Цели деятельности педагога | Познакомить ребят с дефисным написанием наречий; формировать навык написания дефиса в наречиях; повторить дефисное написание в существительных, прилагательных, местоимениях; уметь отличать наречия с приставкой по- от прилагательного с предлогом |
Тип урока | Урок объяснения нового материала |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать условия выбора дефиса между частями слова в наречиях; различение наречий с приставками и омонимичных сочетаний; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать наречия с приставками и омонимичные сочетания. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Личностные: знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; проблемный метод; лекция с элементами беседы; анализ языковых фактов; работа со словарем, работа с географической картой; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные ресурсы | Рыбченкова Л.М.. Русский язык. 7 класс : учеб. для общеобразоват. Учреждений. М. : Просвещение, 2014. http://www.uroki.net http://www.zavuch.info http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.intergu.ru http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия | Орфограмма, дефисное написание наречий |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимо- действия на уроке | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
1. Актуализация и пробное учебное действие. 2. Выявление места и причины затруднения | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Создание проблемной ситуации, эвристическая беседа | Прием «Да – нет» Решение. Учитель загадывает понятие по теме урока. Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: «да», «нет», «и да и нет». Пример. На данном уроке загадывается знак русского языка (дефис), и ребята начинают задавать учителю вопросы: ∙ Это знак пунктуационный? (Нет.) ∙ Это знак орфографический? (И да и нет.) ∙ Этот знак ставится в предложении? (Нет.) ∙ Этот знак ставится в слове? (Да.) В итоге ребята делают вывод, что это дефис. Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы. Словарный диктант. Иссиня-чёрный, пол-ягоды, кто-то, индо-китайский, пол-лимона, полтетради, юго-западный, картофелеуборочный, вопросно-ответный, пол-Москвы, полуостров, дикорастущий, кто-нибудь, диван-кровать, что-либо, машиностроительный. – На какие правила встретились вам слова в этом диктанте? – Расскажите о постановке дефиса в именах прилагательных, именах существительных и глаголах1 | Обдумывают ответы на вопросы, участвуют в диалоге с учителем, осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обо-сновывают свою точку зрения | Уст- ные ответы, вопросы для уточ- нения информации |
Физкультми-нутка | Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперед и назад.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка | Выполняют элементарные физические упражнения | Фронтальная | Выполнение физических упражнений |
3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам | Выслушивает возможные варианты ответов обучающихся. Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. – В наречиях приставки пишутся слитно, раздельно и через дефис. Сегодня мы рассмотрим лишь дефисное написание приставок в наречиях. На слайде таблица «Дефисное написание наречий». по-заячьи | во-первых | давным-давно | когда-то | по-новому | в-седьмых | мало-помалу | откуда-то |
– Сформулируйте условия дефисного написания наречий, опираясь на графическое обозначение. Организует и сопровождает деятельность учащихся | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Слушают учителя | Фронтальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабо-чих группах |
|
4. Творчес- кая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Обсуждение результатов проекта, подготовленного учащимися | Организует и сопровождает совместную деятельность. – Сравните свои доводы с материалом учебника (с. 112– 113). Что еще нужно добавить в таблицу? Выслушивает возможные варианты ответов обучающихся, подводит к выводу о вариантах дефисного написания наречий. Организует и сопровождает деятельность учащихся | Принимают участие в работе, знакомят с результатами работы группы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Групповая, индивидуальная | Личностные: желают приобретать новые знания, умения. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию. Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Уст- ные сообщения, ответы на вопросы, вопросы для уточнения информации |
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Составление связных рассказов об изученных нормах, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, письменная работа | Организует работу по обобщению и систематизации знаний, полученных на уроке, с применением «Конструктора ситуационных задач» Л. С. Илюшина (см. Приложение на с. 268).
Самостоятельное выполнение упражнений разного уровня сложности, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса. Организует и сопровождает деятельность учащихся | Строят понятные высказывания, выполняют задания. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Записывают в тетрадь вывод урока | Групповая, индивидуальная | Личностные: имеют желание участвовать в творческом, созидательном процессе. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения | Вопросы для уточ- нения информации, выполнение упражнений в тетрадях |
7. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, решение чайнворда, оценивание за работу на уроке | А1. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н? 1) Ране..ый в руку; 3) беше..о скачет; 2) испуга..о посмотрел; 4) утро тума..о. А2. В каком наречии на месте пропуска пишется буква О? 1) Ещ..; 3) зловещ..; 2) горяч..; 4) волнующ.. . А3. В каком наречии на месте пропуска пишется буква А? 1) изредк..; 3) своевременн..; 2) достаточн..; 4) направ.. . А4. В каком примере дефис не ставится? 1) (По)прежнему доверяю; 3) (во)первых; 2) (по)дружески; 4) (по)другому пути. В1. Выпишите из данного предложения отрицательное наречие. Он нимало не смутился, когда его уличили во лжи. С1. Опишите, используя наречия, действия продавца2. Контролирует правильность выполнения задания. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке | Отвечают на вопросы, работают со справочным материалом, оценивают работы одноклассников | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения | Практическая работа в тетрадях, оценивание работы учащихся |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | Приём «Телеграмма» Вариант 1. Кратко напишите самое важное, что уяснили на уроке с пожеланиями однокласснику и отправьте (обменяться). Вариант 2. Напишите пожелание себе с точки зрения изученного на уроке. – В конце урока дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом
| Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений | Индивидуальная | Личностные: стремятся к приобретению новых знаний и умений. Познавательные: приобретают умения организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят монологические высказывания | Листы обратной связи |