Конспект урока по теме "Дефис между частями слова в наречиях"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Масликов Владислав Александрович

Конспект урока по теме "Дефис между частями слова в наречиях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл defis_v_narechiyah.docx24.64 КБ
Office presentation icon defis_v_narechiyah_7_klass.ppt216.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:    Дефис между частями слова в наречиях

 

 Цели урока:

•      

познавательные: знакомство учащихся с условиями написания дефиса между частями слова в наречиях; формирование навыка написания дефиса между частями слова в наречиях. уметь отличать наречия от омонимичных частей речи.

•  коммуникативные: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие речи -  конструирование предложений по схемам.

•  личностные: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

     

       Тип урока – урок объяснения нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация

 Методы: частично-поисковый, словесно-наглядный, проблемный при открытии нового материала.

 Приёмы: работа с учебником, таблицей, карточками, самостоятельная работа, самоконтроль.

 Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

                                                Ход урока

I.        Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Учитель: Добрый день! Мы с вами изучаем очень интересную часть речи. Это наречие. Эпиграфом нашего урока будут слова М. Горького: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной и выразительной». (Слайд № 1)

ΙΙ Актуализация опорных знаний.

Учитель: Давайте вспомним все, что мы знаем о наречии, для этого выполним небольшое задание. Я буду зачитывать утверждение, если вы согласны с данным утверждением, то поставьте цифру 1, если не согласны – поставьте 0 (аргументируйте свой выбор). В итоге у вас должен получиться набор цифр, так называемый код (слайд №2)

1.        Наречие – самостоятельная часть речи? (да).

2.        Наречие обозначает предмет? (нет: наречие обозначает признак действия).

3.        В предложении наречие является обстоятельством? (да).

4.        Наречие отвечает на вопросы: какой, какая, какие? (нет: где, куда, откуда, как).

5.        Наречие относится к глаголу? (да).

6.        Наречие изменяемая часть речи? (нет).

7.        У наречия есть окончание? (нет).

8.        Наречие склоняется? (нет).

9.        Наречие имеют 6 разрядов по значению? (Да: образ и способ действия, меры и степени, места, времени, причины, цели).

10.        Наречие места отвечает на вопросы когда, как долго? (нет: где, куда, откуда).

Учитель: Давайте проверим, какой код у вас получился

(слайд №3). 1010100010.

     

1I. Мобилизующий этап

Учитель просит детей  в предложениях, записанных на доске, назвать наречия и объяснить их правописание

На доске запись: Слайд 4

Никита повернул направо, к реке.  Лошадь с места пошла вскачь. Кое-где на  небе мелькали ласточки. Зрители горячо аплодировали.  Кое-как и как-нибудь до добра не доведут.

 2. Формулирование учащимися темы и пели урока

Скажите, к какой части речи относятся эти слова. Правописание каких слов  вам не удается объяснить?

Незнакомая орфограмма находится в словах кое-как и как-нибудь. Это наречия.

Учитель.

У- Скажите, какой знак препинания поставлен между частями слова в этих наречиях.

Д-Между частями слова в этих наречиях поставлен дефис

Сформулируйте тему сегодняшнего урока. 

 Тема сегодняшнего урока: Дефис между частями слова в наречиях. СЛАЙД 5

Возникает проблема: в каких случаях между частями слова в наречиях надо ставить дефис?

 

Тему урока учитель записывает на доске. Запишите себе в тетради

-Учитель. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.

 -Что сегодня мы должны узнать на уроке? Какие цели должны поставить перед собой?:

 

-Цель урока - Узнать,  СЛАЙД 6

А)когда наречия пишутся через дефис,

Б) научиться находить наречия в тексте и писать их правильно .

В)учиться правильно применять новое правило на письме.

Работа в группах

 Учитель. Приступим к работе по первой части поставленной вами цели.

Узнаем, в каких случаях в наречиях пишется дефис. СЛАЙД 7

Детям предлагается  проанализировать состав наречий в упражнении и сформулировать самостоятельно случаи  выбора дефисного написания

Задание 1

Кое-где, где-либо, где-то, где-нибудь;

По-новому, по-моему, по-прежнему;

По-волчьи, по-немецки, по-дружески;

Во-первых, во-вторых, в-шестых;

Чуть-чуть, мало-помалу, крепко-накрепко, еле-еле.

 Скажите, после каких приставок и при одновременном наличии каких суффиксов в наречиях пишется дефис?

На слайде таблица «Дефисное написание наречий»

Учитель.

Сформулируйте правило о правописании наречий через дефис полностью в порядке наших наблюдений и рассуждений.

Учащиеся обсуждают изученный материал.

Сравнивают свой вывод материалом учебника. Слайд 9

Первичная проверка понимания.

А) Работа с теоретическим материалом учебника

  1. Выполнение упр.№278 ( по образцу дети образуют наречия , записывают их через дефис, выделяя графически морфемы)

 Задание 2

Наречия с приставками надо отличать от похожих сочетаний предлогов с разными частями речи.

-Запишем предложения: (слайд №9

По-другому думаю — иду по другому пути.

По-прежнему верю — судя по прежнему высказыванию.

Солнце светит по-осеннему.

По осеннему небу плывут облака 

Учитель: Эти слова отличаются друг от друга в произношении? (нет!).

А чем отличаются данные слова в значении и написании? (наречие обозначает признак действия, а прилагательное обозначает признак предмета, отвечают на разные вопросы и, соответственно, пишутся по-разному).

Вывод: судить о том, какая перед нами часть речи, о том, как правильно писать, можно лишь в предложении, в контексте.

Сформулируйте правило о правописании наречий через дефис полностью в порядке наших наблюдений и рассуждений.

Закрепление СЛАЙД 10

 тосковать (по) настоящему делу

 отдохнуть (по) настоящему

идти (по) осеннему лесу

приветствовать (по) дружески

 мяукать (по) кошачьи

гулять (по) весеннему парку

(по) вчерашнему прогнозу погоды

плакать (по) ребячьи,

мычать (по) телячьи

по-весеннему тепло

 

Учитель. Продолжим  работу по второй части цели урока.

 Прочитаем вслух ряды наречий. Подумайте, как они подобраны в каждом ряду.

Сформулируйте задание к этому упражнению.

В каждом ряду надо найти лишнее слово и исключить его. СЛАЙД 11

Упражнение 1УСТНО

1) (во) вторых, (в) четвертых, (едва) едва;

2) (по) братски, (по) домашнему, (по) весеннему;

3) (кое) как, как (нибудь), (кое) где;

4) крепко (накрепко), мало (помалу), где (либо);

5) (вот) вот, бок (о) бок, (давным) давно.

Учитель. Исключение каждого слова надо обосновать.

Упражнение 3 СЛАЙД 12

Случилось это, когда мальчику минуло четыре года. Однажды отец застал его лежащим на полу. Около него были разложенные листы нотной бумаги. Все они оказались исписанными кривыми строчками нот и испачканы размазанными кляксами. «Что ты пишешь?» — поинтересовался отец. «Концерт для клавира», — ответил ребенок. Мальчик вскарабкался на стул у клавесина и заиграл. Мальчика звали Вольфганг Амадей Моцарт. Через (не ) сколько лет имя мальчика стало известно всей Европе, где он выступал с концертами. Слушатели отмечали, что играл он ( по )настоящему виртуозно. (Мало) помалу взрослые музыканты поняли, что не могут сравниться с ним в искусстве игры. (Едва ) едва пальцы мальчика прикасались к инструменту, прекрасная музыка уже лилась из-под них. Говорили, что этот ребенок со временем затмит всех музыкантов и станет величайшим композитором, когда (либо) жившим на земле. И Моцарт действительно стал им.

(По Л. Закошанской)

Ответы учащихся.

Учитель. Напишите выделенную часть текста, раскройте скобки. Графически обозначьте орфограмму по теме урока.

IV.Закрепление

Мини-тест

Замените словосочетания наречиями, которые пишутся через дефис:
1) Говорил на русском языке (…….)
2) Жить не так, как раньше (……..)
3) Очень крепко (………………..)
4) Неизвестно куда (…………)
5) Небрежно сделанная работа (……………)
6) Ехал медленно (…………….)
7) Много ягод (……………)
8) Ушел не прощаясь (………………….)
9) Сделать совсем немного (…………….)

V.Рефлексия

Сегодня на уроке мы познакомились с написанием наречий через дефис.

Цели достигнуты? (на все вопросы, предложенные на слайде, дети отвечают утвердительно).

1.        Чему научились?  Познакомились с условиями написания наречия через дефис?

2.        Умеем определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях?

3.        Умеем отличать наречия от других частей речи?

Ребята, систематизировать и  упорядочить  вам знания, которые вы получили по теме  поможет кластер.

Выставление оценок и домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной и выразительной» М. Горький

Слайд 2

1. Наречие – самостоятельная часть речи (..). 2.Наречие обозначает предмет. 3.В предложении наречие является обстоятельством (..) . 4.Наречие отвечает на вопросы: какой, какая, какие (..) . 5.Наречие относится к глаголу (..). 6.Наречие изменяемая часть речи (…). 7.У наречия есть окончание .(…). 8.Наречие склоняется (..). 9.Наречие имеют 6 разрядов по значению (…) 10.Наречие места отвечает на вопросы когда, как долго.

Слайд 3

КОД 1010100010.

Слайд 4

1. Никита повернул направо, к реке. 2. Лошадь с места пошла вскачь. 3. Кое-где на небе мелькали ласточки. 4. Зрители горячо аплодировали. 5. Кое-как и как-нибудь до добра не доведут.

Слайд 5

Дефис между частями слова в наречиях.

Слайд 6

ЦЕЛИ УРОКА: -узнать, когда наречия пишутся через дефис; -научиться находить наречия в тексте и писать их правильно; -учиться правильно применять новое правило на письме.

Слайд 7

Сформулируйте самостоятельно условия дефисного написания наречий. Упражнение: По-новому, по-моему, по-прежнему; По-волчьи, по-немецки, по-дружески; Во-первых, во-вторых, в-шестых; Кое-где, где-либо, где-то, где-нибудь; Чуть-чуть, мало-помалу, крепко-накрепко, еле-еле.

Слайд 8

Дефис в наречиях Условия Примеры 1) по- + -ому (-ему) по-новому по-прежнему 2) по- + -и 3) в- (во-) + -ых (-их) от числительных по-волчьи по-дружески по-немецки во-первых в-третьих 4) кое- кое-где кое-куда 5) –то, - либо, -нибудь откуда-то когда-либо где-нибудь

Слайд 9

По-другому думаю — иду по другому пути. По-прежнему верю — судя по прежнему высказыванию. Солнце светит по-осеннему. По осеннему небу плывут облака

Слайд 10

Тосковать (по) настоящему делу; отдохнуть (по) настоящему; идти (по) осеннему лесу; приветствовать (по) дружески; мяукать (по) кошачьи; гулять (по) весеннему парку; (по) вчерашнему прогнозу погоды; плакать (по) ребячьи; мычать (по) телячьи; (по) весеннему тепло.

Слайд 11

Упражнение 1. 1) (во) вторых, (в) четвертых, (едва) едва; 2) (по) братски, (по) домашнему, (по) весеннему; 3) (кое) как, как (нибудь), (кое) где; 4) крепко (накрепко), мало (помалу), где (либо); 5) (вот) вот, бок (о) бок, (давным) давно.

Слайд 12

Упражнение 2. Через (не ) сколько лет имя мальчика стало известно всей Европе, где он выступал с концертами. Слушатели отмечали, что играл он ( по )настоящему виртуозно. (Мало) помалу взрослые музыканты поняли, что не могут сравниться с ним в искусстве игры. (Едва ) едва пальцы мальчика прикасались к инструменту, прекрасная музыка уже лилась из-под них. Говорили, что этот ребенок со временем затмит всех музыкантов и станет величайшим композитором, когда (либо) жившим на земле. И Моцарт действительно стал им.

Слайд 13

1. Познакомились с условиями написания наречия через дефис? 2. Умеем определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях? 3. Умеем отличать наречия от других частей речи?

Слайд 14

Ответьте на несколько вопросов, закончив предложения. 1. Сегодня я узнал… 2. Я научился… 3. Было трудно…

Слайд 15

Домашнее задание п. 44, упр. 278


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 7-м классе по теме "Дефис между частями слова в наречиях"

Цели и задачи   урока:знакомство с условиями написания наречия с приставками через дефис;формирование умения писать при определенных условиях наречия через дефис;формирование умения от...

Конспект урока русского языка "Дефис между частями слова в наречиях" (7 класс)

Конспект урока адресован творчески работающим педагогам, заботящимся не только о формировании орфографических навыков, но и о сохранении и укреплении здоровья обучающихся....

Урок русского языка в 7 классе "Дефис между частями слова в наречиях" .

Данный материал используется на уроках русского языка в 7 классе  при изучении темы "Наречие"....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Дефис между частями слова в наречиях".

Данная презентация может быть использована на уроке русского языка в 7 классе при изучение темы  "Дефис между частями слова в наречиях"....

Проект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: "Дефис между частями слова в наречиях".

Цель: организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся по осмысленному усвоению правила дефисного написания наречий и овладению учащимися способами действий по его применению на предм...

Конспект урока в 7 классе "Дефис между частями слова в наречиях"

На уроке использованы  методы технологии проблемного обучения  и критического мышления....