Конспект ФГОС «Текст как речевое произведение. Тема текста»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок построен на приёмах технологии критического мышления и методике развития читательской грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta_5_kl_tekst_kak_rech._proizved.docx | 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС «Текст как речевое произведение. Тема текста»
Технология критического мышления
Цель деятельности учителя | Образовательная: формировать у обучающихся понятие о тексте на основе осознания его основных признаков, дать понятие о широкой и узкой темах текста Воспитательная: способствовать формированию эстетического отношения к языку, стремлению к речевому самосовершенствованию Развивающая:развивать умение связного устного высказывания, логическое мышление, мотивацию к обучению. |
Тип урока | Урок развития речи |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знать понятия «текст», «тема» текста,"основная мысль текста"(идея), применять полученные знания и умения в речевой практике Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне Личностные:осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию |
Оборудование | ПК, проектор |
УМК | Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др. – М.: Просвещение, 2011г. |
Наглядно-демонстративный материал | карточки ,учебник |
Основные требования к ЗУН обучающихся | Знать: что такое текст, его отличительные особенности, Уметь: определять тему текста, составлять текст по заданной теме |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Промежуточный контроль | |
1) Организационный этап. | Дети, вам тепло? (Да) -- В классе светло? (Да) -- Прозвенел уже звонок? (Да) -- Уже закончился урок? (Нет) -- Только начался урок? (Да) -- Хотите учиться? (Да) -- Значит, можно всем садиться! | Приветствует обучающихся. | Готовятся к уроку. Настраиваются на работу. 1 обучающийся выразительно читает ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ | Наблюдение
| |
2) Актуализация знаний. | Беседа с классом | - Сегодня, ребята, я предлагаю вам забыть, что вы ученики и представить, что мы с вами группа ученых, работающих над важнейшими проблемами лингвистики. Представили? - Ребята, а какое качество является самым важным качеством для ученого? (умение мыслить, анализировать, думать) - Вы обладаете такими качествами? И конечно же не забываем и соблюдаем правила общения. Сегодня у нас урок развития речи. Каждый человек, говорящий и пишущий на русском языке должен уметь выражать свои мысли грамотно. Учитель: Пока вы отдыхали на перемене, ветер – озорник перепутал слова из логической цепочки. Определите последовательность слов и объясните свой выбор. На доске: словосочетание - слово – звук – предложение. Дети: звук – слово – словосочетание - предложение – ? Учитель: Давайте вспомним, какие разделы науки о языке изучают каждую единицу языка? Дети: звук, - фонетика, слово – лексикология, словосочетание, предложение – синтаксис. Создание проблемной ситуации. Учитель: Обратите внимание на цепочку, она не закончена. Как вы думаете, какая единица языка должна быть следующей? Почему она является завершающим в этой цепочке? Дети: В этой цепочке завершающим словом будет текст, потому что эта самая большая единица языка. Учитель: Давайте найдем ее на схеме. (Слайд 2) Отличается ли она от других единиц? А какая наука о языке изучает текст? Дети: Да, своими признаками, особенностями. Науку о языке мы не знаем (или предположение, варианты). Формулировка темы и цели урока обучающимися. Учитель: Итак, скажите, пожалуйста, что мы с вами будем изучать сегодня на уроке и какие цели мы должны перед собой поставить? Дети: тема урока – текст и его признаки. Цель: дать понятие, что такое текст, выявить его основные признаки, узнать, какая наука изучает текст.
Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите число и тему нашего урока. (Слайд 3) Как приятно видеть людей, которые умеют связно и красиво говорить. Мы любуемся речью, когда не угадываем ее смысл, а понимаем его сразу. Долгое время лингвисты ограничивались изучением звуков, морфем, слов, словосочетаний, предложений. Но постепенно ученые стали исследовать более крупные отрезки речи: сочетание предложений, абзацы, и целые тексты. Так сложилась наука о тексте. Эта наука называется текстоведением (текст + ведать, знать). (Слайд 3) Изучая текст, лингвисты установили, что он имеет определенные законы построения, в нем есть такие особенности, которых нет у предложений. Что такое текст? Как вы думаете? Давайте подберем слова близкие по значению к этому слову. Текст (от лат. textum – ткань, связь, соединение). Как вы это понимаете? (Слайд 3) Давайте вспомним отрывок из мультфильма «Трое из Простоквашино», где родители получают письмо дяди Федора. - Почему родители не поняли послания сына? | Отвечают на вопросы Приходят к выводу, что текст должен создаваться по определенным правилам Вывод: текст не получился | Устные ответы | |
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | А какими же признаками обладает текст? Именно об этом мы сегодня на уроке и поговорим Слово ТЕКСТ заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает «ткань, единство»(т.е. словесное единство). - А на каких уроках помимо уроков русского языка вам приходится работать с текстом? -Тему мы определи, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цель нашего урока. На какие вопросы нам необходимо сегодня ответить? (Что такое текст? Каковы признаки текста? Как определить тему текста?) - Для чего нам это нужно знать? Где мы найдем применение данным знаниям? | Запись темы, даты Отвечают на вопросы Вывод об актуальности знаний Научиться самим создавать тексты. | Устные ответы | ||
4) Первичное усвоение новых знаний. | Задание 1: Какой из данных отрывков является текстом? Свой ответ обоснуйте. С.10определение ТЕКСТ | 1. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Ещё цветут поздние осенние цветы. 2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берёз легкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонике серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы. Работа с учебником Тематическое и смысловое единство – необходимые признаки текста. Текст вместе с заголовком представляет собой единое целое. - Что нужно сделать, чтобы озаглавить текст? (Надо поставить два вопроса: о чем говорится?Что именно?) - Какой заголовок подходит нашему тексту? | В ходе обсуждения обучающиеся приходят к выводу, что текстом можно назвать второй отрывок, т.к. в нем ведется речь об одном предмете речи, предложения связаны между собой единой темой. Читают учебник Записывают опорную схему | Устные ответы | |
5) Первичная проверка понимания | Упр.12 Справочная информация Алексе́йПетро́вичМаре́сьев - лётчик, Герой Советского Союза. Из-за тяжёлого ранения во время ВОВ ему были ампутированы обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо и летал с протезами. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага. Маресьев — прототип героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». | Рассказ о летчике. Текст Мотор осёкся и замолчал. Самолёт, стремительно понёсся вниз. Падая, самолёт задел верхушки сосен. Сломав несколько деревьев, машина развалилась на части. Но мгновением раньше Алексея вырвало из сиденья, подбросило в воздух, и, упав на широкую вековую ель, он соскользнул в глубокий сугроб. Это спасло ему жизнь. | Доклад обучающегося Выполняют задания. Работа в парах. | Письменная работа | |
6) Динамичес кая пауза | Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать и отвечать И совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. | ||||
7) Первичное закрепление. | Упражнение13 | Итак, мы с вами обозначили основные признаки текста: 1. Предложения должны быть связаны темой(по смыслу) ТЕМА определяем, когда задаем вопрос О ЧЕМ? - Определите тему текста упр.69 2. Предложения должны быть связаны грамматически(последовательность) Существуют средства связи предложений в тексте. - Найдите в тексте упр.13 такие средства | Запись Тема – это то, о чем говорится в тексте. Работают по тексту упражнения. | Устные ответы | |
8) Информация о домашнем задании | Сочинение "Осень" | Поясняет задание | Записывают задание | ||
9) Рефлексия (подведение итогов занятия) | Итак, давайте подведем итог нашим исследованиям текста - Назовите признаки текста - Какой вопрос поможет определить тему текста? - Где пригодятся полученные знания? - Все ли получилось на уроке? | Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке | Оценки за урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока развития речи по теме: Текст
Познакомить учащихся со строением текста; развивать речь, мышление, тренировать в умении находить предложения, слова в предложениях....
Конспект урока русского языка по теме "Текст. Смысловые типы речи" в 10 классе
Урок проведён с использованием метода проектов и групповой работы по анализу текстов разной типологической направленности. Одна из групп в течение урока готовит мини-проект как "шпаргалку" по теме "Те...
Управление процессом порождения речевого произведения на основе текста
Говорение на основе текста - это предпосылка для качественного осуществления ситуативного (неподготовленного) говорения.На старшем этапе взаимосвязанное обучение чтению и говорению представляется...
Рабочая тетрадь для элективного курса "Текст как речевое произведение" 8-9 класс
Рабочая тетрадь элективного курса помоет при подготовке к экзамену по русскому языку в 9 классе.Это практический материал....
ОГЭ: задание 2 (Текст как речевое произведение)
Презентация к занятию по подготовке к ОГЭ по русскому языку (Задание 2 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста)...
КОНСПЕКТ интегрированного физкультурно-речевого занятия ТЕМА: «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди» для детей подготовительной группы
Занятие разработано для развития и совершенствования речи и двигательной активности дошкольников посредством интеграции образовательных областей: физическое развитие и речевое развитие....
Конспект занятия по речевому развитию Тема: «Зимние забавы» Группа ОНР (средняя)
Развивать речевые навыки детей через игры и упражнения на тему зимы и зимних забав....