Орфоэпические нормы в области гласных. Ассонанс – это…Пример..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нестандартных методов и приемов в системе уроков на тему: Стихотворение К. Симонова "Родина"и при работе над текстами на уроках РРС и ФП на второй ступени обучения

Мной представлена система  нестандартных уроков  по РРС и ФП. На этих уроках учащимся предъявлен к восприятию речевой материал по теме: «Стихотворение «Родина»,  автор К.Симонов» и...

Итоговый урок из системы уроков по акробатике.

На уроке используется метод идиомоторной тренировки, поисковопознавательный метод....

Итоговый урок из системы уроков по акробатике.

На уроке используется метод идиомоторной тренировки, поисковопознавательный метод....

Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"

В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...

Презентация к уроку литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого (1-й урок в системе уроков)

Презентация к вводному уроку литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого представлена отдельными фрагментами....

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)...